Краткое описание картины александр невский. Великие Победы русского духа

Триптих был заказан художнику в году Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. Солдаты, шедшие на фронт, вдохновлялись им. Тыловики, обеспечивающие солдат едой, оружием и одеждой тоже находили в нем утешение.

«Александр Невский» писался под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Он был призван вызвать в душах зрителей подъем и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался, и как бы несметны не были его полчища.

В левой и правой части триптиха солдаты собираются на войну. Их провожают женщины – старуха-мать, опирающаяся на клюку, жена, держащая на руках маленького ребенка. Воевать стоит ради них, ради того, чтобы жизнь продолжилась, ребенок вырос, мать смогла дожить свой век в покое и тишине, а не в всепоглощающем страхе за сына. Сама земля, её река, деревня, маленькая церковь тоже нуждается в защите, и тоже собирается ждать своих сыновей.

Посередине же образ воина получает закономерно развитие. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей, как никто другой мог вдохновить защитников страны на войну с фашистскими захватчиками. В его фигуре есть нечто монументальное, память о древних богатырях, и одновременно – иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли. Он стоит, опираясь на меч, за спиной пьется стяг и колеблется на ветру плащ, и, полностью облаченный в доспех, он ждет, когда придут те, с кем нужно будет биться. Придут – и погибнут от того меча, с которым пришли.

А за его спиной – беззащитная, родная, любимая земля. Белостенный город на реке, облачное, нахмуренное небо, готовое, кажется, заплакать. За них нужно биться, за детей и матерей, оставшихся в городе. И нельзя не победить – как в свое время не смог не победить Александр.

Павел Дмитриевич Корин был художником не только по призванию, но и по самому месту своего рождения - один из самых крупных, сложных и трагических по сути своего творчества мастеров отечественного искусства 20 века появился на свет 25 июня (7 июля) 1892 года в знаменитом Палехе, в семье потомственных иконописцев.

Дом Кориных в Палехе. Со стороны огорода. 1929. Бумага. Гуашь 12,5х23. Собрание П.Т.Кориной

Корин знал свои корни, любил и хранил связанные с детством воспоминания: жарко натопленная деревенская изба, он с братом на печи смотрит, как отец сосредоточено тончайшей кистью выводит паутину золотого орнамента поверх плотно положенных красок. В сумраке загадочные глаза святых на потемневших от времени иконах - их писали еще дед и прадед Павла; они знали лики святых так же хорошо, как лица своих близких. Корин был кровно связан с этим миром. Он и сам окончил иконописную школу, работал в иконописных мастерских, помогал Нестерову расписывать церковь Марфо-Мариинской обители. Позже, став светским живописцем, мучительно преодолевал традиции иконописи в своих работах - «обдирая кожу, вылезал я из иконописца».

Но, сложившись поначалу именно как мастер-иконописец, Павел Корин навсегда сохранил интерес к внутреннему миру человека и впоследствии стал одним из выдающихся портретистов современности. Огромное влияние на формирование творческого стиля и, прежде всего, мировоззрения молодого художника оказал один из выдающихся мастеров нашего искусства Михаил Васильевич Нестеров.

С Нестеровым Корина связала настоящая, большая дружба. По рекомендации этого известного к тому времени мастера в 1912 году Павел поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в студию К. А. Коровина и С. В. Малютина. В общении с ним, в совместной работе, беседах Павел Корин обрел свои темы, монументальность и страстность своего художественного метода.

Влияние Михаила Нестерова, понимавшего искусство как духовный подвиг, преклонение перед творчеством Александра Иванова, служили источниками подвижничества художника на протяжении всей его жизни. 12 лет Павел Дмитриевич работал над эпопеей «Реквием. Русь уходящая» - исполинской по форме и внутреннему духу серией эскизов к неосуществленной картине, в окончательной версии ставшей свидетельством торжества духа и веры в дни бедствий и разрушения умов.

Среди наиболее известных работ Павла Корина - триптихи «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Сполохи», великолепные портреты и пейзажи, грандиозные мозаичные панно для Московского Метрополитена. Корин известен и как талантливый реставратор, возвративший к жизни множество прекрасных шедевров, среди которых картины Дрезденской галереи.

В годы Великой Отечественной войны Корин обратился к образам героического прошлого России. В своей московской мастерской он создавал мозаичные панно для Дворца Советов, изобразив на них великих русских полководцев и защитников родной земли Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова – образы Великих предков, о которых упомянул Сталин в своем обращении к народу на военном параде 1941 года.

