Как зарождался рок. Рок-музыка

Рок (rock – качать) - главной чертой является ритм, использование ударных инструментов, игра на бас-гитаре. Политика, войны, бунт, противостояние отображаются в данном музыкальном течении наиболее ярко.

В XVIII веке в новую Америку съезжалась вся Европа со своей культурой и музыкальными новшествами. Тут и начал развиваться рок. Приезжали африканцы со своим стилем, ритмом и композициями. Здесь их встретила живая интересующаяся ими аудитория.

Чопорные американцы по началу не спешили отдавать свое предпочтение новой волне, но их юные чада на зло подымали африканцев (Мадди Уотерса, Рэя Чарлза, "The Drifters") на самые высокие позиции чартов. В 1953 г. Билл Хэйли представил свету ритм-энд-блюз со своим очередным хитом "Birth of the Boogie". Его композиции можно было услышать в "Rock Around the Clock", "Школьные джунгли".

Во время его концертов у тинейджеров происходило помутнение рассудка, они устраивали дебоши на улицах. Старшее поколение осуждало безобразные тексты и стиль. Правительство едва ли не запретило данный вид развлечения. Но все сложилось по-другому. На свет появилась звезда мирового масштаба, король рок-н-ролла Элвис Пресли, волна песен и танцев захватила весь мир.


Зарождение эпохи талантов

Чак Берри - отец рок-н-ролла с 1955 года. Он был темнокожим и уникальным в своем деле. Но все начало меняться. Светлокожие дети слушали ритм и блюз по всему северо-востоку. Музыкальная индустрия вскоре поняла, что существует белый рынок черной музыки. Рок-н-ролл был ночным успехом. Продвигались светлокожие идолы, такие как Элвис Пресли. Рокеры олицетворяли настрой молодежи. Их влияние длилось долго, но их карьера оказалась непродолжительной. Рок-н-ролл был унаследован светлокожими певцами, такими как Пресли, которые часто исполняли песни неизвестных темнокожих музыкантов. Бадди Холли - главным рок музыкант последних пятидесятых годов.

Новые народные музыканты начали петь о проблемах системы. Дети сразу же определили, что народные песни поют о военных событиях во Вьетнаме. Боб Дилан, возможно, самый влиятельный музыкант той эпохи. Поколение поверило в этого человека и последовало за его идеями.

В то же время история коммерческой рок-музыки развивалась по-своему. У Калифорнии были свои представления о том, какой рок-н-ролл должен быть. Это музыка для развлечения на пляжах и на вечеринках.

Шестидесятые

В течение шестидесятых годов в Британии была ужасная музыкальная сцена. В основном британские рокеры подражали Пресли. Страна не отождествляла себя с рок-н-роллом, однако семена уже посеяны. В течение пятидесятых годов вечеринки блюза проводились по Англии. Лондон был центром, но у каждого большого английского города также они имели место быть хотя бы раз в неделю. Британские музыканты были новаторами. Они изменили блюз, сделав его для светлокожих; подчеркивали эпические воззвания на призыв и ответ; ускоряли ритмические гитары в Чикаго; сглаживали голосовую передачу, чтобы сделать звук более оперным; улучшили организационные механизмы; добавили вокальную гармонию. В начале шестидесятых созданы такие группы как Rolling Stones, Yardbirds и Animals.

Дети обнимали электрогитары в дворах и подворотнях Соединенных Штатов. На Восточном побережье электрические выступления Дилана не понравились его поклонникам, но вскоре «фолк-рок» бушевал с хитами Byrdsand Simon And Garfunkel. США выпустили «Двери», а Англия - «Pink Floyd», две группы, влияние которых было огромным. Бум рок-музыки в Соединенных Штатах помог воскресить блюз. Джимми Хендрикс и Янис Джоплин стали великими звездами. Кантри-музыка все еще была монополией в Нэшвилле.


Семидесятые

В семидесятых годах смерть Джима Моррисона, Яниса Джоплина, Джими Хендрикса и других, вроде бы все успокоились. Более мирный способ качания нирваны предложен Боб Диланом и другими, когда они заново открыли музыку кантри. И кантри-рок стал одним из причуд семидесятых, получив успешную группу Орлы. Регги стал основным жанром благодаря Бобу Марли. Хард рок породил хэви-металл, который вскоре стал собственным жанром (Blue Oyster Cult, Kiss, Aerosmith, Rush, Journey, Van Halen). Семидесятые - в основном тихие года.

Основным музыкальным феноменом стало появление нового поколения певцов, которые были прямым следствием интеллектуальных амбиций старого поколения. Леонард Коэн, Тим Бакли, Нико, Лу Рид, Тодд Рундгрен, Джони Митчелл, Нил Янг, Том Уэйтс и Брюс Спрингстин создали музыкальную личность, которая объединяет классического композитора и народного исполнителя.

Новые музыканты, такие как Кейт Буш и Майк Олдфилд, помогли избавить рок-музыку от классики в жанрах и открыли путь к более абстрактной музыке. Но самым влиятельным музыкантом был Брайан Ино, который сначала возглавил Roxy Music, чтобы внедрить прогрессив-рок, а после создал эмбиентную музыку.

Немецкий рок был на двадцать лет впереди британского. Kraftwerk, Amon Duul, Tangerine Dream, Klaus Schulze, Faust, Neu Can создали некоторые из самых известных альбомов той эпохи. Они создали основы для электронной, ночной и дискотечной музыки, для нового инструментального рока.

Семидесятые были в основном десятилетием консолидации, а не инновациями. Оркестровые композиции стали такими же обычными, как гитарное соло. Из пепла декадентских актов Рамонес сделал панк-рок чуть ли не религией. Панки не были злыми, анархическими и суицидальными. Нью-йоркские панки были столь же интеллектуальны, как и люди лет двадцать назад. Том Петти, в Калифорнии, был одним из немногих музыкантов этого поколения, оставаясь нетронутым экспериментальным безумием.


