Музыкальные инструменты стран и народов. Музыкальные инструменты народов мира: описание, история, фото

Лекция « Музыкальные инструменты мира»

Ребята, вообразите себе мир без музыки. Каким скучным он был бы. Так почему же музыка важна для нас независимо от возраста? В ней мы необычайно сильно и ярко выражаем свои мысли и чувства. Музыка - одно из древнейших искусств. А рождает музыку…? (музыкальный инструмент).

Сегодня мы поговорим о происхождении, видах или группах музыкальных инструментов, увидим иллюстрации первых инструментов, появившихся более 9000 лет назад. И также познакомимся с инструментами разных народов.

Музыка - одно из древнейших искусств. При археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к 3-2 вв. до нашей эры, которые являются прообразами ныне существующих. (Слайд 2)

Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных – в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. (Слайд 3) . Также были широко распространены (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри).

Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. (Слайд 4)

Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже - дерево и металл. (Слайд 5).

Многие современные инструменты произошли от древнеегипетских.

В Древней Греции также музыка играла большую роль. И название арфы произошло от имени античного музыканта Орфея (Слайд 6)

В настоящее время существует 2 типа музыкальных инструментов - народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах музыкальных инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.

Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

Да, это язык музыки

Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу землю?

У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.

Народы разных стран имеют свою собственную национальную музыку. Музыка некоторых народов мира почти не меняется из века в век. О музыке некоторых народов мира мы с вами сейчас узнаем.

1. Китай. (Слайд 7)

Китайская Пекинская опера сочетает в себе акробатику, пантомиму, песни и танцы. Музыканты играют на гонгах, колокольчиках, барабанах, струнных инструментах и своеобразных органах – шэн .

2. Индия . (Слайд 8) Здесь очень популярны барабаны табла и струнные инструменты – ситары. Ситар появился в XIII веке. Насчитывал 7 основных струн. Его прародителем является таджикский сетор.

3. Африка. (Слайд 9) + видео. Во многих районах Африки распространён щипковый инструмент, сделанный из тонких стальных язычков, закреплённых в половинке вычищенной и высушенной тыквы. Разные язычки издают разные ноты. Вдобавок при этом бренчат ракушки, прикреплённые к корке тыквы. Называется инструмент кора . 21 струна. Мастера, играющего на коре, называют джали, и когда он достигает мастерства, должен сделать инструмент сам. Его звучание похоже на звучание арфы.

4. Австралия. (Слайд 10) Австралийские аборигены исполняют сложные ритмы при помощи палочек и погремушек. Кроме того, они играют на длинных духовых инструментах - диджериду.

5. Япония. (Слайд 11) В Японии существует особый музыкальный стиль, называемый “театром но”, сочетающий музыку, танец, поэзию и своеобразные костюмы. Актёры нараспев читают слова под барабанные ритмы. Музыканты аккомпанируют танцам игрой на флейтах, барабанах и струнных инструментах – сямисенах.

6. Индонезия. (Слайд 12) + видео. Индонезийский национальный оркестр называется “гамелан” . Он состоит из инструментов, похожих на ксилофоны и металлофоны. Каждый музыкант в нём исполняет свою партию одной и той же мелодии.

7. Молдавским народным инструментом является флуер. (Слайд 13) Он делается из ценных пород древесины. Древний инструмент пастухов (чабанов), которые с его помощью собирали скот в стадо. Встречается, также, в балканских странах.
8. Бразильский народный инструмент – это агого. (Слайд 14) + видео. Он имеет африканское происхождение. Агого – это инструмент, состоящий из двух или трёх разнотоновых колокольчиков без язычков, соединенных изогнутой металлической ручкой, а порой из надпиленных орехов, посаженных на деревянную ручку. Несмотря на невнушительные размеры, является незаменимым в бразильской национальной музыке, например в музыке карнавальной самбы и капоэйры.

9. Американским народным инструментом считается банджо, завезенный из Африки в Америку пленными, примерно в 1784 году. Со временем его переделали, добавив квинтовые лады. Использовали как ритмический инструмент в джаз – бэндах. (Слайд 15)

10. Украинским народным инструментом принято считать бандуру, которая появилась примерно в XII веке. Считается, что она произошла от старинной кобзы. К XV году она стала настолько популярной, что бандуристов приглашали ко двору. Со временем её видоизменяли, и к сегодняшнему дню академическая бандура насчитывает 60 струн, когда изначально обладала 7-9 струнами. (Слайд 16)

Переходим к Европе. (Слайды 17, 18)

11. Самый известный в Шотландии инструмент - шотландская волынка.

