Как достичь гармонии в цвете? О закономерностях цветового круга. Как достичь цветовой гармонии

Я тот самый чайник, о котором говорится в заголовке: в художественную школу не ходила, колористике не обучалась. Но чайником я оказалась дотошным, и пока самостоятельно не разобралась в азах этой науки, к написанию статьи не приступала.

А началось всё с того, что я выучилась на стилиста-имиджмейкера. В ходе обучения (причем у разных педагогов) постоянно всплывала тема цветовой гармонии. Но информация все время была не структурированной, либо структурированной слабо. Учителя предлагали просто заучить цветовые комбинации и пропорции, но мне такой подход совсем не близок - если есть объективные закономерности, алгоритмы, то я постараюсь их изучить и понять. Только в таком случае я смогу эти знания применять в реальной жизни.

Перед тем, как я взялась за эту работу, я честно перелопатила интернет. Блогеры только цитируют авторов книг, без попыток разъяснить обывателю, что к чему. (Я и сама так делала вот ).

Изучала цветоведение я по книге Йоханесса Иттена «Искусство Цвета». В книге всего 95 страниц, однако над каждой я сидела по несколько дней - настолько глубоки и многомерны рассуждения автора. Йоханесс Иттен - художник и крупнейший исследователь цвета XX века. Именно он является создателем цветового круга - главного инструмента цветового конструирования. Вообще, очень рекомендую эту книгу приобрести в домашнюю библиотеку - пригодится и вам, и вашим детям.

ФИЗИКА ЦВЕТА
Помните, из школы:»Каждый охотник желает знать где сидит фазан?». С помощью этой забавной фразы нас учили последовательности цветов в радуге. А почему именно такая последовательность именно этих цветов особо никому не разъяснялось.
Объяснения мы найдём прочитав про опыт сэра Исаака Ньютона, который тот провел в 1676 году. Почтенный учёный с помощью трехгранной призмы разложил солнечный свет на спектр и получил эту цветовую последовательность.


Далее он проделал множество других опытов с призмой и солнечным светом. Нам с вами интересен опыт, по получению дополнительных цветов. Если с помощью призмы собрать все цвета, кроме зеленого, то на экране мы увидим красный. А если собрать все, кроме фиолетового, то получим жёлтый. А вот если мы объединим красный с зеленым, а фиолетовый с желтым, то в результате получится солнечный цвет. Такие пары цветов называются дополнительными. Это очень важно знать, если желаете разобраться с цветовой гармонией.

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Изложенная выше информация, конечно, полезная, но она не позволяет просто структурировать положения колористики и наглядно их продемонстрировать. Исследователь Йоханесс Иттен много лет изучал цвет, прежде чем вывел формулу своего знаменитого цветового круга. С этого момента и далее я буду постоянно обращать ваше внимание на цветовой круг, т.к. он и выступил тем самым наглядным цветовым конструктором, который просто объясняет принципы цветовой гармонии.

Очень важно понять, как он этот круг сочинил. Ниже пишу алгоритм, читайте внимательно.

1. Иттен взял три основных цвета: жёлтый, красный и синий, равномерно закрасил этими цветами равносторонний треугольник.
Скептики спросят: «А почему именно эти цвета он взял за основу?». Отличный вопрос, спасибо! Он их выбрал, потому что любой человек с нормальным зрением способен определить, к примеру, желтый, без красного или синего оттенка. Тоже самое с красным и синим. А вот с другими цветами начинается свистопляска.

2.Далее он стал смешивать цвета друг с другом: желтый с красным, красный с синим, синий с желтым. Получились соответственно оранжевый, фиолетовый и зеленый. Тааак, чтобы вписать в модель эти цвета, Иттен циркулем очертил окружность вокруг треугольника, и на его основе выстроил правильный шестиугольник. Получившиеся пустые треугольники он заполнил новыми цветами.

3. Вокруг этого круга он начертил еще один, побольше, и разделил его на 12 одинаковых секторов. Шесть секторов он заполнил, согласно логике. Посмотрите на картинку: вершины треугольников четко указывают каким цветом необходимо заполнить каждый сектор.



4. Чтобы заполнить оставшиеся 6 секторов, Иттен стал смешивать соседние цвета: желтый с оранжевым, оранжевый с красным, красный с фиолетовым и т.д. Получившимися цветами он заполнил пустые сектора.

Итак, если мы посмотрим на получившийся цветовой круг, то увидим, что дополнительные цвета (это те, которые в тандеме образуют солнечный свет, помните?) находятся друг напротив друга. А 2 главных трехцветия: красный-синий-желтый и зеленый-оранжевый- фиолетовый образуют равносторонние треугольники (приглядитесь, они ровно через 3 сектора располагаются!).
Поздравляю, если вы поняли, как устроен цветовой круг, то вам не составит труда понять, как им пользоваться, чтобы определять гармоничные цветовые сочетания.