Тогда ранним утром 7 ноября 1941 года в Москве шёл густой снег. К Красной площади подтягивались солдаты, конница, бронетехника, сводный оркестр. Накануне была снята маскировка с Мавзолея и кремлёвских звёзд. Комментаторы готовились рассказывать о предстоящем событии по радио. Через несколько минут начнётся военный парад, который потрясёт мир и войдёт в историю войн как не имеющая аналогов войсковая операция.

Накануне фашисты подошли к столице вплотную, ежедневно бомбили самолёты, город перешёл на осадное положение, а 15 октября было принято постановление о всеобщей эвакуации. Многим казалось, что это конец, что мы проиграли, что со дня на день враг возьмёт Москву. Распространялись тревожные слухи, начиналась паника. Нужно было поддержать людей, вселить в них веру, укрепить дух в это нелёгкое время. И ещё - показать врагам, что советский солдат силён и рано праздновать победу: ведь в планах немецкого руководства было проведение 7 ноября собственного марша победителей, а в железнодорожных вагонах уже везли мрамор для памятника германской армии, намереваясь установить его на Красной площади.

В тот памятный день со стен Мавзолея страна услышала слова И.В. Сталина :

Это был парад непобедимого русского духа. Ведь в любой борьбе побеждает тот, в ком силён дух, кто не сдаётся до последнего, как бы ни было трудно. Событие имело колоссальное значение, люди вновь поверили, что Победа будет за нами, и с новыми силами начали громить гитлеровцев. И несмотря на то, что в середине ноября наступление фашистов на Москву продолжилось с новой силой, в народном сознании уже произошёл перелом. 5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск, в результате которого немцы отступили от столицы, а план молниеносного захвата Советского Союза был окончательно провален.

Павел Корин был среди тех, кто слушал речь Сталина. Когда уже после войны, в начале 50-х, к нему обратился архитектор А.В. Щусев с предложением заняться художественным оформлением новой станции метро, посвящённой Победе в Великой Отечественной войне, Корин вспомнил ту самую речь вождя.

"Образы великих предков", о которых упомянул Сталин, стали сюжетами восьми мозаичных панно, изготовленных по эскизам П. Корина. На центральном своде перронного зала станции м. "Комсомольская-кольцевая" раскинулись эти огромные сверкающие картины из цветных камней и смальты- непрозрачного цветного стекла, - на многие годы увековечившие победы русского оружия и победы русского духа. Работа над эскизами и изготовление мозаик проводились в 1951-1952 гг., сама станция открылась 30 января 1952 года.

8 мозаичных панно ст. м. "Комсомольская-кольцевая"

Александр Невский

Мозаика «Александр Невский». Комсомольская кольцевая станция Московского метрополитена

Александр Невский - почти что имя нарицательное, а между тем это реальный человек, которому было всего 19 лет, когда он возглавил битву, за которую получил своё прозвище «Невский». Шведский правитель Биргер, подступая к нашим границам, прислал в Новгород грамоту такого содержания: «Князь Александр, если хочешь противиться мне, то я уже здесь и уже попираю землю твою. Лучше же приди и поклонись, и проси милости моей, и я дам её, если захочу. Если же воспротивишься мне, то порабощу и разорю всю землю твою и станешь ты и дети твои моими рабами». После разгрома на Неве шведы почти на 400 лет забыли дорогу на Русь.

Дмитрий Донской

Мозаика «Дмитрий Донской. Утро Куликова поля»

Князь московский Дмитрий Донской - на белом коне и со стягом, на котором изображён Спас Нерукотворный (как и на первом панно). И это в советское время, что само по себе интересный факт. Фигура князя как бы сливается с фоном, выступает вместе с войском единым целым. В этом - отражение исторического значения основной заслуги князя Дмитрия: перед лицом врага он сумел объединить в одну силу разрозненные до этого русские области. Его предки - московские князья - делали это политически, он завершил их дело, доказав победой над Мамаем, что Русь едина и потому сильна. После 150-ти лет зависимости от другого государства мы не сдались и победили. И хотя оставалось ещё сто лет до полного освобождения, значение Куликовской битвы огромно. Она сделала главное: укрепила дух народа и его веру в полную победу.

Вот они, воины духа - Пересвет и Ослябя, Корин изобразил их на первом плане картины. Монахи и богатыри, в образе которых духовная сила объединена с физической.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Мозаика «Минин и Пожарский»

День народного единства 4 ноября мы отмечаем уже несколько лет. Предводители народного ополчения, победители польских интервентов 1612 года. Здесь они - с золотым священным знаменем на Красной площади. Дмитрий Пожарский - по центру в богатой кольчуге и княжеском плаще, за ним - силы ополчения; левее на чёрном коне - Кузьма Минин, с поднятой рукой, за ним - народ от мала до велика. На первом плане - русская семья: отец, мать и сын.
Главным идейным вдохновителем и практическим организатором движения был Минин. До него предпринималось несколько освободительных походов на Москву под руководством разных лидеров, но все они были неудачными. В чём же загадка этого простого горожанина-торговца, сумевшего сделать то, что было не под силу военным деятелям? Всё просто: он, в отличие от других, не делил власть, полностью передав управление народной армией военачальнику княжеского рода Пожарскому, и не воровал народные деньги, будучи честным человеком и искренне борясь за свободу и правду. Он поступал по совести, и потому ему верили и готовы были сражаться до конца.

Александр Суворов

Мозаика «Суворов»

Союзная армия Австрии предала две русские армии: Суворова и Римского-Корсакова. Три силы должны были встретиться в определённое время в назначенном месте, предварительно выполнив свою часть миссии. После объединения сил в Швейцарии планировалось разгромить войска неприятеля - французов. Русские полководцы точно следовали договорённостям, австрийские - вначале снабдили Суворова недостоверной картой Альп, а потом и вовсе покинули театр военных действий, фактически бросив погибать по отдельности обе армии Российской Империи, которая перед этим освободила Италию от власти Наполеона.

Когда фельдмаршал увидел на пути отвесные скалы и стало ясно, что дороги, о которой говорили союзники, попросту не существует, он принял решение идти дальше: ведь впереди ждал генерал Римский-Корсаков со своими солдатами. Если Суворов не придёт, армия Римского-Корсакова окажется в меньшинстве и будет разбита. Ни снег, ни голые камни, ни скользкая глина не остановили «чудо-богатырей» (как называл своих солдат Суворов) при переходе через дикий горный хребет Росшток.
После этого выяснилось, что брошенная австрийцами армия Римского-Корсакова уже разбита. А войскам Суворова уготована смерть, потому что там, где должны были быть союзники, стояли свежие, хорошо подготовленные французские полки. Под руководством Суворова уставшие и обессиленные русские солдаты и казаки (их тоже можно увидеть на мозаике) не только смогли выйти из окружения, но и отбили все атаки намного превосходящего по численности противника. Сделать это было попросту невозможно. Единственной возможностью было либо погибнуть, либо сдаться. В самые тяжёлые минуты перехода через Альпы, когда солдаты останавливались перед опасностью в нерешительности, 69-летний генерал-фельдмаршал затягивал весёлые песни и сам на коне скакал вперёд.

Биография Суворова, изданная в 1900 году, начиналась такими словами: «Не кончится слава о нём… до тех пор, пока нравственные начала будут играть хоть какую-нибудь роль в деятельности человечества и пока духовные силы будут ставиться выше физических».

Михаил Кутузов

Мозаика «Кутузов»

Нелогично, но факт: именно после взятия Москвы Наполеоном началась серия поражений французской армии. Кутузов вообще действовал непонятно для многих: отступал, уходил от больших сражений, в результате Бородинской битвы не отвоевал у неприятеля ничего. Правда, позднее, все его «непонятные» решения были названы гениальными и «образцами стратегического манёвра» в истории военного искусства.

В результате отступления Кутузов сохранил и хорошо подготовил русские войска, под Бородино вывел из строя убитыми и ранеными почти половину считавшейся непобедимой наполеоновской армии, а в результате сдачи Москвы и ряда хорошо спланированных действий - сначала ослабил французов, потом вынудил их начать отступление и в итоге почти полностью уничтожил. Отечественная война 1812 года могла считаться оконченной в связи с отсутствием вражеской армии как таковой. И всё это - при умеренных потерях нашей армии.
Кутузов берёг жизни солдат и не стремился к триумфальным победам в больших битвах. Он поступал нестандартно, потому что был талантливым полководцем и в первую очередь думал о спасении России, а не о собственной славе. Его известное высказывание до сих пор звучит философски и подходит ко многим жизненным ситуациям: «Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать».

Знамя великого Ленина

Мозаика «Выступление В.И. Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт»

К Ленину можно относиться по-разному, но так или иначе его образ для советского человека был вдохновляющим. Исторически сложилось, что в этом созданном образе вождя были сосредоточены все нравственные идеалы. Советское государство, которому угрожал Гитлер, было образовано в 1922 году именно Лениным, поэтому, говоря о защите Родины, говорили и о нём. Знамя великого Ленина - это то, что было священно, дорого и могло повести в бой.
Если приглядеться к панно, можно заметить неравномерность некоторых областей мозаики - вкрапления тессер будто бы не совсем подходящего цвета. Этому есть объяснение. Раньше изображение выглядело совсем по-другому, и первоначальный сюжет позднее был переделан. С точки зрения художественной цельности именно первое мозаичное полотно идеально вписывалось в концепцию всего оформления станции. Было на нём и победоносное знамя великого Ленина, и торжество непобедимого русского духа.

Этот сюжет - тот самый памятный военный парад. Товарищ И.В. Сталин вместе со знаменем будто вручает в руки солдата саму судьбу страны. Справа - батальоны курсантов в зимнем обмундировании, слева - члены советского руководства, участвовавшие в параде: В.М. Молотов, Г.М. Маленков, М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов и А.С. Щербаков. В день открытия станции м. "Комсомольская-кольцевая" в начале 1952 г. именно эта картина была на своде. Понятно, что после "развенчания культа личности" панно с Верховным Главнокомандующим в полный рост было крайне нежелательно, несмотря на то, что оно полностью соответствовало исторической правде. Сверху спустили решение о его переделке, которая была закончена к 1963-му году.

Триумф Победы

Мозаика «Взятие Рейхстага»

Вот ещё одно символичное «знамя великого Ленина». Но это уже и Знамя Победы. Радостные, светлые лица солдат-победителей на фоне советских знамён и стен Рейхстага - как триумф Победы не только над враждебным государством, но и над самим фашизмом. Под ногами героев можно разглядеть поверженные фашистские свастики. Конец войне, конец идеям нацизма, конец страшным планам Гитлера, мир спасён. Пожалуй, это самое жизнеутверждающее из всех панно.
Рассказывают, что у каждого солдата, участвовавшего в штурме Рейхстага, был отрез ткани алого цвета, сделанный из чего угодно - из скатертей, штор, сшитый из кусков на скорую руку. Занимая внутренние помещения, пролёты лестниц, этажи, солдаты прикрепляли то тут, то там свои маленькие Знамёна Победы.

Мозаика «Триумф Победы»

Изначально на этом панно тоже был Сталин. Называлась мозаика «Парад Победы (поверженные фашистские знамёна)» . Фашистские знамёна можно видеть и сейчас - аллегорическая фигура Родины-Матери идёт по ним навстречу зрителю. В правой руке её - символы Советского государства, серп и молот, в левой - оливковая ветвь, символ мира. Больше никого нет. До начала 60-х годов - были. После известного XXII съезда КПСС мозаику «подкорректировали», убрав с трибуны Мавзолея Сталина и членов Политбюро.

Вот почему среди 8-ми мозаичных панно станции вдруг появилась женщина - это символическое изображение несколько выбилось из общей конкретно-исторической стилистики, но неожиданным образом проиллюстрировало слова из речи Сталина 7 ноября 1941 года. Образ Родины предстаёт перед нами в своём собирательном значении: Москва, Красная площадь, Спасская башня, Мавзолей, серп и молот, Мир, Победа над фашистской Германией, Парад Победы 1945-го, Женщина-Россия - такая же, как на Мамаевом кургане - серьёзная, сильная и непобедимая.

Площадь каждого мозаичного панно - 30 кв. м , вес - 3 тонны , количество наборных элементов - 300 тысяч штук . Величественные по силе эмоционального воздействия на зрителя, это ещё и грандиозные по технике и качеству исполнения произведения советского монументального искусства. Эскизы были выполнены в натуральную величину, и по ним бригады мастеров выкладывали картины из кусочков цветных камней и цветного стекла (смальты) . Потом переносили на основу, покрытую цементным раствором. Готовую плиту устанавливали на своде станции, на высоте 9 метров .

Во время работы над мозаичным панно для станции "Комсомольская-кольцевая". 1951

Сборка мозаичного панно в мастерской. Из архива Московского метростроя

Мозаичница за работой над панно "Дмитрий Донской" для станции метро "Комсомольская-кольцевая"

Художник Павел Корин у панно "Минин и Пожарский" для станции метро "Комсомольская-кольцевая"

Монтаж мозаичного панно для станции метро "Комсомольская-кольцевая"

По традиции мозаичной живописи фоны панно были сделаны золочёными. Золотой фон на иконах и мозаике - древний христианский символ Божественной славы. Художник Павел Корин, хорошо знавший традиции русского и византийского искусства, применил в своей работе этот хорошо известный с древних времён приём. Вот почему мозаики создают впечатление вневременности, особого величия и торжественности, а те, что изображают князей и стяги со Спасом - и вовсе похожи на иконы.

Макет станции "Комсомольская-кольцевая" в 1958 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. Помимо оценки архитектурного проекта, было обращено самое пристальное внимание и на "иллюстративную" часть, представленную мозаиками Корина.

Когда художнику предписали поменять мозаики, он решил оставить те части изображения, которые не вызывали сомнений у нового руководства и могли быть использованы в композиции. Переделки производились прямо на месте - ночью, в то время, когда метро не работало. Постепенно, начиная с 1961 по 1963 год панно приобрели их теперешний вид.

Зал Победы

Главный зодчий "Комсомольской-кольцевой" Алексей Викторович Щусев называл своё детище "Залом Победы". Удивительное дело, но идейно-художественное содержание станции не ограничивается прославлением Победы в Великой Отечественной войне - несмотря на то, что станция проектировалась сразу в послевоенные годы, на волне всеобщего торжества и ликования. Парадный зал представляет тему русских побед объёмно, ретроспективно, ведёт зрителя в самую глубь веков.

Герои-предводители и весь народ одолевали врагов в такие мрачные времена, в которые не то что победить, а и выжить-то было невозможно. Мы пережили всё.

Ст. м. Комсомольская-кольцевая. Перспектива. 2013 г.

P.S. На входе в перронный зал, там, где сейчас висит табличка с информацией о станции, раньше была прибита мраморная доска. На ней - высечены слова Сталина из речи 1941-го: "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!".

Хотя памятную доску и сняли, на своде остались иллюстрации - величественные, сияющие картины из камня. И пока мы знаем и помним, кто на них, - Победа всегда будет за нами.

П.Д.Корин. Эскиз мозаики для станции метро Комсомольская. 1951-52. Музей-квартира художника П.Д.Корина

Александр Невский. Мозаика. Комсомольская кольцевая станция Московского метрополитена

Корин Павел. «Дмитрий Донской. Утро Куликова поля». Эскиз мозаичного панно. 1951. Бумага, масло, золото 101х74. Дом-музей П.Д.Корина - филиал Государственной Третьяковской галереи

Мозаика на Комсомольской. «Дмитрий Донской. Утро Куликова поля»

В 1942-1943 годах Корин работает над триптихом «Александр Невский», воспевающим мощь и непоколебимость русских воинов.

В центральной части триптиха художник изобразил в полный рост фигуру Александра Невского. В руках князя, одетого в сверкающие металлом доспехи русского воина, огромный меч. Возвышаясь над горизонтом, Александр Невский заслоняет собой мрачное небо, раскинувшийся на берегу реки город с белокаменными храмами. Над головой князя развевается хоругвь с ликом разгневанного Спаса. Вытянутая по вертикали, лаконичная и строгая композиция имеет монументальный и величественный вид.

Александр Невский. Центральная часть триптиха «Александр Невский». 1942. Холст, масло 275х142. Государственная Третьяковская галерея

В левой его части, названной «Северной балладой», изображены женщина в черном платке и немолодой воин. Правой рукой он опирается на сверкающий меч, левую вытянул вперед, как бы защищая свою спутницу и город, строения которого виднеются за его спиной. Стройные стволы деревьев, растущих на берегу, подчеркивают торжественное величие человеческих фигур.

Северная баллада. Левая часть триптиха «Александр Невский». 1943. Холст, масло 275х250. Государственная Третьяковская галерея

Полотно «Старинный сказ», правая часть триптиха, являет собой трехфигурную композицию. Стремясь к монументальности, автор придал ей несколько театральный вид. Так же как и в двух других частях, человеческие фигуры на картине располагаются высоко над линией горизонта. В центре композиции - маленькая хрупкая старушка, опирающаяся на клюку. Нежные, написанные почти прозрачными мазками, цветы, окружающие женщину, как будто повторяют чудесные узоры ее одежды. Художник изобразил на своем полотне известную северную сказительницу Кривополенову. Рядом с ней - защитники земли Русской - высокий мускулистый юноша и могучий седобородый старец.

Сполохи. Левая часть триптиха. 1966. Бумага, масло 27х25. Дом-музей П.Д.Корина - филиал Государственной Третьяковской галереи

Сполохи. Центральная часть триптиха. 1966. Бумага, масло 27х25. Дом-музей П.Д.Корина - филиал Государственной Третьяковской галереи

Сполохи. Правая часть триптиха. 1966. Бумага, масло 27х25. Дом-музей П.Д.Корина - филиал Государственной Третьяковской галереи

Павел Дмитриевич в последние годы жизни страстно хотел завершить свою картину «Реквием. Русь уходящая.» Единственным серьезным препятствием стали возраст и резкое ухудшение здоровья. Ему было уже около семидесяти лет, он перенес два инфаркта, а работа требовала много сил. И все же мастер не хотел сдаваться. Корин собирался даже заказать специальное подъемное кресло и начать работы. Но силы убывали, и незадолго до кончины художник с горечью произнес: "Не успел".

Павел Дмитриевич Корин скончался в Москве 22 ноября 1967 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Работая над триптихом, художник советовался с историками, сотрудниками Исторического музея, где с натуры писал кольчугу, латы, шлем - всё снаряжение главного героя, образ которого он воссоздал на полотне всего за три недели. На картине Корина Александр Невский представлен как целеустремленный воин, готовящийся к битве. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной развевается знамя с образом Спаса Нерукотворного. Цветовая гамма, использованная художником, выдержана в черных, красных и светлых тонах. Это усиливает впечатление строгости, сдержанности, целеустремленности и героизма, производимое образом князя. Вся центральная часть триптиха словно иллюстрирует знаменитую фразу, приписываемую летописцем Александру Невскому: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Общий облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. За спиной Александра Невского Корин изобразил простирающиеся широко русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость, за свои идеалы. Во многом благодаря мастерству художника князь остался в памяти русских несгибаемым воителем и национальным героем. В годы Великой Отечественной войны тема борьбы Древней Руси с немцами была наиболее актуальной, а победы русских над ними возводились в ранг общенациональных достижений. Героизм Александра Невского мог служить примером для советского народа. Князь прославился смекалкой, изобретательностью и смелостью в битве на Неве в 1240 г. со шведами и немцами и в 1242 г. в знаменитом сражении с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере. В Невской битве Александр победил численно превосходившего врага с помощью военного искусства, нанеся противнику неожиданный удар. В 1240 г. немцы напали на Псковскую область, а шведы, побуждаемые папой, двинулись на Новгород под предводительством королевского зятя Биргера. Уверенный в победе, Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и надменное: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать городу никакой поддержки. С небольшой дружиной новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля 1240 г. напал на шведов, застав их врасплох, когда они при устье Ижоры на Неве остановились лагерем для отдыха, и полностью разгромил их. Шведы не ожидали такого мощного отпора русских, которые своим внезапным нападением полностью деморализовали противника. Сам сражаясь в первых рядах, Александр «неверному кралю их [Биргеру] возложил острием меча печать на челе». Победа в этой битве дала ему прозвание Невский и в глазах современников сразу поставила на пьедестал великой славы. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжелый период, ознаменовавшийся для остальной Руси большими бедами и невзгодами.

Арина ЛАЗАРЕВА

Александр Невский

1942-1943. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На творчество П.Д. Корина во многом повлияла Великая Отечественная война. В эти годы Корин, как и многие другие ведущие деятели науки и искусства, продолжал работать, стараясь поднять патриотический дух народа. Ведущими в его творчестве стали исторические сюжеты - моменты славы русского оружия. Самым известным его произведением военных лет является триптих «Александр Невский», созданный по заказу Комитета по делам искусств. Работать над произведением Корин начал в 1942 году.
Три части картины объединены основной сюжетной линией - это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками. На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина - мать, жена или сестра. В правой части Корин обыграл былинный мотив - эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.
На центральной картине триптиха изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых Русской православной церковью в 1549 г. за вклад в защиту русских земель от врагов. Александр Невский в годы своего княжения одержал ряд ярких побед над шведскими и немецкими армиями. В годы Великой Отечественной войны тема борьбы Древней Руси с немцами была наиболее актуальной, а победы русских над ними возводились в ранг общенациональных достижений. Героизм Александра Невского мог служить примером для советского народа. Князь прославился смекалкой, изобретательностью и смелостью в битве на Неве в 1240 г. со шведами и немцами и в 1242 г. в знаменитом сражении с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере. В Невской битве Александр победил численно превосходившего врага с помощью военного искусства, нанеся противнику неожиданный удар.
В 1240 г. немцы напали на Псковскую область, а шведы, побуждаемые папой, двинулись на Новгород под предводительством королевского зятя Биргера. Уверенный в победе, Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и надменное: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать городу никакой поддержки. С небольшой дружиной новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля 1240 г. напал на шведов, застав их врасплох, когда они при устье Ижоры на Неве остановились лагерем для отдыха, и полностью разгромил их. Шведы не ожидали такого мощного отпора русских, которые своим внезапным нападением полностью деморализовали противника. Сам сражаясь в первых рядах, Александр «неверному кралю их [Биргеру] возложил острием меча печать на челе». Победа в этой битве дала ему прозвание Невский и в глазах современников сразу поставила на пьедестал великой славы. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжелый период, ознаменовавшийся для остальной Руси большими бедами и невзгодами.

Интерьер Успенского собора в Московском Кремле. 1936. Музей-квартира П. Д. Корина, филиал ГТГ

Военный гений Александра Невского проявился и в битве на Чудском озере 5 апреля 1242 г. Армии Ливонского ордена методично продвигались в глубь русских земель, немецкие наместники были в Пскове и угрожали свободе Новгорода. Призвав Александра, выгнавшего немцев из Пскова и с близлежащих земель, новгородцы спасли свою свободу. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым маневром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лед. По данным новгородской летописи, русские семь верст гнали немцев по льду, 400–500 рыцарей пало и до 50 было взято в плен; по данным ливонской хроники, потери ордена составили 20 убитых и 6 пленных.
Работая над триптихом, художник советовался с историками, сотрудниками Исторического музея, где с натуры писал кольчугу, латы, шлем - всё снаряжение главного героя, образ которого он воссоздал на полотне всего за три недели. На картине Корина Александр Невский представлен как целеустремленный воин, готовящийся к битве. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной развевается знамя с образом Спаса Нерукотворного. Цветовая гамма, использованная художником, выдержана в черных, красных и светлых тонах. Это усиливает впечатление строгости, сдержанности, целеустремленности и героизма, производимое образом князя. Вся центральная часть триптиха словно иллюстрирует знаменитую фразу, приписываемую летописцем Александру Невскому: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Общий облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю.
За спиной Александра Невского Корин изобразил простирающиеся широко русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость, за свои идеалы. Во многом благодаря мастерству художника князь остался в памяти русских несгибаемым воителем и национальным героем.

"Александр Невский".

1942 год.

Во всех биографических работах, посвященных Павлу Дмитриевичу Корину (1892-1967), пишется о чрезвычайном многообразии творчества художника, но не всегда отмечается, что это многообразие было вынужденным, обусловленным страшной жизнью в России первой половины ХХ века. Путь потомственного иконописца из Палеха, ученика М. В. Нестерова, с которым Корин до революции расписывал церкви, в народные художники СССР, лауреаты Ленинской премии был тернист. Корин как-то признался: «Обдирая кожу, вылезал я из иконописи». Ему, как и многим другим художникам, приходилось постоянно доказывать «партии и правительству» свою художественную благонадежность, а также искреннюю приверженность социалистическому реализму. Для этого Корин создавал мозаичный фриз для Дворца Советов под бодряческим названием «Марш в будущее», мозаиками его работы украшены станции московского метро «Комсомольская-кольцевая» и «Новослободская». По заданию партии и правительства Корин писал портреты А. Н. Толстого, Кукрыниксов, В. И. Качалова, Максима Горького, маршала Жукова и других крупных деятелей советской эпохи.

Известно, что Корин вел при этом двойную жизнь: участвуя в жизни Союза художников, выполняя правительственные заказы, он оставался глубоко верующим человеком, собирал иконы, а главное, мечтал написать огромную картину «Реквием», где, как видно из эскизов, задумал изобразить последний собор Русской православной церкви. На ней предполагалось изобразить всех высших иерархов церкви, собравшихся в Успенском соборе Московского Кремля. Они стоят и молятся в ожидании предстоящей им мученической смерти. Картина эта так и не была написана, хотя многочисленные эскизы к ней сохранились, натянутое же на подрамник гигантское полотно простояло 30 лет, и на нем за это время художником не было сделано ни одного мазка. В некотором смысле это пустое полотно является документальным признанием художника, живущего в страхе перед чудовищной силой антихристова царства, способного стереть его в лагерную пыль…

И все же в «легальной» живописи и даже в мозаиках Корина чувствуется присущая его творчеству иконописность. Автор этих строк, которого в детстве часто водили за руку через станцию «Комсольская-кольцевая», был искренне убежден, что это – подземная церковь! И не случайно! Вера и глубокая тоска художника по исчезнувшему миру православной Руси отразилась и в мозаиках метро, и в эскизах к «Реквиему», и в некоторых портретах, и в триптихе «Александр Невский», написанном в 1942-1943 годах.

Несомненно, это была работа, вызванная к жизни искренним желанием художника послужить Отечеству в час тяжких испытаний. Центральная часть триптиха, наиболее известная и широко тиражируемая, было написана очень быстро – за три недели. Несомненно, картина иконописна, тревожна и сурова. С точки зрения историчности она не выдерживает критики и, несомненно вызвала бы смех у братьев Васнецовых, Сурикова и других мэтров жанра исторической живописи, знатоков снаряжения и оружия древности. Александр Невский облачен в странные для русского воина XIII века железные доспехи. На голове князя золоченый шлем, весьма похожий на шлем его отца князя Ярослава, потерянный им во время битвы при Липице в 1216 году и дошедший до наших дней. Однако шлем явно мал Александру и не может защитить голову воина. За спиной Александра виден вроде бы Великий Новгород с собором, но почему-то без традиционных оборонительных стен. Если бы не суровый лик Спаса Нерукотворного на знамени, будто перешедшего с другой картины Корина – «Спас Ярое Око», то образ Невского у современного зрителя мог бы вызвать ассоциации только с героями популярного ныне жанра фэнтези.