12. Испания. Именно в Испании кастаньетами пользовались больше, чем в других странах. (Слайд 19)

13. Италия. Мандолину изобрели именно в Неаполе представители семьи Виначиа. (Слайд 20)

14. Россия. (Слайд 21)

Один из любимейших духовых инструментов у славян называется жалейка. Другой русский народный духовой музыкальный инструмент – рожок. Делали его из двух березовых или можжевеловых половинок, которые скреплялись берестой.

И, конечно же, балалайка, гармошка, гусли .

Итак, мы увидели, что музыкальная культура каждого народа очень богата и разнообразна. (Слайд 22)

Это лишь небольшое количество замечательных народных инструментов, наполненных душой, историей и самой жизнью, и хочется верить, что они продолжат своё существование, несмотря на появление электронных инструментов. Ибо истинный и необработанный звук, ничем не заменим и неподражаем!

Музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара.

В современном мире существует множество новых необычных инструментов. Вашему вниманию будет предложено 2 видеозаписи с их звучанием.

Просмотр видеофрагментов


Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):

Балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре - домрачей).

Баян

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

Музыкальные инструменты народов мира помогают понять историю и культуру нации. С их помощью люди извлекают звуки, объединяют их в композиции и создают музыку. Она способна воплощать в себе эмоции, настроение, чувства музыкантов и их слушателей. Порой довольно невзрачный на вид инструмент издает настолько волшебную, удивительную музыку, что сердце начинает биться в унисон. Различают инструменты нескольких типов: струнные, клавишные, ударные. Также существует несколько подвидов, например, струнные смычковые и струнные щипковые. Музыкальные инструменты разных народов мира впитали в себя традиции своего региона, области, страны. Вот описание нескольких из них.

Сямисэн

Японский сямисэн - это струнный музыкальный инструмент из категории щипковых. Он состоит из небольшого корпуса, грифа без ладов и трех струн, а общий размер обычно не превышает 100 см. Его диапазон звучания составляет от двух до четырех октав. Самая толстая из трех струн называется савари, именно благодаря ей инструмент способен издавать характерный вибрирующий звук.

Сямисэн впервые появился на территории Японии в конце XVI века благодаря китайским торговцам. Инструмент быстро стал популярным среди уличных музыкантов и организаторов вечеринок. В 1610 году были написаны первые произведения специально для сямисэна, а в 1664 был издан первый сборник музыкальных композиций.

Как и многие другие музыкальные инструменты народов мира, сямисэн считался прерогативой низших слоев населения. Однако после Второй мировой войны положение резко изменилось и к нему стали проявлять большее уважение. Сямисэн используется музыкантами во время представлений знаменитого японского театра кабуки.

Ситар

Индийский ситар также относится к классу струнных щипковых музыкальных инструментов. На нем исполняют классические и современные мелодии. Он состоит из вытянутого кверху округлого корпуса с двумя резонаторами, пустотелого грифа с металлическими выгнутыми ладами. Передняя панель обычно богато украшается слоновой костью и палисандром. У ситара 7 основных струн и 9-13 резонирующих. Мелодия создается с помощью основных струн, а остальные отзываются резонансом и производят уникальное звучание, недоступное ни одному другому инструменту. На ситаре играют особым медиатором, который надевается на указательный палец. Этот музыкальный инструмент появился на территории Индии в XIII веке в период становления мусульманского влияния.

Волынка

В списке музыкальных инструментов народов мира название «волынка», вероятно, одно из наиболее известных. Удивительный духовой инструмент с резким звучанием популярен во многих европейских государствах, а в Шотландии является национальным. Волынка состоит из кожаного мешка, изготовленного из телячьей или козьей шкуры, с несколькими игральными трубками из камыша. В процессе игры музыкант наполняет резервуар воздухом, затем надавливает на него локтем и таким образом заставляет звучать.

Волынка - один из самых древних музыкальных инструментов на планете. Благодаря простейшему устройству, ее смогли изготовить и освоить несколько тысячелетий назад. Изображение волынки встречается в древних манускриптах, фресках, барельефах, статуэтках.

