Почему юрий и виталий соломины не похожи. Юрий Соломин о брате: «Кое-кто выставляет нас с Виталиком чуть ли не врагами

Виталий Соломин – советский и российский актер, одна из значительнейших фигур отечественного театра и кино. У большинства зрителей он ассоциируется с ролью доктора Ватсона в экранизации «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона». Также в его биографии такие знаменитые картины как «Зимняя вишня», «Сильва», «Летучая мышь» и многие другие. За большие достижения в области искусства, Соломин был удостоен звания народный артист РСФСР, а также был членом Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов России.

Виталий родился в Чите, а оба его родителя имели прямое отношение к творчеству. Мать Зинаида Ананьевна и отец Мефодий Викторович были преподавателями музыки, которые не только привили сыну любовь к этому виду искусства, но и обучили его игре на фортепиано. Впрочем, Виталий не очень стремился к многочасовым урокам за черно-белыми клавишами, так как в детстве ему больше нравилось заниматься в различных спортивных секциях. Особенно много времени он уделял боксу.


В 1959 году, вслед за старшим братом , Виталий уезжает в Москву, чтобы учиться в Высшем театральном училище имени Щепкина. Он попал на курс Николая Анненкова, а его соседями по классу стали будущие звезды отечественного кино и . Любопытно, что мир мог не узнать такого артиста, ведь будучи максималистом он чуть было не ушел из вуза после первого курса. Все дело в том, что Соломин, привыкший учиться только на «отлично», на одном из экзаменов очередной сессии получил всего лишь «хорошо», и его первым порывом было бросить занятия.

Театр

Уже на 2-ом курсе молодой актер дебютирует на профессиональной сцене Малого театра в пьесе «Твой дядя Миша». Окончив училище, Виталий Соломин становится полноправным членом этой труппы. В театре он в основном играл ярких героев русской классики – Чацкого, Астрова, Хлестакова, Протасова. В 70-х годах Соломин начинает пробовать себя в режиссуре. Очень высоко были оценены его постановки «Живой труп» по пьесе и «Мой любимый клоун» по повести Василия Ливанова.


Кроме Малого театра, около двух лет Виталий Мефодьевич сотрудничал с Театром имени Моссовета. Также актер хорошо известен как превосходный литературный чтец. До сих пор большой популярностью пользуются детективные романы из серии «Похождения отца Брауна» и знаменитый памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в исполнении Виталия Соломина.

Фильмы

Первой киноработой в карьере Виталия Соломина стала роль молодого филолога Боярцева в студенческой драме «Улица Ньютона, дом 1». У него было немного сцен, но опыт оказался полезным, и вскоре он сыграл Женю, сына главной героини в мелодраме «Женщины». Эта роль подарила ему первую популярность.


Но всесоюзную славу принесла актеру роль правой руки знаменитого специалиста по дедукции в многосерийном фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Партнером Соломина стал легендарный актер . Первый фильм, состоящий из 2-х частей, вышел в 1979 году. Затем режиссер Игорь Масленников снял еще 4-ре картины, состоящие из нескольких серий. В целом Ливанов и Соломин воссоздали на экране 12 произведений .


Советская экранизация получила признание не только у отечественного зрителя, но и во всем мире, а на родине Шерлока Холмса дуэт актеров был официально признан лучшим из всех, кто пытался воспроизвести в кино образы знаменитых сыщиков. В качестве признания английское правительство инициировало установку памятника Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону на Смоленской набережной в Москве, напротив посольства Великобритании. Причем во внешности персонажей монумента безошибочно угадываются фигуры и лица Виталия Соломина и Василия Ливанова.


Еще один культовый фильм с участием Виталия Мефодьевича – мелодрама «Зимняя вишня». У актера в этой картине неоднозначная, разноплановая и интересная роль женатого эгоиста-любовника Вадима Дашкова. Но Соломин сумел привнести в этот образ частичку себя и сделал Дашкова еще и обаятельным человеком. Популярность картины, особенно у женской половины зрителей, привела к тому, что с промежутками в 5 лет было снято два продолжения этой драматической истории.


Также усиливали популярность актера его комедийные роли в экранизации классических оперетт «Сильва» и «Летучая мышь» режиссера Яна Фрида. В этих фильмах в полной мере раскрывается комический талант актера, который привносит легкость и шуточность в целом драматичную линию сюжета.

Личная жизнь

Виталий Соломин был женат дважды. Первой его супругой была актриса Наталья Рудная. Они познакомились в 1962 году на одном из студенческих спектаклей, а через год стали мужем и женой. Впрочем, этот брак не был долгим, а после развода Виталий дал себе слово больше не идти под венец. Более пути Рудной и Соломина не пересекались, и они никогда не виделись.


Через несколько лет актер проходил пробы для фильма «Городской романс». Туда же ассистент режиссера пригласила студентку текстильного института , которую увидела на улице и предложила попробовать себя в кино. Соломин в актерский состав картины не попал, а вот девушку заметил, сделал ей предложение, и в 1970 году они поженились.


В этом браке родились две дочери – Анастасия и Елизавета. Младшая дочь пошла по стопам родителей и тоже стала актрисой. Виталий Соломин был известен своей любовью к вечеринкам и праздникам. Например, однажды, чтобы поднять всем друзьям настроение, он организовал встречу Нового года посреди весны.

Смерть

Актер долгое время страдал гипертонией, и эта болезнь дала о себе знать 24 апреля 2002 года, когда Виталий Соломин находился на сцене Малого театра, играя роль в спектакле «Свадьба Кречинского». Плохое состояние он почувствовал в этот день еще раньше, но все же решил выйти на сцену. Виталий Мефодьевич отыграл первый акт, после чего его пришлось уносить оттуда на руках. В больнице ему диагностировали инсульт, и врачи более месяца боролись за жизнь великого актера, хотя большую часть этого времени Соломин находился в коме.


Виталий Мефодьевич неоднократно говорил, что хотел бы повторить путь и , подразумевая, что они умерли на сцене. Можно считать, что желание великого актера исполнилось, так как он до последней минуты своей жизни был предан театру. 27 мая 2002 года Виталий Соломин скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Фильмография

  • 1966 - Женщины
  • 1971 - Даурия
  • 1978 - Сибириада
  • 1979-1986 - Шерлок Холмс и доктор Ватсон
  • 1979 - Летучая мышь
  • 1981 - Сильва
  • 1985 - Зимняя вишня
  • 1992 - Чёрный квадрат
  • 2000 - Воспоминания о Шерлоке Холмсе
  • 2002 - Казус Белли

Народный артист СССР Юрий Соломин «проснулся знаменитым» после роли капитана Кольцова в фильме «Адъютант его превосходительства». Всего на его счету более 50 кинокартин и десятки образов на театральной сцене. Недавно 82-летний актер стал гостем программы Бориса Корчевникова «Судьба человека», где рассказал о своей жизни и конкуренции с младшим братом.

Во время учебы в театральном училище имени Щепкина Юрий Соломин встретил свою судьбу на всю жизнь. Он познакомился с будущей женой Ольгой, которая была его сокурсницей.

«Мы сидели в одной аудитории, одно место было свободно. Она опаздывала на урок и села рядом со мной. Это была наша первая встреча. С тех пор мы не расстаемся вот уже 60 лет», — рассказал Юрий Мефодьевич. Во второй половине 50-х годов студенты жили бедно, и влюбленный актер дарил Ольге сахар и другие вкусные вещи, которые ему удавалось раздобыть.

A post shared by (@ivan.sadovnikov) on Jun 17, 2017 at 11:09pm PDT

Роли Юрия Соломина в кино

Юрий Соломин рассказал, что у них с Ольгой не было свадьбы, платья и костюма. «Мы знаем цену каждой копейки. Сейчас все хорошо у нас, ни в чем не нуждаемся, но и тогда мы были счастливы. Свадьбу не играли: вместе после росписи пошли в Столешников переулок и вдвоем посидели в кафе». В 1965 году у супругов родилась единственная дочь Дарья, которая в 1990 году подарила им внучку Александру.

После появления дочери Ольга оставила актерскую карьеру и стала домохозяйкой, посвятив себя мужу и ребенку. Именно жена Юрия отвела за руку в театральное училище имени Щепкина его младшего брата Виталия.

Иногда братья Соломины даже выходили на сцену в одном спектакле. Но через какое-то время Юрий Соломин прекратил играть вместе с Виталием: «Я для себя решил, я понял, что не могу с ним играть как партнер, потому что я старше. Мне казалось, что он делает неправильно», — вспомнил актер. При этом он опроверг слухи о том, что якобы завидовал успеху младшего брата — доктора Ватсона из сериала о Шерлоке Холмсе: «Разве мог я, как старший брат, завидовать? Ну посмотрите на нас, мы же совсем разные люди и актеры. Он играл свое, я — свое».

View this post on Instagram

Братья Юрий и Виталий Соломины — в жизни и в кино

Юрий Мефодьевич рассказал о пережитом опыте клинической смерти. На гастролях артист почувствовал резкие боли в желудке. Врачи элитной клиники решили, что это отравление: «Мне сделали промывание и порвали аппендикс. Потом меня забрала скорая из гостиницы. Они спасли мне жизнь. Я пережил что-то похожее на клиническую смерть, было ощущение полета. Когда очнулся, то увидел жену: она почувствовала что-то и приехала ко мне в Киев».

Вскоре после того, как сам чудом спасся от смерти, Юрий потерял младшего брата. В апреле 2002 года Виталий Соломин во время спектакля потерял сознание, едва доиграв первый акт. Коллеги рассказали, что ему стала плохо перед выступлением, но актер принял лекарство и вышел на сцену.

«Мне сказали, что он играл до последнего, пока занавес не закрылся. Я приехал в театр в антракте, он уже лежал. Его отвезли в больницу», — вспоминает Юрий. Врачи клиники имени Склифосовского боролись за жизнь артиста, но не сумели его спасти. Юрий Соломин рассказал о мистическом моменте, связанном с уходом брата: «Я проснулся на даче и вижу — стоит отец и смотрит на меня. Я закрываю глаза — его нет. В этот момент не стало Виталия».

Виталий Соломин сыграл более 50 ролей в кино, но у большинства зрителей он ассоциируется с доктором Ватсоном из советской экранизации расказов о Шерлоке Холмсе. Удивительно, но в реальной жизни актёр на благовоспитанного и хладнокровного англичанина походил мало: о вздорном характере «парня из Читы» слагали легенды. В юбилей Соломина АиФ.ru вспоминает, каким на самом деле был любимый артист советского экрана.

На белом коне

Родители Соломина были музыкальными педагогами и мечтали видеть младшего сына новым Рихтером. Однако мальчик их надежд не оправдал: он терпеливо учился играть на фортепиано, а сам спешил на занятия в спортивные секции. В Чите не было такого спортивного кружка, где бы не занимался будущий доктор Ватсон: волейбол, баскетбол, гимнастика, лёгкая атлетика, особенно юноше нравился бокс. Но этим увлечениям так и не суждено было перерасти в профессию.

Виталий говорил, что всегда завидовал своему старшему брату, Юрию Соломину , который с самого начала решил, что станет артистом, и упорно шёл к намеченной цели. «В школе он был солистом хора. И я однажды решил своим талантом всех убить. Выучил слова одной детской песенки, но когда заиграла музыка, не смог от волнения издать ну хоть какой-то похожий на песню звук. Вот таким был мой первый выход на сцену», — вспоминал будущий народный артист.

Братья Юрий и Виталий Соломины. Фото: www.globallookpress.com

Юрий поступил в театральное училище, когда Виталию было всего 11 лет. А когда будущий Ватсон окончил школу, то поспешил отправиться вслед за братом в Москву в Щепкинское училище. От отца амбициозный юноша получил напутствие: «Всё правильно, сын. Падать — так с белого коня!» Но упасть Соломину не довелось, наоборот, он «въехал на белом коне» сначала в Щепкинское театральное училище, а затем в большое кино.

Фото: www.russianlook.com

Вредный герой

Уже со второго курса Соломин играл в Малом театре, и кинокарьера начинающего артиста складывалась не менее удачно. Первой его серьёзной работой на большом экране стала сентиментальная мелодрама «Женщины», которая раз и навсегда принесла 25-летнему артисту любовь зрителей. «Через несколько дней после начала проката я понял, что такое популярность», — вспоминал актёр. А впереди его только ожидали роли в 30 спектаклях и более чем 50 кинокартинах. Вадим Дашков из мелодрамы «Зимняя вишня», прохиндей Паша из картины «Искренне ваш…», Фальк из «Летучей мыши» — Соломин одинаково легко примерял самые разнообразные маски и образы, от нелепого простачка до элегантного героя-любовника.

Виталий Соломин в фильме «Женщины» (1965) Фото: Кадр из фильма

Зрители были очарованы обаянием советской звезды, а новые знакомые оказывались под впечатлением от его сложного характера. В частной жизни артист был угрюмым и задумчивым человеком, на репетициях часто был несдержан, а благодаря своей категоричности наживал немало проблем и врагов. Андрон Кончаловский , который снимал Соломина в «Сибириаде», даже прозвал его «каменным цветком»: так бескомпромиссен и твёрд казался актёр в спорах. Да и сам Соломин не скрывал своих недостатков: «Все, кто меня знает достаточно близко, считают, что у меня очень тяжёлый характер. Я упрямый, а порою даже вредный».

Виталий Соломин в фильме «Вишнёвый сад» (1976) Фото: Кадр из фильма

Ревнивый ловелас

Лучше всех непростой характер артиста изучила его вторая жена — Мария (от первой супруги — актрисы Натальи Рудной — Соломин ушёл ещё в молодости, взяв с собой лишь чемодан с одеждой). Знаменитый артист познакомился с ней на пробах фильма «Городской романс», и хотя роль в картине так и не получил, зато нашёл свою любовь.

После неудачного первого брака Ватсон решил, что никогда не женится на актрисе, и данное себе обещание сдержал, поставив перед Марией ультиматум: никакого кино. Его аргументы были такими: «Станешь сниматься — нужно будет куда-то ехать. В поездах женщин мало, а мужчины настырны. Целое купе актрисе никто не купит, а значит, чтобы я был спокоен, мне придётся доплачивать за три места из своих денег. Дальше — поселят тебя в гостинице. Вечером выйти никуда нельзя: красивая женщина, одна. Да и было бы ради чего сниматься: платят копейки, а выкладываться приходится по максимуму». Но, будучи страшно ревнивым человеком, сам он казался довольно любвеобильным и всегда купался в женском внимании.

Мария и Виталий Соломины в фильме «Сильва», 1981 год. Фото: Кадр из фильма

«Как Андрей Миронов»

Несмотря на свой скверный характер и постоянные разногласия с руководством Малого театра, своей родной сцене Соломин «изменил» лишь однажды, на два года уйдя в Театр им. Моссовета. Там он сыграл в спектакле по пьесе Астафьева «Печальный детектив». Но когда художественным руководителем Малого стал Юрий Соломин , Виталий поддался на уговоры брата и вернулся «домой».

В последние годы жизни Соломин работал особенно много: играл сам, ставил спектакли как режиссёр. «Когда он поставил "Свадьбу Кречинского", то буквально светился от счастья. Он купался в своей роли, выделывая на сцене невероятное, например, с разбега садился на шпагат. И это в 60 лет», — вспоминал актёр Василий Ливанов , который предостерегал друга от проявлений такого азарта.

Однажды Соломин сказал, что хочет умереть на сцене, как Андрей Миронов . И эти страшные слова оказались почти пророческими.

Та самая «Свадьба Кречинского» и стала для артиста последним спектаклем. 23 апреля 2002 года Соломин в последний раз вышел на сцену. Во время первого акта актёру внезапно стало плохо, и его увезли в больницу. Позже выяснилось, что у Соломина произошёл ишемический инсульт, а через месяц он скончался в больнице.


Кадр из фильма «Женщины»


Кадр из фильма «Старшая сестра»


Кадр из фильма «Крепкий орешек»


Кадр из фильма «Даурия»


Кадр из фильма «Сибириада»


Обаяние Виталия Соломина на сцене и на экране не имело предела, но в жизни он устанавливал жесткие правила для себя и для других, в том числе самых близких

В 1966 году 17-летняя ленинградская студентка Маша Леонидова вместе с мамой взахлеб, как и вся советская страна, смотрела фильм «Женщины». Несмотря на название, там была важная мужская роль: сын, решивший вопреки авторитарной матери жениться на женщине с «незаконным» ребенком «Вот бы тебе, Маша, такого мужа – серьезного и надежного», - сказала мама и напророчила дочке судьбу.

Сила в брате

Юрий и Виталий Соломины – нечастое явление в нашем кинематографе. Родственниками в искусстве нас не удивишь, но, чтобы два родных брата из глубокой провинции стали любимцами избалованного актерами СССР, - такие случаи можно пересчитать по пальцам одной руки. У каждого в послужном списке роли, названные культовыми. Юрия Соломина любят за фильмы «Адъютант его превосходительства», «Инспектор уголовного розыска», «Обыкновенное чудо», «Хождение по мукам». Фильм «Дерсу Узала » (реж. Акира Куросава ) с его участием в 1975 году получил «Оскар».

Виталия оценили сразу после «Женщин» и «Старшей сестры». Потом были «Сибириада» (реж. Андрей Кончаловский , Специальный Гран-при Каннского фестиваля), «Искренне ваш…», неувядающая «Зимняя вишня», но больше всего зрители обожают Соломина – доктора Ватсона.

Были фильмы, где братья играли вместе – например, легкая «Летучая мышь» и драматическая «Даурия», которая снималась как раз в их родных местах, недалеко от Читы.

Юрий старше брата на шесть с половиной лет. Вместе с отцом он шел по сугробам забирать пацанчика, родившегося 12 декабря 1941 года, из больницы. Хоть война и была далеко, но жилось трудно. Родители, Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна , были педагогами по музыке и мотались по всей области, подрабатывая где только можно.


Юрий с детства хорошо читал стихи, занимался во Дворце пионеров. Из младшего мать мечтала сделать пианиста. Виталик занятия ненавидел, но вот любовь к музыке и мечту поставить музыкальный спектакль, не оперетту, а серьезную вещь, пронес через всю жизнь. Мечту он воплотил к 60 годам, и на этом спектакле его сразил смертельный инсульт.

Первым поступать в Москву уехал Юрий. Красивый талантливый юноша был принят в «Щепку», а оттуда ему была прямая дорога в Малый театр, тем более, к нему очень благосклонно отнеслись «старики». Виталий долго колебался, что же выбрать: у него были заметные успехи в спорте, а выступать со стихами он не любил. Но то ли вслед за братом, то ли, посмотрев фильм «Судьба человека», он решил показаться выездной комиссии, которая приехала в Читу в поисках молодых талантов. Младший Соломин понравился и уехал поступать – тоже в «Щепку». Помогал ему готовиться уже опытный Юрий.

Правила для жены

В Москве Виталию было неуютно, он ни с кем не сближался. Особенно его удивляла праздная жизнь столичной «золотой молодежи». Так бывает – от чего зарекаешься, на том и обожжешься. Он влюбился в студентку Щукинского училища Наталью Рудную , дочку писателя. Они поженились, но семейная жизнь не походила на ту, которую запланировал себе юный Соломин: горячий ужин, неторопливые беседы за столом и обязательно двое детей. Наташа проводила время на вечеринках. Брак быстро распался, а Соломин дал себе зарок не жениться 10 лет.


Но в самом конце 60-х режиссер Петр Тодоровский запускается с фильмом «Городской романс». К большеглазой и очень трогательной студентке текстильного института Маше Леонидовой подошли прямо на ленинградской улице и предложили сниматься в кино. И Маша робко попросила, чтобы на мужскую роль попробовали Виталия Соломина, того самого, из фильма «Женщины». Кстати, это был чуть ли не единственный случай, когда Соломина на роль не утвердили, снимался Евгений Киндинов . А вот Маша осталась в жизни Виталия навсегда.

Встречались они нечасто – жили в разных городах. Но встречи были незабываемыми: цветы, рестораны. Маша не знала, что ее кавалер тратит на это чуть ли не все, что зарабатывает. В конце концов они поженились. Причем начало семейной жизни было совсем непохоже на все предыдущее. Соломин вырвался из Москвы на несколько дней и просто предложил Маше зайти в загс. Когда молодая жена провожала Виталия, уже на вокзале он сказал: «Дай слово, что в кино ты больше сниматься не будешь». Год они ездили друг к другу в «гости».


Соломин считал, что молодая красивая женщина на съемочной площадке – это слишком большой соблазн, и он хорошо выучил уроки своего первого брака. Маша же с радостью согласилась сделать так, как хочет любимый. Лишь изредка ей все-таки удавалось оказаться на съемочной площадке. Вместе с мужем она играла в «Сильве» и в одной из серий о Шерлоке Холмсе.

Мария Антониновна поступила так, как мечтал Виталий: ее работа никогда не мешала семье. Она родила ему двух прекрасных дочек. Авторитет Виталия Мефодьевича был настолько беспрекословным, что она сама чувствовала себя ребенком по сравнению с мужем


Не все в их семье всегда было идеально. Наступил период, когда Соломин замкнулся в себе и в уединении писал дневник, который вел всю жизнь и в котором беспощадно судил себя за свои поступки. Мария поняла, что у него кто-то появился. Она собралась с силами и предложила супругу сделать выбор. Каково это было для женщины, которая жила за мужем как за каменной стеной? Два дня она мучительно ждала ответа, и наконец Виталий объявил, что он остается в семье.

