Методика «Якоря карьеры» Шейна: описание, применение и интерпретация. Практика НЛП

В своей предыдущей статье я рассказывал об одной из методик НЛП, а именно о якорях и их установке для самого себя. В этой статье я хотел бы продолжить эту интересную и несомненно, очень полезную тему и рассказать об установке якоря другим людям, этот процесс в НЛП называется якорением. Еще раз напомню, что такое якорь и как это работает: якорь – это любой внешний стимул, раздражитель, то, что предшествует условному рефлексу, например это визуальный образ, слуховой, обонятельный или кинестетический, все что оказывает влияние на наши органы чувств. Якорь вызывает реакцию человека, эта реакция является определенным внутренним состоянием человека, например внешний стимул вызывает у человека чувство страха, или же просто привлекает его внимание, например звонок в колокольчик или стук молотка о стол, как это происходит в суде, обращает на его производящего внимание аудитории. Якоря можно устанавливать и контролировать тем самым свое внутреннее состояние, то есть вызывая необходимый вам ресурс, чувство удовлетворение, концентрацию внимания, различные эмоциональные состояния, такие как обиду, злость, чувство радости и так далее и тому подобное.

Но якоря как вы сами понимаете можно устанавливать не только себе, но и другим людям, и обращаться с их помощью к чужим ресурсам, вызывая к примеру у человека чувство стыда, жалости или доверия к вам. Если использовать этот прием исключительно в собственных целях, добиваясь поставленного результата отвечающего исключительно вашим интересам, то это можно назвать манипуляцией поведением других людей, о чем я вам сейчас и расскажу более подробно. Отчасти установка якоря напоминает гипноз, в какой-то степени им и являясь, только в менее откровенной форме, все-таки не настолько вы зомбируете человека, чтобы он выполнял беспрекословно все ваши желания. Хотя те люди, которые прекрасно научились устанавливать якоря и обладают сильным внушением, способны вводить людей в гипнотическое состояние, я много раз был свидетелем таких сеансов, очень надо сказать впечатляющих. Но про гипноз я расскажу вам как-нибудь в другой раз, пока же вернемся к установке якорей, тоже весьма увлекательному процессу, способному влиять на людей, как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Прежде всего необходимо выделить ту группу людей, на которых проще всего поставить якорь – это люди с развитым правым полушарием мозга. Такие люди думают не структуированно, они больше полагаются на органы чувств и ощущения, действуя интуитивно, не анализируя и не переосмысливая поступаемую к ним информацию. Но это вовсе не означает что эти люди не склонны думать, и потому далеко не на всех можно установить якорь, то есть с некоторыми людьми это сложнее проделать. Решив поставить человеку якорь, необходимо выяснить какой из органов восприятия для него является основным, установка якоря через этот орган, будет наиболее действенным. То есть вам надо определить какой тип человека перед вами: визуал – лучше воспринимает информацию с помощью зрения, аудиал – лучшим способом воспринимать информацию для них является слуховой канал, кинестетик – человек который преимущественно чувствует, нежели видит, слышит или думает, или такой тип людей как дискреты – то есть люди воспринимающие информацию по большей части с помощью логического мышления, осмысления поступаемой к ним информации, с помощью цифр, фактов, различных знаков и логических доводов.

Конечно не обязательно только аналогичный их каналу восприятия якорь будет работать, установка других якорей тоже даст результат, но то, что этим людям ближе, сработает лучше всего. Хотя кинестетический способ установки якоря считается наиболее действенным, все-таки ощущения закладывают в память информацию лучше всего, в большинстве случаев. Теперь собственно о процессе установки якоря, который сводится к созданию для человека определенной обстановки, в которой он чувствует себя максимально комфортно. Якорение может происходить любым образом, вы можете вести непринужденную беседу о прошлом человека, возвращаясь в которое он переживает положительные эмоции, носящие умиротворяющий характер. То есть вам любым образом необходимо создать для другого человека самую что не на есть благоприятную обстановку, в которой он чувствует себя максимально комфортно, спокойно, непринужденно.

Музыка, запахи, визуальное окружение, ваши слова, поведение и конечно же прикосновения, в том числе и со стороны того человека, у которого вы ставите якорь. То есть все гениально просто, определенные действия с вашей стороны, закладывают в память человеку эту благоприятную обстановку, вы можете коснуться определенным образом руки человека, сказать приятные слова, попросить например сделать что-то непринужденное, чтобы это осталось в памяти как сопутствующее ситуации действие. Впоследствии при воспроизведении некоторых моментов из этой ситуации, вызовут у человека воспоминания о ней, о вас и приведут его в то состояние, в каком человек находился, когда у него устанавливали якорь. То есть если вы хотели запомниться как положительная личность, то связанные с ситуацией которую вы создали ассоциации, напомнят человеку о вас, и естественно это будет приятное воспоминание.

Касательно установки якоря посредством воспоминания, о котором я упомянул, то здесь смысл сводится в вызове у человека определенных эмоций с помощью воспоминаний, как это происходит во время гипноза, и связывание этой ситуации с собой. То есть вы просите вспомнить человека приятные моменты его жизни, а когда он находится на пике эмоциональных переживаний, производите какое-нибудь действие, например прикосновение и произносите приятные слова, то есть, те позитивные воспоминания, в которых находится человек, допускают и ваши присутствие, тем самым можно например добиться доверия к себе со стороны этого человека и многого другого. Подобным образом можно установить и якорь вызывающий чувство страха, связывая определенные действия с негативным для человека чувством, простой пример замах на человека рукой, которое может вызвать у него чувство страха или другой ответной реакции, в случае если его часто били. Скажем если вы хотите поставить якорь у ребенка с целью чтобы он не лез в розетку, то должны любым удобным для вас способом вызвать в нем страх каждый раз, когда он приближается к розетке, например эмоционально объяснить ему как это страшно, чем больше эмоций, тем лучше, или просто вдарить ему по рукам.

Это информация для подсознания, которая выдает рефлекторную реакцию, человек боится не того что есть в данный момент, а того, что было когда-то, а существующая ситуация просто вызывает у него это чувство. Думаю смысл вам понятен, поскольку ситуаций в каждом конкретном случае может быть очень много, как я уже упоминал ранее в первой своей статье по якорям, тема это достаточно глубокая, но изучать ее интересно и полезно. Еще хочется вам рассказать про установку якоря посредством непрямого воздействия на человека, то есть создания о себе определенного мифа, в виде положительного или отрицательного образа, в зависимости от того, что вам нужно. Этим занимаются люди, которые создают положительный образ в глазах общественности, например для какой-нибудь поп звезды, или политического деятеля, то есть для человека искусственно создаются ассоциации с ним связанные. Например, политический деятель на фоне детей, семьи, на фоне рабочих с ним общающихся и тому подобные фокусы, создают впечатление у людей о таком человеке как о ком-то своем из их мира.

Таким образом, устанавливается якорь позитивного отношения одних людей к другим, без прямого воздействия, а косвенным образом.

Я вообще вам так скажу, вызов у человека определенных воспоминаний и создание тем самым у него определенного внутреннего состояния, уже устанавливает у него якорь на вас, как на человека положительного или отрицательного. Это будет так называемое первое впечатление, которое вы можете создать у человека с помощью разговора с ним на определенную тему. Вы можете сделать его, это впечатление, таким, каким пожелаете, если подойдете к этому вопросу со всей серьезностью, контролируя каждое свое слово. Если вы заставите человека вспомнить – самые ужасные моменты в его жизни, то он их неизбежно свяжет с вами. А если вы будете помогать ему вспоминать и думать о хорошем, то те приятные ощущения, которые он испытает, также будут связаны с вами. Вот почему некоторые грамотные продавцы стараются вызвать у человека как можно больше приятных ассоциаций во время общения, чтобы он не только купил у них нужный им товар или услугу, но и привязался к ним – к продавцам, к магазину, к компании. Вот это установка якоря, которая часто используется многими людьми.

Кстати, психологам такой прием использовать сложно, так как во время работы с людьми им часто приходится затрагивать крайне неприятные для человека моменты, что, конечно, не прибавляет популярности специалисту, но зато помогает людям справиться со своей проблемой. Поэтому, если психолог, с которым вы работаете, раздражает вас или вынуждает вас страдать, поднимая в вашей памяти крайне неприятные для вас пласты информации, то знайте – он работает, и можно со всей уверенностью заявить, что это хороший психолог.

Таким вот образом, друзья, устанавливаются якоря или как это еще называется, происходит якорение. Конечно далеко не все примеры, которые могут создать у вас полную картину о якорении мы рассмотрели, но как и касательно всего остального, к этому вопросу мы тоже будем возвращаться, рассматривая конкретные ситуации и различные способы управления поведением человека, психологию ведь изучаем в конце концов.

В последующих статьях мы обязательно затронем вопрос снятия якоря, способы распознать применяемую подобным образом манипуляцию в отношении вас, а также возможность ей противостоять. Главное, помните, что все необъяснимое, случайное, неожиданное, непонятное и необычное, происходит в жизни тех людей, которые многого не осознают из того, что с ними происходит. А там где нет осознания, работает внушение. В бессознательной жизни есть только один приятный момент – это приятная неожиданность, хотя неприятных неожиданностей, как правило, больше. А вот в жизни человека понимающего и осознающего, приятных моментов всегда больше, поскольку он сам их себе создает.

Механизм работы метода «Якорь» обеспечивает равномерность ваших действий. Метод «Якорь » в практике НЛП очень прост в освоении и может быть адаптирован для всех видов обстоятельств.

Основы практики НЛП метода «Якорь».

  1. Выберите ощущение, которое вы хотели бы иметь в конкретной ситуации.
    (Например, вы можете начать чувствовать себя мотивированными, когда вы садитесь за стол, и начинаете работать на свой бизнес.)
  2. Вспомните несколько моментов, из прошлого, когда у вас возникали эти чувства.
    Нужно выбрать сильный пример.
    Если у вас нет, таких моментов в вашем прошлом, представьте, что было бы. Включите свое воображение и создайте в своем уме такую картинку, чтобы вы смогли почувствовать себя таким образом.
  3. Закройте глаза и запомните, эти чувства в ярких деталях.
    Теперь перенесите туда себя, и переживите и почувствуйте эти во всей его интенсивности.
    Для повышения опыта вы можете экспериментировать со следующим:
  • сделайте изображение более четкое
  • сделайте цвета ярче
  • сделайте изображение близким
  • расположите изображения на таком месте, где оно всегда будет в поле вашего зрения
  • выберите слова, которое повышают эти чувства
    (Например, "Да!", "Блестящие" И т.д.)

Для придания вашим чувствам интенсивности, создайте физическую связь. Делая простые действия (например, надавите на место, где более всего ближе кость к коже, [кисти, колени, лицо]).

  1. Потом нужно, освободить свой "якорь" и расслабиться.

2. Выберите другой пример с этим чувством и повторить процедуру (3-5раз).

Использую те же простые действия.

  1. Выберите третий пример для якоря чувств, используя те же простые действия.
  2. Проанализируйте затраченное время и результат.
  3. Возбуждайте ваши якоря и проверьте, возвращается ли ваши чувства.
  4. Если чувство не достаточно интенсивное, повторите процедуру.

Методика «психологического якоря» при обучении русскому языку

Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске эффективных методов и приёмов повышения качества знаний.

Большую роль играет знание психологических особенностей запоминания информации. Суть методов, использующих психологический инструментарий, состоит в том, чтобы убрать у ребенка психологические проблемы обучения и привить правильные сценарные установки, которые бы обеспечили качественное и быстрое усвоение школьного материала.

Традиционное обучение предполагает использование возможностей левого полушария. Однако традиционный левополушарный характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. Ведущие представители нейропедагогики подтверждают это в своих работах. Профессор Трауготт пишет: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации». Профессор Хризман, рассуждая о современных методах обучения и переживая за судьбу нации, говорит: «Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».

Профессор же Колесов утверждает: «Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятие, но и понять комплексно». По мнению современных представителей НЛП, опираясь на такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность, можно достичь немалых успехов в обучении детей.
Моя методика - трансформация известного в нейролингвистическом программировании «метода якоря». Она учитывает гармоничную работу правого и левого полушария головного мозга, что способствует лучшему запоминанию сложной информации и более длительному её удержанию в памяти. Что представляет собой этот метод в НЛП?

Якорем в НЛП называют любой стимул (звук, прикосновение, образ, вкусовые ощущения и т.п.), которое ассоциируется, т.е. отождествляется у нас с тем или иным состоянием или событием.

Существует 4 основных вида якорей:

  1. Визуальный. Это те зрительные впечатления, которые оставили наиболее сильный отпечаток в вашей памяти в моменты приятных (или, наоборот, неприятных) для вас событий: цвет, форма, размер, яркость освещения и др.
  2. Аудиальный. Звуки, которые наиболее запомнились вам во время значимых для вас событий: пение птиц, тембр голоса человека, мелодия или песня, шум морского прибоя, потрескивание дров в камине и т.д.
  3. Кинестетический. Фиксирует те эмоции, которые вы ощутили своей кожей: прикосновения, поглаживания, щипки, растирания, покалывания; холод или тепло, мягкость или жесткость, вязкость или текучесть и т.п.
  4. Обонятельный. Якорь запахов: ароматы парфюма, цветов, пряностей, кофе, фруктов или запах бензина, дыма костра, березового веника, воздуха после грозы…

Якорь имеет время жизни (продолжительность действия). Различают якоря кратковременные, которые без дополнительного подкрепления вскоре перестают работать, и долговременные, которые могут работать в течение всей жизни человека. Время жизни якоря зависит от продолжительности процесса выработки условного рефлекса, числа его подкреплений и интенсивности заякоренного состояния. Д ля того чтобы знать, в какой момент лучше установить якорь, и суметь его правильно воспроизвести, нужно обладать хорошо развитой сенсорной остротой. Для того чтобы установленный якорь сработал, его нужно воспроизвести точно таким же образом, каким он был установлен.

Якорь считается установленным, если в результате трехразового воспроизведения он вызвал одну и ту же «чистую» реакцию.
Каким образом данный метод работает в рамках моей методики при обучении русскому языку на уроках в средней школе? Рассмотрим, как она работает на конкретной теме, изучаемой в 5 классе.

С темой «Второстепенные члены предложения» учащиеся знакомятся в начальной школе, в пятом классе она закрепляется. К сожалению, многие дети имеют пробелы по этой теме, так как не могут запомнить, какому второстепенному члену предложения соответствует та или иная линия или на какой вопрос отвечает тот или иной второстепенный член предложения. Чтобы решить эту проблему, я обратилась к практической психологии, знание которой помогло мне создать новую технологию «три в одном». Алгоритмизация учебного процесса как никогда остаётся актуальной в моей практике, но сам алгоритм содержит мини - алгоритмы, позволяющие создать условия для более продуктивного запоминания сложной информации при помощи методики «психологического якоря».

Возвратимся к теме «Второстепенные члены предложения», объясняя которую, использую алгоритм. Работа по алгоритму сопровождается созданием опорной схемы, которую ученики тут же после объяснения должны будут запомнить, используя приём фотографирования, и воспроизвести по памяти. Сначала выступает один из учеников у доски, а потом каждый выполняет работу на листочке.

Познакомимся с алгоритмом «3 в 1»:

1. Нарисуйте 3 фигурные линии, расположив их по горизонтали. Используйте приём «от простого к сложному».

2. Поработайте над вопросами, на которые отвечают слова, обозначенные волнистой линией:

Создание психологического якоря «Волнистая линия»

Чтобы запомнить вопросы, детям предлагается проделать следующую работу:

  • закройте глаза и представьте ситуацию, как кто-то из близких гладит вас по голове и сопровождает поглаживание словами «какой (-ая) хороший (-ая), любимый (-ая), мой (моя), первый (-ая) сын (дочь)»;
  • повторите это действие три раза.

На этом этапе создаётся «психологический якорь», позволяющий закрепить важную информацию на кинестетическом, визуальном и слуховом уровне. Данное действие дети повторяют три раза, чтобы закрепился «якорь», а следовательно, и правило: «Если слово отвечает на вопросы «какой? чей? который?», то оно подчёркивается волнистой линией».

3. Запишите под волнистой линией вопросы «какой? чей? который?», располагая их в столбик.

Под вопросами поместите заученные примеры:

  • Сын (дочь) хороший (-ая) прилагательное
  • любимый (-ая) причастие
  • мой (моя) местоимение
  • первый (-ая) числительное

4. Поработайте над вопросами, на которые отвечают слова, обозначенные пунктиром с точкой (третья по счёту линия).

Запомните, что самая последняя - самая трудная для воспроизведения, значит, и вопросы должны ей соответствовать. Назовём их условно «стишок». Сочинять стихи гораздо сложнее, чем прозу.

5. Запишите под третьей линией вопросы «стишка»: «где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?», указав в скобках, что это вопросы наречий. Под вопросами запишите примеры:

  • жить хорошо наречие
  • хорошо очень наречие
  • хороший очень наречие

6. Поработайте над средней линией - пунктиром.

Какие вопросы ещё не использовались? Чтобы вспомнить их, продолжите цепочку вопросов, начинающихся с пары «кто? - что?».

7. Запишите под второй линией вопросы падежей, сделав обобщение, что это вопросы косвенных падежей.

При этом вопросы именительного падежа вычёркиваются, поскольку они относятся к подлежащему.

8. Под вопросами запишите примеры

(тема «Открыл холодильник и хочу достать…»):

  • достать кастрюлю существительное
  • кастрюлю с супом (предлог) существительное

9. Поработаем над названием линий.

Поможет запомнить их «волшебное предложение»: «Я должен знать определения при любых обстоятельствах и дополнять их».

10. Подпишем названия линий, начиная с первой. Двигаемся «по кольцу» (1-3-2).

Ребята заранее знакомятся с понятием кольцевой композиции в сочинении, поэтому понимают без труда, что значит двигаться «по кольцу».
По ходу заполнения данной опорной схемы «Второстепенные члены предложения» используется ещё один « психологический якорь», над созданием которого трудится каждый ребёнок под руководством учителя.

Создание психологического якоря «Определение»

Ребятам задаётся вопрос: «С какого вопроса практически каждый учитель на любом уроке начинает опрос?». Вариант ответа: «Дайте определение». Чтобы «заякорить» название первого термина, используемого для обозначения первой линии, ребятам предлагается проделать следующую работу:

  • закройте глаза и представьте себя на одном из уроков, где конкретный учитель, например биологии, говорит: «Ребята, дайте определение…»;
  • представьте, как кто-то из класса даёт научное определение понятию;
  • проделайте данную работу три раза для закрепления ситуации и для запоминания первого термина «определение».

Таким образом, знание практической психологии помогло мне создать технологию «три в одном», включающую методику «психологического якоря», применение которой на уроке русского языка позволяет ученикам запомнить сложные для заучивания темы не на короткий срок, а надолго.

Стимул, который связан с физиологическим состоянием и запускает его, называется в НЛП якорем. Иногда эти ассоциации оказываются очень приятными, например, любимая музыкальная пьеса, которая навевает нежные воспоминания. Якоря - это все, что вызывает эмоциональное состояние, и они являются настолько очевидными и широко распространенными, что мы вряд ли замечаем их. Способов установки якорей два. Во-первых, путем повторений. Если вы встречаетесь с повторяющимися случаями, когда красное ассоциируется с опасностью, эта ассоциация закрепляется. Это простое научение: красное означает опасность. Во-вторых (и это значительно важнее), якорь может быть установлен с первого раза, если эмоция является сильной и время выбрано правильно. Повторение требуется только тогда, когда нет эмоциональной вовлеченности. Чем менее эмоционально вовлеченными вы оказываетесь, тем больше повторений вам необходимо, чтобы закрепить ассоциацию.

Спортсмены используют талисманы на счастье, чтобы включить свое мастерство и выносливость. Использование ресурсных состояний с помощью якорей - это один из наиболее эффективных способов изменять свое собственное поведение и поведение других людей.

Якорение РЕСУРСОВ.(Правила установки якорей)

0. Определите состояние, которое вы хотите заякорить. 1. Вызовите это состояние. 2. На пике состояния установите якорь. 3. Прервите состояние. 4. Проверьте, работает ли якорь. 5. Пользуйтесь.

Аудиальный якорь. Это может быть слово или фраза, которую вы произносите про себя. Не имеет значения, какое слово или фразу вы выберете, лишь бы они были созвучны вашим ощущениям. Способ, которым вы это говорите, используемый вами особенный тон голоса будут иметь столь же сильное влияние, как и сами слова и фразы. Сделайте их характерными и запоминающимися Используйте уверенный тон голоса. Убедитесь, что он является подходящим к проблемной ситуации.

Визуальный якорь. Вы можете выбрать символ, или вы можете вспомнить то, что вы видели, когда действительно чувствовали себя уверенным. Если выбранный вами образ является особенным и помогает вам вызывать ощущение уверенности, то он будет работать.

Когда вы уже выбрали якорь в каждой репрезентативной системе, следующий шаг заключается в том, чтобы пережить это ощущение уверенности путем живого воссоздания ресурсной ситуации. По мере того как ситуация будет становиться более отчетливым, вообразите, что вы вернулись в тот момент, что вы видите то, что видели тогда... Вы можете слышать какие-нибудь звуки, которые тогда слышали, и начать переживать те ощущения, которые так сильно связаны с этим опытом. Потратьте некоторое время на то, чтобы пережить этот опыт настолько полно, насколько это возможно...


Чтобы в действительности снова войти в соприкосновение с целостным ощущением ресурсного состояния, часто оказывается полезным снова выполнить те действия, которые вы выполняли в тот момент. Возможно, вы захотите принять ту же самую позу, делая те же самые вещи, которые делали тогда (если это возможно) ...

Когда эти ощущения достигли пика и начали спадать, вернитесь физически в свою привлечен позицию. Теперь вы знаете, как это замечательно - воссоздавать свое ресурсное состояние - и сколько времени это занимает.

Через некоторое время, если вы будете продолжать использовать якорь, сигнал сам станет якорем для вас, чтобы ощутить себя в ресурсном состоянии. Тот триггер, который обычно заставлял вас чувствовать себя плохо, теперь становится триггером, который будет переводить вас в устойчивое ресурсное состояние. Ниже приведена краткая запись основных шагов данного процесса.

Якоря должны: по времени совпадать с пиком интенсивности состояния; быть уникальными и различимыми, быть легко воспроизводимыми; быть связанными с тем состоянием, которое отчетливо и легко переживается.

Якорення ресурсных состояний.

1. Идентифицируйте ситуацию, в которой вы нуждаетесь в ресурсах.

2. Идентифицируйте необходимый вам особенный ресурс, например, уверенность.

3. Убедитесь в том, что ресурс действительно является подходящим, задав себе вопрос: «Если бы у меня был этот ресурс сейчас, воспользовался бы я им в действительности или нет?» Если так, продолжайте. Если нет, вернитесь к шагу 2.

4. Вспомните случай в своей жизни, когда у вас был этот ресурс.

5. Выберите якоря, которые вы собираетесь использовать в каждой из трех основных репрезентативных систем, - то, что вы видите, слышите и чувствуете.

6. Перейдите на другое место и в своем воображении вернитесь полностью в переживание ресурсного состояния. Переживите его снова. Когда оно достигнет пика интенсивности, измените состояние и выйдите из него.

7. Переживите свое ресурсное состояние, и в тот момент, когда оно достигнет своего пика, присоедините три якоря. Продержите это состояние столько времени, сколько вы хотите, затем измените состояние.

8. Испытайте ассоциацию, включив якоря и убедившись, что вы действительно входите в это состояние. Если вы неудовлетворены, повторите шаг 7.

9. Идентифицируйте тот сигнал, который дает вам знать, что вы попали в проблемную ситуацию, в которой вы хотите воспользоваться якорем.

Теперь вы можете использовать эти якоря для того, чтобы вызывать свое ресурсное состояние тогда, когда захотите. Не забывайте экспериментировать с этой и другими техниками НЛП, чтобы отыскать тот способ, который работает для вас наилучшим образом. Держите в голове свой результат (испытывая более ресурсные ощущения) и экспериментируйте с техникой до тех пор, пока не добьетесь успеха. Некоторые люди обнаруживают, что простое воспроизведение жестов («включение» кинестетического якоря) является достаточным для воссоздания ресурсного состояния.

Якореніє ресурсов это техника для расширения эмоциональных выборов. Наша культура, в отличие от некоторых других культур, убеждена в том, что эмоциональные состояния являются непроизвольными и создаются внешними обстоятельствами и другими людьми. Природа может сдать нам смешанный набор карт, но мы можем выбирать, как и когда ими играть. Как сказал Олдос Хаксли: «Опыт - это не то, что с нами произошло, это то, что вы делаете с тем, что с вами произошло».

ЦЕПОЧКА ЯКОРЕЙ

Якоря могут быть связаны в цепочку так, чтобы один приводил к другому. Каждый якорь обеспечивает связь в цепи и запускает следующий точно так же, как электрический импульс пробегает от нерва к нерву в нашем теле. В некотором смысле якоря являются внешним отражением того, как мы создаем новые нервные пути в своей нервной системе между начальным стимулом и новой реакцией. Чтобы выстроить эту цепочку, вспомните то время, когда вы были очень любопытны, и закрепите его якорем, возможно, кинестетическим (прикосновением к руке). Выйдите из него и теперь верните себя в то время, когда вы были в весьма творческом состоянии, и заякорить его, прикоснувшись, допустим, к другому месту на своей руке. Далее, вернитесь к переживанию расстройства и, как только вы получите сигнал расстройства, включите якорь любопытства и, когда ощущение любопытства достигнет максимума, коснитесь своего якоря креативности.

Якореніє может быть использовано для того, чтобы помогать клиентам осуществлять изменения замечательно быстро, и может быть выполнено в любой системе: визуальной, аудиальный или кинестетический.

РАЗРУШЕНИЕ ЯКОРЕЙ

Что случится, если вы попытаетесь почувствовать горячее и холодное в одно и то же время? Для того чтобы разрушить якоря, вы якорь нежелательное отрицательное состояние (назовем его холодным или голубым) и положительное состояние (назовем его горячим или желтым) и включаете якоря одновременно. После короткого периода смешивания негативное состояние изменится, и возникнет новое состояние. Вы можете использовать эту технику разрушения якорей с другом или клиентом. Ниже приведено описание шагов. Убедитесь, что вы установили и поддерживаете раппорт в течение всего сеанса.

Краткое описание шагов техники разрушения якорей.

1. Идентифицируйте проблемное состояние и мощное позитивное состояние, вполне доступное этому человеку.

2. Извлеките позитивное состояние и калибр физиологию так, чтобы вы смогли его отличить. Измените состояние: заставьте клиента перейти в другое состояние, отвлекая его внимание или просто попросив его об этом.

(Техники НЛП)

Термин “якорь” уже настолько широко популярен, что даже люди только понаслышке знакомые с НЛП, связывают в своём сознании эти два слова по принципу: “Говорим - якорь, подразумеваем - НЛП, говорим - НЛП, подразумеваем - якорь”.

Вот эта переформулированная мною цитата и является, кстати говоря, одним из ярчайших примеров типичного“якорения”: когда говорим мы - одно (то, что является якорем в НЛП), а в памяти всплывает совсем другое (полезное или, напротив, вредное) ресурсное состояние.

Итак. Напоминаю всем, что же конкретно подразумевается под термином “якорь НЛП”. В одном из общих значений,якорь НЛП - это установленная осознанно или неосознанно очень прочная условно-рефлекторная связь.

Якори в НЛП бывают - естественные и - рабочие, те, например, которые в процессе НЛП-терапии “делает” Вам искусственно НЛП-терапевт. Искусственные НЛП-якори представляют собой (обычно) прикосновение к какому-либо участку тела партнёра.

Сейчас мы и поговорим о процессе искусственного, рабочего якорения.

“Якорить” те или иные ресурсные состояния Вы можете и сами, без помощи второго партнёра, и даже без помощи НЛП-терапевта. Здесь, правда, есть свои особенности, но о них мы поговорим чуть позже.

Итак. Мы переходим к описанию алгоритма установления тактильного искусственного якоря НЛП - с целью заменить устойчивое негативное переживание на позитивное.

Устанавливаем якорь НЛП в паре, работая с партнёром-волонтёром.

Первый шаг якорения

Найдите какое-нибудь запоминающееся место в комнате. Устройтесь там поудобнее. Попросите вашего партнёра вспомнить какую-нибудь неприятную ситуацию из его прошлого. Попросите партнёра как можно чётче освежить её в памяти - пережить ситуацию заново. Это потребует некого напряжения воображения.

А чтобы партнёру было легче получить доступ к прошлому переживанию, необходимо задавать ему следующие наводящие вопросы:

  • Когда это было (когда это было впервые)?
  • Как началось и чем закончилось? (очертить временной фрейм - рамку),
  • Какие чувства вы переживаете по этому поводу? Попробуйте сформулировать их одним словом, выражением.
  • Что было в этой ситуации для вас самым неприятным?

Второй шаг якорения

Как только Вы увидите, что партнёр “вошёл” в переживание - делайте “НЛП-якорь” путём прикосновения к какому-либо участку его тела. Это может быть довольно чувствительное сжатие запястья вашего партнёра. “Держите якорь”, пока длится переживание. Затем - отпустите руку партнёра. Первое якорение закончилось.

Третий шаг якорения

Найдите новое место в комнате, отличное от того, где вы находились ранее. (Например, первое было - светлое, стоя у окна, второе место - подальше от окна, тёмное, сидя на диване, в углу).

Попросите Вашего партнёра вспомнить одно из самых приятных эмоциональных событий-переживаний прошлого. Для того, чтобы партнёр быстрее и полнее получил доступ к переживанию задайте ему те же вопросы, что и в случае с негативным переживанием.

Важный комментарий психолога о якорении

Внимание: в этом упражнении важно вспомнить не просто произвольное “приятное переживание”, а именно такое приятное переживание, которое сможет вступить в поединок с мучащим клиента негативным переживанием и - победить в этом поединке. В этом переживании должен быть заложен такой мощный ресурс, чтобы с его помощью вы смогли “истощить весь негатив” названного негативного воспоминания.

Бывает так, что сам человек не в состоянии найти такой мощный позитивный ресурс. ТОГДА НА ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ ФАНТАЗИЯ.

Задайте своему партнёру следующие вопросы:

  • Какой ресурс нужен вам, чтобы мы справились именно с этой негативной ситуацией?
  • Придумайте его, смоделируйте, пофантазируйте.
  • Знаком ли Вам человек (герой), который обладает этим нужным ресурсом?

Как раз на этом этапе на помощь могут прийти карты "1000 жизней ". Пускай Ваш партнёр рассмотрит по очереди несколько карт и выберет подходящее ему поведение и образ того персонажа, который “умеет это делать”.

Например, одна моя клиентка вытянула из колоды наугад карту “Антипод”.

В карте было написано:

“Войдите в образ человека, который является вашей полной противоположностью, в происхождении, воспитании, манерах, установках... Как бы он действовал на вашем месте?”.

Оттолкнувшись от этой весомой подсказки карт, моя клиентка начала радостно фантазировать на эту интригующую тему “А кто же действительно, мог бы быть моим антиподом?”, и мы быстро нашли нужное ресурсное состояние.

Четвёртый шаг якорения

Как только человек начал прокручивать в голове переживание позитивной ситуации (и ему стало хорошо), делайте “позитивный якорь”. То есть сделайте всё то же, что и в первом НЛП-якоре, только на другой половине тела. Если Вы сжимали до этого правое запястье, то теперь сжимайте левое, пока переживание себя не исчерпает. Затем отпустите руку партнёра.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЯКОРЕНИЯ - РОКИРОВКА

Мы переходим к самой важной, заключительной части якорения - здесь важно не перепутать.

Пятый шаг якорения

После небольшого перерыва вернитесь с партнёром в то место, где родился его “позитивный якорь”.

Попросите его ещё раз пережить - негативное воспоминание. Как только человек “вошёл” в своё негативное переживание, воспроизведите сначала поставленный негативный якорь (например, сожмите его правое запястье).

Шестой шаг якорения

Как только Вы заметили возникновение негативных переживаний у своего партнёра, воспроизведите позитивный якорь (например, сожмите его левое запястье).

Таким образом, Вы объедините две реакции, совмещая НЛП-якоря.

Победить должна - позитивная реакция, позитивный якорь.

Если этого не произошло, хотя Вы всё делали правильно, то, скорее всего, найденный вами позитивный ресурс был слаб и недостаточен.

Залог успеха этого упражнения заключается именно в том, чтобы найти то самое - верное, позитивное переживание которое сможет перекрыть собой негатив.

Ну и когда сам человек не в состоянии найти такой мощный позитивный ресурс, ТОГДА НА ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ колода карт "1000 Дорог " и Синхрония Спонтанного Выбора твоей рукой вслепую – любой карты!

Между прочим, человек НИКОГДА не в состоянии найти такой «мощный ресурс хорошести», роясь у себя в биографии...

А знаете, почему? Всё он правильно делает, наш человек.

Он подсознательно оберегает свои святые ценные приятные моменты от смешивания с самыми негативными переживаниями.

Вообще НЛП, понятое «на ура» (пустяки, дело житейское!) неэкологично и опасно. И умный осторожный человек всё понимает и своих хороших моментов вам не сдаст. А вдруг вы только измараете его воспоминание, вдруг у вас не получится перекрыть негатив позитивом, что тогда?

Это напоминает, честно, помощь весёлого Карлсона, который ни за что не в ответе:

    «Эй, Малыш, у тебя тут полка загорелась, тащи свой дорогой пиджак, сейчас им будем огонь сбивать!»

    «Да, щас...»

А какой пиджак не жалко?

Какой-какой? Вымышленный! А это работает, если тушить полку вымышленным пиджаком? Ещё как!

«Вымышленный пиджак» – это (как вы догадались) одна спонтанная карта из колоды "1000 Дорог" , а не ваши ценные моменты из биографии.

Неисчерпаемые карты "1000 Дорог"!

Скажем больше. Ресурсные воспоминания имеют свойство исчерпываться...

Это как остроумный анекдот или ролик с «Уральскими пельменями», который нас сначала веселит и бодрит, а на сотый раз вызывает скуку и уже не работает...

Вам оно нужно – износить до дыр ваши действительно драгоценные святые моменты? У вас их так много?

Зато у нас много карт "1000 Дорог". А уж вариантов весёлой интерпретации ДАЖЕ ОДНОЙ КАРТЫ у вас (с вашей фантазией) ещё больше, чем карт в колоде!

В общем...

Мы сейчас предлагаем вам ЭКОЛОГИЧНУЮ замену «позитивного воспоминания из биографии» картой из колоды "1000 Дорог" !

Ею (картой) вы и будете «перекрывать» негативное воспоминание!

Если эта карта, эта история, надоедят вам (исчерпают себя), вы повторите всё по новой с новой картой "1000 Дорог" (или "1000 Жизней " – по вашему вкусу)!

Задайте спонтанно вытащенной вами карте следующие вопросы:

    Какой ресурс нужен мне, чтобы я справилась именно с этой негативной ситуацией, воспоминанием, травмой?

    Придумайте или вспомните сказку, притчу или анекдот, отталкиваясь от карты.

    Знаком ли Вам человек (герой, персонаж), который уже обладает этим нужным мне ресурсом?

Как мы уже заметили – вы можете взять на выбор одну из двух колод: "1000 Дорог " или "1000 Жизней ".

Единственное, чего мы вам настоятельно не рекомендуем делать – так это прихлопывать свои негативные травмы своими родными позитивными образами из вашей реальной жизни. Берегите сокровища вашей души и вашей памяти. Лучше хлопайте об стол нашими картами. Карты и созданы именно для этого...

Второй вариант работы: «А какая полка вообще загорелась?»

То, что тушить дорогим невоображаемым пиджаком горящую полку – нелепо, мы уже поняли. Дорогих пиджаков не напасёшься...

Нам в реальной работе с клиентами приходится тушить ещё и воображаемые полки воображаемыми пиджаками.

Что, нелепо? Вы скажете, что это бирюльки какие-то? Где тут польза?

А вы попробуйте – и практика вам ВСЁ ОБЪЯСНИТ.

Только так и работают психотерапевты – осторожно: сказочкой, аналогией, «предположим, что...», «пусть этот человек – пустой стул, скажите это всё стулу»...

Знаете, не каждый клиент готов вытаскивать наружу даже и вот это: свои собственные негативные воспоминания и жизненные травмы – по щелчку.

– Какую травму я хочу проработать? Гм...

– Никаких травм у меня нет, чего пристали?

– Ага, сейчас я вам расскажу, держите карман шире.

– Да я и сам не знаю, что меня беспокоит – мозг отключается. (типичная психологическая защита)..

Так что давайте к «воображаемому пиджаку-тушителю-огня», добавим ещё и «воображаемую полку, которая задымилась».

Так, театрализованно и понарошку, мы проработаем не одну вашу травму – и проработаем качественно...

В общем, вытаскивайте из колоды "1000 Дорог " (теперь уже только из неё – это мы настоятельно рекомендуем!) одну спонтанную карту, которая НАМЕКНЁТ:

какое негативное переживание вы сейчас готовы обсуждать, вспоминать и перекрывать ресурсной позитивной историей – из второй карты.

Запомните это упражнение как «Пиджак и полка», чтобы всегда себе напоминать:

Игры с огнём – опасны . А психотерапевт, похожий на Карлсона – это чаще всего – плохой психотерапевт... (Да не обидится на нас Астрид Линдгрен). Играйте лучше с нашими картами. Пусть одна карта будет «горящей полкой», а вторая – «дорогим пиджаком», который её тушит. Это – весело, полезно, неисчерпаемо и работает!

Узнать обо всех возможностях психологических карт можно в .