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ
Обычно, когда людей спрашиваешь, какие сочетания цветов являются гармоничными, они называют либо миксы схожих цветов (фиолетовый-синий-голубой), либо пастельную гамму (розовый-голубой- бежевый).
Иттен много лет изучал, как люди относятся к цветам и сделал вывод, что для разных людей под словосочетанием «цветовая гармония» подразумевается совершенно разные сочетания цветов. (Кстати, он тут тоже вывел кое-какие закономерности, он же является основоположников теории цветотипирования «Времен Года», но сегодня не об этом). Его такие результаты совершенно не устроили, он пытался найти некие объективные законы, по которым абсолютно все люди с нормальным зрением будут воспринимать некоторые сочетания цветов как гармоничные.

И он их нашел! (Не без помощи Гёте, Герига, Румфорда и Оствальда, разумеется, но об этом,как вы понимаете, тоже не в этой статье).

Мы с вами, то есть люди, так устроены, что во всём любим порядок. И утверждение «Гармония = порядок» справедливо.

Расскажу тут вам о нескольких опытах, которые привели к очень важному умозаключению касательно гармонии, о котором я напишу чуть ниже. (Просто пока вы к этому ещё не готовы).
Опыт №1: Посмотрите на красный квадрат на белом фоне. Теперь зажмурьтесь. Какой цвет будет перед глазами?
Правильно, зелёный. Когда я была маленькой, мама часто тренировала мое зрение с помощью такого упражнения: Я должна была секунд 15 смотреть на лампочку, на которой был нарисован черный круг. Потом мне нужно было перевести взгляд на стену. И я видела какой круг на обоях? Правильно белый. Это явление можно назвать последовательным контрастом. Для достижения равновесия глазу требуется дополнительный цвет. Круто, да?

Опыт №2 :Посмотрите на серый квадрат на желтом фоне. Смотрите долго, секунд 30.

Вам не кажется, что он не просто серый?

А теперь посмотрите на этот же самый квадрат на зеленом фоне.

Какой оттенок у него,м?
Если вы все правильно делали и у вас нормальное зрение, то соответственно увидели фиолетовый на первой картинке и красный на второй. Это явление называется симультанным контрастом. Чистые цвета имеют тенденцию окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет!

Больше никаких опытов я вас не заставлю проводить, но расскажу об удивительных результатах опытов одержимых физиологов. В общем, искался цвет, на восприятие которого мы тратим ровно столько сил, сколько требуется для их восстановления. И им оказался…средний серый цвет! Именно он даёт ощущение равновесия, которое так необходимо нашему зрению. Иттен провел множество опытов и выяснил, что если смешать дополнительные цвета (на бумаге), то получится тот самый средний серый. Он же получится, если смешать красный с синим и желтым. Кроме того, если смешать другие цвета, которые образованы смешением красного, синего и желтого цвета в надлежащих пропорциях, то мы тоже получим тот самый средний цвет.

Друзья, примите мои поздравления! Мы добрались до последнего параграфа!

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ

Итак, на основание всех рассуждений и умозаключений, сделанных в предыдущем параграфе, Иттен сделал вывод, что все цвета, которые соединяются в цветовом круге с помощью равносторонних и равнобедренных треугольников, квадратов и прямоугольников, образуют гармоничные цветовые сочетания.

Собственно, всё. У меня есть реальный цветовой круг, и когда мне требуется придумать, с чем его сочетать, я начинаю умозрительно рисовать геометрические фигуры с вершиной в желаемом цвете. Но можно и по картинке в телефоне.

Давайте рассмотрим конкретный пример.

ПРИМЕР.
У меня есть пальто оранжевого цвета. Какие возможны варианты цветовых сочетаний?

1). Сочетание двух цветов.
Берем из цветового круга цвет, диаметрально противоположный оранжевому. получается синий.

2)Сочетание трех цветов. Здесь есть различные варианты:
а. Равносторонний треугольник: Оранжевый, зелёный и фиолетовый:

b. Равнобедренный треугольник: желтый, оранжевый и красный.

с. Еще один равнобедренный треугольник: оранжевый, желто-зелёный и красно-фиолетовый.

d. Следующий равнобедренный треугольник: оранжевый, сине-фиолетовый, сине-зелёный.

e. Так, и остался самый махонький равнобедренный треугольничек, с соседними цветами: оранжевый, желто-оранжевый, красно-оранжевый.


3). Сочетание 4-х цветов.
а. Квадрат состоит из оранжевого, синего, красно-фиолетового и желто-зеленого.

.

b. Прямоугольник получится из оранжевого, красного, зеленого и синего.





c. Можно еще сделать 2 прямоугольника: оранжевый, оранжево-желтый, синий, сине-фиолетовый и оранжевый, оранжево-красный, синий и сине-зелёный. Я даже не буду стараться и подбирать картинки, потому что сочетания получатся для глаза обычного человека аналогичными.

