Театр теней в китае. Детский театр теней на Измайловском: история создания, репертуар, отзывы Защититься от колдунов

Современный Китай унаследовал одну из богатейших в мире театральных традиций.

Китайский театр теней является старинным народным искусством этой страны. Он появился при династии Тан (618 - 907 гг.), его становление происходило в эпоху Пяти династий (907 - 960 гг.), во времена династии Сун (960 - 1279 гг.) он достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. Фигурки в китайском театре теней вначале вырезались из бумаги, а позже из конской, коровьей иослиной кожи. «Сценой» теневого театра служит экран - прямоугольная деревянная рама в виде окна, обтянутая белой материей, за которой актеры поют и управляют бамбуковыми палочками фигурками-персонажами. С помощью света, направленного на экран, на нем отражаются эти очень выразительные фигурки-персонажи, наделенные и романтикой, и комизмом. Исполняемые актерами арии тесно связаны с местными народными песнями, мелодиями, музыкальными драмами.

Китайский театр теней в разных районах Китая имеет различия в формах фигурок персонажей, в манере исполнения, в результате чего сформировалось много стилей этого вида искусства. Например, театр теней Южного Ляонина очень маленький, длина его экрана всего 6 - 7 сантиметров, сцена хэбэйского театра теней в диаметре достигает одного метра; дворцовый театр теней отмечается особо ажурной работой, и он баснословно дорогой... Персонажи теневого театра разных мест также непохожи друг на друга; например, шлем у фигурок можно снимать только в сычуаньском театре теней; очень своеобразны лица персонажей в пекинском театре теней. И еще, в зависимости от того, в эпоху какой династии зародился театр, фигурки-персонажи в китайском театре теней отличаются головными уборами и украшениями, нарядами, чертами лица. Но всех их объединяет одно: ажурность и тонкость исполнения.

За последние годы немало выдающихся произведений теневого театра одно за другим вывозятся за границу и становятся экспонатами частных коллекций и зарубежных музеев. Так, в музее кожи одной из стран собираются изящные произведения китайского театра теней, но главное внимание здесь обращается лишь на искусство древних мастеров, и мало кто знает о многогранной истории и содержании китайского театра теней. Такая постановка дела очень огорчает и беспокоит Лю Цзилиня, который изучает искусство китайского театра теней всю свою жизнь. Смысл своей работы он видит в широкой пропаганде китайского театра теней, его мечта - сделать этот вид искусства достоянием человечества, донести содержание, историю, культуру китайского театра теней до каждого жителя планеты. За последние 10 лет он, работая над коллекционированием произведений китайского театра теней, он собрал более 6000 произведений теневого театра разных школ с эпох династий Мин, Цин, периода республики, вплоть до 90-х годов. Его ценнейшая коллекция никого не сможет оставить равнодушным.

Знакомясь с Китаем, невозможно было не соблазниться национальным культурным достоянием этой страны, охраняемым ЮНЕСКО. А именно — теневым театром. История его почти такая же древняя, как самого усатого дракона Лин. В Европе же он появился лишь в ХVIII веке. В общем, это что-то вроде чёрно-белого мультика, который развивает и воображение, и художественный вкус.


Сделать театр теней самим довольно легко, а выглядит он чрезвычайно зрелищно. Традиционно силуэты фигурок вырезают из ослиной кожи, но мы ограничились простым картоном. Чем ажурней будут фигурки, тем интересней их потом разглядывать на сцене, поэтому мелкие детали приветствуются.



Можно экспериментировать и добавлять разные фактуры. Например, лепестки.



Сначала фигурки были на ниточке, но это оказалось неудобным, потому что постоянно были видны руки кукловодов. Поэтому лучшим вариантом оказались куклы на полочках:

Фото Романа Цыбулина

Сцена для картонных актёров — полупрозрачная плоскость, на которой они оставляют свои тени. Для этого мы взяли деревянную рамку и натянули на неё гофрированную бумагу, а сзади поместили источник света.



Существует поверье, что теневой театр в Китае возник как утешение для императора, потерявшего любимую жену. Он увидел её силуэт на складках шторы, и сердце его успокоилось. С помощью этой техники можно создавать застывшие картины. Например, композиция «Рождество». Действительно умиротворяет.

Но когда всё начинает двигаться, это похоже на волшебство. Поэтому поговорим про наш театральный вечер, который состоялся в пятницу 10 апреля. Маленькие кукловоды показали три спектакля родителям, взрослой группе и остальным желающим, пришедшим по предварительной записи. В антракте, разумеется, был буфет (:

Итак, мы изучаем искусство Китая, поэтому сказки выбрали тоже с китайским уклоном:

«Соловей»

Первый спектакль — это всем известная история про соловья, которую написал Ганс Христиан Андерсен.


Фото Артура Сальникова

Это самый сложный спектакль, он длинней остальных и в нём много персонажей.


Фото Андрея Устинова

Рисовали и вырезали фигурки несколько человек, но на вечер пришёл только один из художников. С ним мы и показывали:

Сказку читает Татьяна Токмакова. Видео Романа Цыбулина

«Победить дракона»

Это одноимённая китайская народная сказка. Всех персонажей и декорации изготовил сам пятилетний Лаврик, без какой-либо посторонней помощи (нам с его мамой это просто не по плечу, поэтому мы помогли только вырезать мелкие детали).


Обратите внимание, что замок — настоящая китайская пагода, и сам Дракон — типично китайский, то есть длинный и с усами.



Фото Андрея Устинова

Эта история учит нас многому. Что делает из людей драконов? Как нужно себя вести, чтобы оставаться человеком, а не ящером без сердца и души?

Сказку читает Татьяна Токмакова. Видео Романа Цыбулина.

«Три сына императрицы»

Это самая весёлая сказка, которую мы сочиняли все вместе по мотивам известной китайской притчи. Из-за этого повествование получилось как лоскутное одеяло, потому что сразу видно, где вклиниваются придумки взрослых, а где — детей, но это скорее её достоинство.


Фото Андрея Устинова

Эта история — компиляция разных русских и китайских сказок, замешанная на личной фантазии авторов.

Театр теней возник еще в Древнем Китае. Исполнителями в нем являются не актеры или куклы, а их тени. Очень важно, чтобы на белом экране, освещаемом мощным прожектором, силуэт смотрелся четко и выразительно. Этот вид искусства приобретает все больше поклонников. В Москве своими необычными постановками радует детишек и их родителей Театр теней на Измайловском.

История театра

Был основан еще в 1944 году художником Екатериной Зонненштраль и режиссером Софьей Свободиной. До конца 50-х годов в работе театра использовались только проекционные куклы, которые дают на экране четкий черный силуэт. Для репертуара выбирались произведения как русской, так и зарубежной классики.

За первые два десятилетия существования творческим коллективом театра было поставлено почти 50 спектаклей. Будучи передвижным, театр много выступал в школах, домах пионеров, пионерских лагерях, а также в различных организациях, радуя своими представлениями как детей, так и взрослых.

В 1957 году театр стал дипломантом первого Всесоюзного фестиваля кукольных театров, где он представил спектакль «Ашик-Кериб» по Лермонтову, а в 1958 году был удостоен Серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе.

В конце 50-х годов театр начинает применять в своих работах приемы традиционного китайского тетра теней - театра «кукол на просвет». С этого времени технологии и китайского театра, и проекционного стали основой сценической практики Московского театра теней. А первой постановкой с применением приемов, присущих китайскому театру, стал спектакль «Приходи, сказка».

Важным событием в истории театра стало получение им в 1988 году собственного помещения на Измайловском бульваре. В 1989 году Театр теней на Измайловском вышел из состава Москонцерта. С этого времени он стал самостоятельной творческой единицей.

Московский детский театр теней на Измайловском. Репертуар

В репертуаре театра много замечательных спектаклей. В основном это постановки для детей. Можно отметить несколько самых ярких:

  • «Алиса для детей» - режиссер Ю. Фридман. Поставлен по мотивам книги Кэролла «Алиса в стране чудес».
  • «Золушка» - режиссер С. Железкин. Поставлен по одноименной сказке Шарля Перро.
  • «Черная курица» - режиссер Н. Боровсков. Поставлен по сказке Погорельского.