Рост альтернатив в музыке

В Соединенных Штатах Америки панк-рок превратился в «хардкор», а мириады групп терроризировали Нью-Йорк (Misfits), Бостон и прежде всего Вашингтон (Плохие мозги, Pussy Galore, Fugazi). Западное побережье имело свою долю жестокого насилия. В Лос-Анджелесе появилось поколение групп в «пляжном панке», звук которого был гораздо более сложным (Minutemen, Saccharine Trust, Universal Congress).

В Нью-Йорке росли всевозможные нео-рок-группы, в частности Band Of Susans. Сиэтл увидел возрождение хард-рока и бум гранжа (Nirvana, Soundgarden, Pearl Jam). Чикаго стал свидетелем рождения злого гения Стива Альбини. Появилось гетто, хип-хоп на музыкальной сцене и группы Beastie Boys, Run DMC, Public Enemy, все перешли к рок-аудитории.


Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что рок хотя и принес много агрессии и хаоса в мир, жизнь без него была бы не возможна. Существует очень много любителей данного искусства в любой стране мира. И в наши дни рок является довольно популярным течением. Те подростки, у которых бурлят чувства и полно невыраженных эмоций, слушают треки любимых исполнителей и находят в этом что-то свое. Желательно, чтобы родители общались со своими детьми и знали об их увлечениях. Так как некоторые композиции усугубляют и без того тяжелое состояние ребенка, могут привести к суицидальному настроению. Заброшенная молодёжь может агрессивно реагировать и устраивать дебоши. Разновидности направления настолько велики, что каждый человек может выбрать именно то, что нравится ему. Главное подходить ко всему с умом.

24.01.2015


Музыке, когда-то прозванной рок-н-ролл, уже исполнилось 60 лет.

Что есть собственно рок, а что уже презираемый поп и прочие извращения великой идеи? Правда ли он мертв или в нем все-таки теплятся жалкие остатки жизни? Есть ли у него будущее?

Чтобы ответить на эти животрепещущие вопросы, мы решили пробежать заново всю историю болезни. Ты увидишь всю историю рока, словно на быстрой перемотке. Поехали!

1954

Сам термин «рок-н-ролл» изобрел нью-йоркский диджей Алан Фрид, позаимствовав его составляющие из негритянского жаргона, где и rock, и roll имели скорее эротический, чем музыкальный подтекст. Поэтому, когда молодой водитель грузовика из Мемфиса Элвис Аарон Пресли выпустил сингл «That’s All Right Mama» и принялся трясти бедрами по американскому ТВ, белая аудитория влюбилась в него навсегда. Рок-н-ролл родился!

1955

Элвис сразу стал секс-символом зарождающегося стиля, а его гимном стала песня, сочиненная Биллом Хейли. Этот упитанный провинциал играл рок-н-ролл задолго до появления термина, и когда весной 55-го компания Decca переиздала его песню «Rock Around The Clock» , она стала мегахитом. Сорокапятка с песней продалась тиражом 25 млн. экземпляров - это было началом рок-н-ролла как глобального феномена.

1956

Черные музыканты и не думали отставать от белых собратьев; в конце концов рок-н-ролл был не чем иным, как взрывной смесью негритянских музыкальных стилей. Первой черной звездой жанра стал Чак Берри, написавший дюжину гениальных хитов, среди которых, разумеется, «Rock and Roll Music» .

Заодно Берри заложил основы рок-н-ролльного поведения на сцене - от утиной походки до имитации базедовой болезни (см. фото) и стал первым виртуозом рок-гитары - Джими Хендрикс и Принс вовсю снимали с дедушки Чака всю его харизматическую эксцентриаду. Забавную псевдоэкранизацию исторического момента изобретения Чаком его фирменного стиля игры ты можешь лицезреть в блокбастере «Назад в будущее».

1957

Полку рок-н-ролльных кумиров прибыло: уроженец колхозного штата Вирджиния, амбициозный красавец со скверным характером Джин Винсент изобретает рокабилли (рок-н-ролл + hillbilly, «деревенский дурачок» - направление кантри). В отличие от гламурного Элвиса, Винсент носил узкие джинсы, сверкал татуировками и курил Camel без фильтра. Именно он впервые продемонстрировал миру все пороки настоящего рокера.

В этот же год свой первый взлет осуществил самый сумасшедший герой рок-н-ролла Литтл Ричард. Признанный невменяемым на всех своих многочисленных судебных процессах, напыщенный пижон, неуч и шизофреник, ему все прощали за звериный драйв и рифмованную чушь «Tutti Frutti» и «Good Golly Miss Molly» . В отличие от «жившего быстро и умершего молодым» Винсента, Ричард и сегодня, в свои 82, подозрительно бодр и свеж.

1958

Элвис отправляется служить в армию, поэтому вместе с сержантом Пресли мы на два года перемещаемся в Европу: Элвис на американскую военную базу в Германию, а мы в старушку Англию, где успехи американцев в изобретении самой актуальной и заводной музыки, естественно, не могли не найти отклика.

Там появляются первые местные рокеры - Клифф Ричард, Адам Фейт и Лонни Доннеган. Несмотря на копирование американских образцов, в их песнях слышался кокни-акцент и свежее British-cool-настроение. И, кстати, в Ливерпуле в церковном саду уже встретились 17-летний Леннон и 15-летний МакКартни.

1959

В этом году произошла первая трагедия в стиле рок - на частном самолете разбились кумир всех рок- ботаников Бадди Холли («Peggy Sue») и первый латинский суперстар Ричи Вэленс («La Bamba»). Влияние этих персонажей на современную музыку ты можешь проследить по хиту американской группы Weezer, который так и называется «Buddy Holly» (суперклип Спайка Джоунза!) и русскоязычному извращению великой «Ля Бамбы» - «Бананы лопала бомба».

1960

Вернувшийся из Армии Элвис узнает, что у него появился мощный, хотя и скоротечный конкурент. За время его отсутствия чернокожий певец и танцор Чебби Чеккер подарил миру новый танец твист - ночной кошмар комсоргов и пенсионеров. Помнишь битловскую «Twist And Shout» ? Это лишь один из отчетливых отголосков краткосрочного танцевального безумия 1960 года.

