Нарушения репродуктивного здоровья, вызванные химическими веществами. Репродуктивное здоровье человека под угрозой? Профилактика нарушения работы репродуктивной системы

Что такое репродуктивное здоровье?

Репродуктивное здоровье человека - это совокупность психологического и физиологического состояний, при которых он в состоянии производить и обеспечивать потомство. Это означает, что к репродуктивному здоровью относится не только сексуальное здоровье и нормальное функционирование половой и репродуктивной системы, но и целый комплекс социально-экономических показателей, оказывающих влияние на человеческую психику и нормы поведения. К слову, репродуктивное здоровье может быть не в самом лучшем состоянии, если человек имеет психологические девиации, включающие в себя сексуальные девиации, девиации поведенческого характера или другие серьезные девиантные отклонения. С другой стороны, при наличии некоторых девиаций, но комфортабельного состояния при их проявлении, состояние нормального репродуктивного здоровья более чем достижимо.

Окружающий мир подвергает организм постоянным стрессам, нагрузкам психологического и физического характера - это негативно сказывается на общем состоянии здоровья человека. При нестабильном состоянии организма, а также постстрессовых ситуациях, репродуктивное здоровье не может считаться нормальным. Это говорит о том, что очень много людей на планете постоянно находятся в состоянии нарушенного репродуктивного здоровья.

Основными факторами все же являются социальные и сексуальные составляющие: здоровье половой системы, нормальные отношения в семье, отсутствие психосоматических расстройств органов репродукции. При гармоничном и благополучном балансе этих факторов репродуктивное здоровье человека может считаться нормальным и предполагающим беспроблемное воспроизведение потомства. К сожалению, реалии современности не позволяют обществу создать наиболее благополучное окружение для человека, а потому его репродуктивное здоровье постоянно находится под угрозой.

Профилактика репродуктивного здоровья человека

В связи с появившейся угрозой, а также создания самой теоретической базы для определения и описания состояния репродуктивного здоровья, многие ученые начали разрабатывать методы для его профилактики и, при необходимости, восстановления. В общепринятый на данный момент комплекс входят:

  • разработка мер профилактики и непосредственное лечение болезней репродуктивной системы человека;
  • разработка мер профилактики и непосредственное лечение болезней половой системы;
  • изучение и лечение заболеваний психических расстройств сексуальности человека;
  • предотвращение, профилактика и лечение заболеваний, передающихся половым путем;
  • планирование семьи, постоянное просвещение общества по темам сексуальности, планирования семьи и здоровых отношений;
  • предупреждение и разработка средств предупреждения младенческой и материнской смертности;
  • помощь молодым семьям, материального и психологического характера.

Стоит отметить, что в Российской Федерации принимается целый ряд мер по улучшению репродуктивного здоровья населения в рамках программы улучшения демографической ситуации в стране. Большего внимания пока удостоено репродуктивное здоровье женщины - государство занимается активным развитием гинекологии, расширяет спонсирование родильных домов для улучшения профилактического и другого медицинского оборудования, а также выделяет серьезные средства матерям-одиночкам и матерям 2 и последующих детей. К сожалению, репродуктивное здоровье мужчины - это тема чисто коммерческая. Качественной бесплатной урологии на данный момент нет во многих регионах, мужчины проходят диагностику и лечение репродуктивной системы зачастую очень далеко от дома.

Будущее репродуктивного здоровья России

Тем не менее Россия прекрасно понимает, что будущее страны зависит не только от цифр демографических исследований, но и от здоровья нации. Внедрение мер по профилактике и улучшению репродуктивного здоровья россиян - это одно из направлений деятельности правительства в отношении общей медицины. По всей видимости, социальная часть репродуктивного здоровья будет улучшаться систематически, волнообразно вместе с внедрением социальных реформ и дополнительным спонсированием социальных институтов. Медицинская же часть требует более пристального внимания и пока неизвестно, следует ли стране ожидать серьезного скачка в развитии урологии, венерологии и гинекологии в обозримом будущем.

В отличие от традиционных для образовательных учреждений профилактических технологий, направленных на предупреждение у школьников нарушений зрения, осанки, нервно-психического здоровья и других «школьных болезней», предложение данной программы продиктовано преимущественно неблагоприятной социально-демографической ситуацией в обществе, которая может быть охарактеризована следующим образом.

Вот уже почти 10 лет в стране отсутствует естественный прирост населения, что обусловлено существенным снижением рождаемости, увеличением числа умерших, в том числе в младенческом возрасте. Демографический кризис усугубляется ростом акушерско-гинекологических заболеваний среди беременных и рожениц, а также высокой распространенностью хронических заболеваний среди современных школьниц (до 75%), что угрожает репродуктивным возможностям подрастающего поколения женщин.

Медико-социологические исследования свидетельствуют об омоложении возраста начала половой жизни и о недостаточной физиологической и гигиенической грамотности молодежи в этой области. Так, по данным выполненного НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в 1997--1998 гг. опроса около 5000 городских школьниц и учениц профессионально-технических училищ (ПТУ) 15-17 лет установлено, что 90% из опрошенных ни разу не обращались к гинекологу, несмотря на то что 35% учащихся ПТУ и 25% школьниц считали возможным для себя вступление в половую жизнь ранее 16 лет.

Скрининговые обследования состояния менструальной функции у школьниц современных образовательных учреждений выявляют наличие у трети из них несформированности менструального цикла при «стаже» менструаций в 3 и более лет. В новых видах образовательных учреждений (гимназии, лицеи, профильные школы) выявлена еще большая распространенность указанного расстройства.

Известно, что гинекологическая служба в стране ориентирована преимущественно на взрослых женщин, причем активно обращающихся за необходимой гинекологической помощью. Девочки-подростки не обладают такой активностью как в силу возрастных психологических особенностей (стыдливость, страх разоблачения потери девственности и др.), так и потому, что их недостаточная физиологическая грамотность затрудняет объективную оценку тех изменений в организме, которые происходят в период полового созревания и имеют прогностическое значение для формирования репродуктивных возможностей. В частности, установлена неспособность большинства старших школьниц правильно оценивать состояние своей менструальной функции, первоосновы их репродуктивного здоровья. Наиболее распространенными ошибками при этом были неправильный расчет продолжительности менструального цикла (от конца предыдущей до начала следующей менструации, вместо того чтобы рассчитывать от начала предыдущей до начала следующей менструации), признание нормальными коротких (менее 3-х дней) месячных, скептическое отношение к ведению календаря менструаций и др.

Согласно новейшим данным, нарушения менструальной функции у девочек-подростков служат визитной карточкой наличия у них комплекса соматических расстройств и заболеваний. Для девушек с нарушениями менструальной функции типичны сочетаемость сразу нескольких болезней, нередко скрытое течение анемии, диатеза, легочных заболеваний, нарушений функции печени, почек и др.

Из этого следует, что состояние менструальной функции у школьниц является индикатором их общего нездоровья. Это требует своевременного выявления, комплексного обследования и последующего лечения таких девушек у специалистов разного профиля. Итак, в период выраженного демографического спада, переживаемого Россией, здоровье девочек приобретает особую ценность как демографический потенциал общества. И не только поэтому. Для большинства женщин материнство -- это смысл их биологического предназначения, основа психологического комфорта и самоутверждения в семье и обществе.

Поскольку нарушения полового развития и менструальной функции формируются в пубертатном возрасте на этапе школьного обучения, то охрана репродуктивного здоровья школьниц приобретает актуальное значение среди профилактических задач современной школы (см. Приложение). Решение этой задачи особенно существенно для школ с углубленным содержанием образования, поскольку научными исследованиями установлена зависимость состояния менструальной функции у школьниц от объема учебно-воспитательных воздействий на их организм в процессе школьного обучения.

Предлагаемая программа разработана НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков на основе наблюдений, с одной стороны, за формированием менструальной функции у современных школьниц, с другой -- за протеканием беременности, родов, состоянием новорожденных у первородящих женщин (результаты анализа медицинской документации родильных домов). Объединяющим эти исследования фактором служило проведение анкетного опроса школьниц и рожениц по единой программе, характеризующей особенности школьного периода жизни у тех и других. Это позволило установить факторы риска для формирования и последующей реализации репродуктивной функции у девушек-женщин. Содержание разработанной профилактической программы предусматривает два варианта ее практического использования в школах.

Первый вариант программы включает одномоментное (с 1 по 4 пункты) и последовательное проведение следующих мероприятий.

1. Беседа со школьницами IX--XI классов об особенностях формирования менструальной функции, факторах риска ее своевременному становлению, о значении менструальной функции для детородных возможностей женщины и т. д. (Полное содержание беседы изложено ниже).

2. Скрининговое тестирование состояния менструальной функции у присутствующих на беседе школьниц с помощью специальной анкеты-опросника (прилагается).

3. Экспресс-анализ проведенного тестирования и выделение школьниц «группы риска» по состоянию оцениваемой функции.

5. Контроль за дальнейшими действиями школьниц «группы риска» (информированы ли родители об этом, обращалась ли за консультацией к специалистам, было ли назначено лечение, выполняет ли его девушка, каков результат после курса лечения?).

Проводя беседу со школьницами, валеолог должен исходить из того, что аудиторию его слушателей составляют девушки 15--17 лет, у которых менструальный цикл должен быть полностью сформированным. В популяции современных девочек первая менструация у подавляющего большинства приходит на 13 году жизни (т. е. в 12 лет с месяцами). После появления первой менструации год отводят на установление нормального биологического цикла данной функции. Следовательно, если первая менструация пришла в 13 лет и год отведен на установление номального биологического цикла, то к 15 годам менструальный цикл у девушки должен быть сформированным. Исходя из этого, основное содержание беседы должно включать вопросы контроля за состоянием менструальной функции как первоосновы репродуктивных возможностей каждой девушки.

В понятие сформированности меноцикла входит регулярная повторяемость менструаций через определенный промежуток времени, причем индивидуальный для разных девушек, например, через 21-24--28--30 дней. Любой из этих сроков нормален, важно только, чтобы он был постоянным. Из-за такого ежемесячного повторения менструации в бытовом общении называют «месячными».

Важный вопрос, как измеряют продолжительность менструального цикла? Его измеряют сроком от начала одной менструации до начала следующей.

Девушки должны следить за сроком своих «месячных». Сначала для того, чтобы установить, когда сформировался биологический цикл менструаций, а потом в целях контроля за своим гинекологическим здоровьем. Известно, что большинство женских заболеваний начинается с нарушения менструального цикла, а девушки «менструального» возраста должны знать наверняка, что менструации прекращаются, когда наступает беременность. Валеолог обращается с вопросом к аудитории: «Кто из вас знает, каким простым способом можно точно отслеживать состояние своего менструального цикла?» Хорошо зарекомендовало себя ведение календаря менструаций, где красным цветом заштриховывают день начала «месячных», а синим или черным -- день, когда они закончились. При ведении такого календаря девушка получает информацию сразу о нескольких главных характеристиках своей менструальной функции: о периоде цикла (от начала одной до начала следующей менструации), о регулярности его повторения (из месяца в месяц), о длительности течения каждой менструации.

А теперь стоит поговорим о «факторах риска» формирования менструальной функции. "Изучение причин несформированности менструального цикла у школьниц со «стажем» менструаций в три и более лет выявило ведущую роль в этом большой суммарной, как говорят врачи, -- социально-биологической нагрузки на девичий организм. Компонентами такой нагрузки служило наличие 1) хронического заболевания; 2) большого объема учебно-воспитательных воздействий на организм девочек (например, параллельное обучение в двух школах: языковой гимназии и музыкальной школе); 3) недостаточное образование половых гормонов в период полового созревания. Индивидуальный анализ показал, что большинство девушек оцениваемой группы имело в анамнезе комплекс указанных неблагоприятных факторов.

Если изложенные данные представить в виде диаграммы (рис. 1), то она показывает, что только 25% девушек с несформировавшимся менструальным циклом имели один из перечисленных неблагоприятный фактор, а у 75% отмечалось сочетание в анамнезе двух и трех неблагоприятных факторов.

Рис. 1.

Рис. 2.

1 -- задержка становления менструальной функции (более 1, 5 лет); 2 -- нерегулярный менструальный цикл; 3 -- обильные менструации; 4 -- менструации с болевым синдроном".

Так, у 46% чаще всего сочеталось наличие хронического заболевания с большим объемом учебно-воспитательной нагрузки, а у 29% отмечено сочетание всех трех перечисленных факторов (хронического заболевания, большой учебно-воспитательной нагрузки и гормональной недостаточности).

О чем это говорит? О том, что на этапе полового созревания детей большие социальные нагрузки угнетают биологические процессы организма, к которым относят и формирование менструального цикла у девочек. Поэтому в интересах охраны репродуктивного здоровья школьниц их социальные (учебные и воспитательные) нагрузки в период полового созревания должны быть снижены.

Следующий рисунок (рис. 2) иллюстрирует влияние на состояние менструальной функции вредных привычек: курения (штрихованные столбцы), употребления алкоголя вместе с курением (черные столбцы). Контролем для сравнения служили девушки, не имевшие вредных привычек (белые столбцы). Столбиками обозначена распространенность жалоб на нарушения менструальной функции у сравниваемых групп девушек. Как показывает рисунок, по мере увеличения отягощенности стиля жизни девушек вредными привычками у них нарастает число жалоб на различные нарушения менструальной функции, причем особенно увеличивается рас

пространенность жалоб на нерегулярные (2) и обильные (3) менструации (почти в два раза по сравнению с числом таких жалоб среди не имеющих вредных привычек). Отсюда следует вывод: стоит ли сохранять и тем более злоупотреблять вредными привычками, подвергая риску свои надежды стать матерью, иметь счастливую семью?

О том, как связано состояние менструальной функции с течением родов у женщин, показывает рис. 3.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, ученые разделили первородящих женщин на две группы в зависимости от характера течения у них родов (физиологического или аномального). После этого с помощью электронно-вычислительной техники для каждой группы был проведен математический анализ связей между комплексом показателей акушерско-гинекологического и школьного анамнеза. Проделанную работу медики называют определением структуры функциональной системы организма, которая формируется у человека для достижения конечного результата любой целенаправленной деятельности. Роды как раз и рассматривались в качестве конечного результата деятельности репродуктивной системы женщины. Для построения указанной функциональной системы из математического анализа выбирались только статистически значимые связи между показателями.

Как показывает верхняя часть рис. 3, непосредственными условиями для физиологических родов у первородящих женщин являются наличие здоровья в школьные годы (его критерием в анкетах служила информация об отсутствии у женщины в школьные годы хронического заболевания, частых острых и детских инфекций), а также сформированность меноцикла к моменту беременности. Самостоятельная и наиболее тесная связь у женщин этой группы отмечалась между возрастом начала «месячных» и характером течения менструального возраста (срок от первой менструации до установления ее регулярного цикла). Оба указанных показателя в этом случае соответствовали физиологическим нормам. Патологическое течение родов было непосредственно связано только с характером течения беременности, которая у наблюдаемых женщин в 78% случаев была с признаками патологии. Основной и самостоятельный блок при аномальных родах составляли значимые связи между показателями менструальной функции как в школьные годы (возраст прихода «месячных», течение менструального возраста, срок установления меноцикла), так и к моменту наступления беременности. Все показатели, характерезующие со стояние менструальной функции, в этом случае отклонялись от физиологической нормы.


Рис. 13.

В цепочку указанных связей оказалась включенной значимая связь с большим объемом учебно-воспитательной нагрузки женщин в школьные годы. Иными словами, детородный прогноз женщины закладывается в школьные годы и его будут определять состояние здоровья, менструальной функции, объем учебно-воспитательной нагрузки девочки в школьные годы.

Изложенная информация служит основанием заключить: состояние менструальной функции является первоосновой репродуктивного здоровья женщины. Это требует постоянного самоконтроля и периодического медицинского наблюдения за ее состоянием.

И в качестве первого шага в этом направлении валеолог предлагает присутствующим на беседе школьницам оценить состояние своей менструальной функции, воспользовавшись для этого специальным анкетным тестом, разработанным НИИ материнства и детства г. Иванове (табл. 1). Анкета-тест построена на тщательном сборе данных гинекологического анамнеза девушек и является скрининг-тестом, который применяют для выявления лиц, подозреваемых в наличии у них той или иной патологии. Проведение скрининг-тестов не требует обязательной медицинской квалификации, поэтому и рекомендуется проводить его валеологам. В конце теста дается эталон нормы и отклонений от нее, что позволяет девушке самой оценить состояние своей менструальной функции и вовремя отреагировать на наличие нарушений.

Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы . Наиболее распространенные заболевания ССС:

Артериальная гипертензия. Заболеваемость артериальной гипертензией составляет до 25% от всего взрослого населения нашей страны.
Ишемическая болезнь сердца (ИБС). Представляет собой широкий спектр сердечно-сосудистых заболеваний (инфаркт миокарда и т.д.), смертность от которых составила до 30% от общего числа смертей за прошедший год.
Инсульт. Вторая по масштабам причина смерти среди всех случаев сердечно-сосудистых заболеваний после ишемической болезни сердца.

Факторы риска можно разделить на две разновидности в соответствии с эффективностью их устранения: неустранимые и устранимые.

Неустранимые факторы риска – это данность, то, с чем нужно считаться, то, что нельзя изменить:

Возраст. После 65 лет риск развития сердечно-сосудистых заболеваний значительно возрастает, но не в равной степени для всех. При наличии других факторов риска вероятность заболевания возрастает на 65%, при отсутствии таких факторов – лишь на 4%.

Пол. Мужской пол является фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний. Статистически доказано, что не поврежденные атеросклерозом артерии встречаются лишь у 8% мужчин (по сравнению с 52% женщин) в возрасте от 40 до 70 лет.

Наследственность. Если родители или близкие кровные родственники болели артериальной гипертензией, атеросклерозом или кардиосклерозом, то риск заболеть соответствующими болезнями повышается на 25%.

Устранимые факторы риска – это, то, что можно зменить, приняв соответствующие меры или внеся коррективы в образ жизни.

Курение. Крящие люди умирают от ишемической болезни сердца в 2 раза чаще, чем те, кто никогда не курил.

Злоупотребление алкоголем. Минимальное потребление алкоголя (20 мл этанола в день для женщин и 30 мл этанола для мужчин) снижает риск заболевания всеми видами сердечно-сосудистых болезней. Риск смертельного исхода повышен у тех, кто злоупотребляет алкоголем.

Артериальная гипертензия. Состояние хронически повышенного артериального давления увеличивает риск развития ишемической болезни сердца в 3 раза.

Избыточный вес. Не только увеличивает риск заболевания сердечно-сосудистыми болезнями, но и крайне негативно влияет на развитие уже существующей болезни.

Сахарный диабет. Повышает риск развития ишемической болезни сердца и заболеваний периферических сосудов в несколько раз, а также усложняет течение болезни.

Низкая физическая активность. Негативно воздействует на тонус тела, выносливость организма, сопротивляемость внешнему воздействию. Повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний в 2-3 раза. Увеличивает риск внезапных сердечных приступов.

Неправильное питание. Переизбыток в рационе насыщенных животных жиров, отличающихся высоким содержанием холестерина, приводит к атеросклерозу и, следовательно, катализирует развитие сердечно-сосудистых заболеваний широкого спектра.

Абдоминальное ожирение. При превышении нормальных значений обхвата талии (более 94 см у мужчин и более 80 см у женщин) повышен риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Стресс. В состоянии стресса организм функционирует неполноценно, особенно это касается сосудов, обмена веществ и всех прочих систем, связанных с нервной системой. Хронический стресс способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний, а острый стресс может стать катализатором и толчком к возникновению опасного для жизни приступа.
Профилактика:

Отказ от курения и ограждение от пассивного курения.

Ограничение потребления алкоголя.

Контроль веса.

Рациональное питание: употребление мяса (особенно красного), достаточное количество рыбы (минимум – 300 г в неделю), употребление овощей и фруктов, отказ или ограничение жирного, жареного, копченого. Контроль уровня холестерина в крови и нормализация его с помощью правильного здорового питания.

Физическая активность . Оптимальный и необходимый уровень физической активности составляет 150 минут любой двигательной активности в неделю – это обязательное условие успешной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Контроль стресса. Здоровый сон и философское отношение к жизни, напротив, значительно повышают ваши шансы как избегнуть сердечно-сосудистых заболеваний, так и успешно излечиться от уже существующих.

Контроль диабета. Контроль уровня сахара в крови, контроль изменений состояния здоровья, наблюдение у врача эндокринолога.

Контроль уровня артериального давления. Контроль уровня АД и коррекция его согласно рекомендациям врача.

Медицинский контроль . Необходимость регулярного прохождения медицинских исследований:

Осмотр врача-терапевта 1 раз в год.

При каждом посещении врача - определение артериального давления (АД) (как минимум 1 раз в два года, если АД менее 120/80 мм рт. ст.), индекса массы тела (ИМТ).

Определение уровня холестерина 1 раз в 5 лет (или чаще по усмотрению врача).

Профилактика нарушений репродуктивного здоровья. По определению ВОЗ репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию психосексуальных отношений в семье.

Охрана репродуктивного здоровья - система мер, обеспечивающая появление здорового потомства, профилактика и лечение репродуктивных органов, защита от болезней, передаваемых половым путем, планирование семьи, предупреждение материнской и младенческой смертности. На репродуктивное здоровье влияют многие факторы (социально-экономические, экологические, производственные и др.), некоторые из которых в настоящее время оцениваются как неблагоприятные. Ухудшение репродуктивного здоровья отражается на медико-демографических показателях: рождаемости, младенческой смертности, заболеваемости беременных, бесплодии браков и т.д.

Основные направления в работе с населением по сохранению репродуктивного здоровья:

1. Работа с подростками и молодежью (школы здоровья, семинары, анонимные консультации по вопросам сохранения репродуктивного здоровья, профилактические мед. осмотры);

2. Профилактика аборта и его последствий (информирование о методах контрацепции, доступная бесплатная контрацепция, медико-психологическая помощь);

3. Индивидуальный подбор методов контрацепции;

4. Профилактика ИППП;

5. Консультирование семейных пар по вопросам планирования беременности.

Система профилактических мер по охране репродуктивного здоровья

включает в себя:

Проведение ежегодных медицинских осмотров в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, диспансеризации и оздоровление

женщин и мужчин репродуктивного возраста;

Совершенствование методов диагностики и лечения женского и мужского бесплодия;

Мероприятия по профилактике и ранней диагностике заболеваний репродуктивных органов, включая рак молочной железы, шейки матки, заболевания простаты;

Совершенствование форм и методов оказания медицинской помощи бездетным парам;

Реализацию мер по профилактике нарушений здоровья женщин и мужчин в период менопаузы и андропаузы;

Профилактику врождённых пороков развития плода и врождённой аномалии (пороков развития), за счет дальнейшего совершенствования медико –генетической помощи населению, внедрения новых перинатальных технологий для ранней диагностики плода, развитие системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;

Информирование граждан о целесообразности добрачного медико-генетического консультирования по медицинским показаниям;

Повышение информированности мужчин и женщин о профессиональных рисках для репродуктивного здоровья;

Реализацию мер, направленных на снижение частоты передачи различных видов инфекций, прежде всего ВИЧ инфекции, от матери к ребенку.

Охрана репродуктивного здоровья детей и подростков.

Охрана здоровья женщин в период беременности, родов и послеродовый период.

Профилактика психического здоровья. Психи́ческое здоро́вье - согласно определению ВОЗ, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

ВОЗ выделяет следующие критерии психического здоровья:

● осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

● чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

● критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

● соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

● способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

● способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

● способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Укрепление психического здоровья основано на разнообразных стратегиях, каждая из которых направлена на оказание положительного воздействия на психическое здоровье.

Психическое здоровье и психические расстройства определяются многочисленными и взаимодействующими социальными, психологическими и биологическими факторами:

Фактические данные четко указывают на связь с показателями нищеты, включая низкие уровни образования, а в некоторых исследованиях - с плохими жилищными условиями и низкими доходами. Признанным риском для психического здоровья являются усугубляющиеся и сохраняющиеся неблагоприятные социально-экономические условия.

Повышенную восприимчивость находящихся в неблагоприятных условиях людей к психическим расстройствам можно объяснить такими факторами, как чувство незащищенности и безнадежности, быстрые социальные перемены, а также риск насилия и плохое состояние физического здоровья.

Атмосфера, в которой соблюдаются и охраняются основные гражданские, политические, социально-экономические и культурные права, также имеет основополагающее значение для укрепления психического здоровья. Без защищенности и свободы, обеспечиваемых этими правами, крайне трудно сохранять высокий уровень психического здоровья.

Психическое здоровье связано с поведением. Проблемы психического, социального и поведенческого здоровья могут взаимодействовать, усиливая тем самым свое воздействие на поведение и благополучие.

Токсикомания, насилие и жестокое отношение к женщинам и детям, с одной стороны, и такие проблемы со здоровьем, как ВИЧ/СПИД, депрессия и тревога, с другой стороны, встречаются наиболее часто, и с ними труднее всего бороться в условиях высокой безработицы, низких доходов, ограниченного образования, стрессовых условий на работе, гендерной дискриминации, социального отчуждения, нездорового образа жизни и нарушений прав человека.

Национальная политика в области охраны психического здоровья должна быть направлена не только на одни лишь расстройства психического здоровья - она должна также признавать и регулировать более широкие аспекты укрепления психического здоровья. Сюда входят социально-экономические факторы и факторы окружающей среды, описанные выше, а также поведение. Для этого необходимо включать укрепление психического здоровья в стратегии и программы государственного и частного секторов, включая образование, труд, правосудие, транспорт, окружающую среду, жилищное строительство и улучшение быта, а также сектор здравоохранения. Особо важную роль играют лица, принимающие решения в правительствах на национальном и местном уровнях, действия которых оказывают такое воздействие на психическое здоровье людей, о котором эти лица могут и не подозревать.

Для укрепления психического здоровья существуют эффективные мероприятия:

● Мероприятия в раннем детстве (например, посещения на дому беременных женщин, дошкольные психо-социальные мероприятия, сочетание мероприятий по питанию и психо-социальных мероприятий среди популяций, находящихся в неблагоприятных условиях);

● Поддержку детей (например, программы по выработке навыков, программы по развитию детей и молодежи);

● Предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию, схемы микрокредитов);

● Социальную поддержку популяций пожилых людей (например, инициативы дружеской поддержки, дневные центры и центры помощи пожилым людям в общинах);

● Программы, нацеленные на уязвимые группы, включая меньшинства, коренные народности, мигрантов и людей, пострадавших во время конфликтов и стихийных бедствий (например, психо-социальные мероприятия после стихийных бедствий);

● Деятельность по укреплению психического здоровья в школах (например, программы, поддерживающие экологические перемены в школах, школы с благоприятными условиями для детей);

● Мероприятия по охране психического здоровья на работе (например, программы по профилактике стресса);

● Политика по решению жилищных проблем (например, улучшение жилищных условий);

● Программы по предупреждению насилия (например, инициативы по полицейской охране общественного порядка)


Май, 2007

Д.И. Тарусин, профессор кафедры поликлинической и социальной педиатрии ФУВ ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет» Росздрава, руководитель Научно-практического центра детской андрологии г. Москвы, заведующий Центром детской и подростковой андрологии, д-р мед. наук

Россия в настоящее время переживает крайне сложный период развития – так называемый демографический переход, когда имеет место постоянно возрастающая продолжительность жизни в совокупности со снижением количества браков, рождаемости и отрицательным естественным приростом населения.

Все чаще и чаще вновь образованная семья сталкивается с ситуацией, когда естественное желание воспроизвести потомство оканчивается неудачей. Частота бесплодных браков в России в настоящее время достигает 15% (для вновь образованных пар). Число мужчин, предъявляющих жалобы на нарушение потенции, также с каждым годом возрастает. Каждый третий мужчина после 30 лет сталкивается с регулярными затруднениями в половой жизни.

Все вышеописанное, кончено, касается пациентов, покинувших пределы детского и подросткового возраста. Но в этом и состоит «интрига» этой публикации: действительно, как можно говорить о репродуктивном здоровье у детей? Ведь репродуктивная функция свойственна людям, достигшим половой зрелости. Так, ВОЗ определяет репродуктивное здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, позволяющее вести безопасную и эффективную половую жизнь в сочетании с возможностью воспроизводить здоровое потомство в сроки и количестве, определенном самим индивидуумом». Где же в этом определении место педиатрии?

Репродуктивное здоровье детей и подростков

Безусловно, в полной мере говорить о репродуктивном здоровье у детей не представляется возможным. Но располагая тезисом, что именно из ребенка в дальнейшем вырастает взрослый, мы и получаем заметную и очень важную роль педиатрического сообщества в формировании репродуктивного здоровья. Итак, несмотря на то что репродуктивная функция оказывается свойственной взрослому человеку, корни ее формирования, как и возникновения нарушений репродуктивного здоровья, располагаются в интервале от момента образования зиготы и до точки реализации биологической функции воспроизводства потомства.

Таким образом, в детском и подростковом возрасте можно говорить о предикторах репродуктивных расстройств, то есть факторах, предрасполагающих к формированию тех или иных отклонений в системе репродукции.

Исследования последних лет показывают, что в детском и подростковом возрасте возникает до 64% заболеваний, представляющих непосредственную или опосредованную угрозу репродуктивной функции мужского организма. Отношение к органам репродуктивной системы, как вступающим в действие с момента начала полового созревания, сегодня не более чем устаревшая парадигма о том, что до наступления полового созревания «яички мальчика спят». Между тем морфологическими исследованиями доказано, что даже в периоде новорожденности, а в особенности в интервале от 6 месяцев до 2 лет, структура половых клеток претерпевает серьезные изменения качественного и количественного пула гоноцитов – первичных сперматогоний. И все это происходит под интегративным влиянием системы гормонального обеспечения гипоталамо-гипофизарно-гонадальной оси. Более того, врачи, назначая те или иные медикаменты детям в возрасте 2– 6 лет, порой не задумываются о том, что именно в этот период происходит созревание и преформирование рецепторного аппарата половых желез, а с 6 лет – процесс адренархе, «подготавливающий почву» для адекватной реакции гормональных рецептивных структур к воздействию тропных гормонов.

От того, как были проведены профилактика и лечение заболеваний органов репродуктивной системы у ребенка, зависит, каким вырастет мужчина или женщина в плане индивидуальной репродуктивной состоятельности. Поэтому, как и для любого вида или типа здоровья, для здоровья репродуктивного справедлива аксиома о «проблемах родом из детства».

Репродуктивные расстройства и их предикторы в педиатрии

Прежде чем говорить о предикторах репродуктивных расстройств в детском возрасте, следует обратить внимание на то, что необходимо понимать под репродуктивным расстройством. Строго говоря, половая функция у мужчин представлена двумя составляющими: функция репродукции (адекватный, бездефицитный сперматогенез и эмиссия семенной жидкости) и функция копуляции (беспрепятственная реализация полового акта). Сумма этих двух функций и составляет репродуктивное здоровье мужского индивидуума, реализующееся при посредстве системы эндокринного обеспечения и сохранности традиционных паттернов репродуктивного поведения. Таким образом, прежде чем говорить о поражениях органов репродуктивной системы, следует определить репродуктивную систему как таковую. До сих пор понятие «репродуктивное здоровье» в основном связывают с системой половых органов. Между тем к органам репродуктивной системы следует относить не только наружные половые органы, но и органы эндокринной системы, обеспечивающие интеграцию функциональной активности наружных половых органов и организма в целом, а также отделы центральной нервной системы, ответственные за формирование репродуктивного поведения человека. Только восприятие этой сложной полиорганной системы как единой и неделимой, работающей в функциональной взаимосвязи и интеграции, позволяет выработать правильную тактику лечения репродуктивных расстройств.

Классификация

Предикторы репродуктивных расстройств могут быть классифицированы по следующим признакам:

  • признак постоянства во времени: транзиторные или облигатные;
  • признак глубины поражения: генетически детерминированные, каузальные (случайные), приобретенные (в том числе ятрогенные);
  • признак характера поражения: анатомические, функциональные, сочетанные;
  • признак курабельности: курабельные и инкурабельные;
  • признак саногенности: с тенденцией к спонтанному саногенезу или без таковой.

К облигатным расстройствам может быть отнесен синдром Клайнфельтера, когда в кариотипе регистрируется полисомия по Х-хромосоме, инициирующая аплазию герминативного эпителия в половых железах пациента. Примером транзиторных расстройств может служить задержка полового развития, которая при правильном подходе к лечению не оставляет за собой значимых последствий для репродуктивного здоровья. Генетически детерминированным поражением являются наследственные синдромы, например адреногенитальный синдром. Примером каузального поражения может выступать любая патология облитерации вагинального отростка брюшины, а приобретенным расстройством является, например, ситуация возникновения гидроцеле после оперативного лечения варикоцеле, которая носит еще и печать ятрогении. Анатомическим расстройством репродуктивного здоровья необходимо признать такие заболевания, как, например, гипоспадия, эписпадия, паховая грыжа с ее отдаленными влияниями на состояние органов репродуктивной системы и репродуктивный прогноз, и многие другие болезни, относимые сегодня к компетенции «хирургии детского возраста». Функциональным расстройством может быть признано состояние дефицита андрогенов в пубертатном периоде, когда вместо гормонального бума возникает дефицит половых стероидов. Сочетанным поражением может выступать варикозное расширение вен левого семенного канатика (варикоцеле) в сочетании с задержкой полового развития. К категории инкурабельных состояний можно отнести, например, анорхизм. К курабельным – заболевания, которые при правильной организации лечения способны быть полностью компенсированы усилиями специалиста, ребенка и родителей. К состояниям, склонным к спонтанному саногенезу, можно в качестве примера отнести синехии крайней плоти, которые при правильном уходе за наружными половыми органам мальчика самостоятельно исчезают к 6 годам. К состояниям, не склонным к спонтанному саногенезу, относится паховая грыжа, которая ни при каких обстоятельствах не «закроется самостоятельно», так как являет собой типичный пример анатомической аномалии.

Классификация заболеваний органов репродуктивной системы по основному принципу лечения:

  • нарушение анатомии органов репродуктивной системы;
  • нарушение взаимодействия органов репродуктивной системы;
  • нарушение отношений органов репродуктивной системы и внешней среды;
  • сочетанные поражения.

Заболевания органов репродуктивной системы, сопровождающиеся нарушением анатомии:

  • аномалии количества и положения яичек;
  • аномалии развития уретры и предстательной железы;
  • аномалии вагинального отростка брюшины;
  • кистозные трансформации органов репродуктивной системы;
  • заболевания крайней плоти;
  • опухоли и новообразования;
  • генетически детерминированные и/или каузальные интерсексуальные трансформации (когда имеется нарушение процесса детерминации половой принадлежности).

Поражения репродуктивной системы, сопровождающиеся нарушением гормонального гомеостаза:

  • нарушение темпов полового развития;
  • нарушения качества полового развития;
  • интерсексуальное половое развитие;
  • глубокие генетически детерминированные поражения, сопровождающиеся помимо нарушения гормонального гомеостаза анатомическими аномалиями и пороками.

Поражения психической составляющей репродуктивного здоровья:

  • нарушением идентификации собственного «Я» со своим генетическим и фенотипическим полом;
  • нарушениями половой аутоидентификации;
  • нарушением естественной к полу детерминации выбора полового партнера;
  • комплексы «малорослого», «толстого», «отстающего в половом развитии», «малого члена» и т.д.;
  • последствия пережитого насилия и депривации;
  • специфические редкие нарушения.

Важно помнить о том, что вышеуказанные состояния, как правило, часто сочетаются, и делегирование полномочий по лечению расстройств репродуктивного здоровья различным специалистам (эндокринологу, хирургу, психологу и психиатру) не приводят к достаточной реабилитации пациента. Только специальным образом обученный специалист – детский андролог – способен решать эти проблемы с видами на отдаленный репродуктивный прогноз, так как может учесть все факторы, оказывающие влияние на его нарушения.

Роль педиатра

Какова же роль педиатра в профилактике, раннем выявлении, лечении и реабилитации детей и подростков с признаками, которые указывают на вероятное возникновение расстройств репродуктивного здоровья? Как ни странно, роль педиатра первичного звена в этом вопросе сегодня может быть признана основной. Именно он первым видит ребенка после рождения и, будучи вооруженным знаниями о репродуктивном здоровье, способен своевременно направить пациента к специалисту.

В 2003 году в номенклатуре медицинских специальностей появилась новая – детская урология-андрология. Именно этот врач призван сегодня оказывать помощь в решении столь сложной проблемы. Сегодня можно говорить о том, что это значительный прорыв в системе первичной и специализированной медикопрофилактической помощи детям, так как ранее врача этого профиля в перечне специалистов не было вовсе. Со временем для охраны репродуктивного здоровья мальчиков и юношей-подростков будет выделена совершенно очерченная, отдельная медицинская область знания.

Итак, педиатр первым осматривает наружные гениталии ребенка. Следовательно, именно он может выявить признаки их порока или аномалии развития. Педиатр видит ребенка в семье, видит особенности его воспитания, коммуникации с родителями, сверстниками и может выявить отклонения в состоянии психологии подрастающего мужчины. Педиатр, наблюдая ребенка из года в год, способен отметить те или иные признаки отставания или опережения в половом развитии. Кроме того, именно педиатр может оценить результативность предпринимаемых специалистом усилий. Потому что специалист наблюдает ребенка в рафинированных условиях специализированного приема, а педиатр видит пациента в привычной для него среде школы и семьи.

Что необходимо сегодня? Вооружить педиатра современными знаниями о профилактике, диагностике, лечении и реабилитации заболеваний, угрожающих счастью будущего мужчины, и научить применять их на практике. Базовых знаний не так много, они укладываются в цикл тематического усовершенствования. Кроме того, необходимо помнить, что охрана репродуктивного здоровья ребенка начинается… со снятия подгузника или трусов в ходе врачебного осмотра. А также с маленькой победы над собой, так как можно понять, насколько сложно педиатру на приеме попросить подростка снять трусы. А еще – с репродуктологической настороженности, так как только такой сформированный специальным образом стереотип профессионального мышления позволяет заподозрить репродуктивное расстройство или хотя бы увидеть несоответствие имеющихся параметров нормативам.

В случае если союзниками профессиональных детских андрологов станут участковые педиатры, в краткосрочной перспективе совместными усилиями можно в значительной мере улучшить состояние репродуктивного здоровья подрастающего поколения.