Радует юных зрителей и такими сказками, как «Дюймовочка», «Щелкунчик», «Карлик Нос», и многими другими.

Не забывает театр и о взрослых зрителях. Для них были поставлены спектакли «Последний день Казановы» по пьесе «Феникс» Марины Цветаевой, а также «Вий» по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя к 200-летнему юбилею писателя.

Детская студия

Театр теней на Измайловском не только ставит но и знакомит их со своими профессиональными секретами. Для них в театре работает детская театральная студия «Теневичок». Детвору здесь не только учат умению мастерить теневых кукол, но и дают попробовать свои силы в качестве актеров. Для юных поклонников театра теней разработана специальная программа занятий, в которую входят:

  • актерское мастерство;
  • сценическая речь;
  • искусство управлять различными видами кукол (кукловождение);
  • технология изготовления кукол;
  • ознакомление с различными с закулисной жизнью театра;
  • проведение экскурсий в другие театры города.

Детская театральная студия разделена на две группы:

  • старшая - дети 10-14 лет (15 человек) - занятия ведет Виктор Скрябин;
  • младшая - дети 7-9 лет (15 человек) - занятия ведет Ирина Нохрина.

Руководители являются артистами Московского театра теней. Оба - профессиональные педагоги.

Спектакли о Шерлоке Холмсе

Театр теней на Измайловском бульваре поставил несколько спектаклей по рассказам Артура Конан Дойля о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе и его друге докторе Ватсоне. Театр теней впервые обратился к этому автору, хотя именно здесь есть уникальные возможности для передачи таинственной атмосферы английского детектива.

  • «Собака Баскервилей» - постановка Светланы Дорожко. Главным героем является собака. Здесь она совсем не злая, а даже очень дружелюбная. Ей совсем не нравится жить на болотах. Образы сыщика и его друга больше пародийные, они показаны в двух техниках - в виде перчаточных кукол и в живом плане.
  • Малоизвестная новелла «Вампир из Сассекса» - постановка Кирилла Левшина. Здесь разоблачаются мистические суеверия, Шерлок Холмс объясняет Ватсону, что за всеми загадками стоит обычный расчет. Спектакль сочетает в себе приемы теневого театра - используются русские и испанские тени, кукольного - перчаточные и планшетные куклы, и драматического - живая игра актеров.

Театр теней на Измайловском: отзывы

Уникальный получает множество замечательных отзывов от своих поклонников. Положительным считают то, что в театре много спектаклей для дошкольников. Сцена небольшая, очень красиво украшена, зал уютный, сцену хорошо видно.

Родители довольны тем, что организаторы позаботились о комфорте юного зрителя: кресла удобные, для детей предусмотрена трансформация кресла, в результате которой оно становится выше, есть подставка для ног. Как разобраться с его конструкцией, всегда подскажут служащие театра.

Для многих положительным моментом является и наличие в театре буфета, где детворе можно купить бутерброд или булочку по доступной цене.

Правда, есть и замечания. К примеру, в спектакле «Дюймовочка» больше живой игры актеров, теней мало. А детям нравится, когда больше теней.

Одно из нововведений взрослым не понравилось: раньше родители ожидали детей со спектакля в холле театра, а сейчас вынуждены выходить на улицу.

Поклонники советуют в Театр теней на Измайловском покупать билеты заранее, иначе можно не попасть на любимый спектакль. Хотя это еще раз говорит о популярности театра.

Однажды в далекие времена в Китае жил один император. У этого китайского мператора была любимая жена. Случилось так, что она заболела и умерла. Император был безутешен. Он удалился ото всех дел, ушел в свои покои, завесил окна тяжелыми занавесками, закрыл все двери и перестал разговаривать. Его придворные не знали, что делать. Дела империи стали приходить в упадок, а император находился в тоске по умершей жене.
Однажды главный дворцовый придворный позвал императора в покои его жены и когда император зашел, то он увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Та встала и пошла, ее прекрасный профиль выресовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так главный придворный, показал императору чудеса Теневого театр и вылечил его от тоски. Император стал просить придворного каждый вечер показывать ему представления с куклой, которая была копией его жены. Стал приглашать на просмотры других придворных. Он смотрел, как тень его жены за занавеской движется: ходит, играет на музыкальных инструментах, садится у окна. Она так похожа на его любимую жену, только она - за тончайшей тканью. И императору вдруг стало понятно, что эта ткань - не вечная преграда между ними, и его любимая продолжает жить где-то, только не здесь, и он и его жена когда-то снова встретятся. Просто нужно время. С тех пор он повеселел и стал заниматься государственными делами.

С этой прекрасной легендой связывают начало появления Теневого театра - искусства, пришедшее к нам в 200 году до нашей эры, в эпоху императора Хань-Ву-ци. Далее Театр теней начал свое триумфальное шествие по земле, он появился в Индии, Турции, прошел по всей Азии, с войсками Чингиз-Хана добрался до Европы, покорил ее, дошел до России, покорил весь Питербург, потом Москву.

Спектакли Теневого театра в древности, как правило, проходили ночью, прямо на улице при свете маслянной лампы и куклы одного спектакля могли насчитывать до 1000 фигур, не считая декораций.


Куклы для таких спектаклей делались из шкур, шкуру выделывали до прозрачной тонкости, а потом вырезали из нее фигурку куклы, вырезали на ней узоры и раскрашивали. Чаще всего кукол делали из ослиной кожи. И потому в народе театр теней еще называют - "театр кукол из ослиной кожи".

Высота куклы для Теневого театра чаще всего делалась высотой 30 сантиметров. Фигурки делались подвижные, они состояли из соединенных между собой частей. Находящейся за экраном человек управлял куклой с помощью специальных длинных прутьев,
(бамбуковых, стальных, деревянных), а зрители видели только тени кукол, которые проецировались на освещенном экране, видели движение, захватывающий сюжет, слышли музыку, пение, но не видели самого кукловода, так как свет сзади экрана, направлялся к тому под углом, что делало кукловода незаметным.

Самый известный Театр теней сейчас - Яванский, Вайанг-Кули: куклы которого до сих пор делаются из шкуры буйвола, шкура утончается так, что она становится тонкой и прозрачной, как бумага. Эти куклы так и называют бумажные куклы Вайанг-Кули. Такие куклы очень прочные. Например, куклы, что хранятся в немецком музее, до сих пор не потеряли свой цвет. Хотя им уже 1200 лет!
На западе театр теней считается одним из самых изящных и элитарных искусств, в Европе даже проводятся специальные фестивали.

Китайский театр теней – один из видов драматического искусства, который имеет свои корни в Китае. Легенда гласит, что Император Уди (156-87 до н.э.) из династии Западная Хань был подавлен смертью своей любимой наложницы Ли, умершей от болезни. Император скучал по ней так сильно, что потерял желание царствовать. Однажды, министр увидел детей, играющих с куклами, которые отбрасывали яркие тени на пол.

Вдохновленный этим, министр сделал из бумаги куклу – умершую наложницу императора , чтобы помочь ему преодолеть грусть. Когда наступила ночь, он пригласил императора посмотреть на это. Кукла отбрасывала тень на занавеску. Император был в восторге. Этот рассказ записан в официальной книге истории, считается, что именно с этого момента началась история китайского театра теней.

Теневой театр стал совсем популярным в начале династии Сун (960-1279), когда праздники были отмечены представлениями многих пьес. Во время династии Мин (1368 1644), было от 40 до 50 шоу теней в городе Пекине.

В 13 веке театр теней стал регулярным отдыхом в казарме монгольских войск. Он был распространен в далеких странах, завоеванных монголами – в Персии, Аравии и Турции. Позднее он был введен в Юго-Восточной Азии, также. Теневой театр начал распространяться в Европе в середине 18-го века, когда французские миссионеры в Китае, привезли его идеи во Францию, а??в 1767 году создали спектакли в Париже и Марселе.

Со временем Ombres chinoises, с местными отличиями и украшениями, стали Ombres Francaises и укоренились в стране. В настоящее время более чем в 20 странах существуют труппы театр теней. Некоторые люди, предполагают, что Китайские тени возвестили о кинематографической промышленности, что безусловно, способствовало ее развитию и обогащению развлекательного бизнеса в мире.