1961

Если 50-е были по преимуществу годами подъема белого рока, то 60-е, и особенно их первая половина, в Америке - время расцвета черной поп-музыки и соула. Виноват в этом прежде всего удачливый композитор и, несомненно, гениальный менеджер Берри Горди-мл., который, заняв у отца денег, основал лейбл Tamla Motown.

Первыми подписантами лейбла стали Смоуки Робинсон, Марвин Гей и Стиви Уандер. Скоро мотаун-стиль, вобравший элементы соула, фанка и городского блюза, начал выдавливать из чартов все остальное. Что и закончилось в наши дни почти полной победой r’n’b над роком.

1962

На этом первый, индивидуалистический этап развития рок-н-ролла, закончился. Элвис ушел сниматься в кино, и на авансцену выходят рок-группы, впитавшие достижения отцов-основателей и развернувшие их в сторону стилистического разнообразия и коллективного творчества.

Parlophone выпускает битловскую сорокапятку «Love Me Do»; до этого ливерпульская четверка в основном играла в Гамбурге рок-н-ролльные каверы за пиво и баварские колбаски. «Love Me Do» добралась до 17-й позиции в национальном хит-параде. До начала битломании оставались считанные дни.

1963

Америка отвечает своей первой великой рок-группой - квинтет Beach Boys заиграл в новом стиле серф-рок (ангельское многоголосие плюс заводные рок-ритмы). Для братьев Уилсонов, их кузена Эла Жардина и школьного друга Майка Лава музыка была скорее хобби, но после успеха изданного в этом году шедевра «Surfin’ USA» они окончательно решили зарабатывать музыкой. В этом же году вышел альбом Боба Дилана «The Freewheelin’ Bob Dylan» - оказалось, рок может быть не только саундтреком к вихлянию бедрами, но и интимной поэтической исповедью.

1964

«Британские родители сейчас единодушны в своей неприязни к этим косматым личностям», - писала «Дейли Миррор» про The Rolling Stones, выпустивших три сингла и вслед за The Beatles отправившихся в США. Англичане мстили американцам за многолетнее музыкальное унижение, американцы ответили зловещим термином «британское вторжение». В этой динамике американо-английских взаимовлияний вся история рока.

1965

Одним из главных агентов американского влияния в Британии был вспыльчивый и перманентно нетрезвый провинциал Эрик Клэптон. Эрик был адептом ритм-н-блюза, всегда считавшегося исключительно американским черным стилем. Он совместил корневой дельта-блюз с энергетикой рок-н-ролла - так родился «блюз с голубыми глазами». В это время за океаном расцветает эсид-(кислотный) рок - Greatful Dead формируют поколение фанатов рока, слушающих музыку исключительно под кайфом.

1966

А кто, как не Джим Моррисон, был самым популярным пропагандистом кислотного открытия музыкальных «дверей» в иные сферы? Студент-недоучка, революционер духа, поэт и мистик, он был одним из первых идеалистов рока и одной из первых его жертв. В каком-то смысле лидеру The Doors Америка обязана и своим первым панк-бумом (тогда эта музыка называлась гараж).

Молодой Игги Поп копировал Моррисона и тоже любил показать публике член; публика, однако, не въехала в музыку Iggy & The Stooges, а к моменту пришествия Джонни Роттена забыла совсем. И тому достались все лавры.

1967

https://youtu.be/P-X_eC4Syp8

Ливерпульская четверка выпустила «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», который принято считать лучшим альбомом рока. Рокеры откликнулись вавилонским смешением жанров; появились первые хард-рок-формации (Blue Cheer, Deep Purple), зашевелился арт-рок (Pink Floyd, Van Der Graaf Generator), вылупилась плеяда гениев-экспериментаторов - Фрэнк Заппа, Кэптен Бифхарт, Артур Браун, группа Can и др. Рок стал настоящим варьете (от англ. variety - разнообразие).

1968

Одним из новых и не самым приятным элементом этого разнообразия стало появление «сфабрикованных» рок-групп. Американский квартет Monkees был создан циничными молодыми телепродюсерами в попытке дать коммерческий ответ британскому вторжению - группа и ее телешоу практически не существовали отдельно друг от друга.

Это была первая и самая удачная искусственная рок-группа - прообраз Smokie, Bay City Rollers и Village People. Вскоре после того, как в марте 68-го вышел последний эпизод-шоу, Monkees распались.

1969

Последний год великой рок-декады оказался и самым драматичным. Он вместил в себя пик - рок 60-х и их символический конец. Пиком стал легендарный Вудсток, самый известный фестиваль в истории рока, на котором выступило подавляющее большинство звезд того времени.

Героем фестиваля стал Джими Хендрикс, исполнивший перед полумиллионным скоплением тел рваную блюзовую версию американского гимна, ставшую музыкальным символом конца 60-х. Символический конец эпохи - концерт The Rolling Stones в Алтамонте, когда в самый разгар шоу байкеры из банды «Ангелы Ада» зарезали подростка-негра.

1970

Прагматичным и барочным 70-м было суждено стать кривым зеркалом 60-х - это было очевидно уже в самом начале десятилетия. В течение года отправляются в мир иной Хендрикс, Джоплин и Моррисон - святая троица рок-божеств 60-х. Битлы распались, роллинги отправились в налоговое изгнание на Лазурный берег, лидер Beach Boys Брайен Уилсон сошел с ума. На авансцену выходят глэм-, арт- и хард-рок (и прежде всего его единственные гении Led Zeppelin).

1971

Британия упивается новой сладкой заразой - мистико-эротическим глэм-буги кудрявого коротышки Марка Болана и его группы T.Rex. Хиты «Get It On» и «Hot Love» гремят из каждого английского окна. На их фоне первую пластинку Боба Марли «Catch A Fire» оценил лишь Клэптон, позаимствовавший оттуда свой хит «I Shot The Sheriff» .

