Урок литературы роль женских образов обломов. Презентация на тему "«Обломов» - Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна"

Обломов – человек, с присущими человеку качествами – искренность, доброта, чистота. Но лень, апатия, бездействие – это и есть огромный минус человека. То, что Обломов именно «человек» доказывает символика его имени:

Три буквы О. О – это сфера, а сфера – это самая устойчивая форма материи (электроны, протоны, атомы, электростатические, магнитные поля, планеты, траектория движений электронов, планет, ядро клетки, яйцо – все имеют форму сферы или окружности).

Имя Илья ассоциируется со знаменитым Ильей Муромцем, который тридцать лет пролежал на печи. Небесный покровитель Обломова ветхозаветный пророк Илия, имя которого Обломов носит. Илья означает «Яхве - мой Бог, сила божья, крепость Господня, верующий»

Повторением в имени сына имени отца (Илья Ильич, Илья сын Ильи) Гончаров как бы подчеркивает неизменяемость, повторяемость образа жизни у представителей рода Обломовых.

Фамилию же героя и комментировать как будто не надо, до такой степени она выразительна. Одно из значений глагола «обламывать» в русском языке - уговаривать, убеждать в чем-либо.

10 кл – литер – 2 четв Урок №

Тема урока : Женские образы в романе «Обломов». Тема Любви в романе Гончарова «Обломов»

Тип урока: урок-исследование

Цели:

1. Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви; проследить развитие темы любви в романе.

2. Раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

3. Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь.

Задачи:

1. проанализировать материал об Ольге Ильинской по плану

2. проанализировать материал об Агафье Пшеницыной по плану

3. определить роль каждой из женщин в судьбе Обломова

4. сделать вывод о том, какую роль в создании образа главного героя играют женские образы в романе

Ход урока.

1. Вступление. Слово учителя.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия

Анненского: «Любовь – это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня в вере во всемогущую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности» .

2.Определение темы урока

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(тема любви в романе, женские образы в романе)

Записываем тему в тетрадь.

В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство показывает героя в развитии. Давайте вспомним, при каких обстоятельствах состоялось знакомство Ольги Ильинской и Обломова?

(Штольц познакомил их. Штольц привел Обломова в дом на прием к тетке Ольги)

Роман «Обломов» согрет двумя историями любви. Нам с вами сегодня предстоит ответить на вопрос, равная ли это любовь, любовь Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Слайд 2 Гончаров верил во всемогущую силу любви.

«Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня <…> в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людскойи направлять её к деятельности»»

. Слайд3 Именно любовь, по мнению писателя, способна кардинально изменить жизнь человека, и именно любви проявляются его лучшие и худшие стороны

Слайд 4 Почему, испытывая к Ольге настоящее, глубокое чувство, Илья Ильич отказывается от него и связывает свою жизнь с Агафьей Пшеницыной?

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

Проверка домашнего задания.Рассказ о героине по заранее известному плану.Сравнительная характеристика Агафьи и Ольги

Рассказ об Ольге Ильинской

Рассмотреть портрет героини,

отношение к Обломову,

развитие отношений с Ильёй Ильичом,

сферу интересов,

Анал из материала по образу Ольга Ильинской .

СЛАЙД 7 Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии . Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом…

Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками - нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.

Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…

2.1. Назовите основные черты в характере Ольги Ильинской

(Привлекательные черты Ольги - неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками: добродушная насмешка над ленью. Ее любимые занятия - пение, чтение, беседы о прочитанном, прогулки. Ольга – деятельная, страстная натура, многое сделала, чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Ольга - целеустремленная, волевая молодая женщина, которая стремится приносить пользу людям, обществу ).

2.2. Задание. Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской, используя вопросы (план анализа образа Ольги Ильинской давался учащимся на дом):

1. Знакомство Ольги и Обломова. Развитие их взаимоотношений. (5-12 гл. 2 части)

2. Характеристика Ольги (5 гл. 2 части)

3. Как отношения с Ольгой повлияли на Обломова? Изменился ли он?

4. «Любовь» в понимании Обломова и Ольги.

5. Ольга об Обломове накануне разрыва с ним. Что она поняла?

6. Рассказывая о зарождении отношений между Обломовым и Пшеницыной, автор говорит: «Он каждый день все более дружился с хозяйкой: о любви и в ум не приходило, то есть о той любви, которую он недавно перенес...» Почему?

7. Цель жизни, по мнению Ольги.

8. Почему через полгода Ольга, рассказав Штольцу о своей уже прошедшей любви к Обломову, произнесла:«Ах, какое счастье выздоравливать...»