Бонго

Барабаны занимают особое место в перечне музыкальных инструментов народов мира. На фото изображается бонго - знаменитый кубинский происхождения. Он представляет собой два небольших барабана разного размера, скрепленных между собой. Больший называется hembra, что переводится с испанского, как «самка». Он считается «женским», а меньший называется «мачо» и считается «мужским». «Женский» настраивается более низко и находится с правой стороны от музыканта. На бонго традиционно играют руками в положении сидя, зажимая барабаны между икрами ног.

Маракас

Еще один один из наиболее древних музыкальных инструментов народов мира. Его придумали индейцы племен таино - коренные жители Кубы, Ямайки, Пуэрто-Рико, Багамских островов. Он представляет собой погремушку, которая при встряхивании воспроизводит характерный шуршащий звук. На сегодняшний день маракасы стали популярны во всей Северной Америке и далеко за ее пределами.

Для производства инструмента применялись сушеные плоды дерева гуира или калебасового дерева. Плоды могут достигать в длину до 35 см и обладают чрезвычайно твердой оболочкой. Для музыкальных инструментов годятся плоды небольшого размера правильной овальной формы. Сначала в плоде просверливают два отверстия, удаляют мякоть и просушивают. После этого внутрь насыпают мелкую гальку и семена различных растений. Количество камешков и семян всегда различно, поэтому каждый маракас обладает уникальным звучанием. Затем к инструменту прикрепляют ручку.

Как правило, музыканты играют на двух маракасах, удерживая их в обеих руках. Также маракасы иногда изготавливают из кокосовых орехов, сплетенных ивовых веток, высушенной кожи.

Не зря называет себя другом музыканта крупнейший американский интернет-магазин MusiciansFriend.com. Он предлагает непревзойденный выбор музыкальных инструментов и оборудования, включая гитары, усилители, клавиатуры и MIDI, барабаны и перкуссии, DJ-оборудование, микрофоны, фолк-инструменты, аксессуары, и многое другое. Здесь действительно можно найти все, что нужно музыканту. И можно даже заблудиться во всем этом разнообразии. Ударные, струнные и духовые музыкальные инструменты народов мира в нашем сегодняшнем обзоре для всех, кто дружит с музыкой.

Оглавление:

Ударные музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты различаются способом звукоизвлечения. Так, ударные музыкальные инструменты - значит, звук из них извлекается ударом (или постукиванием) молоточков, колотушек или палочек по какому-либо звучащему предмету. Их сложно даже все перечислить, так как это самое многочисленное семейство. Среди ударных музыкальных инструментов можно выделить как всем известные барабаны, бубны и колокольчики, так и не очень популярные кастаньеты, вибрафоны, била, тамбурин или же ковбелл.

Интересно, что именно ударные музыкальные инструменты сопровождают обрядовые праздники некоторых племенных народов мира. Обычно музыка подобного плана нужна, чтобы ввести слушателей в трансовое состояние перед какими-либо ритуальными мероприятиями.


Духовые музыкальные инструменты

Духовые музыкальные инструменты издают музыкальные звуки за счет колебания заключенного в них воздуха. Они известны человеку с давних времен. Это подтверждают многочисленные раскопки археологов. Сначала музыканты использовали для своего творчества разнообразные флейты и свирели, с развитием культуры в их руках появились валторна, корнет и альт, тромбон и труба. Кстати, труба в древности использовалась в качестве сигнала. Оповещала о появлении незваных гостей.

Интересно также, что современный симфонический оркестр почти на треть состоит из духовых ударных инструментов. Они вообще незаменимы. Многие музыкальные инструменты народов мира известны далеко за пределами своей родины. Это, например, русская жалейка, украинская сопилка, китайская панфлейта Пайсяо или молдавский флуер.

Струнные музыкальные инструменты

Струнные музыкальные инструменты появились благодаря случайности. Кто-то обратил внимание на звук, который появляется при натягивании тетивы охотничьего лука. В результате экспериментов сначала появилась древнегреческая кифара. Затем тетиву поменяли на полый короб и тут уж мастера разгулялись по полной. В результате появилось целое семейство струнных музыкальных инструментов, звук у которых появляется благодаря колебанию натянутых струн. Вот в чем главное сходство между такими разными музыкальными инструментами, как русская балалайка, африканская кора, американское банджо и индийский ситар!

Ершов Сергей

Баян – русский народный инструмент. Это наша история, наши достижения и победы, вписанные в историю мировой культуры. А мы должны знать историю нашего народа и историю нашей культуры

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 40»

Исследовательский проект на тему:

«Музыкальные инструменты народов мира. Баян»

Выполнил:

Ершов Сергей

Ученик 8 класса «а»

Преподаватель:

Москвина Татьяна Алексеевна

Учитель музыки

МБОУ Г. Иркутска СОШ № 23

  1. Введение
  2. Глава1. История создания баяна
  3. Глава2. Китайские корни.
  4. Глава3. Почему возникает звук?
  5. Глава 4. Разновидности баяна
  6. Заключение
  7. Список литературы

Введение.

Баян – русский народный инструмент. Это наша история, наши достижения и победы, вписанные в историю мировой культуры. А мы должны знать историю нашего народа и историю нашей культуры (Слайд 2).

Актуальность. Я сам играю на баяне и вижу, что многие люди интересуются этим инструментом. Многие люди сейчас играют на нём. Вот почему мною была выбрана тема о баяне.

Цель - донести до широких масс историю баяна.

Задачи:

  1. Рассказать историю создания баяна.
  2. Откуда появился баян, его корни.
  3. Рассмотреть, какие бывают виды баяна.

Глава1. История создания баяна.

Баян - разновидность гармоники. Отличается от аккордеона устройством клавиатуры (вместо клавишей - кнопки) и некоторыми другими деталями конструкции (Слайд 3.)

Баян – большая гармоника со сложной системой ладов (Слайд 3).

В сентябре 1907-ого года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов изготовил музыкальный инструмент, над которым работал более двух лет, для выдающегося гармониста – Якова Фёдоровича Орланского-Титаренко. Орланский-Титаренко и дал этому инструменту название в честь древнерусского певца-сказителя Бояна, упоминаемого в поэме «Слово о полку Игореве», и впервые стал использовать его на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве. Также называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново – Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян». Рабочим он шутя говорил: «Вы строите свой «Баян», а вот я построю другой «Баян» - большую усовершенствованную гармонику!».

Баян относится к язычковым клавишно-пневматическим инструментам с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой клавиатуре.

Клавишно-пневматические инструменты содержат особое пневматическое устройство, иначе говоря, устройство, действующее силой сжатого воздуха. В баяне воздух нагнетается мехами, он колеблет упругие металлические пластинки-язычки, которые и издают звук.

Баян представляет собой разновидность гармоники, которая дополнена хроматическим звукорядом на клавишах справа, басами и аккордами на левой клавиатуре.

В России гармоники начали появляться к 40-ым годам 19-ого века (Слайд 5). Споры о причине появления гармоник в России идут до сих пор: одна версия говорит, что богатые люди покупали их заграницей, а через слуг гармоники появились и в деревнях. Вторая версия рассказывает, что гармоники могли завести иностранные мастера, выписанные на тульские оружейные заводы.

В России определённым толчком в распространении гармоники явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть мастерскую по их изготовлению.

Так же к 40-овым годам получило распространение кустарное производство гармоник (Слайд 6). Особо в Тульской, Тверской, Новгородской, Вятской, Вологодской губерниях. Одни гармоники,

созданные в одних губерниях, привозились в другие губернии и там модернизировались местными умельцами, а потом перевозились дальше по стране и получали всё большее распространение.

Представителем одной из первых российских гармоник, является Тульская восьмиклавишная гармоника (Слайд 7). Её главной особенностью стало то, что при нажатии одной и той же клавиши возникали звуки разных тонов (при сжиме меха один, а при разжиме другой). Эту гармонику назвали «гармоника русского строя». В последствие эта гармоника была привезена в Вятскую губернию, где была усовершенствована.

К 40-овым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник в год. Это способствовало распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний, особенно в сельской местности.

Первую ручную гармонику с полным хроматическим звукорядом сконструировал баврский мастер Мирвальд из немецкого города Зилетуе в 1891 году (Слайд 8). У такой гармоники была полная хроматическая гамма в диапазоне 4 октав. Клавиши правой клавиатуры находились в три ряда. Каждая клавиша при разжиме и сжиме меха давала один и тот же звук. Левая клавиатура состояла из мажорных трезвучий, но потом была улучшена: стала трёхрядной (1-й ряд имел 12 басовых нот. Во втором ряду находились мажорные аккорды. В третьем, были минорные аккорды.) (Слайд 9). Уже в 1892 году такая гармоника стала известна в России.