1972

Концептуальный прорыв Дэвида Боуи «The Rise And Fall Of Ziggy Stardust» спровоцировал массовое помешательство фэнов: им повсюду мерещились инопланетяне и марсианские пауки. Тогда же в поместье МакКартни нагрянули бобби, обнаружили у него лист зеленый, лист резной и посадили в КПЗ. Интересно, что мерещилось будущему сэру Полу?

1973

Блеск и безумие 70-х достигают апогея : Элтон Джон выпускает поп-глэм-шедевр «Goodbye Yellow Brick Road»! Roxy Music топит публику в эротической паранойе «For Your Pleasure»! Pink Floyd путешествуют по «Темной стороне луны»! Америка отвечает триумфом Kiss!

1974

Шизофренически бодрая 4 композиция «Autobahn» тевтонских электронных кудесников Kraftwerk проникает в хит-парады цивилизованных стран. Хотя большинство простых слушателей осталось в твердой уверенности, что это саунд-подкладка под хардкор-порно про роботов, нашлись и такие, кто понял - рок и гитары могут существовать отдельно. Например, экс-клавишник Roxy Music Брайен Ино, через пару лет придумавший эмбиент.

1975

Queen выпускают сингл «Bohemian Rhapsody», ставший историческим. Во-первых, никто и представить не мог, что можно так органично и вдохновенно смешивать рок и оперу. Во-вторых, на эту песню был снят первый видеоклип. И в-третьих, возвращение «Рапсодии» на вершину хит-парада в гранжевом 91-м было уж совсем невероятным.

1976

Английский олигарх от шоу-бизнеса Боб Сарджент, предлагает Леннону, МакКартни, Харрисону и Старру £30 000 000 за совместное выступление под маркой The Beatles. Такое «ожирение» классического рока не могло закончиться для него ничем хорошим.

И не закончилось: грянуло «лето панка», и новые кумиры поколения - исколотые булавками Sex Pistols, ряженные под вампиров The Damned и сумрачные готы Siouxsie and The Banshees - принялись с энтузиазмом скидывать с корабля современности прежнюю рок-музыку. Во многом она это заслужила.

1977

Ничто так не поспособствовало лету панк-ненависти, как 25-летний юбилей воцарения Королевы Елизаветы. Sex Pistols отправились в круиз по Темзе и салютовали Букингемскому дворцу, словно драная команда пиратского судна. Тем временем рок-н-ролльщики оплакивали кончину Короля - Elvis is Dead! Смерть первого рокера в год панка была более чем символичной.

1978

Классический панк-беспредел длился от силы год. Вскоре панки научились играть разную музыку: так, веселые лондонские оболтусы Madness, Specials и Bad Manners адаптировали ямайский стиль ска, а квартет буйных юнцов The Clash и троица немолодых виртуозов The Police объединили регги и панк. Вскоре любое эклектичное слияние постпанк-стилей будут называть новой волной.

1979

Сам Джонни Роттен, ныне Джон Лайдон, с помощью великого басиста Джа Уоббла скрещивает рок с дабом (Public Image Ltd., «Metal Box»). Тем временем от передоза умирает Сид Вишес - панк-поколение обретает live-fast-die-young-идола. Умение играть - ничто, имидж - все. Заповедь Вишеса и поныне претворяют в жизнь бесконечные одноразовые рок-группы с односложными названиями.

1980

Наступление десятилетия совпало с воцарением в США республиканцев во главе с Рейганом. Рок- сообщество протестует очередной обоймой смертей (см. 1970 год): барабанщик Led Zeppelin Джон Бонэм и вокалист AC/DC Бон Скотт умирают от пьянства, Леннона убивает фэн-маньяк Чэпмен, а вокалист Joy Division Иен Кертис вешается.

1981

Год воцарения «новой волны» в чартах. Усилия Kraftwerk на синти-почве не прошли зря: Culture Club, Ultravox и Depeche Mode правят бал. Многоступенчатый проект ирландцев Virgin Prunes «New Form of Beauty»: рождение панк-авангарда. Soft Cell выпускают «Tainted Love»: начало гей-электро.

Продолжение на второй странице…

, .
Рок - не искусство; рок - это способ разговора простых парней.

Билли Айдол

История рок-музыки насчитывает уже более 60 лет, считая началом возникновения середину-конец 50-х годов прошлого столетия, когда на основе стиля ритм-энд-блюз, исполняемый большей частью чернокожими музыкантами, стал активно развиваться рок-н-ролл. С тех пор в мире музыка рок заняла одну из самых прочных позиций в музыкальных направлениях вообще. По большому счету, ни один другой стиль нельзя сравнить с рок-музыкой по значимости в истории музыкальной культуры человечества. Разве что, упомянуть можно классическую музыку, которая в свое время оказала наибольшее влияние на развитие культуры и стала своеобразной основой музыкальных гармоний. Неудивительно, что до сих пор все, кто учится в музыкальных школах, получают образование на основе классики. Причем, совершенно без разницы, какой музыкальный инструмент является профилирующим.

Но вернемся к року. С момента формирования рока само название стало слишком тесным для того, чтобы описать все направления этого стиля. Дело в том, что музыка рок претерпела такое огромное количество изменений, что понятие «рок» стало в большей степени обобщающим. Однако, с момента возникновения рок всегда являлся бунтарским выражением чувств и образа жизни молодежи, по крайней мере, на первых порах. Само собой разумеется, что тут же нашлись (и находятся до сих пор) продюсеры разных мастей, которые поставили рок на коммерческую основу. В принципе, эта составляющая присутствует во всех жанрах, особенно сильно это заметно в так называемой «попсе». А вот рок-музыка всегда противопоставлялась такой коммерции. Да и музыка эта намного более серьезная, чем обычный «поп». Неподготовленному слушателю не всегда с первого раза удается уловить гармонию или ритмику рока. Однако, в своем развитии музыка рок достигла небывалых вершин и остается одним из самых уникальных явлений до сих пор. Более того, рок часто называют разрушителем стереотипов и своеобразной субкультурой.