Как рассказывала сама Мария Антониновна, «прощать» мужа ей пришлось дважды. Молва приписывает Соломину романы с красавицами Малого театра – Еленой Цыплаковой и Светланой Амановой . Но, что бы там ни было, семья сохранилась. Их брак продлился 30 лет. Соломин был прекрасным отцом и дедушкой, настоящим хозяином. Успел построить дачу, оборудовал там мастерскую и сам учил внука Кирилла столярничать.

«К вам Александр Андреич Чацкий»


Многие задаются вопросом, как уживались в одном театре два незаурядных брата Соломина. Наверное, не всегда просто, они были очень разные, и внешне, и по характеру. Но, как свидетельствует близкий друг Виталия Василий Ливанов , никогда младший не сказал ни одного плохого слова о старшем. Жена Виталия Соломина вспоминала, что в первые годы семейной жизни слышала от мужа только восхищенные отзывы о брате.

Другое дело, что Малый театр – один из самых консервативных, и Виталию Соломину не всегда нравились роли, которые ему предлагали. В 34 года он, казалось, дождался своего звездного часа. На его Чацкого , который в начале «Горя от ума» вылетал на заслуженную сцену, шлепался, раскидывал валенки и поправлял на носу «ленноновские» очки, валила вся Москва. Но потом опять наступил перерыв.

В 1986 году Виталий Соломин даже ушел из Малого в Театр им. Моссовета. И что интересно – как только художественным руководителем «Дома Островского » стал Юрий Мефодьевич, тут же вернулся. Правда, Соломин-старший не скрывал, что большую роль в этом сыграла мама, Зинаида Ананьевна, которая высоко ценила Юрия и верила, что он точно знает, как лучше.

Смерть на сцене

Судьба подарила Соломину роль доктора Ватсона. Но это не роль, которая сделала его знаменитым, это он сделал ее знаменитой. Ни в одном фильме про великого сыщика до той поры не было такого яркого Уотсона (Ватсона).

Кстати : В самом начале съемок Василий Ливанов немного «загулял». Соломин, которого это возмутило, предложил на главную роль своего партнера по Малому театру – Бориса Клюева . Было даже отснято несколько сцен. Потом Клюев сыграл эпизодическую роль Майкрофта Холмса .


Соломина не хотели утверждать, говоря, что Ватсон не может быть рыжим и курносым. Но режиссер Игорь Масленников предъявил «экспертам» фотографию Конан-Дойла , и те были вынуждены замолчать.

Ливанов и Соломин, не сошедшиеся поначалу, постепенно стали задушевными друзьями. Дружили не только они, но их жены и дети. Соломин, который многим казался замкнутым, нелюдимым, человеком, который действительно мог пройти не поздоровавшись, был очень щедрым для тех, кого он любил. Он мог устроить для своих театральных единомышленников Новый год с елкой и подарками в апреле. На юбилей пригласил только самых близких – и таких набралось 300 человек. Хотя большинство его друзей не были артистами. Среди них было много врачей.


Как раз они предупреждали Виталия Мефодьевича, чтобы тот серьезно занялся своим здоровьем. Соломина с молодости мучила гипертония. Но актер отмахивался, а жене вообще запрещал разговоры на эту тему.

В последние годы жизнь буквально улыбалась ему: он много снимался, а в театре разрешили поставить мюзикл «Свадьба Кречинского ». В этом спектакле Соломин исполнял главную роль, пел, танцевал, в свои почти 60 садился с размаху на шпагат. Часто в антракте ему делали укол, чтобы сбить давление. Но 24 апреля 2002 года он доигрывал первый акт уже полупарализованным. До сих пор те, кто был в этот вечер вместе с ним на сцене, не могут понять: как же он все-таки сумел договорить слова роли. Затем его увезли в Институт Склифосовского.

Юрий Мефодьевич с горечью вспоминал: «Я, как художественный руководитель театра, был вынужден выйти к зрителям, сказать, что мы не можем доиграть спектакль, и предложить желающим вернуть деньги. Больше половины выстроились в очередь к кассе». Этого актер и режиссер до сих пор не может понять.

Виталий Соломин боролся за жизнь еще 34 дня. Ему сделали операцию. Иногда он приходил в сознание, и тогда, казалось, все еще поправимо. Но 27 мая 2002 года его не стало.

=Памяти Виталия Соломина= =Между Ватсоном и "Зимней вишней"=

12 декабря 2012 года исполнилось бы 71 лет Виталию Мефодьевичу Соломину… Он снялся в фильмах: "Женщины", "Старшая сестра", "Даурия", "Сибириада", "Летучая мышь", "Сильва".

Особую популярность принесли ему "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", а также "Зимняя вишня" режиссера Игоря Масленникова.

Последний удар хватил Виталия Соломина на им же поставленном спектакле "Свадьба Кречинского". Он, как Мольер или Андрей Миронов, доиграл первый акт и… Его увезли со сцены в институт Склифосовского. "Если бы не эти 34 "склифосовских" дня, у девочек разорвались бы сердца", - потом скажет о дочерях Мария Соломина, жена актера. А он молился. Крестившись за два года до смерти, он пришел к Богу и соборование принял искренне (так говорит его духовник).

В одном из интервью Виталий сказал: "Я не понимаю таких сюжетов, в которых отсутствует история любви. Потому что в ней – все". В его жизни любовь звали Марией. От первой жены Соломин ушел, взяв с собой лишь чемоданчик и дав зарок никогда не жениться. На съемках фильма "Городской романс" он познакомился с Машей Леонидовой и скорректировал свои слова - не жениться на актрисе. Так и произошло. После того, как они объяснились и, наконец, расписались, Маша сниматься перестала. В их жизни были поводы для обид... Но в итоге Мария взяла на себя ответственность за семью и согласилась, что "мужчина должен быть влюблен, тем более мужчина творческий". Виталий примерно тогда же сказал другу: "Машу я не брошу ни при каких обстоятельствах".

Соломины родом из Читы. В 1937-ом году 31-го декабря арестовали их деда. С тех пор в семье долго не ставили елку. А это значит, не было праздника, не было конфет и мандаринов, которые можно украдкой срывать с пахнущего хвоей дерева; что и стал делать маленький мальчик, когда боль в семье чуть улеглась. Он не успокаивался, пока не съедал всех конфет. Так и остался сладкоежкой. (В его опустевшей гримерной за зеркалом найдут початую банку варенья).

Из детства у него было стремление устроить всем праздник как в жизни, так и на сцене. Рассказам о них несть числа у близко знавших его людей.

При этом у него был сложный характер и сложные отношения с братом. Об этом не любит и не хочет говорить Юрий Соломин. А Виталий на вопрос, советуется ли он с Юрием, ответил в одном интервью так, что дал повод к разным догадкам и версиям: обычно он советуется по ночам, когда находит откровение, поэтому – только с женой.
Шестилетняя разница в детстве - значительна. "Какие общие интересы могли быть у девятиклассника с третьеклассником?" – признавался старший, Юрий. Их дороги шли параллельно. Юрий с детства мечтал об актерстве. Виталий – не собирался поступить в театральную школу. Но судьба распорядилась по-своему. Младшему Соломину даже в Москву не пришлось ехать: в год его выпуска Щепкинское училище набирало курс в Чите. Старший вступил в партию, а потом дорос и до министра, и до художественного руководителя театра. Младший – о партии не помышлял. Когда к нему подослали парторга Елену Николаевну Гоголеву, мудрая актриса шепнула Виталию: "Я скажу "им", что Вы недоросли". Старший прославился ролью адъютанта Его превосходительства. Младший – доктора Ватсона. В детстве Юрий обыгрывал брата в лото, а потом с улыбкой сознавался, что немного схитрил. Виталий абсолютно не умел проигрывать и поэтому обижался до слез, до угрюмого сидения под столом. Повзрослев, он чуть не бросил учебу в первый же год, получив на экзамене "хорошо" вместо "отлично".

Они оба замечательные актеры. Но! Юрия почитают, а Виталия любили. Разговор, подслушанный на Театральной площади: "Иду "на Соломина" - "На какого?" - "На талантливого - на Виталия". (В Малом давали "Не все коту масленица" Островского).

При упоминании имени Виталия Соломина всем в первую очередь вспоминается обаятельный и наивный доктор Ватсон из сериала о Шерлоке Холмсе. Затем Игорь Масленников снимет Соломина и в "Зимней вишне", так покорившей женскую аудиторию.

Героиня Татьяны Дорониной в "Старшей сестре" декламирует слова Белинского о театре: "Живите и умрите в нем, если можете!.." Виталий Соломин, сыгравший в этом фильме Кирилла, смог. Только вот пожить бы ему еще…

На том спектакле "Свадьба Кречинского" нашелся зритель, который решил, что артист вышел на сцену пьяным, и пошел сдавать билет…

Есть роли, сыграв которые, актер может больше не сниматься – он на долгие годы становится знаменитым и любимым. Виталий Соломин появился на экране под гениальные аккорды почти викторианской музыки, написанной композитором Владимиром Дашкевичем. В длинном английском пальто, в котелке, с тросточкой. В его аккуратно ухоженных усах пряталась легкая и самая обаятельная в мире отечественного кино улыбка.

Доктор Ватсон, безусловно, визитная карточка Виталия Соломина. Для миллионов зрителей, в сотый раз застывающих перед телеэкраном, на котором английские джентльмены в исполнении Ливанова и Соломина распутывают очередные козни злодеев, он останется Ватсоном. Правда, Соломина на роль Ватсона, как это сегодня ни удивительно, долго не утверждали – из-за абсолютно не английской внешности. К счастью, режиссеру удалось убедить руководство, что Соломин – типичный шотландец. И Соломин сыграл англичанина доктора Ватсона настолько точно, что даже у подданных Британской короны не возникнет протеста.

Самое яркое воспоминание детства – белоснежная вата между деревянными оконными рамами, украшенная разноцветными осколками елочных игрушек. Новый год для Виталия станет особым праздником. Ведь еще до его рождения однажды в ночь на 1 января арестовали деда, из-за чего в семье долгие годы не ставили елку.

Семья Соломиных жила в 40-метровой комнате старого дома: отец, мать, бабушка, старший брат Юрий. Отец Мефодий Викторович был хормейстером, руководил Домом народного творчества. Мама Зинаида Ананьевна – пианисткой в Доме пионеров. Им так и не удалось научить младшего сына, в отличие от старшего Юры, играть на музыкальных инструментах, о чем Виталий жалел, уже став актером.

До окончания школы Виталий не думал, что станет актером, ему хорошо давалась математика. И неизвестно, как сложилась бы жизнь, если бы в год окончания школы Щепкинское училище не проводило набор в Чите. И он решилпопробовать себя, тем более, что перед глазами стоял пример старшего брата Юрия, к этому времени уже успешно окончившего этот знаменитый театральный вуз.

Этот курс все в один голос назовут уникальным. Его набирал великий артист Николай Анненков. На курсе почти не было москвичей. Но, помимо Виталия Соломина, вышло рекордное количество звезд – Олег Даль, Виктор Павлов, Михаил Кононов. В то время студентам театральных вузов сниматься категорически запрещалось. Однако Виталий, невзирая на запреты, едва ли не все ночи проводил на киностудии – снимался в массовках и небольших эпизодах. Он уже тогда пытался понять, что такое кинематограф и как сниматься нужно.

Получив "четверку" за актерское мастерство, Соломин даже хотел уйти из Щепкинского, но не позволило болезненное самолюбие – ведь он не любил проигрывать. Виталий постоянно доказывал, что хотя он и пошел по стопам старшего брата, но дорога у него все-таки своя. Выходить на сцену театра Виталий начал еще студентом. Рядом с великими стариками Малого театра, учась у них, молодой актер умел оставаться самим собой.

Он был независим и всегда отстаивал свою точку зрения. Возможно, поэтому он и понравился московской красавице – дочери известного писателя Наталье Родной. Однажды Анатолий Эфрос пригласил группу четверокурсников в свой спектакль "Танцы на шоссе", где Виталий и Наташа должны были играть главные роли. Но спектакль не выпустили, Виталий и Наташа стали мужем и женой, но потом разошлись.

Возможно, что Виталий с его взглядами на жизнь просто не смог соответствовать уровню жизни Натальиной семьи. А может быть, как ни странно, сказалась творческая ревность, ведь Наталья стала популярнее раньше своего амбициозного супруга. В 1964 году вышел фильм-опера "Иоланта", и вся страна была покорена красотой главной героини. Но поговаривают, что у Соломина возникла ревность и другого порядка – у Натальи случился роман. Узнав об этом, Виталий ушел, дав себе зарок не жениться больше никогда, тем более на актрисе.

Первый успех к Соломину пришел в 1966 году, когда на экраны вышел фильм "Женщины". Фильм о любви - простой, надежной, нежной. Без интимных сцен, но, тем не менее, самой настоящей, по которой во все времена так тоскует женская половина населения. В одном интервью Виталий сказал: "Я вообще не понимаю сюжета, в котором отсутствует история любви. В ней – все". В сюжете под названием "Жизнь" его любовь звали Марией. Это был совершенно неожиданный подарок судьбы, явно предначертанный сверху. Вопреки всем предшествующим разочарованиям.

В 1970 году Петр Тодоровский начинает работу над своим прелестным фильмом "Городской романс". Тогда очаровательную студентку Ленинградского текстильного института Машу Леонидову пригласили сниматься практически без проб. А вот партнера ей подбирали достаточно долго. Более того, Маше самой предложили выбрать из двух артистов. Актера, сыгравшего в "Женщинах" главную мужскую роль, знали все. И Маша, конечно же, назвала Виталия.

Между молодыми людьми завязались дружеские отношения, и актерский дуэт обещал быть очень удачным. Но режиссер решил заменить слишком положительного Соломина на неоднозначного Киндинова. Это был первый и последний случай, когда Виталия сняли с роли. Виталий и Маша могли бы и не встретиться, но после случайной встречи со звукооператором фильма он ей позвонил.

Начался роман. Ухаживал Соломин с размахом – цветы, рестораны, шумные компании и, конечно же, походы в театр. Маша никогда не видела такого талантливого, светского, остроумного и щедрого человека, как Виталий. Вскоре он сделал Маше предложение. Жить молодым было практически негде. Виталий долго не мог решиться предложить Маше переехать в Москву, в общежитие, в комнату, где он тогда жил.

После свадьбы Маша увидела Виталия в другом свете. Соломин оказался довольно замкнутым, мог неделями молчать, думать о чем-то своем. Но Маша по природе своей человек очень уживчивый и понимающий, она приняла его всем сердцем. И даже несмотря на те жесткие условия, которые он ей поставил. У Виталия была совершенно четкая модель семьи, и он сразу сказал: "Ты актрисой не будешь. Конечно, ты будешь заниматься чем-нибудь для души. Но так, чтобы я приходил и у меня был горячий обед". Маша любила его и поэтому с легкостью отказалась ради Виталия от карьеры актрисы. Она стала просто женой и матерью. Его идеал семьи, на первый взгляд старомодный, стал образом их жизни. Это приносило счастье и просто называлось любовью.

Наступившие 70-е можно назвать временем его театрального триумфа. "Не все коту масленица" - веселый, озорной спектакль, на который будут ходить специально на Соломина. Каждая интонация, каждый его жест вызывали в зале искренний смех.

Вскоре Царев предложил Соломину играть Чацкого. Спектакль на годы стал визитной карточкой театра. Им открывали каждый сезон. В спектакле было много оригинальных решений – это и летящие на сцене валенки, и круглые очки, которые напоминали то ли самого Грибоедова, то ли кумира молодежи 70-х Джона Леннона. И хотя не все идеи нравились Цареву, он давал Виталию карт-бланш.

За "Горем от ума" последует "Заговор Фиеско в Генуе", а затем и "Мамуре". В этом спектакле он выйдет с великой Еленой Гоголевой, легендой Малого, которая, как это ни странно звучит, обратилась к Виталию за помощью. Ей очень хотелось не выглядеть мастодонтом, дамой из прошлого века. И он с ней занимался, репетировал.

Путь Соломина в режиссуру не был для него случайным. Он и актерские свои работы всегда тщательно продумывал и режиссировал, корректно предлагая свой вариант работы, чем обычно помогал очень спектаклю или фильму, а подчас и спасал его. Его первая работа была ни много ни мало как "Живой труп". Вдруг театр узнает, что он начинает репетировать сам, абсолютно без всякого плана, без всякого приказа, и очень большая группа артистов приезжает к 9-ти и до 11-ти репетирует у Соломина Льва Николаевича Толстого. Это было, по разным воспоминаниям, неожиданное прочтение Толстого. С этим можно было соглашаться и не соглашаться, но проблем Соломину эта работа добавила. Царев запретил практически эту интерпретацию "Живого трупа". А потом разрешил, но уже главную роль играл Юрий. Виталий очень переживал. Вероятно, с этого времени у него и появились проблемы с гипертонией.

Вслед за "Живым трупом" он поставит на сцене "Мой любимый клоун", "Дикарку", "Свадьбу Кречинского", "Иванов". Об этих работах много говорили, воспринимали неоднозначно. Но, так или иначе, каждая из них была заметна. Сегодня, к сожалению, в репертуаре театра нет ни одного из этих спектаклей. А жаль, потому что они были по-настоящему выстраданными Соломиным, что свойственно только настоящему мастеру.

Увы, приходилось думать о деньгах. И Виталий хватался за все. Чуть позже начал ставить антрепризные спектакли. А пока в 70 – 80-е выжить помогало кино. Соломин снялся в "Сибириаде" Андрона Кончаловского, потом была озорная, легкая, как сама музыка Штрауса, "Летучая мышь", где братья Соломины сыграли вместе.

И наконец, режиссер Игорь Масленников начал работу над фильмом "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", съемки которого с перерывами продлятся 7 лет. Работа доставляла Соломину, конечно же, удовольствие, но и выматывала. Ему приходилось день быть в Ленинграде, день – в Москве, таким образом, получалось, что иногда по 10 дней он спал в поезде.

В этот же период Игорь Масленников снял легендарный фильм – "Зимнюю вишню". История любви, которая и сегодня, особенно сегодня, не оставляет равнодушной женскую аудиторию. Сначала в картине снимался другой актер, но спустя какое-то время Масленников назначил Виталия. Он сказал: "Мне нужно какое-то рыжее пятно, какая-то аморфная масса". По задумке режиссера, этот фильм - мужское разоблачение, о мужском ничтожестве.

Каким был в жизни актер – тонким, без фальши – об этом знали лишь самые близкие люди и друзья. Для друзей дом Соломиных был открыт всегда. Поводом для сбора могло быть все, что угодно, - к примеру, просто удачно купленная селедка. Виталий очень любил готовить, любил принимать гостей.

Но жизнь – не всегда праздник. Особенно у актеров. Время успеха закончилось, наступил период, когда ролей в спектаклях для него не находилось. Это было настоящей драмой. Простои продолжались по пять лет, и, устав от ожидания, он на два года ушел в Театр имени Моссовета, где сыграл в "Печальном детективе" у Астафьева. Как всегда, мастерски.

В 1988 году художественным руководителем Малого театра был назначен Юрий Мефодьевич Соломин. Говорят, мама артистов, Зинаида Ананьевна всегда хотела, чтобы сыновья работали вместе. И Виталий вернулся в родной театр. У Виталий были сложные взаимоотношения с братом, но Юрий всегда его поддерживал.

В это же время Соломину предложили быть художественным руководителем курса во ВГИКе, и Виталий согласился. ВГИК, репетиция "Иванова", антрепризы, съемки в кино. Работа приносила удовлетворение. Виталий Мефодьевич мечтал о даче, копил деньги. Как-то замечательный артист Малого театра Виктор Иванович Хохряков подарил Соломину верстак. И когда купили дачу в Хлебникове, Виталий из старого сарая сделал мастерскую, в которой мечтал обучать внуков разным полезным мужским делам.

На свое 60-летие, сыграв "Иванова", Виталий танцевал, как молодой, ни в чем не уступая своим студентам. У него раскраснелось лицо, что свидетельствовало о давлении. На предостережения актер отшучивался: "Я пропускаю такты". До финального занавеса его жизни оставалось пять месяцев. Говорят, что Соломин так вживался в образ Иванова, что его психофизическое состояние в этой роли изнуряло его полностью. Как известно, Иванов в финале добровольно уходит из жизни. Это была последняя актерская работа Соломина.

А в тот роковой апрельский день Соломин играл Кречинского. И, казалось бы, ничто не предвещало беды. Во время репетиции Виталий Мефодьевич сказал: "Впереди спектакль, а я так устал, будто бы отыграл его целиком". Никто не придал этому значения. В середине акта Люда Титова говорит: "У Виталия рука лева ледяная. Он ее не поднимает". Но Соломин доиграл акт, дали занавес, и он сказал: "Со мной что-то очень плохо".

Виталия Мефодьевича отвезли в больницу. В больнице он пришел в себя, написал письмо Маше почему-то на английском языке. Долгие годы он пытался выучить этот язык, но тот ему не давался. И вдруг, кто знает, может быть, любимый доктор Ватсон пришел к нему на помощь в столь трудную для него минуту.

34 дня актер находился между жизнью и смертью, между небом и землей. 34 дня за него молились его родные и близкие, да и весь театр. В надежде, что он к ним вернется. Но он ушел.