9. Общая характеристика Ольги и Штольца. Что их сближает?

10. Как Штольц представлял будущее Ольги, если бы она вышла замуж за Обломова? ( 4 глава)

11. Почему Ольга уже после разрыва с Обломовым, став женой Штольца, умоляет мужа: «Ты его не оставишь, не бросишь?» - и просит его взять с собой к Обломову.

12. Какую роль сыграла Ольга в судьбе Обломова?
13. Главное назначение образа Ольги в романе.

Какое впечатление они произвели друг на друга?

(Ольге стало любопытно. Она весь вечер наблюдала за Обломовым.Обломов был смущен)

- Ольга полюбит Обломова? (да)

- А как вы считаете, она полюбила нынешнего Обломова со всеми его недостатками или Обломова будущего? (Обломова будущего)

- Найдите в тексте подтверждение этому (ч.2, гл. 6)

Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова? (ветка сирени)

- Найдите эпизод первой встречи Обломова с Ольгой в парке. Давайте его прочитаем по ролям (читаем по ролям.

- Обломов думал, что Ольга еще рассержена его признанием, что же онсоветует ей?

(забыть все сказанное им)

Найдите этот момент в тексте. Прочитайте (читаем)

- И что же понимает Обломов из этого разговора? (Ольга его любит)

- Какие его дальнейшие действия? (пришел на другой день с веткой сирени)

- И что же Ольга понимает в свою очередь? (Обломов ее тоже любит)

- Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. И что же делала Ольга? (вышивала ветку сирени)

- Почему не сложилось их счастье?

(Обломов хочет любить и при этом не терять покой. Ольга Ильинская потребовала от Обломова деятельности.)

2.3. Какова причина их расставания? Обломов сам дает на это ответ (ч.3.гл11)

- Вывод какой мы можем сделать? Илья Ильич прав был, что бросил Ольгу? (да. Он понимал, что любовь – это не только соединение мужчины и женщины. Для него это ответственность. А к ответственности он не готов. Он благороден. Всему виной ОБЛОМОВЩИНА)

- Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца?- (скорее всего нет)

- Есть ли духовная теплота в их отношениях? (нет)

- Давайте _______прочитаем тот момент, когда Ольга согласилась выйти замуж

за Штольца. Что она чувствовала при этом? (ч.4, гл.4)

- Как по-вашему, зачем все-таки Ольга вышла за него замуж? (скорее всего от безысходности)

2.4. Итоги анализа образа Ольги Ильинской.

СЛАЙД 8

2.5.Какую роль в судьбе Ольги сыграл Обломов?

(Обломов не смог сделать Ольгу счастливой, но при этом он внутренне обогатил Ольгу. Под влиянием Обломова Ольга превращается из неопытной и достаточно наивной девушки в глубоко чувствующую женщину, которую и полюбил Штольц.)

3. Анализ материала по образу Агафьи Пшеницыной

СЛАЙД 9

Рассказать об Агафье Матвеевне Пшеницыной.

Рассмотреть портрет героини, отношение к Обломову, развитие отношений с Ильёй Ильичом, сферу интересов,

отзывы других персонажей о героине.

3.1 . Задание. Рассказать и проанализировать материал по образу Агафьи Пшеницыной, используя вопросы (план анализа образа Агафьи Пшеницыной давался учащимся на дом):

1. Новая квартира Обломова на Выборгской стороне у Пшеницыной. (3 часть)

2. Агафья Пшеницына: внешность, характер, образ жизни

СЛАЙД 10 Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные , как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил .

платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено”.

3. «Счастье» в понимании Обломова (4 глава 3 части)

4. Жизнь Обломова в доме Пшеницыной: «Мир и тишина.. Все тихо в доме Пшеницыной…» (9 глава 4 части)

5. Причины сближения Обломова с Пшеницыной.

6. Отношение Пшеницыной к Обломову.

7. Можно ли говорить о том, что идеал жизни Обломова осуществился в доме Пшеницыной? Почему?

8. А.В. Дружинин в статье «Обломов», роман Гончарова» счел Агафью Пшеницыну погубительницей и злым ангелом главного героя. Согласны ли вы с ним?

9. Роль образа Пшеницыной в романе.

- Другой любящей женщиной в жизни Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.

- Обобщите, какая Агафья Матвеевна, какая она хозяйка, какие у нее духовные запросы, читает ли?

(Не сидит без дела, в доме у нее чистота и порядок)

- Так чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? (схожесть с матерью)

- Какая деталь в образе Пшеницыной постоянно обращает на себя внимание? (локти)

- Найдите в тексте фразы, связанные с описание локтей

- Какой образ жизни ведет Пшеницына? Ничего вам не напоминает? (Жизнь в детстве в Обломовке)

- Стремилась ли Пшеницына перевоспитать Обломова? (нет, она просто его любила)

- Каким же принципом пользуется здесь Гончаров? (антитеза)

- А что конкретно Гончаров противопоставляет в образах этих двух женщин? (Ольга показана в развитии, а Агафья Матвеевна течет по течению

жизни) - Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

(нет, он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Женившись на Пшеницыной, он опускается еще ниже и погружается в спячку, а затем гибнет и физически)

3.2.Итоги анализа образа Агафьи Пшеницыной.

(Описание жизни Обломова в доме Пшеницыной в романе названо «выборгской обломовщиной». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается все больше, окончательно погружается в спячку, а затем гибнет физически. Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести)

СЛАЙД 11

3.3.Какую роль в судьбе Агафьи Пшеницыной сыграл Обломов?

(Обломов наполнил жизнь Агафьи Пшеницыной смыслом заботы о нем. Он подарил ей мгновения тихого счастья. От союза с Агафьей Пшеницыной у Обломова родился единственный ребенок, сын, ответственность за воспитание которого он переложил на Штольца)

4. Обобщение по образам Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

.

5. Каковы итога жизни Обломова?

(Обломов смог подарить двум любившим его женщинам недолгое, но все-таки счастье любить и быть любимыми. Но при этом он не смог позаботиться ни о них, ни о себе, ни о своем единственном сыне, которого препоручает заботам Ольги и Штольца.)

6 . СЛАЙД 12 Сравните высказывания критиков об Агафье Матвеевне и Ольгеа.. ДРУЖИНИНА,Н Добролюбова, А. Григорьева

    Слайд 13 «… бесподобная насмешливая, бойкая Ольга…видит все смешные особенности героя, не обманываясь нисколько, играет ими, почти наслаждается ими и обманывается только в расчётах на твёрдые основы характера Обломова.» А.В.Дружинин

Слайд 14 «Она готова на эту борьбу,тоскует по ней и постоянно страшится, чтоб её тихое счастье с Штольцем не превратилось во что-то, подходящее к обломовской апатии.» Н.А.Добролюбов

Слайд 15 «…беспристрастный и не потемнённый теориями ум выберет, как выбрал Обломов,

Агафью Матвеевну, - не потому только, что локти соблазнительны и что она хорошо готовит пироги, - а потому, что она гораздо больше женщина, чем Ольга.» А.Григорьев

Слайд 16 письменный ответ на вопрос. С каким из суждений вы согласны? Почему?

Домашнее задание.

Проанализировать материал по образу Андрея Штольца, используя план:

1. Рассказ о Штольце (1-2 главы 2 части)

2. В чем, по мнению Штольца, состоит «нормальное назначение человека»?

3. Что Штольц ставил выше всего в человеке?

4. «Как такой человек мог быть близок Обломову? – спрашивает автор. Что он сам на это отвечает?

5. Чем заканчивалась каждая встреча Обломова и Штольца?

6. Финал последней встречи.

7. Роль Штольца в судьбе Обломова.

8. Штольц после смерти Обломова берет его сына на воспитание. Почему?

9. Брак Штольца с Ольгой. Счастливы ли они?

10. В чем «тупиковость» предпринимательской деятельности Штольца?

11. Почему его внутренние порывы автор называет «нравственными отправлениями личности»?

12. Что видит и ценит Штольц в Обломове?

Cлайд 1

Символические образы в романе И.А. Гончарова «Обломов» Выполнили: ученицы 10-А класса Лысенко Марина, Рубан Анастасия, Киреева Вероника. Учитель: Л.И. Герасименко

Cлайд 2

Образ - воспроизведение объекта, информация о нём или его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним. Символ в искусстве -характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

Cлайд 3

Обломов – человек, с присущими человеку качествами – искренность, доброта, чистота. Но лень, апатия, бездействие – это и есть огромный минус человека. То, что Обломов именно «человек» доказывает символика его имени: Три буквы О. О – это сфера, а сфера – это самая устойчивая форма материи (электроны, протоны, атомы, электростатические, магнитные поля, планеты, траектория движений электронов, планет, ядро клетки, яйцо – все имеют форму сферы или окружности). ОблОмОв Имя Илья ассоциируется со знаменитым Ильей Муромцем, который тридцать лет пролежал на печи. Небесный покровитель Обломова ветхозаветный пророк Илия, имя которого Обломов носит. Илья означает «Яхве - мой Бог, сила божья, крепость Господня, верующий» Повторением в имени сына имени отца (Илья Ильич, Илья сын Ильи) Гончаров как бы подчеркивает неизменяемость, повторяемость образа жизни у представителей рода Обломовых. Фамилию же героя и комментировать как будто не надо, до такой степени она выразительна. Одно из значений глагола «обламывать» в русском языке - уговаривать, убеждать в чем-либо. Илья Ильич Обломов

Cлайд 4

Сердце Обломова подобно цветку, небесной розе, чаше. На такой ассоциативный ряд указывает Р. Генон. Он пишет, что чаша - это опрокинутый треугольник, цветок, небесная роза. Сердце героя, являясь «сердцем романа», вполне сопоставимо с сердцем Иисуса, являющимся «и реально, и символически центром бытия».

Cлайд 5

Обломов - легкая, мягкая подушечка, на которой он спал. Какая она удобная, какая уютная! Какая добрая и домашняя! Она легко мнется и подкладывается, она вечно чистая!

Cлайд 6

Диван, халат и туфли- символы лени и апатии. Диван для Обломова - это среда обитания, его лучший друг и “опора”, поддержка в любое время, занавес от внешнего беспокойного мира, преграда к любому действию. Это основной фон его жизни, это его суть и цель. Это привычка, привычка всей жизни, от которой невозможно отучиться даже когда ее ненавидишь. С дивана все начиналось, на диване все и закончилось… Символ отдыха стал символом наслаждения, символом лени, символом цели, символом жизни, символом обломовщины.

Cлайд 7

Под халатом Обломова спрятаны его кристальная душа, его чистая совесть, его необычная жизнь, вспоминая о которой, нельзя охарактеризовать её однозначно.. Халат Обломова Халат под своими широкими полами “скрывает” и жизненный уклад Обломова, и его “философию покоя”.

Cлайд 8

“Сон Обломова” - это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя. Психологизм романа заключается в том, что автор исследует внутренний мир всех героев. Для этого он вводит внутренние монологи - рассуждения героя, которые он не произносит вслух. В монологах показывается отношение героя к себе и окружающим, к жизни, любви, смерти - ко всему. Мотив сна в романе Гончарова объединяется с мотивом мечты, грёзы наяву. «Сон» раскрывает наиболее глубокие пласты обломовского (и нашего) подсознания. Во «Сне» автор готовит почву для создания гигантской фигуры Обломова, призванного встать в ряд с известными в мировой литературе “вечными образами”. Сон Обломова

Cлайд 9

“Человеком деятельным” назвали Штольца Добролюбов и Писарев, а Куликовский назвал его “человеком движения”. Имя Андрей напоминает об апостоле - покровителе Руси, да и просто о миссии странствующего проповедника. Штольца можно сравнить с часами, которые работают не за счет батарейки, а за счет жизненной силы. Он, как часы, движется всегда вперед, стремится к новому, Штольц не может остановиться на достигнутом, что делает его “новым” человеком. Штольц Андрей Иванович

Cлайд 10

Давая героине имя Ольга, автор ставит рядом с героем «волевую, активную, работоспособную, интеллектуальную» женщину. Имя Ольга означает «святая, светлая», а фамилия происходит от имени Илья. Отчество Ольги - Сергеевна (Сергей - «высокий, высокочтимый») - объясняет то обстоятельство, что героиня недосягаема для Обломова. Ольга воспринимается Обломовым и читателем подобно красивой статуе. Ильинская Ольга Сергеевна

Cлайд 11

«Хозяйка» этого мира, Агафья Матвеевна Пшеницына, как и Ольга, как бы предназначена Илье: имя ее прочитывается как добрый «Божий дар», а «хлебная» фамилия прямо указывает на «генетическую» зависимость героини от Ильи, который воспет славянами как «покровитель урожая и плодородия, сеятель, жнец и податель благ... Пшеницына Агафья Матвеевна Отношения Ольги и Штольца прежде всего разумны, а потому им постоянно сопутствует в романе лунный свет. Их любовное объяснение происходит после захода солнца. Герои как бы специально ждут наступления темноты, чтобы раскрыть свои души друг перед другом. Во время объяснения на лицо Ольги падает свет от окна, и Штольц «мог читать, что было у ней на уме». Вечерний свет, свет лунный в романе осмыслен как родственный свету солнечному. Это свет истины, свет благодатный. Именно такое представление о ночном свете жило в сознании славян. Недаром от этого света Ольга прячет лицо, желая скрыть от Штольца правду о своей любви к Обломову. Счастливую жизнь Ольги и Штольца автор показывает на фоне «не обломовской», а южной природы - они живут около моря. По мифологическим представлениям разных народов, «в воде пребывают жизнь, сила, энергия и вечность», - пишет Мирча Элиаде. Ольга и Штольц, лунный свет

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Роман И. А. ГОНЧАРОВА «Обломов» Замысел романа Роман появился накануне отмены крепостного права в России. Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется,- при виде всех этих фигур, -у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда и зародились неясные представления об «обломовщине». А. Н. Добролюбов в статье « Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.

3 слайд

Описание слайда:

2. Жанр, сюжет и композиция «Обломов»-реалистический социально-бытовой и в тоже время общественно-психологический роман. Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает её от апоплексического удара еще сравнительно старым человеком. Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает. Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени -около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории. Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге -Пшеницына, Захару- Анисья.

4 слайд

Описание слайда:

3.Сон Обломова: его место и значение в романе Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я… такой?..», перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Илья Ильича. Чем характеризуется атмосфера в Обломовке Любовь и умиротворение Что повлияло на формирование создания героя Легенды и сказки, былины и притчи Какие качества формируются у героя Поэтическая мечтательность, чувство внутренней свободы Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам Служба, лишенная человеческого взаимодействия. Друзья, мечтающие только о карьере. Женщины, не способные любить «Все это мертвецы. Спящие Люди, хуже меня, эти члены света и общества!»-так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Обломовка. «…благословенный уголок земли…» «…что за чудесный край!» «…чудесная страна…»

8 слайд

Описание слайда:

4. Обломов и Штольц Обломов Штольц Социальное положение Барин Представитель нового класса буржуазии Отличительная черта Паралич воли и беспробудная лень Непреклонная воля и огромный запас деятельности и энергии Чем живет Воображением Практическим делом, опытом, фактами Идеалы жизни Безмятежный покой Культ труда и предприимчивости Жизненная позиция Апатичен к происходящему, всякую деятельность воспринимает не иначе как суету Всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается

9 слайд

Описание слайда:

5. Женские образы в романе Ольга Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына По словам Добролюбова, гармонично совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель, пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской литературе XIX века. Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка благоговеет перед своим «квартирантом», для нее он -существо высшего порядка, идеал барина для Обломова-идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У нее Илья Ильич находит то, что было его жизненной мечтой. В сравнении этих женских типом в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-тихая Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, сущность Обломова.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

6. Обломовщина как ведущая тема романа Что такое обломовщина? Драма умственного развития героя, изображение того, как «никнут увядают» его лучшие задатки, через какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ним. Истоки обломовщины Автор ищет причины обломовщины главного героя, начиная с детства. Обломовщина как способ типизации Автор создаёт типичные конкретно-исторические характеры, воплощающие черты определённой социальной среды. Раздвигают узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.

14 слайд

Описание слайда:

Обломовщина как знамение времени, её основные признаки «Обломовщина»-проблема не одного человека, а знамение времени, порождённое патриархально-дворянским бытом:апатия и лень, малодушие и эгоизм, как результат гиперболизированной опеки старших, ограниченности стремлений, отрешенности, закрытость от не реальной жизни, желание оградить, уберечь от возможных проблем.

15 слайд

Описание слайда:

Т. В. Шишмарева “Обломов и Захар”. 1955






Прием антитезы в романе Обломов- Штольц Ольга-Агафья Матвеевна … Покой, сон- деятельность, движение … -на уровне системы образов -на уровне мотивов Антитеза- от греч. «противоположение», стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении понятий, образов, мотивов.




Ольга Сергеевна Ильинская В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи… …говорила она мало, и то свое… Её смех, который был так звучен, так искренен, так заразителен… Ольга в строгом смысле не красавица… но если обратить её в статую, она была бы статуя грации и гармонии. …губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось во…взгляде.


Агафья Матвеевна Пшеницына Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице…Глаза серовато- простодушные…Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова… Руки она прятала тоже под шаль… Усмешка у ней больше принятая форма, которою прикрывалось незнание… Она тупо выслушала и тупо задумалась… Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет…


Любовь к Обломову Ольга Ильинская Агафья Матвеевна Жизнь её наполнилась тихо и незаметно для всех… Я люблю иначе… Мне без вас скучно; расставаться с вами не надолго – жаль, надолго – больно… Жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг… Любовь эта оправдывается его кротостью…