Ну, как-то так, товарищи. Как вы видите, с цветом тоже можно на «ты», без помощи интернета. Лично у меня теперь всегда есть уверенность, когда я формирую интерьер или костюмный ансамбль в разных цветах.

Конечно, в этой статье написано далеко не все про цвет. В ней я затронула только тему цветовых созвучий. А вот про характеристики цвета, про ахроматы, про цветовые контрасты и цветовой шар поговорим как-нибудь попозже.

А теперь упражнение для закрепления навыка. Для желающих. Ниже я выложила множество картинок с гармоничными (и не очень) сочетаниями цветов, с обязательным присутствием оранжевого. Ваша задача на картинки посмотреть, уловить свои эмоции и определить фигуры, которые лежат в основе этих созвучий.

И это, как его. С Наступающим!





















С уществует несколько общепризнанных подходов к созданию гармоничных цветовых сочетаний в одежде , а также интерьере или где-то еще:

  • » Монохроматическое сочетание цветов. В таком сочетании используются только различные оттенки одного и того же цветового тона.
  • » Ахроматическое сочетание цветов. Для создания композиции в таком стиле используются черный, белый и многочисленные оттенки серого цвета.
  • » Комплементарное (контрастное) сочетание цветов. Это сочетания дополнительных пар цветов, исходя из представления цветового круга.
  • » Сочетание трех равноудаленных оттенков. В таком сочетании используются три оттенка на цветовом круге, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга. Чтобы этого добиться, можно вписать в круг равносторонний треугольник и крутить его в разные стороны.
  • » Total look в одном цвете. Для создания композиции используют только один цвет для всего наряда. Допустимы небольшие включения контрастного цвета в аксессуарах.
  • » Сочетание теплых и холодных тонов. Это сложные сочетания, которые могут быть рекомендованы людям с хорошо развитым чувством стиля. Упростить такие сочетания поможет введение в ансамбль третьего ахроматического цвета.

Давайте рассмотрим все нюансы этих приемов применительно к составлению стилистически выдержанного гардероба, а также некоторые специфические методы подбора сочетаемых цветов.

Монохроматичесое сочетание цветов

Монохроматическое сочетание цветов подразумевает сочетание трех и более оттенков одного цвета. Одежда в такой цветовой гамме оставляет впечатление достаточно простой, но в то же время мягкой, модной, женственной и благородной. Важно отметить, что в некоторых случаях очень близкие оттенки в пределах одного тона могут сливаться и создавать дисгармонию. Чтобы избежать этого, стоит рассмотреть не только оттенки в пределах одного и того же тона, но и созвучные оттенки смежного тона. Давайте разберем на конкретном примере. Синий тон имеет несколько оттенков: циан (сине-зеленый цвет или «цвет морской волны»), лазурь, неоновый, ультрамарин, кобальтовая синь и др. Так как это все оттенки в пределах одного тона, то любое их сочетание называется монохроматическим. Теперь давайте вспомним детскую считалочку: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". В ней перечисляются в определенном порядке все семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Таким образом, для синего цвета смежными являются голубой и фиолетовый. И дополнительный цвет для нашего ансамбля мы будем искать именно среди многообразия оттенков голубого (аквамарин, бирюзовый, электрик и др.) или фиолетового цветов (индиго, лавандовый, пурпурный и др.).

Ахроматическое сочетание цветов

Как известно, ахроматические цвета лишены тона. Существует всего один максимально чёрный и один максимально белый цвет и бесконечное число светлых и тёмных оттенков серого цвета, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу между белым и чёрным. Неоспоримое преимущество ахроматических цветов в том, что они являются прекрасным фоном для любых других тонов.

Ахроматические цвета совместимы практически с любыми хроматическими цветами за редким исключением.

Белый цвет ослабляет яркость прилегающих к нему цветов и делает их более тёмными, чёрный, наоборот, - повышает их яркость и делает их более светлыми. Также надо знать, что белый и черный цвета сильно повышают контрастность хроматических цветов, находящихся рядом с ними. А играть на очень контрастных оттенках следует с большой осторожностью.

Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих тонов и цветов. Любой цвет немедленно может вывести серый цвет из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд, придав ему тот оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету, пробудившему его. Это превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цветовом тоне. Серый цвет - это бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов. Вместе с тем, серый - это базовый цвет нашего мира. Мы различаем черты лица, отдельные пряди волос именно благодаря серым теням, отражающим рельеф. Перепады серого помогают нам распознать текстуру ткани, как и многие другие явления в мире.

Благодаря такой универсальности независимо от "колорита" и "cезона" каждый из нас может носить одежду темно-серого цвета (цвета древесного угля), но только в компании с цветами из сезонной палитры.

Комплементарное сочетание цветов

С одной стороны, комплементные цвета, стоящие рядом, приводят друг друга к максимальной яркости. Этим приемом зачастую пользуются художники, играя дополнительными цветами там, где надо поставить акцент. С другой стороны, те же цвета, смешанные вместе, дают серый цвет. Это очень важно с физиологической точки зрения. Человеческий глаз устроен таким образом, что чтобы чувствовать себя непринужденно, ему необходимо видеть нейтральный серый цвет. В этом заключается один из принципов цветовой гармонии: два и более цвета взаимно гармоничны, если их смесь производит серый. Наши глаза видят серый в двух ситуациях: при смешении желтого, красного и синего, либо из комплементных пар. Более того, любому оттенку просто необходим комплементный оттенок для целостности и гармонии. В этом легко убедиться, проведя небольшой эксперимент. Дело в том, что человеческий глаз как-бы генерирует дополнительный цвет там, где его не хватает. Перед Вами два квардрата. Посмотрите в течение одной минуты на красный квадрат, затем закройте глаза и Вы увидите комплементный ему зеленый квадрат. Такой эксперимент можно проделать с любым цветом. Каждый раз Вы будете видеть его дополнительный цвет.

Кроме того, необходимо помнить, что максимально удаленные друг от друга цвета не всегда хорошо смотрятся вместе. Такие цвета, обладающие большой насыщенностью и яркостью, часто режут глаз своей контрастностью. Поэтому, если Вас влекут противоположные тона, то лучше выбирать их приглушенные оттенки. Иногда помогает прием, когда к одному из комплементных цветов подбирается оттенок смежного тона и вводится третьим в ансамбль. Он призван смягчить восприятие.

Если контрастные детали в вашем гардеробе невелики на общем фоне, к примеру, пояс, перчатки, шарф или шапка, то они могут обладать и достаточно насыщенным и ярким оттенком.

Сочетание трех равноудаленных оттенков

Следующий прием - выбор трех равноудаленных друг от друга оттенков . Данный метод создает впечатление пестроты, силы, решительности. Сделать это можно следующим образом: в цветовой круг вписать равносторонний треугольник и крутить его в разные стороны. При этом вершины треугольника всегда будут показывать на три равноудаленных оттенка. При этом наиболее сильно выраженный цветовой контраст дадут три цвета: желтый, красный и синий. И интенсивность цветового контраста уменьшается по мере того, как выбранные цвета удаляются от этих трех цветов. Так, оранжевый, зелёный и фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем жёлтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно.

Total look в одном цвете

Стильно и гармонично смотрится наряд, который выдержан в едином цвете , а небольшие детали и аксессуары имеют оттенок, контрастный к основному тону ансамбля. Ношение одного цвета говорит о классическом, простом и формальном облике.

Сочетание теплых и холодных тонов

Если вы хотите комбинировать в одном ансамбле холодные и теплые тона , то важно знать, что холодные цвета производят впечатление прозрачности и лёгкости и, в большинстве случаев, используются слишком светлыми, в то время как тёплые цвета, благодаря их непрозрачности, используются слишком тёмными. И прекрасным проводником между этими двумя полюсами послужит какой-либо ахроматический цвет или его оттенок. Используя этот нехитрый прием, вы с большой вероятностью сразу откроете для себя хорошее гармоничное цветовое сочетание.

Активные цвета - желтый и красный, всегда имеют перевес над пассивными – синим и зеленым, поэтому желательно их применять в небольших дозах. Но при выборе цвета аксессуаров красный цвет – более подходящий, чем синий и зеленый, не так «бросающиеся» в глаза.

Хорошее, гармоничное цветовое оформление зависит не только от чувства вкуса. В гораздо большей степени оно также зависит от конкретных выбранных цветов, от их соотношения в окрашиваемой поверхности, от их взаимных сопоставлений и противопоставлений. Бывает, что несочетающиеся цветовые пары можно сделать гармоничными, если изменить фактуру тканей .

Что такое гармоничная композиция

Гармоничная композиция - это всегда пропорциональная композиция, в которой размеры цветовых пятен обратно пропорциональны их эффективной яркости. Чем светлее и ярче пятно, тем меньшую площадь оно должно занимать. В гармоничной цветовой композиции недопустимы диссонансы, невозможны психологически негативные цвета, вызывающие чувство отвращения. В ней все цветовые пятна различимы без труда; слишком тонкие нюансы здесь нежелательны, так же, как и резкие контрасты. Здесь предпочтительнее средний контраст.

Если цвет используется в композиции, то на первый план выходит проблема сочетания цветов. Художники называют это гармонией колорита.

К цветовым гармониям применимы те же принципы, которые свойственны композиции в целом. Взаимное сочетание и влияние друг на друга зависит от очень многих факторов (размеров, расположения, формы), и в этом очень много субъективного.