Гармонь двухрядная

Глава 2. «Китайские корни».

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен (Слайд 10).

Шен был известен ещё в Древнем Китае. Некоторые учёные полагают, что шену более двух тысяч лет. Со временем он был усовершенствован, и на нём уже можно было играть в 12 тональностях, для него даже был сделан специальный учебник гармонии (Слайд 11).

Сам шен состоял из деревянного корпуса и вставленных в него по окружности бамбуковых трубок, внизу которых были прикреплены металлические пластинки с вырезанными в их язычками. На шене обычно играли аккордами, зажимая несколько отверстий внизу трубок.

Шен в России был известен в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, (достоверно известно, что в середине 18 века в Петербурге игрой на шене увлекался придворный музыкант и конструктор Иоганн Вильде), а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом – гармоникой .

Шен ↓

Глава 3. Почему возникает звук?

Если взять тонкую школьную тетрадку, сжать ее страницы губами и подуть между них - тетрадка наверняка «запоет» (Слайд 12). Сожмем губы сильнее и будем продолжать дуть - тетрадка «запищит» тоненьким голосом, ослабим губы - звук будет более низким. Подобная «музыка» наверняка получится, если взять два обыкновенных листа бумаги. Почему возникает звук? (Слайд 13). Потому что бумажные страницы вибрируют, создавая звуковые колебания воздуха. Примерно так же вибрируют под напором воздуха и металлические пластиночки-язычки в гармони, баяне, аккордеоне и губной гармошке (Слайд 14).

Все эти инструменты похожи по устройству. Источник звука у них - колеблющиеся металлические языки, закрепленные на металлической раме. Как мы уже знаем эти язычки колеблются под струей воздуха, возникающей при сжатии и растяжении мехов.

Язычок ↓

Глава 4. Разновидности баяна (Слайд 15).

В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России, а возможно и в мире, пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера - братья Генераловы, В. Самсонов и другие (Слайд 16).

Совершенствование баяна привело к созданию трёх его вариантов с отличающимся аккомпониментом:

  • Готовый – с фиксированными аккордами-мажорными и минорными трезвучиями, септаккордами.
  • Выборный – «отражает» правую клавиатуру.
  • Готово-выборный – сочетает выборную и фиксированную клавиатуру.

Готово-выборный вид баяна более удобен, но на нём сложнее играть (Слайд 17).

В 1951 году, Московскими мастерами Селезнёвым и Фигановым был сделан многотембровый четырёхголосный готово-выборный баян, по заказу баяниста Юрия Ивановича Казакова. Ю. Казаков был артистом, который своими концертами начал триумфальное распространение баяна по всей планете.

Русскими мастерами создан ряд разновидностей гармони: тульская Слайд 18) , саратовская, вологодская (Слайд 19) , вятская (Слайд 20) и другие. Их настолько много, что трудно все перечислить. Они распространены и сейчас. Гармонь - непременный участник ансамблей русской народной музыки.

Появились такие марки баяна как «Русь», «Мир», «Огонёк», «Рубин», «Этюд», «Юпитер», «Тула» и многие другие (Слайд 21-24 ).

Заключение.

Итак, мы рассмотрели историю создания баяна, узнали о его китайских корнях, о разновидностях баяна и ответили на вопрос, почему возникает звук? (Слайд 25).

Баян внедрён в учебный процесс на всех уровнях профессионального музыкального обучения. На нем играют сольно, в ансамблевых и оркестровых коллективах. Появилось множество учебно-методической литературы и теории для баяна. Множество композиторов пишут оригинальные произведения для баяна. Он известен во всём мире.

Баян признан на уровне «классического» инструмента! А. Мирек/Из истории баяна/2002 г.

  • А.С. Кленов. «Я познаю мир: Детская энциклопедия. Музыка». Москва, 1998 г.
  • С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва «Русский язык», 1984 г.
  • С.В. Истомин. Энциклопедия «Я познаю мир. Музыка». Астрель. Москва, 2002 г.
  • Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: