Старинные изразцовые печи. Московские изразцы

Полы палат XII века князя земли Владимирской, Суздальской и Ростовской Андрея Боголюбского сплошь выложены цветными изразцовыми плитками с изображениями грифонов, полульвов, полуорлов - символов княжеского могущества. Такие же плитки, относимые к XIV веку, археологи находили в Галиче, Чернигове и в Гродно.

Искусство архитектурной глазурованной керамики процветало на Руси до татарского нашествия. Неизвестно, какое развитие получило бы искусство изразца в России, если бы не ордынское иго. По мнению историков, несмотря на позитивный момент «собирания земель» и установления единой государственности на Руси, ордынское иго разрушило технологии и сложные ремесла, такие как перегородчатая эмаль, стекло, полихромная керамика, известные древним русичам задолго до появления этих технологий в Европе.

Советский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, академик российской академии наук Б. А. Рыбаков пишет в своей книге «Ремесло Древней Руси»: «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».

Только в городах, избежавших ордынского полона сохранились и развивались ремесла, распространившиеся после освобождения Руси и в других русских землях. Одним из таких городов был Псков.

Поливные изразцы. Псков

В середине 60-х при восстановлении собора Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, художники-реставраторы обнаружили на чердаке собора плитки глазурованной керамики в рыже-зеленой поливе, отнесенные ими к концу XIII - началу XIV веков. Зеленым огоньком горела в лучах солнца глазурь на куполе собора Мирожского монастыря. Отсветы этого сияния десятилетия спустя вспыхнули на куполах других псковских церквей. Обливной черепицей оделись главы многих городских храмов. С десятилетиями плитки стали меньше и аккуратнее, глазурь на них сочнее и гуще.

Настоящей сокровищницей глазурованной керамики является Псково-Печорский монастырь, где среди десятков известковых досок, отсвечивают зеленым блеском глазурованные могильные плиты - знаменитые псковские керамиды. Керамиды - это большие керамические плиты, политые глазурью, имеющие сложный узорный рельеф и надписи, как правило, имя похороненного и даты. Керамиды делались так же, как и первые книги - с помощью разборных форм. Сразу напрашивается вывод, что создатели керамид были знакомы с типографской техникой. Считается, что технологию мастерам-изразечникам подсказал Корнилий - настоятель монастыря - большой книгочей и очень образованный человек. Самая старая керамида относится к 1530 году.

Псковские мастера были известны далеко за пределами Пскова. Артели псковичан работали во многих городах Московского царства. В 1477 году псковские мастера возводят Духовскую церковь в Троице-Сергиевом монастыре. Духовская церковь имеет особенное украшение: у основания ее закомар протянулся декоративный пояс из рельефных терракотовых плит. Такими же плитами украшена и церковь Ризоположения в Московском Кремле 1485 года постройки.

Поливные изразцы. Москва

Интересные находки были обнаружены реставраторами во время работ в Покровском соборе (Собор Василия Блаженного). На центральном шатре под слоем позднейших росписей были обнаружены цветные изразцы , заложенные в стены в момент строительства собора, первоначально возводившегося беленым. Из светлой глины, покрытые желтоватой, коричневой или зеленой стекловидной глазурью, в форме звездочек - эти цветные изразцы смотрелись как драгоценные камни на белой стене храма - прием на Руси ранее невиданный. Похожий изразцовый декор был на церкви Сергия при Богоявленском монастыре, разрушенном в 1807 году.
Фактические это были первые цветные глазурованные изразцы после Псковских.

Полихромные изразцы

Уникальные цветные изразцы можно увидеть на Успенском соборе в Дмитрове: огромные изразцовые барельефы, высотой около трех метров сверкают цветными глазурями на северной и южной стороне собора. Абсолютно уникальный барельеф с Георгием Победоносцем имеет диаметр 2,93 м и состоит из 32 изразцов с рельефом до 7 см глубиной. Такого размера рельефные цветные изразцы - это было что-то совершенно новое для России. Никогда и никто до этого момента не делал ничего подобного.

Но настоящим переворотом в изразечном искусстве стало строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря, в котором впервые были применены принципы итальянского Возрождения: ордерность, розетки, ионики, листики и т. д. Но самое главное то, что зарубежные мастера, которых привез Никон, ввели новую палитру глазурей в русское изразцовое искусство: впервые стали применяться глухие стекловидные эмали и были введены в обиход синие и белые пигменты. Изразцы Ново-Иерусалимского монастыря поражали своим многоцветием.

Десятки тысяч полихромных изразцов украсили величественный монастырь на берегу Истры. Сооружение собора Нового Иерусалима помогло русским зодчим понять роль многоцветного изразца в декорировании зданий. Примерно 60 различных видов рельефа понадобилось мастерам для создания грандиозных панно, фризов, иконостасов. Узоры и рисунки для них они находили на страницах печатных книг и на тканях. Узор «павлинье око» , столь часто применяемый в дальнейшем на изразцах многих московских храмов, взят с итальянских бархатов конца XVI века. Многие изразцы исполнены мастерами Никона по законам западноевропейской архитектуры XVI-XVII веков.

Следует отметить, что большое влияние на российскую архитектуру XVII века оказали белорусские мастера, переселяющиеся с западных земель в Москву от преследований католической Речи Посполитой. Находясь под властью польской шляхты, уроженцы белорусских городов имели возможность ознакомиться с западноевропейской архитектурой и искусством. К 1654 году белорусы переселялись уже тысячами. По переписи 1676 года около десяти процентов населения Москвы составляли выходцы из западных земель, которые принесли новой родине свои знания и профессиональные навыки. Удивительному расцвету российского зодчества при Алексее Михайловиче Романове в большой мере способствовал приток свежей «духовной крови» с Запада.

В 1654 году князь Трубецкой привез из Мстиславля гончара Степана Иванова, который прославился в последствии под именем Степан Полубес. А уже в 1658 году патриарх Никон забрал его на строительство Ново-Иерусалимского храма.
Вообще, керамика Степана Полубеса стоит в одном ряду с работами итальянских керамистов семьи делла Роббиа и француза Бернара Палисси : его значение для всемирного искусства вполне сравнимо с масштабом великих керамистов Возрождения.
Сохранилось немало работ Степана Полубеса в Москве. Кроме изразцов в Ново-Иерусалимском монастыре, впечатляют огромные горельефы в церкви Успения в Гончарной слободе, изразцы в церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке, фризы «павлинье око» на соборе в Измайлово и многие другие, чудом сохранившиеся образцы архитектурной керамики плодовитого мастера.

В последнее десятилетие XVII века Москва, словно предвидя близкое рождение новой столицы на Неве, стремилась украсить себя изысканными храмами и жилыми домами. Был расцвечен Собор Василия Блаженного, еще недавно беленый. На кремлевских башнях выросли островерхие шатры. Сооружая здания, русские зодчие старались украсить их как можно пышнее. Московских архитекторов этого периода волнует «скульптурный» облик здания, усложненность его силуэта.

Одним из последних памятников столичных изразечников стал Крутицкий Теремок, полностью облицованный многоцветными изразцами. Сотни изразцов с причудливым растительным орнаментом составили огромный ковер с неповторимым узором на фасаде здания. Наличники окон также изготовлены из глины и покрыты цветной поливой. Исполнены они в традициях модной резьбы по дереву в виде скрученных виноградных лоз. В солнечные дни, когда вспыхивали зеленые, желтые, белые, синие и коричневые блики, терем напоминал драгоценное ювелирное украшение.
Крутицкий терем стал последним и самым красочным памятником Руси боярской.

Ярославские изразцы

Пожалуй, в России нет второго такого города, где архитектурная керамика нашла бы столь широкое и повсеместное применение. Ярославль был вторым после Москвы городом по значимости, а накопленные в Ярославле богатства превосходили по размерам государственную казну. Между Москвой и Ярославлем шло откровенное соперничество, а совпадение вкусов мастеров и заказчиков привело к тому, что в ярославском зодчестве особенно сильно сказались черты народного творчества. Искусство полихромных изразцов достигло в Ярославле наивысшего расцвета.

Ярославские мастера создали свою собственную цветовую гамму и узнаваемый типично ярославский узор. Почти все ярославские изразцы имеют единый композиционный принцип: многоцветная розетка, раскрашенная различными цветами. Всего существует шесть видов розеток: четыре - с восемью крупными лепестками, одна - с шестью и одна - с двенадцатью.

Ярославские гончары опередили время и в применении глазурованного кирпича - только в наши дни этот прием используется широко и повсеместно. Ярославцы же покрывали сторону кирпича поливой, нанося на нее ряд цветных ромбиков. Ленты из таких нарядных кирпичей окаймляют широкие изразцовые карнизы с рельефным растительным орнаментом. Существует мнение, что затейливые узоры изразцовых наличников перешли с драгоценных восточных ковров, часто попадавшихся в Ярославле из Азии по оживленной торговой дороге - Волге.

Северные изразцы. Великий Устюг

Великий Устюг, расположенный между Москвой и Архангельском был крупнейшим торговым центром, в котором перекрещивались торговые пути на запад в Европу, на восток в Сибирь и Китай и на юг в Персию.
Богатые купцы Великого Устюга создали свое производство изразцов, по образу и подобию строгановских изразцов, завезенных купцами Строгановыми для строительства Введенского храма. На перекрестке торговых путей встретились художественные традиции старой Руси, Западной Европы и Востока, оказавшие приметное влияние на творчество местных художников и ремесленников.

Изразцами украшались в первую очередь Устюжские храмы. Привлекает к себе внимание храм Симеона Столпника, построенный в 1725 году в стиле барокко. Многочисленные полуколонки и пилястры на стенах храма увенчаны зелеными изразцовыми капителями коринфского ордера. Белые прямоугольники пилястров оживляют красную кирпичную стену, а в солнечный день изразцы порождают такую праздничную игру бликов, на которую не способен ни мрамор, ни резной камень.

Серебряный век

Ренессанс изразца в России совпал с периодом модерна в искусстве. Наверное, главным изразечником Серебряного века стал выдающийся художник Михаил Врубель, увидевший в майолике и изразцах искусственные цветные камни, завораживающие своей игрой бликов и полутонов. Врубель совершенно по-новому интерпретировал старинный материал и совместно с химиком-технологом Петром Ваулиным восстановил технологию люстрирования, забытую с XVI века. Он создал несколько печей в доме Саввы Игнатьевича Мамонтова, которые были чудом спасены от уничтожения в 1964 году В. А. Невским - энтузиастом и сотрудником абрамцевского музея.

Ночами В. А. Невский сторожил дом и печи, а днем аккуратно разбирал их, нумеруя каждый изразец, чтобы вывезти их в Абрамцево и собрать там. В результате, сегодня творения Михаила Врубеля может увидеть каждый. Творения о которых писал А. М. Горький: «Майоликовые печи Саввы Мамонтова - замечательны. Майолика - это самый артистический вид гончарного дела» .

О майолике Врубеля вы можете прочитать подробнее в нашей статье «Абрамцевская керамическая мастерская» . О еще одном выдающемся керамисте Серебряного века - Петре Ваулине - вы можете прочитать в нашей статье «Петр Ваулин - возрождение русской майолики» .

В статье использованы материалы искусствоведа Ю. М. Овсянникова из его книги «Солнечные плитки» и альбома «Русские изразцы».

Если вас интересует облицовка печи изразцами, то будет полезно узнать об этом материале как можно больше полезной информации. Настоящая изразцовая плитка - самый сложный и дорогой в изготовлении облицовочный материал.
Что касается истории, то печные изразцы известны со 2-го тысячелетия до н.э., это фактические упоминания, но наверняка, появились они еще раньше. Сейчас актуальна тенденция возрождения старинных традиций, поэтому, изразцы снова возвращаются в интерьеры современных домов.

Что такое изразцы?

Значение слова (этимология) многими трактуется по-разному, а произошло оно от старого слова «изразить», т.е. вырезать. По сути своей, изразцы – это плитка из обожженной глины (керамика), отличающаяся от других своей конфигурацией, а именно, наличием румпы.

Румпа, что это такое и зачем она нужна?

Румпа изразца (см. рис.) представляет собой коробчатый выступ на обратной (тыльной) стороне изразцовой плитки. Румпа придает плитке прочность и повышает теплоемкость печи. По размерам она чуть меньше площади изделия.

Именно эта ключевая особенность делает керамические изразцы идеальным облицовочным материалом для домашней печи и камина.

Такая же пустотелая конструкция свойственна и кафельным декоративным элементам для облицовки стен, фасадов, каминов и печей.

Преимущества изразцов перед плиткой

  • прочность и жесткость. Достигается за счет толщины изделия – изразец в 2 раза толще керамической плитки;
  • способность выдержать любую температуру;
  • устойчивость к перепадам температур;
  • аккумулирование тепла. Хорошо протопленная печь способна отдавать тепло в течение суток;
  • экологичность. Достигается за счет того, что в производстве используется глина, а также за счет того, что на поверхности изразцов (в частности глазурованных) не задерживается пыль. Она не сгорает и не выделяет вредные для пользователей вещества;
  • простота в уходе;
  • экономия топлива. Камера румпы долго удерживает тепло, за счет этого снижается расход топлива и увеличивается длительность обогрева;
  • исключение возможности получения ожога при контакте с поверхностью печи. За счет внутренней камеры температура изразцовой печи (наружных стен) не высокая;
  • низкий показатель влагопоглощения;
  • тепло, выделяемое изразцовой печью сравнимо с солнечным;
  • длительный срок эксплуатации, подтвержденный практикой;
  • историческая ценность. Старинные изразцы хорошо сохранились в усадьбах русской знати. И сегодня многие пользователи стремятся сделать жилье в традиционном стиле.

Безусловно, вне конкуренции эстетические свойства изразцов. Благодаря разнообразию их видов можно воплотить в реальность любой дизайн-проект. Изразцовая печь отлично впишется в любой дизайн – от классики до модерна. Даже лаконичный хай-тек не устоял перед прелестью печных изразцов.

Изразцовая печь в интерьере - фото

Виды изразцов для печи и камина

1. По форме

Изразец на печь может быть уложен только целым, иначе его уникальные свойства аккумуляции тепла сведутся к нулю. Поэтому, с точки зрения формы для изразцов, выделают три основных элемента:

  • плоские (фронтальные). Предназначены для облицовки ровных поверхностей;
  • угловые. Соответственно, для облицовки углов;
  • фасонные. Позволяют облицевать выступающие части (например, карнизы) и выделить зоны. В основном используются как декоративные изразцы.

Разнообразие форм изразцов не ограничено стандартными элементами, существуют разные варианты (как на картинке)

2. По структуре лицевой поверхности

Рельефные;
- гладкие.

Материал подготовлен для сайта www.сайт

3. По типу поверхности

Глазурованные (глянцевые);

не глазурованные (матовые, терракотовые). Данный вид отличается более низкой, по сравнению с глазурованными изделиями ценой.

4. По наличию рисунка:

С рисунком;

- без рисунка.

5. По стилю орнамента

Тематика рисунков и цветовая гамма изразцов передают дух той страны, в которой они созданы.

Им свойственная синяя цветовая гамма на снежно-белом фоне. Из мотивов преобладают морские, степные пейзажи, корабли, мельницы, пастушки и т.п.

. В них ощущается влияние восточных искусств. Сложные орнаменты отражают образ жизни востока. . Отличаются четкостью линий и лаконичностью рисунка. Изразцы немецкого производства имеют наибольшее постоянство размеров и практически не нуждаются в дополнительной обработке перед облицовкой. . Поражают буйством краски и разнообразием орнаментов и узоров. Различные регионы имеют свои стили создания рисунка и рельефа на изразцах. . Один из ярких представителей русской ерамики. Их отличие в сложном рисунке и приглушенной цветовой гамме.

6. По размеру

Стоит отметить, что размеры изразцов у каждого производителя могут варьироваться. Это связано с технологией производства. Тем не менее, изразцовая плитка соответствует габаритам:

  • толщина изразца 45-50 мм;
  • размеры квадратного изразца (длина-ширина) 200х200, 220х220, прямоугольного 205х130 мм.

Данные показатели регламентируются ГОСТ 3742-47.

7. По виду румпы

простые . Румпа имеет наклонный срез;

с бортиком . Наличие бортика делает крепеж более удобным (за счет наличия в них крепежных отверстий) и надежным. Встречаются румпы с более сложной конфигурацией бортика и наличием нескольких камер.

Самым востребованным на сегодня среди пользователей видом изделия считается глазурованный изразец с нанесенным рисунком.

Технология производства изразцовой плитки

Заключение

Отделка изразцами печи в доме, это отличный способ совместить практичное с приятным – обогрев и декоративное украшение помещения.


Изразцовое искусство и архитектурная керамика в России существует более десяти веков. Самые ранние русские изразцы относят к X веку. XVII век стал пиком изразцового искусства в России.


Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов, и в конце концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи.



Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре.


В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов.



Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена.



Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по-черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку пожары наносили большой ущерб.


Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов.


В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».





СТАРИННЫЕ ИЗРАЗЦОВЫЕ ПЕЧИ ЕВРОПЫ: ЧЕХИЯ, ПОЛЬША, АВСТРИЯ, ЛИТВА, ГЕРМАНИЯ

Эта статья, посвящена европейским старинным изразцовым печам, сохранившимся в многочисленных замках, разбросанных по живописным холмам Европы. Рассказ пойдет об изразцовых печах Чехии, Польши, Германии, Австрии и Литвы. Эти печи совсем не похожи на старинные русские изразцовые печи, хотя у них есть много общего. Однако, они необыкновенно красивы и мы хотим показать их вам на страницах нашего сайта. Ну, и заодно рассказать немного о самих усадьбах и зданиях, где находятся эти печи.

Замок Зинкова построен семьей Дрславице в 1192 году, в качестве крепости. Первоначально замок имел две оборонительные башни и два жилых дома. Основатель замка Ульрих Зинков, жил в нем до начала XIII века. В XIII веке он построил неподалеку второй замок Потенштен. За свою историю Замок Зинкова многократно переходил из рук в руки.

В замке прекрасно сохранилась изразцовая печь, в стиле ренессанс, выполненная в технике итальянской майолики, и вероятно, относящаяся к периоду перестройки дома Кленовыми в 1679 году. Изразцовая облицовка печи имеет совершенно изумительные барельефы с полуобнаженными женскими скульптурами, богатейшие рельефные изразцы с цветочными орнаментами, вазонами и гротесками.

Очень интересен Замок Плосковице в Богемии. История его основания относится к гуситским революционным движениям 1424 — 1440 годов. Тогда было первое упоминание об этой усадьбе в связи с остановкой императора Сигизмунда в Плосковице, с целью создания там штаб-квартиры армии крестоносцев в Чехии.

В современном виде замок было заложен архитектором Октавиано Бриджиони в 1720 году по приказу хозяйки местной усадьбы княгини Анны Мари Фрэнсис Тосканской. Ориентировочно в 1730 году был построен этот изящный дом в стиле барокко. В здании сохранилась изразцовая печь в том же стиле. Ее сохранность, к сожалению, оставляет желать лучшего и она не является действующей, однако, изумительно-тонкие вензеля и скульптура вполне сохранны, так же как и глазурь на поверхности керамики.

Аккуратно хранимые фрагменты печных изразцов из дома А.В.Федосеева мастера из династии иконостасных мастеров и иконописцев (Музей истории веры г.Чердынь)

Но больше всего впечатлили, конечно же ленты из старинных изразцов, которыми украшены соборы в г.Соликамске

Богоявленский собор

Свято-Троицкий Собор

Захотелось узнать о старинных изразцах побольше.
Информацию я взяла здесь:
http://www.ref.by/refs/31/5357/1.html
http://ibm.bmstu.ru/departments/ibm4/prep/menyaev/I_site/sup plement2.html
http://ontravels.ru/strany/balaxninskie-izrazcy.html
http://www.pechy.ru/menshikov2.html
Собственно изразец известен в России с XVI века. Сначала изготавливались терракотовые (красные) изразцы. Они ещё не поливались глазурями, но интересны прежде всего своим разнообразием сюжетных изображений, красотой и наивной смелостью композиций.


Затем в Пскове появились муравленные изразцы - покрытые зелёной прозрачной глазурью - поливой. Оттуда они пожаловали в Москву в первой половине XVII столетия. Полную силу зеленый (муравленный) изразец наберёт и в облицовке печей и в наружном керамическом уборе зданий лишь в середине XVII века.
Изразец хранится в Государственном Историческом музее в Москве


Полихромные (многоцветные) изразцы в архитектурной керамике заявили о себе в Москве в середине XVI века, когда на некоторых московских, а так же в близлежащих городах появляются изразцовые изделия невиданной красоты и формы.


Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением птицы "оглядышка" в узорной раме, из Сергиевской церкви в Нижнем Новгороде.

Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением птицы Сирина на Сергиевской церкви в Нижнем Новгороде

Четыре многоцветные эмалированные изразца с рельефным изображением птиц в узорных медальонах на Сергиевской церкви в Нижнем Новгороде

Многоцветный эмалированный изразец с рельефной птицей-сирином на церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Угличе.


Во второй половине XVII одновременно выделывались терракотовые, муравленные и многоцветные изделия.
В XVII веке производство красных, муравлёных и многоцветных рельефных изразцов распространилось по Центральной части Русского государства. Ведущее начало в эти годы принадлежало Москве, за столицей следовали Ярославль, Владимир, Калуга. В конце XVII - первой половине XVIII веков изразцовые производства организовались в Петербурге, Александровской Слободе, Троице-Сергиевом монастыре и в далёких от столицы городах: Балахне, Соликамске, Великом Устюге и Тотьме.
В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои излюбленные сочетания красок.
Славилась своими изразцами Балахна - поселок на Волге около Нижнего Новгорода. Красочные балахнинские кафли с рельефом причудливых, часто сказочных птиц были «ходовым товаром» на ежегодных волжских ярмарках.
Каждая из изображенных птиц стоит в середине изразца в рамке из хитро сплетенных меж собой завитков.

Рисунок отличается упругими, четкими линиями, подчеркнутым цветом, композиция гармонична и уравновешенна.

Изразцы, выполненные уральскими мастерами в 17 веке, имеют свои характерные особенности.

Северное изразцовое производство началось в конце XVI века в Орле-Городке на Каме (в 10 км от Усолья), одном из северных опорных пунктов в период проникновения русских на Урал и в Сибирь. После переноса в 1706 г. Орла-Городка на левый, более высокий берег Камы, изразцовое производство переместилось в Соликамск.
Четкие упругие линии рисунка при невысоком рельефе, гармоничная композиция, чистый зеленый цвет с неожиданными всплесками голубого и желтого - всё это характерно для изразцов, производившихся на Урале.
Сюжет рисунка изразцов Богоявленской церкви и Троицкого собора напоминает ""балахинские кафли"".

Крупная птица с открытым клювом - ""оглядыш"". Она оглянулась - повернула голову к летящей крохотной птичке, вестнику.

Птица неясыть, по легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить птенцов.

Изображение ворона, несущего в лапе початок, другой лапой опирающегося на какой-то причудливый цветок.

Cказочная жар-птица - павлин с распущенным хвостом

подобный мотив встречается и в пряничных досках (Краеведческий музей г.Усолье)

Есть здесь и заморская диковина - индюк


Каждая из птиц стоит в центре плитки, в рамке из затейливого растительного орнамента. Рисунок рамки продуман так, что при раскладке изразцов вперемешку все завитки объединяются в общую композицию. По замыслу мастера, отдельные кафли, складываясь вместе составляют непрерывную красочную ленту - ""раппорт"". Ленты опоясывают храм в два, три яруса, и дают при солнечном освещении впечатление нарядности, праздничности.

печах могут рассказать нам о жизни и быте людей разных периодов. Ведь керамическая отделка пришла к нам из далёких времён и сохранилась на многих очагах благодаря своим уникальным свойствам. А изразцовые печи и камины в старинных постройках служили неотъемлемым элементом отопительной системы. Некоторые из них использовались по своему прямому назначению, некоторые же выступали декоративным элементом для маскировки отопительных труб, распределяющих тепло от центральной топки.

Но зачастую все они служили украшением интерьера, а в замках, дворцах и имениях знатных и зажиточных персон выступали признаком благосостояния. По этой причине для их отделки привлекались самые лучшие мастера, использовались самые дорогие материалы и новейшие тенденции росписи. Но есть некоторые Изразцовые печи , заслуживающие особого внимания, они могут рассказать нам немного больше, чем другие.

История в печных изразцах: фото росписи с исторической ценностью

Первая изразцовая печь, о которой хочется рассказать, находится в латвийском замке Яунмоку. Замок в неоготическом стиле был возведён в 1901 году в качестве охотничьей резиденции для мэра Риги Джорджа Армистеда. Строение представляет собой памятник архитектуры и на сегодняшний день является Музеем леса, поэтому все желающие могут познакомиться с изразцами печи не только на фото, но и увидеть воочию.

Изразцовая печь, изготовленная фабрикой «Целмс и Бэмс», находится на втором этаже замка. Она служит не только украшением интерьера, но и исторической памяткой. Кафельная отделка, приуроченная к 700-летию Риги, состоит из 130 керамических плиток с изображением около 50 различных видов старого города и его окрестностей. Картины улиц и площадей, архитектурных сооружений и латвийской природы напоминают старинные фотографии и очень хорошо передают не только исторические факты, но и дух того времени.

Фото: печь с изразцами , выполненная в честь 700-летия Риги

Фото: печные изразцы с изображением старой Риги, 1901 г.

Фото: изразцы на печи замка Яунмоку, Латвия

Ещё одна печь с историческим подтекстом росписи изразцов расположилась в чешском замке Орлик. Строительство замка и возникновение его необычного названия связано с легендой. История рассказывает о жестоком атамане, который возглавлял шайку разбойников, орудовавшую в лесах на юге Чехии. Однажды, вернувшись со своего промысла, атаман не обнаружил своего любимого сына. Долгие поиски не дали результатов, и убитый горем отец заснул неподалёку от скалы на берегу реки Влтавы. Утром атамана разбудил детский плач, который и привёл его к орлиному гнезду на вершине скалы. Вернув своего сына, атаман решил раз и навсегда распрощаться со своей разбойничьей жизнью и возвёл вместе со своей шайкой оборонную крепость. И именно эта крепость в XIV веке была реконструирована в прекрасный готический замок из камня.

В середине XIX века появилась изразцовая печь, запечатлевшая легенду в своей облицовке. Как и интерьер замка Орлик, печь выполнена в неоготическом стиле. Керамические изразцы напоминают сказочную книжку с яркими цветными картинками. А зелёные изразцы с рельефным орнаментом обрамляют её страницы словно красочный форзац. Текстовые фрагменты росписи поражают тонкостью работы мастеров-керамистов того времени.

Народная мудрость в картинках на изразцовых печах

В период XVII-XIX веков становятся популярными изразцы для печей и каминов с сюжетной росписью. Такие изображения передают нам особенности взаимоотношений и жизни людей того времени. Порой изразцы выступают настоящим учебным пособием, как в случае с печью во дворце Юсуповых, с которой мы познакомились ранее . А некоторые экземпляры даже несут в себе философские суждения и народную мудрость, увековеченную в керамике мастерами.

Изразцы с письменными заметками можно встретить на печах в Архиерейских палатах. Это целый комплекс зданий в Суздальском кремле, который предназначался для церковного верховенства. Сооружения возводились на протяжении XV-XVII веков. В конце XVII-начале XVIII века отдельные здания комплекса были объединены. В этот же период на втором этаже была построена Крестовая палата для торжественных событий и приёма гостей. Помещение представляет собой самый роскошный и великолепный зал.

Две изразцовые голландские печи барочного типа, отапливавшие Крестовую палату, появились в середине XVIII века. Их керамическая отделка схожа. Основные элементы украшает сюжетная роспись с небольшим текстовым сопровождением. Отличается лишь цвет пигмента росписи: синий и коричневый.

Фото: изразцовые печи Крестовой палаты, Суздаль

Фото: изразцы печные, середина XVIII в.

Схожие изразцы можно увидеть в Костромском Ипатьевском монастыре. Такая печь украшает Палаты бояр Романовых. Её появление датируется XIX веком и связано с перестройкой монастырских келий в царские палаты под руководством архитектора Фёдора Фёдоровича Рихтера. Текстовые фрагменты и сюжеты данной керамической отделки ближе к религиозным догматам, а некоторые и вовсе цитируют Священное писание. Связано это с тем, что выполнялась роспись церковными мастерами.

Фото: изразец печной, середина XIX века

Например, изразец для печи на фото гласит «Милость и истина сретостася», что означает «Милость и истина встретятся». Речь идёт о милости и справедливости Господа в день Суда. В верхней части плитки изображён мешок, символизирующий поступки и деяния человека на протяжении жизни. И для каждого человека стоит вопрос, перевесит ли чаша весов с мешком чашу, наполненную водой божественного милосердия.

Картинка на изразцовой печи на фото озаглавлена надписью «С тобою засыхаю». Всем известен библейский символизм, олицетворяющий вселенское зло в образе змея. Так и здесь мы видим, как зло губит всё живое на своём пути. Человек, окутанный злом, засыхает подобно деревцу, которое превратилось в безжизненную корягу в объятиях змея.

Удивительно, насколько необычной и многообразной может быть изразцовая отделка печей. Благодаря кропотливому труду мастеров в керамике могут застыть страницы истории, мифы и легенды, мудрость веков, культурные ценности, традиции и даже религиозные догматы. Керамическая облицовка очага может не только радовать глаз, но и быть наполненной содержанием и глубиной.

Рассмотренные творения не объединяет ни время или место их создания, ни происхождение или культура их создателей. Приравнять их можно только по одному выразительному признаку - вложенной частичке души мастеров. Эти печи являются лишним доказательством того, что керамика - это бессмертное искусство, способное говорить, передавать мысли и заставлять задуматься.