Зарождение и развитие рок-музыки

Интересно знать

Именно в 50-годах на смену негритянскому ритм-энд блюзу и пришла рок-музыка, которая сразу же трансформировалась в так называемый блюз-рок и рок-н-ролл. Блюз опирался в гармониях именно на ритм-энд-блюз, а рок-н-ролл – большей частью на стилях кантри, скиффл и т.д.

Моментом зарождения рок-музыки, как уже говорилось выше, считается начало 50-х годов. Многие эксперты в этой области склонны считать родиной рока Североамериканский континент. Именно туда в свое время перебралось множество представителей негритянской расы. Они сохранили не только свои традиции, но и привезли в Америку национальные инструменты.

Многие специалисты до сих пор спорят, какое произведение считать первым творением в стиле рок. И единого мнения на этот счет нет. На развитие рок-н-ролла наибольшее влияние оказали такие известнейшие исполнители, как Билл Хейли, Фэтс Домино, Бо Диддли, Чака Берри и Литтл Ричард. Кстати сказать, одним их непревзойденных хитов стала композиция Билла Хейли Rock Around The Clock, которую перепело множество исполнителей. И большей частью в этом преуспели рок-группы Америки и Британии. Однако же, всем известно, что корону короля рок-н-ролла завоевал не негритянский, а белый исполнитель Элвис Пресли, ставший уже при жизни легендой. Не менее сильное влияние на развитие рок-н-рола оказали И британцы Клифф Ричард и группа The Shadows. С тез пор корона первенства в роке постоянно оспаривается представителями Америки и Великобритании.

Со временем, рок-н-ролл стал отходить на второй план и к началу 60-х годов прошлого века на музыкальной сцене появились две группы, оказавшие наибольшее влияние не только на музыкальные направления, но и на развитие своеобразной субкультуры в целом. Это были The Beatles и Rolling Stones. Наверняка, многие знают, что чуть позднее на этой основе сформировалось движение хиппи. Эти две группы создали поистине неувядающие хиты всех времен и народов. Хотя, если разобраться, The Beatles поначалу выглядели как пай-мальчики. Их композиции были исполнены романтизма, а главным слоганом группы многие до сих пор считают фразу и одноименную песню Джона Леннона All You Need Is Love. И практически все движение хиппи («цветов жизни») прошло именно под этим лозунгом.

В отличие от битлов Rolling Stones проявили себя более агрессивно, что абсолютно противопоставлялось устоявшимся обычаям и традициям. Молодые бунтари вели себя на сцене крайне вызывающе. Да и тексты с музыкой у них были и остаются явно бунтарского характера с отрицанием всего и вся. Этот период ознаменовался началом повального увлечения наркотиками, особенно марихуаной.

К концу 60-х сформировался так называемый британский бит. Даже Америка, относившаяся к британцам скептически, пала. Началом завоевания Соединенных Штатов считается 1964 год, когда The Beatles впервые ступили на американскую землю и просто произвели настоящий фурор. Вслед за этим событием повсеместно в Америке и Великобритании начали возникать новые группы, как грибы после дождя. Но наиболее значимыми в то время стали The Kinks, The Animals, The Yardbirds, Manfred Mann, Searchers, Hollies, Herman"s Hermits и мод-рок группы The Who, The Kinks и The Troggs, The Small Faces, Creedence Clearwater Revivle и многие другие. Самое интересное, что в составах этих групп играли музыканты, впоследствии ставшие мировыми знаменитостями. Так, например, через The Yardbirds прошли такие известные гитаристы, как Эрик Клэптон, Джефф Бэк и Джимми Пейдж.

Арт-рок и психоделическую музыку разделить чрезвычайно сложно. Очень многие музыканты взяли за основу классическую школу. Иногда добавлялись даже нестандартные размерности. Особенно сильно это проявилось у Pink Floyd, King Crimson и Yes. Впоследствии все это трансформировалось в хэви метал и дало начало еще большему количеству стилей.

Наиболее значимым событием в рок-культуре того времени, как своеобразный итог, стал известнейший сегодня во всем мире фестиваль в Вудстоке. Это было поистине одно из самых первых грандиозных зрелищ в истории рока. Поклонники в буквальном смысле жили на поле, на котором проводился концерт. Это уже было своеобразное братство, связанное не только узами знакомства или дружбы, но и своими музыкальными вкусами и образом жизни. Не зря многие исследователи феномена рок-музыки называют это время «золотым веком» рока. Кстати сказать, именно к этому времени сформировался и инструментальный состав рок-групп. Из инструментов в обязательном порядке присутствовали барабаны, бас, ритм-гитара, лидирующая гитара и иногда клавишные.

Конец 60-х годов принес в рок-музыку еще одно значительное событие. Дело в том, что увлечение марихуаной у многих музыкантов того времени начало сменяться употребление более сильных наркотиков типа героина и мескалина. На основе этого начали появляться группы, описывающие в своих композициях ощущения наркотического опьянения. Большей частью наркотики вызывали галлюцинации. А их описанием занялись группы, исполнявшие психоделический рок. Психоделия развивалась параллельно с прогрессивным роком или, как его чаще называют, арт-роком. В это же время начали зарождаться основы хард-рока, который впоследствии дал толчок к возникновению Heavy Metal, который в своем развитии разделился на множество ответвлений. Для всех этих стилей стали характерными длинные солирующие партии какого-либо инструмента, усиленная ритм-секция и весьма заумные, философские или мрачные тексты.

Основные направления рок-музыки

Современная рок-музыка настолько разнообразна, что описать все стили практически невозможно. Попробуем подойти к возникновению множества ветвей рока с исторической точки зрения и будем следовать хронологии развития рока.

Итак. В начале 70-х годов доминировать стал новый стиль хард-рок. Наиболее яркими представителями стали постоянно борющиеся за пальму первенства Deep Purple и Led Zeppelin. В Америке такой проблемы не было, и группой номер один была признана Grand Funk Railroad. В это же время пика популярности достигли и Black Sabbath с их мрачными мистическими или болезненно-психическими текстами. Неизменными оставались только Uriah Heep.

Со временем хард-рок разделился на глэм (Гарри Глиттер, Дэвид Боуи, Род Стюарт, Kiss, Элис Купер и т.д.) и Heavy Metal. Здесь сразу выделяется использование риффов и искаженного звука гитар, который был назван драйвом. Тогда ярчайшей звездой и исполнителем с филигранной техникой стал Джимми Хендрикс, оказавший наибольшее влияние на развитие гитарной техники. Популярная рок-музыка явно пришлась по вкусу молодому поколению. Старые музыканты следовали своему стилю (Nazareth). В это же время появилась и рок-опера. Самым известным произведение считается «Иисус Христос Суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера.

Рок-музыка 70-х, музыка рок 80-х и рок-музыка 90-х во многом похожа. Стиль «метал» получил неимоверное развитие. Все началось с Judas Priest, Iron Maiden, AC/DC, Aerosmith, Scorpions и многих других. Сегодня «метал» имеет столько направлений, что сосчитать их просто невозможно. Это thrash-metal (Metallica, Exodous, Anthrax, Slayer), speed-metal, death-metal, hardcore, grindcore, Black metal, nu metal, progressive metal и многое другое. Не менее популярной является и классическая музыка в рок-обработке (Mekong Delta, Ингви Малмстин). Американская и английская рок-музыка всегда задавали моду, а влияние рока вообще трудно переоценить.

Самые известные рок-музыканты

Конечно же, в каждом направлении есть музыканты, внесшие наибольший вклад в развитие рока. Среди гитаристов стоит отметить Эрика Клэптона, Джимми Пейджа, Ритчи Блэкмора, Тони Айомми, Ингви Малмстина, Тони Макалпина, Кирка Хэммета, Стива Вая и т.д. Барабанщики тоже преуспели. Взять хотя бы Йэна Пэйса, Джона Бонэма, Ларса Ульриха – их просто множество. Рок подарил миру и целую плеяду известнейших вокалистов, среди которых присутствуют настоящие рок-легенды: Йэн Гилан, Роберт Плант, Дио, Джо Линн Тернер, Дэвид Ковердейл, Бон Скотт, Брайан Джонсон, Клаус Майне, Винс Нейл, Эксл Роуз, Роб Хэлфорд и других. Наиболее влиятельными клавишными исполнителями до сих пор считают Джона Лорда и Рика Уэйкманна. Многие музыканты даже удостоились титулов от английской королевы. Вспомните Пола Маккартни, Элтона Джона или Джона Бон Джови. Вообще, все музыканты, работающие в стиле рок, представляют собой яркие индивидуальности, непохожие ни на кого.

Зарубежная рок-музыка

Зарубежная рок-музыка всегда следовала своим путем. Дело в том, что, если ранее это было творчеством, то сегодня все это поставлено на внушительную коммерческую основу. Неудивительно, что индустрия рока ярко отображается в таких известных изданиях, как Rolling Stone, Metal Hammer или Rock hard. В этих журналах можно узнать последние новости. Здесь представлено несколько основных разделов, среди которых стоит выделить такие, как: популярная рок-музыка, новости рок-музыки, рок музыка клипы, новая рок-музыка, концерты рок музыки, хиты рок-музыки, метал, легенды рок музыки, фильмы про рок-музыку, рок баллады, исполнители рока, жанры рока – в общем все, что касается этого музыкального направления.

Нередко в журналах можно встретить не только статьи, но и вклеенные диски типа «Лучший сборник рок-музыки», «Новинки рок-музыки 2013», «Музыка 2012 рок», «Рок-музыка 80-х» и т.д. Все эти издания посвящены именно зарубежной рок-музыке. В мире с множеством филиалов по всем странам даже создано специализированное заведение с общим названием Hard Rock Cafe. Главное кафе уже стало чем-то вроде музея рок-музыки. Там можно встретить уникальные вещи: инструменты знаменитостей, диски, одежду, автографы и т.д. Своеобразная голливудская «Аллея славы» только в виде музыкального бара.

Русская рок-музыка

В отличие от Запада, русский рок долгое время находился в подполье, особенно в советские времена и лишь относительно недавно вышел на широкую публику. Среди основоположников музыки русского рока особенно стоит выделить «Машину времени», «Автограф», «Кино», «Алису», «Аквариум», «ДДТ», Константина Никольского, Владимира Кузьмина, «Арию» и многих других.

Вообще, на формирование рока в Советском Союзе и на постсоветском пространстве самое сильное влияние оказал тогда еще Ленинградский рок-клуб. И одним из корифеев русского рока принято считать Бориса Гребенщикова, который внес немалый вклад в развитие этого музыкального направления. Вспомните Виктора Цоя, песни которого пели и поют до сих пор просто под гитару во дворе или сидя у костра. А сколько песен создал Андрей Макаревич, и сосчитать невозможно. Существуют даже фильмы про рок-музыку. К примеру, фильм «Душа», в котором, кроме Софии Ротару и Михаила Боярского, снялась группа «Машина времени». Всего столько, что в одной статье и не перечислишь.

Современная рок-музыка

Ели рассматривать современные направления рок-музыки, то можно сказать, что большей частью в зарубежной рок-музыке наметилась тенденция к ужесточению стилистики или, так сказать, «утяжелению» звучания. Достаточно много групп исполняют black metal или gothic metal, на основе которых сформировались собственные движения типа «готов».

Музыканты старшего поколения все еще следуют своим стилям, не изменяя их, а только дополняя современными инструментами или новыми веяниями в музыке. Отчасти, такая же ситуация наблюдается и в русском роке. Новоявленные музыканты стараются играть более тяжелую музыку, все чаще используя для этого тексты на английском языке, в то время, как «старички» продолжают создавать хиты в собственном стиле. Возьмите хотя бы тот же «Аквариум», «Чайф», «Машину времени» и многих других. Не то, чтобы они не стремятся быть современными. По всей видимости, это просто их жизнь или то, что было им дорого во времена зарождения отечественного рок-движения.

Музыкальные фестивали или концерты рок-музыки всегда проходят с наибольшим ажиотажем. Публика, как и сами музыканты, получает фантастический заряд энергии. И с ними связано наибольшее количество интереснейших случаев.

Так, например, считается, что более популярный исполнитель выступает всегда последним. Во времена расцвета хард-рока на одном из концертов последними должны были выступать Led Zeppelin. Ритчи Блэкмор, считая Deep Purple королями харда, просто по завершении выступления разбил своей гитарой всю звукоусиливающую аппаратуру, заявив, что его группа действительно выступает последней.

Не менее интересным является и поведение самих музыкантов на сцене. Сколько уже говорилось о том, как Оззи Осборн на одном из концертов откусил голову дохлой крысе. Или взять Элиса Купера, чуть не задавленного удавом, с которым он выступал на сцене. Восемь рабочих не могли оторвать змею от рок-звезды. Таких приключений в жизни каждого музыканта, наверняка, найдется немало.

Интересно еще вот что. Многие именитые на сегодняшний день музыканты и исполнители сперва даже не помышляли и такой головокружительной карьере. Стоит привести всего два случая (хотя их, естественно, намного больше). Один из самых известных вокалистов Дэвид Ковердейл, начавший карьеру в Deep Purple, а пото создавший собственный проект Whitesnake, был простым продавцом верхней одежды. А барабанщик группы, Metallica Ларс Ульрих до того, сесть за ударную установку занимался теннисом и даже стал чемпионом Дании среди юниоров.

Что же касается самих концертов и рок-мероприятий, то это всегда захватывающее зрелище. Народу – просто тьма. Тем не менее, особо хочется отметить два грандиозных шоу, которые проходили в Москве в 1989 и 1992 годах. Они считаются самыми большими концертами в истории рока. Первый фестиваль назывался «рок против наркотиков» - туда собралась чуть ли не половина Советского Союза. А на втором концерте Монстры рока в Москве» на выступление групп Pantera, The Black Crows, Metallica и AC/DC собралось аж 800 тысяч человек. На сцене было установлено 600 кВт звука. За несколько километров от Тушинского аэродрома, на котором проходил концерт, даже в метро было слышно любую группу, да еще так, что приходилось перекрикивать друг друга в разговоре.

В заключении хочется сказать, что музыка под общим название «рок» - явление в мире весьма неоднозначное. Влияние рока на всю музыкальную и культурную жизнь человека настолько велико, что представить себе современный мир без этого музыкального направления просто невозможно. Даже противники этого направления утверждают, что рок-баллады настолько мелодичны, лиричны и имеют завидную долю экспрессии, что ни один другой стиль по яркости выражения чувств, эмоций и переживаний с ними просто не сравнится. А вообще, попробуйте поискать в том же Интернете историю рок-музыки. Без сомнения, вы всегда найдете в этой музыке для себя что-то интересное и абсолютно новое.

Под роковой музыкой подразумевается синтез негритянского ритм-энд-блюза и кантри. От первого направления позаимствован своеобразный ритмический рисунок (обратный бит: акцент на вторую и четвёртую доли такта), от второго - завершённость композиций и упрощённая по сравнению с блюзом импровизация. Рок - это протест против политической ситуации в стране, ценностей старшего поколения, способ самовыражения и заявления собственных взглядов на жизнь. Противостояние происходит за счёт текста песен и агрессивной манеры исполнения.

История

Впервые музыка подобного стиля появилась в 1954 году. В фильме «Джунгли классных досок» прозвучала песня Rock round the clock в исполнении Билла Хейли. В это же время вышли пластинки Элвиса Пресли. Несколько позже на музыкальной арене появляются «Битлз», «Роллинг Стоунз» и Боб Дилан.

Постепенно музыка рокового направления начинает исполняться как протест против войны во Вьетнаме, создаются организации, члены которых не приветствуют вооружённые конфликты и расизм.

С появлением в США развивается андеграунд (The Doors, Steppenwolf, Blood, Sweet & Tears), а в Великобритании музыканты стараются сохранить черты традиционной культуры (Led Zeppelin, Deep Purple, Pink Floyd). В это же время появляется новая форма представления композиций - музыкальный альбом: несколько мелодий, объединённые одной идеей.

Постепенно рок-стиль завоёвывает популярность в других странах, развивается и распадается на различные направления.

Джаз, хард, фолк…

В основе стиля лежит классический рок. Музыканты (Элтон Джон, Стинг, The Who) играют на электрогитаре, бас-гитаре, барабанах и не используют стилистические особенности других направлений.

Психоделический рок - это музыка, которую сочиняют под влиянием а прогрессивный отличается иными формами музыкального построения, сложностью и глубиной подаваемого материала. К прогрессивным рокерам относятся Blood, Sweat & Tears, Gong и другие. Творчество музыкантов, желающих выйти за рамки стиля, называют экспериментальным роком. Наиболее известные экспериментаторы - The Fugs, The Godz, Red Crayola и др.

Ещё одно направление объединяет в себе черты рока и джаза. Оно появилось не только из-за того, что джазменам стало тесно в своём стиле, но и как результат слияния «белой» и «чёрной» музыки в рамках борьбы с расизмом. Известные музыканты синтетического стиля - Georgie Fame, The Soft Machine, The Mahavishnu Orchestra и т. д. Фолк-рок представляет собой синтез рока и народной музыки (Боб Дилан, Джоан Боез, Fairport Convention), а хард-року присущи специфические гитарные ритмы, тяжёлая ритм-секция и чрезмерная громкость звучания. Известные представители направления - Джимми Хендрикс, Iron Butterfly, Vanilla Fudge.

Также музыкальные критики выделяют глэм, готик и т. д. Определение стилевых разновидностей несколько условно, так как группы постоянно экспериментируют, меняют манеру игры или изобретают новые способы исполнения.

Рок-опера

Характерно для всех видов искусства, в том числе музыкального. Пример тому - синтез рока и драмы, называемый рок-оперой. Сюда относится состоящее из эпизодов, в которых раскрывается сюжет. Арии исполняются в стиле рока. В отличие от классической оперы, на сцене могут присутствовать клавишник, гитарист, другие музыканты. Чаще всего спектакль сопровождается и звучанием классического оркестра.

Манера пения напориста и агрессивна, что характерно для рок-музыки. Иногда партии содержат элементы других музыкальных направлений (джаз, фолк, барокко и т. д.). Помимо арий, музыканты исполняют речитативы и пластические номера.

Примеры произведений подобного жанра - «Волосы» Г. Макдермота, «Годспел» С. Шуорца, «Юнона и Авось» А. Л. Рыбникова и т. д.

Рок-культура

С течением времени музыка рокеров стала настолько популярной, что элементы стиля проникли в другие пласты культуры, возник своеобразный рок-стиль. Так появился особый язык (сленг), на котором изъясняются приверженцы стиля и фанаты. Сленг используется для написания текстов песен, однако на концертах (сейшенах) становится важнее невербальное общение. Единство музыки, слов, сценических движений и образов воздействует на подсознание человека, вызывая определённые ощущения и эмоциональные реакции.

Рокеры увлекаются буддизмом, другими религиозными учениями, противоречащими психологии Запада. В свободное от концертов время музыканты и поклонники посещают так называемые хэппенинги (встречи), на которых общаются, музицируют, высказывают своё мнение по поводу всего, что происходит в их жизни.

Тенденции рок-культуры проявляются в одежде (несмываемые пятна грязи у хиппи), манере держать себя (рок - это отрицание всего и вся, поэтому приверженцам стиля свойственна агрессия), отвержение традиционных ценностей, нравственных и эстетических установок.

Рок и христианство

Христианская религия не признаёт право на существование рока, считая приверженность рок-культуре невозможной для верующих в Бога. Усиленные ритмы, повышенные частоты, проникновенные тексты влияют на подсознание людей, будят глубинные инстинкты.

Рок - это серьёзное воздействие на психику. После прослушивания подобной музыки человек теряет способность к самоконтролю. Содержание многих песен посвящено теме смерти, депрессивным состояниям человека, саморазрушению. Во многих случаях увлечение роком тесно связано с употреблением наркотиков, проявлениями насилия, что также не соответствует образу жизни христианина.

Искусствоведами и культурологами рок-музыка и всё, что связано с ней, рассматривается как противостояние традиционной культуре.

Вы узнаете, что такое рок музыка и в чем ее особенность. Также немного затронем стиль, образ, культуру и историю возникновения данного музыкального направления.

Рок музыка (англ. Rock music) - это одно из направлений популярной музыки с характерными ритмическими ощущениями.

Рок музыку исполняет рок группа. Основные инструменты: электрогитара, бас гитара, ударные и вокалист. Ключевым инструментом является электрогитара, так как она создает большой драйв в музыке. В ней высоко ценится красивое и мелодичное гитарное соло.

Сейчаспроизошла . Теперь в группу могут входить такие инструменты, как ритм и соло электрогитары. А также бас гитара, несколько ударных инструментов, клавишные, скрипки и так далее.

В некоторых случаях rock исполняется в сопровождении с симфоническим оркестром. Такие концерты очень популярны и привлекают к себе огромное количество людей.

В группе может наблюдаться исполнение двух вокалистов. Один может исполнять тяжелым голосом, другой более легким.

Виды рока

Виды рока довольно разнообразны. Начиная с более легких жанров (альтернативный рок, поп-рок и так далее) и заканчивая более тяжелыми (дэт метал, блэк метал) .

Таких направление более сотни. Поэтому каждый человек здесь сможет найти что-нибудь свое.

Рок стиль и культура

Рок, как культурный феномен породил так называемый «рок-н-рольный образ жизни », определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей.

Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом) . Также она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.

Рок образ подразумевает себя в первую очередь брутальность и мужественность. Под такой стиль появилась своя мода на всю черную одежду с обилием кожи и металла.

Многие рокеры часто носят на себе различные металлические фурнитуры. Например, цепи, кресты, черепа, шипы, клепки и так далее.

Также имеется и свои стили причесок. У металлистов как правило, это длинные распущенные волосы. А у панков популярны ирокезы. Еще используют короткие стрижки со специальной хаотичной укладкой волос.

Однако абсолютно для всех выделять один какой-то четкий рок стиль будет неправильно. Ведь сама музыка имеет множество видов. Поэтому под каждый жанр наблюдается своя какая-то изюминка.

Например, панк-рокеры вызывают некую эпотажность. Могут использоваться вызывающие и яркие цвета одежды. Для хард-рока тут используются более темные оттенки с металлической фурнитурой.

В рок культуре часто наблюдается отрицание всего традиционного. Это своеобразный протест против традиционных ценностей, нравственных и эстетических установок. Еще он часто используется против каких-то политических ситуаций в стране.

Также такая культура подразумевает самовыражение и навязывания своих взглядов на жизнь. Как правило, такая борьба проявляется за счет текстов песен и манерой исполнения музыкальных композиций.

История рок музыки

Поговорим теперь про историю рок музыки. Существует она с середины 1950-х годов. Истоком является блюз, из которого вышли первые рок жанры (рок-н-рол и рокабили) .

Первые поджанры возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой (кантри, фолк, скиффл, мюзик-хол ) того времени.

Были попытки соединить rock практически со всеми видами музыки. Например, с латинской музыкой, джазом, академической и индийской музыкой.

В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки (панк-рок, хард-рок) . Уже в конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок, хардкор, дэт-метал и блэк-метал.

В 90-х годах получили широкое развитие гранж, брит-поп, альтернативный метал.

Основные центры развития рок-музыки - это США и Великобритания. Русскоязычная рок-музыка появилась в СССР в 1960-1970-х гг. Она достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х.