Вероятно, образ Александра Невского был бы понятнее нам в целостной системе задуманного художником триптиха, но так случилось, что две другие части этого триптиха как бы затерялись во времени: они не известны широкому зрителю, да и специалистам остались малопонятны.

Так, по поводу правой части триптиха («Старый сказ»), где на фоне гигантского изображения Николая Угодника изображена остроглазая согбенная старушонка и два мужика – могучий старик и закатывающий рукава молодой азиат, - современный искусствовед пишет нечто невразумительное: картина «наводит <…> на мысль о богатой истории и культуре русского народа».

Левая же часть («Северная баллада») весьма напоминает скандинавскую историческую живопись рубежа XIX и ХХ веков. Словом, обе эти части триптиха выражали неясные и несоветские идеи, и о них, в отличие от центральной части, быстро забыли…

Судьба самого Александра Ярославича Невского, изображенного Кориным (и множеством других художников), сложилась драматично. Вся жизнь его была тесно связана с Новгородом, в котором он княжил по воле отца князя Ярослава с 15 лет. У новгородцев было так принято – брать в князья малолетнего княжича и воспитывать его в традициях уважения законов и обычаев Новгородской республики. Но сделать из Александра «ручного» князя новгородцам не удалось – Александр вырос человеком самостоятельным, правителем гордым. Он был хорош собой, высок ростом, голос его, по словам летописца, «гремел перед народом, как труба». Князь был мужественным воином, хотя в битвах с ордой Батыя и не участвовал: юношей он пересидел лихие времена Батыева нашествия на Русь в Новгороде. Тем не менее его прозвали Храбрым даже раньше, чем Невским. С ранних лет Александр не выпускал меч из рук и 19-летним юношей в 1240 году победил шведов на берегу Невы, за что и был, как многие считают, назван Невским.

К тому времени обострились отношения Новгорода с соседями – немецкими рыцарями, которые почти непрерывно вели Крестовые походы против славян и даже захватили Псков. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера в Ледовом побоище Александр наголову разгромил рыцарей. В советское время из уст в уста передавалась легенда о том, что в сценарии знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» была последняя сцена, в фильм не попавшая. Якобы во время пира победителей к князю протискивается забрызганный грязью гонец, который что-то шепчет ему на ухо. Александр покидает застолье, садится на коня и выезжает за городские ворота. В заснеженном поле, насколько хватает глаз, он видит огни и кибитки – к городу подошла орда. Подъехав к юрте хана, гордый победитель немецких рыцарей слезает с коня, встает на колени и начинает ползти между двух огней ко входу в ханскую юрту… Этот эпизод якобы был перечеркнут синим карандашом, и высочайшая резолюция гласила: «Такой хороший человек так поступить не мог! И. Сталин». Но это как раз тот самый случай, когда художник видит историю лучше, чем политик или историк. Подобный поступок Александра Ярославича в тот момент был продуман и рационален: обескровленные победители немцев татарам сопротивляться не могли, да это не противоречило и всей политической концепции князя. Впрочем, легенда эта вряд ли достоверна. Сам Эйзенштейн писал, что Сталин запретил показывать последнюю из задуманных сценаристом сцен, когда Александр умирает, вернувшись из Орды, где его отравили. Эйзенштейн писал: «Не моей рукой была проведена карандашом красная черта вслед за сценой разгрома немецких полчищ. ‘Сценарий кончается здесь, - были мне переданы слова. – Не может умирать такой хороший князь!’».

Вообще в тяжелое время довелось ему жить и править Русью: обезлюдевшая страна, общий упадок и уныние, тяжкая власть завоевателя. Но волевой и умный Александр, годами имея дело с татарами, подолгу живя в Орде, вполне постиг искусство восточной придворной жизни: умел ползать на коленях, сидеть на пятках, знал, что и как дарить влиятельным ханшам и мурзам, усвоил навыки придворной интриги, был коварен, суров и жесток со своими врагами. И все это для того, чтобы выжить и спасти свой престол, народ, Русь. Выполняя волю хана Бату, он требовал от новгородцев регулярной уплаты дани, ссорился с ними и в обиде не раз уезжал в Залесье, в свою вотчину Переславль. Он получил золотой ярлык великого князя Владимирского только в 1252 году. Возвращаясь из четвертой поездки в Каракорум в ноябре 1263 года, Александр умер в Городце на Волге. То, что он был отравлен в Орде, не подтверждается документами. Перед смертью князь постригся в монахи, надел черную схиму – одежду монаха-отшельника. Его похоронили во Владимире, а при Петре Великом прах перенесли в Санкт-Петербург.

Евгений Анисимов. «Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка.». «Арка», Санкт-Петербург. 2013 год.