Использование цвета в любом графическом документе вносит выразительность и привлекательность и способствует большему эффекту. Однако цвет должен применяться не сам по себе (выбор цвета, потому что это » красивый красный «, — очень распространенная ошибка), а только как часть определенного цветового решения.

Например, один (и не очень яркий) цвет, введенный в черно-белый документ, действует на внимание гораздо сильнее, чем пестрота из многих и ярких цветов.

Для помощи в подборе цветовых сочетаний существуют цветовые системы. Разберем лишь некоторые из них, наиболее часто встречающиеся.

Система » черный — белый «

  • черный — серый — белый
  • белый — серый
  • серый — серый
  • черный — серый

Нет необходимости приводить примеры употребления черно-белой гаммы в различных областях современной культуры — они слишком многочисленны и очевидны. Эта цветовая система прочна и устойчива во времени и пространстве.

Система » белый — красный — черный «

  • красный — белый
  • красный — черный


Это первая в истории трехцветная система — » первичная триада «. Красный — цвет жизни, тепла, огня, энергии. О промежуточном положении красного между черным и белым каждый день напоминают нам утренние и вечерние зори — от белого дня к черной ночи. Первичная триада » белый — красный — черный » в наши дни так же актуальна, как в любой момент истории.

Система » Монохромия «

  • один хроматический цвет + ахроматический
  • хроматический цвет с оттенками


Такая цветовая система наиболее экономна, она щадит нервную энергию и художника, и зрителя, не требуя переключения в различные хроматические регистры. Монохромия дает возможность сосредоточить внимание зрителя на какой-либо одной мысли, эмоции, чувстве, ассоциации. Наконец, если главным средством художника является форма, то ему нет необходимости в широкой палитре — ведь цвет вступает в конфликт с формой и может даже разрушить ее.Так называется цветовая композиция (система), в которой доминирует какой-либо один хроматический цвет или его оттенки по цветовому тону, яркости или насыщенности. В том и другом случае композицию могут дополнять ахроматические цвета.

Цветовой круг


Для нахождения гармоничных хроматических сочетаний воспользуемся цветовым кругом. Нарисуем круг. Строим равносторонний треугольник, вписанный в круг. В вершинах его помещаем красный, желтый и синий цвета. Посредине каждой из трёх дуг круга помещаем оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета. Это смешанные цвета первой ступени. Затем посредине между каждой парой соседних цветов помещаем смешанные цвета второй ступени: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый, желто-оранжевый. Получился 12-ступенчатый круг. Пользуясь этой схемой, можно подбирать гармоничные сочетания по два, три, четыре и более цветов.

Можно подойти к рисованию цветового круга с другой стороны: делим круг на 12 частей, в шести частях через промежуток помещаем цвета радуги, считая, что голубой — светлый оттенок синего (у англичан цветов радуги шесть!). В промежутках размещаем смешанные оттенки.

Система 4: полярные пары

  • дополнительные цвета
  • контрастные цвета



В известной степени первая система » черный — белый » составляет полярную пару, называемую ахроматической. В природе и искусстве существует множество полярных сочетаний хроматических цветов.

Система 5: трехцветия (хроматические)

  • краски в вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-ступенчатый цветовой круг



Названия цветов (для ознакомления):

    три основных цвета: синий, красный, жёлтый

    Три степени насыщенности:

    • средняя (50%);

      слабая (min);

      сильная, спектральная (max).

    Три светлотности тона:

    • затемненные, зачерненные;

      высветленные, выбеленные;

      средние (50%)

    Три площади цветового пятна (количество цвета):

  • Три направления цветового пятна за счет объединения тождественных по цветовым характеристикам пятен:

    • вертикальное, горизонтальное, диогональное;

      вертикальное, диогональное, круговое;

      диогональное, горизонтальное, круговое;

      вертикальное, горизонтальное, круговое;

      вертикальное, горизонтальное, круговое.

Композиционные возможности всех видов хроматических гармоний

Цветовая гармония – сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующее единое органическое целое и вызывающее эстетическое переживание.

Цветовая систематизация – приведение множества цветов к системе, связывающей определенный цвет с определенной точкой плоскости или пространства с целью кодировки и гармонизации.

Виды цветовых гармоний

    ахроматические + цвет

    однотоновая (монохромная) гармония

    гармония родственных цветов

    контраст основных цветов

    контраст дополнительных цветов

    родственно-контрастные

Основн ы е цвет а – три цвета: желтый, красный и синий, которые вместе с их дополнительными цветами образуют спектральные цвета.

Например, многим кажется, что самый резкий контраст существует между белым и черным цветом. Это не так. В ряду цветов, находящихся в контрастных отношениях, пара белый и черный цвет занимает далеко не первое место. Вот этот ряд: 1 - желтый и черный цвета, 2 - зеленый и белый, 3 - красный и белый, 4 - синий и белый, 5 - белый и черный (!), 6 - красный и желтый и т. д. В конце него стоит наименее контрастное яркостное отношение красного и зеленого цвета.

Г а мма – в изобразительном и декоративном искусстве целостность цветовых оттенков, получаемая за счет выделения одного цвета в качестве основного и частично проникающего во все остальные цвета, например, холодная гамма, красная гамма, серебристая и т.д

Валёр – тональный нюансв искусстве живописи, графики или росписи; минимальное, тонкое различие одного и того же цвета по светлоте («писать валёрами»); валёры достигаются техникой лессировки.

Отт е нок – небольшое различие, нюанс в цвете или тоне; ахроматический оттенок – нюанс светлоты, то же, что валёр.

Использование пространственных свойств цвета

В цвете есть силы, способные выявлять глубину. Пространственное воздействие цвета зависит от:

    контраста светлого и темного

    насыщенности цвета

    площади его распространения

Когда шесть цветов - желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый расположены на черном фоне один возле другого без интервалов, то совершен но явно видно, что светлый желтый цвет кажется выступающим, а фиолетовый погружается в глубину черного фона. Остальные цвета образуют промежуточные ступени между желтым и фиолетовым.При использовании белого фона впечатление глубины меняется - фиолетовый цвет выталкивается белым фоном и кажется выступающим вперед, в то время как желтый цвет удерживается белым е качестве «близкого и родственного».Эти наблюдения доказывают, что для оценки впечатления глубины, общий цвет фона столь же важен, как и отдельный цвет. 3десь сталкиваемся с относительностью цветового воздействия.

Возможность цвета выявлять глубину пространства – шесть основных цветов на черном фоне в соответствии со ступенями проявления их глубины соотносятся с пропорциями золотого сечения. Принцип золотого сечения основан на том, что самый маленький отрезок относится к самому большому, как самый большой к их общей сумме. Если расстояние АВ разделено по принципу золотого сечения в точке С, то это означает, что АС относится к СВ как СВ к АВ. В области цвета это означает следующее: если мы поместим оранжевый цвет между желтым и красным, каждый из которых имеет свою степень глубины, то разница глубины между желто-оранжевым и оранжево-красным будет соответствовать отношениям «меньшего» к «большему». То же отношение «меньшего» к «большему» существует между желто-красно-оранжевым и красно-оранжево-синим. В тех же пропорциях золотого сечения находятся желто-красный и красно-фиолетовый цвет, как и желто-зеленый и зелено-синий.

Желтый, красно-оранжевый и синий на черном фоне имеют следующую картину заглубления: желтый сильно выступает вперед, красный в меньшей степени, а синий кажется почти столь же глубоким, как черный. На белом фоне возникает обратное впечатление: синий сильно выступает вперед, красно-оранжевый остается почти на месте, а желтый только слегка выдвигается вперед. Отношения глубин между желтым и красно-оранжевым, красно-оранжевым и синим, соответствуют отношениям «большего» к «меньшему».Все светлые тона на черном фоне будут выступать вперед в соответствии со степенью их светлоты. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а темные постепенно выступают вперед.

Что касается холодных и теплых цветов одинаковой светлоты, то теплые цвета будут выступать вперед, а холодные стремиться в глубину.

Если встречается контраст светлого и темного , то ощущение глубины или усиливается благодаря цвету, или нейтрализуется, или же будет действовать в обратном направлении. Одинаково светлые сине-зеленый и красно-оранжевый ведут себя на черном фоне так: красно-оранжевый выступает вперед, а сине-зеленый уходит вглубь. Если красно-оранжевый будет осветлен, то он выступит вперед еще сильнее. Если слегка осветлить сине-зеленый, то он произведет то же впечатление глубины, что и красно-оранжевый, а если он будет осветлен еще сильнее, то выступит вперед, а красно-оранжевый, наоборот, отступит назад.

Контраст по насыщенности вызывает следующие ощущения в восприятии цвета: чистые, насыщенные цвета будут выступать вперед по сравнению с близкими по свет лоте, но блеклыми цветами. Как только к этому контрасту прибавляется контраст светлого и темного или холодного и теплого, впечатление глубины снова изменяется.

Контраст размеров цветовых пятен играет большую роль в создании впечатления глубины. Когда на большой красной поверхности имеется маленькое желтое пятно, то красный цвет становится как бы фоном и желтый цвет в этом случае выступает вперед. Если мы будем увеличивать площадь, занятую желтым цветом, и уменьшать, занятую красным, то может настать такой момент, когда желтый цвет будет играть более значительную роль, чем красный. Желтый цвет может стать фоном и вытеснить красный вперед.

Если бы мы захотели рассмотреть все возможные варианты с точки зрения изменения впечатлений относительно глубины цвета, то это не дало бы нам никакой уверенности в правильном создании пространственного равновесия каждой цветовой композиции. 3десь можно рассчитывать на личный тонкий вкус художника и поставленные им цели.

Для того чтобы пронаблюдать пространственные возможности диагоналей, нужно желтый, красно-оранжевый и синий расположить на черном и белом фоне в двух диагональных направлениях, в одном случае - слева направо и в другом - справа налево. Проблемы создания живописных иллюзий глубины можно изучить, сравнивая, например, желтый и синий прямоугольники во всевозможных вертикальных и горизонтальных их положениях, пересечениях и наложениях, используя для этого белый и черный фон. Если о цвете хотят судить как о силе, способной обеспечить живописную глубину, то для этого нужно упражнять свое видение в восприятии возможностей цвета в построении пространства. «Не устраивайте окон, не делайте дыр в картине», - говорил Коро, призывая живописцев быть внимательными к общей целостности пространства. Особо сильного ощущения глубины картины можно добиться, используя взаимодействие цвета, вертикальных и горизонтальных направлений и пространственных планов композиции между собой. Как правило, пространство картины строится за счет двух, трех и большего количества планов. Но наиболее распространенный вариант плоскостно-изобразительной передачи пространства основан на двух планах. Знание выше перечисленных свойств цвета позволяет более осмысленно подходить к решению тех или иных колористических задач в построении графических композиций. Однако при реализации замысла поток интуитивных ощущений не должен сдерживаться строгими правилами, поскольку замыслы всегда не столь однозначны.

Цветовая гармония - важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с композицией, рисунком, перспективой, светотенью, фактурой и т.д. Термин «гармония» происходит от греческого слова hamionia, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу и является философско-эстетической категорией, означающей «высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты» . Цветовая гармония в живописи это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанном на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Между различными цветами картины существует очевидная взаимосвязь, каждый цвет уравновешивает или выявляет другой и два цвета вместе влияют на третий. Изменение одного цвета приводит к разрушению колористической, цветовой гармонии художественного произведения и вызывает необходимость изменять все остальные цвета.

Цветовая гармония в структуре живописного произведения имеет также содержательную обоснованность, выявляет творческий замысел автора. Например, Ван Гог писал: «В моей картине «Ночное кафе» я пытался показать, что кафе это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление. Словом, я пытался, сталкивая контрасты нежно-розового с кроваво-красным и винно-красным, нежно-зеленого и веронеза с желто-зеленым и жестким сине-зеленым, воспроизвести атмосферу адского пекла, цвет бледной серы, передать демоническую мощь кабака - западни» . Проблемами цветовой гармонии занимались различные исследователи - Ньютон, Адаме, Менселл, Брюккс, Бецольд, Оствальд, В.Шугаев и др. Нормативные теории цветовой гармонии в непосредственном виде не применяются в живописи, но художникам, работающим в живописи, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, необходимо знать круг научных проблем теории цветовых гармоний, что может способствовать более обдуманному и рациональному подходу к решению практических задач цветовой гармонии. Физики и художники всегда стремились привести все многообразие цветов видимого мира в систему и благодаря систематизации определить закономерности гармонических сочетаний цветовых тонов. Первая попытка принести цвета в систему принадлежала Исааку Ньютону.

Цветовая система Ньютона - это цветовой круг, составленный из семи цветов - красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Позднее к спектральным цветам добавили пурпурные цвета, которых нет в спектре, получив их смешением двух крайних цветов спектра - красного и фиолетового. Цвета красно-желтой части круга назвали теплыми, а голубовато-синей части круга - холодными. В этом заключалась первая попытка «гармонизации цветов». В 1865 году художник Рудольф Адамс изобрел «аппарат для определения гармонических цветовых сочетаний» - «хроматический аккордеон». Цветовой аккордеон Адамса состоял из цветового круга, разделенного на 24 сектора, а каждый из секторов был разделен на 6 степеней по светлоте. К цветовому кругу были изготовлены пять шаблонов, в которых были симметрично вырезаны 2, 3, 4, 6 и 8 отверстий по размерам секторов. Передвигая шаблоны с отверстиями, можно было получать различные цветовые комбинации, которые Адамс назвал «симметричными аккордами». При этом Адамс считал, что эти «аккорды» не обязательно могут получиться гармоничными, однако являются основанием для выбора различных гармонических сочетаний цветовых тонов (ил. 1).

Цветовой аккордеон Рудольфа Адамса (Рис. 1)

Основные принципы цветовой гармонии Адамс сформулировал следующим образом:

1. В гармонии должны быть заметными по крайней мере первоначальные элементы многообразия цветовой области; красный, желтый и синий. Будь они неразличимы, как это было бы в черном, сером или белом цвете, то было бы единство без многообразия, то есть количественное отношение красок.

2. Многообразие тонов должно достигаться также через разнообразие светлого и темного и через изменения в цвете.

3. Тона должны находиться в равновесии таким образом, чтобы ни один из них не выделялся. Этот момент охватывает качественные отношения и составляет цветовой ритм.

4. В больших комбинациях, цвета должны по порядку следовать друг за другом так, чтобы естественная связь по степени их родства имела место, как в спектре или радуге. В следовании тонов выражается движение мелодии цветового единства.

5. Чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех частях, на которые глаз в первую очередь должен быть направлен» .

Теория гармонических цветовых сочетаний Адамса имела ценность для практики живописи. Теория цветовой гармонии Альберта Генри Менселла была также непосредственно связана с практикой живописи. Менселл определил три типа гармонических сочетаний цветовых тонов: однотонные гармонии - построенные на одном цветовом тоне различной светлоты, или насыщенности; гармония двух соседних цветов цветового круга, построенные на сближенности, родстве цветов; гармонии, построенные но принципу контраста между цветами, лежащими друг против друга в цветовом круге. Менселл считал, что цветовая гармония будет более совершенной, если художник примет во внимание отношения цветов по насыщенности и соотношение площадей цветовых плоскостей. Немецкий физиолог Брюкке также считал цвета, лежащие в пределах малых интервалов цветового круга, гармоничными из-за их сближенности по цветовому тону. В теории гармонических сочетаний цветовых тонов Брюкке впервые наряду с парными сочетаниями различных цветов выделил триады цветов, которые он считал гармоническими. Гармоническими триадами цветов Брюкке считал красный, синий и желтый, а также красный, зеленый и желтый цвета. По его мнению, к этим трем цветам можно присоединять цвета малых интервалов. Бецольд, так же как Брюкке, строил теорию цветовых гармоний на различиях цветов в пределах малых и больших интервалов цветового круга. Он считал, что гармоничная комбинация цветовых тонов получается лишь в том случае, когда, например, в двенадцати членном круге цвета отстают друг от друга на четыре тона, т.е. между ними должен быть интервал в три тона. Негармонические цветовые сочетания, по мнению Брюкке, получаются в том случае, когда интервал между цветами составляет лишь один цветовой тон. Бецольд впервые указал на необходимость видеть разницу в использовании цвета и гармонических сочетании цветов в живописи и декоративно - прикладном искусстве. Популярной в XIX в. была теория цветовой гармонии В. Оствальда, который пытался найти математические закономерности цветовой гармонии от геометрических отношений расположения цветов внутри цветового круга. Оствальд считал, что все цвета, содержащие равную подмесь белого или черного цвета, являются гармоничными, а из не содержащих такой подмеси наиболее гармоничны те, которые стоят друг от друга в цветовом круге через равное количество интервалов. Представляет интерес его учение об ахроматической гармонии, в котором автор нашел математическую зависимость между изменением светлоты ахроматического цвета и пороговой чувствительностью глаза. Оствальд доказал, что при изменении светлоты пороговая чувствительность глаза изменяется по закону среднегеометрической величины. Большой интерес для художников, работающих в области декоративно - прикладного искусства и дизайна, представляет теория гармонических сочетаний цветовых тонов, разработанная В. М. Шугаевым. Теория гармонических сочетаний цветовых тонов В. М. Шугаева базируется на теориях Менселла и Бецольда и основана на комбинациях цветов цветового круга. По мнению автора, основу кpyгa составляют четыре цвета: желтый, красный, синий и зеленый по принципу родства и контраста. В. М. Шугаев систематизировал различные виды гармонических сочетаний цветовых тонов и привел их к основным четырем видам:

1. сочетания родственных цветов;

2. сочетания родственно - контрастных цветов;

3. сочетания контрастных цветов;

4. сочетания нейтральных в отношении родства и контраста цветов.

Автор подсчитал 120 возможных гармонических цветовых сочетаний для 16-членного круга при трех промежуточных цветах, трех интервалах между главными цветами. В. М. Шугаев считал, что гармонические цветовые сочетания можно получить в трех случаях: 1) если в гармонируемых цветах присутствует равное количество главных цветов; 2) если цвета имеют одинаковую светлоту; 3) если цвета имеют одинаковую насыщенность. Два последних фактора играют существенную роль в гармонизации цветов, но не являются основными, а лишь усиливают взаимовлияние цветов, обеспечивая более тесную гармоничную связь между ними. И наоборот, чем больше различные цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем труднее они гармонируются. Исключение составляют дополнительные цвета. Гармоничность дополнительных цветов подтверждается многочисленными примерами в живописи и декоративно-прикладном искусстве. В. М. Шугаев следующим образом определял цветовую гармонию: «Цветовая гармония есть цветовое равновесие, цветовая уравновешенность. Здесь под цветовым равновесием (в первую очередь двух цветов) понимается такое соотношение и такие качества их, при которых они не кажутся чуждыми один другому и ни один из них не преобладает излишне». «К гармоническим относятся сочетания, производящие впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства».