Экономическое развитие японии. Политическое развитие Японии во второй половине XX века


Япония была первой в то время и единственной азиатской страной, вставшей на путь самостоятельного капиталистического развития. Это развитие было своеобразным, поскольку испытывало груз феодальных пережитков, которые в значительной мере тормозили это развитие.
Японский капитализм носил военно-феодальный характер, что означало господство в экономической жизни монополий, сочетавшихся с засилием милитаристских клик, поддерживаемых помещиками.
Несмотря на такое противоречие, преобразование Японии в централизованное государство происходило быстрыми темпами и Япония из слабой отсталой феодальной страны выдвинулась в качестве «великой державы», что было притягательным примером для других азиатских стран, остававшихся на положении колоний или полуколоний.
Процессы концентрации и монополизации
На этом этапе продолжалась концентрация производства, изменилась структура японского экспорта - был уже не экспорт сырья в промышленно развитые страны, а экспорт готовых изделий в Китай и Корею. При довольно низком уровне развития капиталистических отношений внутри страны Япония стала вывозить капитал в Китай, Корею и на Тайвань.
Условия труда рабочих здесь были тяжелее: продолжительность рабочего дня достигала 15-18 часов, хотя зарплата в годы подъема несколько увеличилась. Численность рабочих в 1914 г. составила 1 млн. человек. Широко применялся труд женщин и детей. Рабочий день детей и женщин отличался от работы взрослых, но оплачивался в 10 раз дешевле. Даже в промышленности сохранялись пережитки феодальных порядков - применялись физические наказания рабочих.
Толчок к дальнейшей монополизации дали финансовый кризис 1897-1898 гг. и мировой кризис перепроизводства 1900-1903 гг. Японские монополии сразу же сложились как финансово-промышленные группы, что объяснялось «государственным» характером японского капитализма - здесь раньше возник государственно-монополистический капитализм. Другое отличие процесса монополизации в Японии - распространение влияния на различные направления, не ограничиваясь монополизацией какой-то отрасли производства или сбыта одного товара. Объяснение этому - хронический недостаток капитала. При таком характере монополизации ослаблялась конкуренция, а кроме того, фабричные товары, например, в текстильной промышленности, где преобладали мелкие мануфактуры, обеспечивали устойчивую прибыль и без контроля над всем рынком.
Устремление молодого японского капитализма в Китай и Корею привели к русско-японской войне 1904-1905 гг. Вся экономика страны была поставлена на военные рельсы. Распространялись внутренние займы, в том числе и принудительного характера. Земельный налог повысился с 3 до 17%. Реальная заработная плата снизилась на 20%. Свертывание гражданских отраслей привело к безработице. Сократились посевные площади. Выросла внешняя задолженность страны - 60% военных расходов покрывались за счет иностранных займов.
Победив в этой войне, Япония захватила Южную Маньчжурию, а также Южный Сахалин. Японские монополии устремились на территорию этих стран. Доля японских товаров составила теперь в импорте Кореи и Маньчжурии соответственно 74 и 60%. Создавались специальные колониальные банки. В 1906г. образован полугосударственный концерн, начавший строительство Южно-Маньчжурской железной дороги. За 1900 - 1914 гг. японские инвестиции в эти страны увеличились с 1 млн. до 220 млн. долл.

Экономическая экспансия вызвала подъем промышленности, поднялась волна учредительства и капиталы более равномерно распределялись между тяжелой и легкой промышленностью. Усилившаяся концентрация капитала стала обгонять концентрацию производства. Накануне Первой мировой войны 0,4% всех компаний владели 38% совокупного капитала страны. Ведущим банком был Банк Японии (учрежден в 1882 г.), в котором аккумулировалась основная часть финансовых средств. Инвестиции в промышленные предприятия он осуществлял косвенным путем через различные банки. Предпочтение в финансировании оказывалось стратегическим отраслям.
Финансово-банковская система Японии отличалась своеобразием - в нее входили общественные финансовые учреждения, например, Бюро вкладов (Трастовое фондовое бюро) и Ценовая сберегательная система.
В таких отраслях, как сахарная, цементная, угольная, производство железнодорожного оборудования возникли новые картели и синдикаты. Старые монополии «Мицуи» и «Мицубиси» превратились в подлинные концерны во главе с холдинг-компаниями. Монополиями стали и другие компании - «Асано», «Фудзито», «Окура» и др., также получившие от правительства ряд крупных предприятий в различных отраслях промышленности.
Однако Япония отставала от западноевропейских стран и США, в ее национальном доходе доля промышленности достигала только 40%. В начале XX в. около 2/3 населения страны было занято в сельском хозяйстве.
Вопросы для повторения
1. Назовите факторы, определившие высокие темпы экономического развития США в конце XIX-начале XX в.
2. В чем заключались особенности отраслевой и территориальной структуры промышленности США?
3. Сравните процессы концентрации и монополизации производства и капитала в США и в Германии.
4. Объясните, почему конец XIX-начало XX в. считается началом государственно-монополистического капитализма.
5. Какие причины и особенности хозяйственного развития обусловили внешнеэкономическую экспансию Японии?

Япония 1950–1960–х гг .

После кризисных явлений 1953-1954 гг. в Японии начался экономический подъем, получивший наименование «процветание Дзимму». Он продолжался до 1957 г. и оказал значительное влияние на формирование структуры послевоенной экономики страны.

В 1952 г. в целях защиты мелкого производства от экономического спада Законом о стабилизации мелкого бизнеса было впервые допущено картелирование промышленных и коммерческих ассоциаций. В этом же году принимается Закон об экспортно-импортных сделках, санкционировавший создание экспортно-импортных картелей. В 1966 г. был принят закон о стимулировании особых отраслей промышленности, направленный на укрупнение предприятий путем их объединения и слияния в нефтехимии, автомобилестроении, электронике. В целях повышения международной конкурентоспособности японских товаров правительство осуществляло принудительное картелирование. Министерство вешней торговли и промышленности имело право выступать с предложением о согласовании цен на одну и ту же продукцию разных предприятий, а также о выборе одной фирмы из нескольких, претендующих на экспорт однородной продукции в одну т ту же страну. В 60-е гг. происходит либерализация ввоза иностранных товаров и капиталов в Японию, которая форсировала рост слияний крупных японских предприятий для создания противовеса зарубежным конкурентам. В эти годы 10 ведущих японских торговых дома сосредоточивали более половины общего объема внутренних торговых операций, через них проходили половина всего экспорта и 60 % импорта страны. Послевоенное ослабление “антимонополистического законодательства” способствовало изменению организационных форм японского финансового капитала и созданию новой монополистической структуры рынка, основанной на нескольких финансово-промышленных группах – “Мицубиси”, “Мицуи”, “Фудзи”, “Сумитомо”, “Санва”. В иерархической структуре довоенных “дзайбацу” материнская компания держала акции всех принадлежащих группе фирм и осуществляла централизованное руководство, при этом банки контролировали финансовые, а торговые компании – торговые аспекты деятельности концерна. В отличие от довоенных “дзайбацу” президенты головных компаний современных финансово-промышленных групп формально стали обладать равными правами. Фактически главный голос при этом принадлежал наиболее влиятельной фирме, которая и контролировала всю группу. Тем не менее, современные группы стали внешне опираться на “демократические и децентрализованные основы”, что придало им большую маневренность в обходе действовавших антимонополистических норм. Росту экономики в эти годы способствовали следующие факторы: низкая стоимость рабочей силы; военные заказы японского правительства (особенно американские военные заказы в годы корейской и вьетнамской войн); небольшие военные расходы от госбюджета (менее 1 %). В первые послевоенные годы США финансировали военные расходы Японии на 80 %, что создавало благоприятную обстановку для японского монополистического капитала. В целом, развитие японской военной, особенно ракетно-ядерной, промышленности происходило при участии американских монополий; многоотраслевая структура концернов, что обеспечивало возможность маневрирования капиталом, сырьем, рабочей силой в зависимости от изменений конъюнктуры внешнего рынка; планирование. При кабинете министров был создан Комитет экономического планирования, который занимался изучением конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков, составлением оперативной научно-технической информации не только для правительственных кругов и органов, но и для частных компаний, регулированием государственных капиталовложений для развития важнейших отраслей промышленности и финансированием научно-исследовательских работ в новых отраслях (атомная промышленность, ракетостроение и т.д.); покупка лицензий, научно-техническая революция; обновление основного капитала, связанное с переходом к новейшему оборудованию. Процесс замены устаревшего оборудования, начавшийся в годы корейской войны, охватил все отрасли промышленности; развитие экспорта. До 1965 г. Япония больше импортировала, но с середины 60-х гг. ее внешнеторговый баланс стал активным; психологический фактор - общность интересов. Социально–экономическое развитие Японии в 1970 - 1980- гг. В это время происходит сокращение количества министерств. Изменяется роль государства, практикуется минимальное вмешательство в дела экономики. Механизмом регулирования рынка становится “административное руководство” - проведение официальных и неофициальных консультаций между правительственными органами и представителями большого бизнеса, применяются косвенные финансово-экономические рычаги регулирования экономической деятельности. Сложившаяся высокомонополизированная структура рынка в 70-е гг. создала механизм ценообразования, стимулирующий инфляцию. Произошла потеря “эластичности вниз”, движение цен происходило только вверх, росло число спекулятивных операций. Увеличение количества спекулятивных операций с землей и недвижимостью в 1970 - 80-х гг. стимулировалось налоговой политикой государства. В эти годы ставка налога на землевладение составляла 1,4 % от цены земли (в США-3 %). До второй мировой войны японские землевладельцы уплачивали в виде налога на свой участок 3,8 % от цены земли, причем различий для сельскохозяйственных угодий и площадей под жилую застройку не делалось. В 1970 - 80-е гг. в районах, принадлежащих Токио, Осаке, Нагое с сельскохозяйственных угодий стали собирать налог, составляющий примерно 1/200 от соответствующего показателя для площадей под жилую застройку. При этом правительство рекомендовало вернуться к довоенному порядку, что побудило бы землевладельцев, и крестьян в том числе, участки, которых попадали в черту расширяющихся городов, к широкой продаже земли или к сооружению на ней жилья с последующей сдачей в аренду. Правительство считало, что такой механизм вызовет снижение цен на землю в данных районах, что приведет к общему удешевлению жилищного строительства, стоимости кооперативных квартир примерно в 2 раза, так как в районах, расположенных недалеко от цента столицы, 90 % стоимости такой квартиры приходилось на плату за землю и 10 % на строительные расходы. В 1971 г. в Японии появляется термин “экономическая безопасность ” и после нефтяного кризиса 1973 г. он становится важнейшей составляющей понятия “национальная безопасность”. При этом учитывалась экономическая уязвимость Японии, обусловленная высоким уровнем внешней ресурсозависимости (до 80 %). Одним из последствий нефтяного кризиса 1973 г. было принятие в стране Предварительного плана экономического развития на 1975 - 1985 г., где была конкретно обозначена проблема экономической безопасности страны и подчеркивалась необходимость ее решения в связи с обеспечением Японии сырьевыми, энергетическими и продовольственными ресурсами. В среднесрочном Новом семилетнем плане экономического и социального развития (1979 г.) четко указывалось на обязанность реализации внутренней и внешней политики с учетом экономической безопасности. В декабре 1980 г. при кабинете министров Японии был создан Совет комплексного обеспечения безопасности, который определил экономическую безопасность как защиту экономики страны от любой внешней угрозы. Для Японии было важно не только добиться гарантированного обеспечения поставок сырья, энергоносителей и продовольствия, но и внести свой вклад в улучшение мирового спроса и предложения за счет совместных с другими странами разработок в области поиска альтернативных источников энергии, оказания помощи в развитии сельскохозяйственной базы в странах-поставщиках, сотрудничества в сферах технологии и финансов. В области обеспечения энергетической безопасности Японии за 1970 - 80-е гг. были осуществлены мероприятия по созданию стратегических запасов нефти (сырой). Начиная с 1976 г. частными предпринимателями, а с 1978 г. и правительственными структурами, стали создаваться хранилища нефти и нефтепродуктов стратегического характера. Запасы создавались из расчета самообеспеченности в национальном масштабе до 90 дней, позднее до 70 дней. Было создано 10 стратегических хранилищ наземного, подземного и морского базирования, в которых сосредоточивалось в 1994 г. запасы нефти и нефтепродуктов объемом 80 млн. к/л. В эти годы в энергетическом балансе страны появились альтернативные нефти энергоресурсы, прежде всего атомная энергия. С 1975 по 1993 г. доля атомной энергии в энергетическом балансе страны возросла с 1,5 % до 11,1 %.В 1980-е гг. уровень жизни японцев рос в 7 раз быстрее, чем у американцев, темпы экономического роста в 1960 - 70 гг. составили 10 %, в 80-е гг. – 4,4 % в год. ВНП Японии равнялся 3 трл. дол., США- 4, 6 трл. дол. В 1987 г. ВНП на душу населения в Японии стал 19,2 тыс. дол., а в США – 18,2 тыс. дол. В середине 1980-х гг. Япония вышла на первое место в мире по количеству патентов, вызывающих наибольший интерес. В 1986 г. Япония стала крупнейшей страной-кредитором в мире, выйдя на первое место по общей сумме зарубежных капиталовложений и займов иностранным партнерам, которая составляла 200 млрд. дол. США превратились в должника. Снижение конкурентоспособности американских товаров на внешних рынках явилось одной из причин того, что в эти годы внешнеторговый дефицит США постоянно увеличивался, достигнув в 1986 г. 172,2 млрд. дол. С 1986 г. по 1991 г. японские инвестиции в США увеличились в 5 раз, а японские бизнесмены вышли на третье место в списке граждан зарубежных стран, владеющих капиталами в США. В конце 1980-х гг. - начале 90-х гг. на Японию приходилось 40 из 70 млрд. внешнеторгового дефицита США. Примерно 1 млн. американцев работало на “чисто” японских или смешанных предприятиях. Из 10 банков в самой динамичной части США Калифорнии три принадлежали японцам. В списке крупнейших банков мира первые строки были заняты японскими банками. В 80-е гг. происходили трения на почве дисбаланса Японии в торговле с партнерами из числа развитых стран, прежде всего с США. На такое положение во многом влияли последствия особого поведения японцев и структурные особенности, присущие “японской экономической модели”:ситуация “недопотребления” - низкий по сравнению с другими развитыми странами уровень потребления, что позволяло выделять “недопотребленные ресурсы” на расширение внешней торговли. Это социальное поведение было следствием эпохи послевоенного возрождения и быстрого экономического роста с ее аскетизмом и высоким уровнем накопления. В середине 1980-х гг. в результате целенаправленных усилий правительства и нажиму со стороны Вашингтона уровень внутреннего потребления в Японии увеличился и страна приблизилась к международным стандартам экономически развитых стран мира. Однако доля потребления ВНП все равно стала в конце 1980-х гг. снижаться и в 1991 г. составила 56 %, а в развитых странах – 60 %;

В глазах правящей верхушки Японии значительное положительное сальдо внешней торговли стало своеобразной гарантией положения в современном мире их страны, не обладающей ни военным, ни большим политическим влиянием; накопленные Японией за счет торговых дисбалансов финансовые резервы нужны были стране для оказания эффективной помощи странам третьего мира; закрытый для иностранных капиталов японский рынок. Еще в 60-е гг. Япония ввела протекционистские барьеры против прямых иностранных капиталовложений и разрешила функционированию специальных японских финансово-промышленных группировок, противостоящих доступу “чужаков”.

В 1970 - 1980 гг. японское общество создавало современную информационную систему. Япония превращалась в технотронное общество, освобождающее людей для сервисных операций. Появилась теория “человеческих пределов”, предполагающая создание думающих и принимающих решения киборгов. Развивался японский менеджмент. Наиболее ярким проявлением японской системы управления организацией наряду с другими стала теория “оптимальных групп”, формирующихся в составе 12 - 15 человек в детских садиках и развивающихся до производственных групп.

Япония вступила на путь развития капитализма тогда, когда мировой капитализм переходил на стадию империализма. Реформы, устанавливавшие капиталистические порядки, были проведены в Япония только в 70-х годах XIX в.

Особенности феодализма в Японии и его разложение
Феодализм в Японии относился к типу восточного феодализма или азиатского способа производства. Верховным собственником земли считался император (тенно или микадо), а также его вассалы - князья (дайме). Япония делилась на феодальные княжества, причем каждое княжество являлось самостоятельным государством - имело свои войска, собирало пошлины на границах. Японии была феодально-раздробленным государством.
Император лишь номинально был главой Японии. Реальная власть находилась в руках сёгуна - главнокомандующего. В XVII в. должность сёгуна захватили князья из рода Токугава, и поэтому период истории с XVII в. до буржуазной революции называется периодом сёгуната Токугава.
Феодальное сословие в Японии составляли самураи - военнослужащие. Следует подчеркнуть, что в Японии кроме самураев к военной службе никто не допускался; представителям других сословий даже запрещалось брать в руки оружие под страхом смерти.
Все население Японии делилось на 4 сословия: самураев, крестьян, ремесленников и купцов, причем переход из одного сословия в другое был категорически запрещен. Замкнутость сословий, характерная для феодализма вообще, здесь была доведена до предела. Законы определяли даже пищу, одежду и быт каждого сословия. Так, крестьянам запрещалось есть рис, а носить они могли только полотняную или хлопчатобумажную одежду. Шелк могли носить только самураи. Все сословия были бесправны перед самураями. Самурай мог убить простолюдина только для того, чтобы «испытать новое оружие» или за простую невежливость.
При этом сословия ремесленников и купцов занимали официально более низкое положение, чем крестьяне. Торговля и ремесло считались унизительными занятиями. К тому же имущество этих городских сословий не охранялось законом, наоборот, законами государств время от времени самураи освобождались от возвращения долгов купцам и ростовщикам.
Естественно, в таких условиях торговля и ремесло развивалось крайне медленно. Население городов состояло преимущественно из самураев. В начале XVII в. самураи составляли 3/4 городского населения Японии, а ремесленники и купцы - только 1/4.
Натуральность хозяйства проявлялась и в том, что и налоги собирались натурой, и жалованье самураям выплачивалось натурой - рисом. И на рынке Японии широко практиковался натуральный товарообмен, причем в качестве мерила стоимости использовался также рис.
Самураи не были помещиками, не имели земельных владений с крестьянами. За службу они получали «рисовый паек» - от 5 до 15 тонн риса в год. Этот рис государство получало с крестьян в форме военного налога, т.е. налога на содержание самурайской армии. Этот налог можно рассматривать и как «централизованную» ренту, поскольку за счет его существовало сословие феодалов. По закону в качестве налога крестьяне должны были отдавать 40% урожая, но практически его величина составляла 50-70% урожая.
Поскольку не было помещиков, то не было и барщины. Но была государственная трудовая повинность, общественные работы, свойственные азиатскому способу производства: крестьяне строили каналы, дороги, перевозили различные грузы и т.д.
Разложение феодализма началось с конца XVII в. Оно проявлялось в разрушении сословной структуры и развитии ростовщичества. В условиях феодальной Японии другие сферы предпринимательства были почти закрыты. Развитию внутренней торговли препятствовали крайняя узость внутреннего рынка и феодальная раздробленность, а внешняя торговля была и вовсе запрещена. Отсутствие достаточно широкого рынка сбыта не позволяло развиваться крупной промышленности. Ростовщичество оказывалось единственным способом использования денег и получило гипертрофированно-уродливое развитие.
Прежде всего в кабалу к ростовщикам попадали крестьяне. В обеспечении долга они закладывали свои земельные участки. Это было незаконно, потому что земля не являлась собственностью крестьян и ее заклад был запрещен. Когда крестьянин не мог вернуть долг с процентами, ростовщик, опять-таки в обход закона, становился владельцем его земли. Крестьянин продолжал на этой земле вести хозяйство, платить налог князю, но теперь он должен был дополнительно к этому платить и арендную плату владельцу земли. Этих новых владельцев называли «новыми помещиками» - дзинуси. К середине XIX в. во владение дзинуси перешла третья часть обрабатываемой земли, а треть крестьян оказалась в положении кабальных арендаторов.
Таким образом, система землевладения оказывалась очень сложной: верховный собственник земли - император, «законный» - князь, дополнительный «незаконный» - дзинуси, а хозяйство на этой земле вел крестьянин.
Но в кабалу к ростовщикам попадали и самураи. К этому неизбежно вела натуральная форма их жалованья: для удовлетворения своих потребностей самураю нужны были деньги, а не один только рис. Деньги можно было получить у ростовщиков. В XVIII в. появляется специальная гильдия ростовщиков, которые занимались скупкой у самураев квитанций на рисовые пайки. По некоторым подсчетам к середине XIX в. в руках ростовщиков и торговцев оказалось уже 7/8 национальных богатств Японии.
Конечно, при этом самое низшее сословие Японии (а ростовщики относились к сословию торговцев) фактически уже не занимало низшую ступеньку социальной лестницы. Пользуясь кабальной зависимостью от феодалов, они нередко заставляют тех «усыновлять» себя через усыновление сразу переходят в высшее сословие.
Часть самураев теряет службу и сословное положение. Дело в том, что самураи жили лучше других сословий, не умирали от голода даже в голодный год, поэтому их доля в общей численности населения возрастала, всем уже не хватало места на службе, и часть самураев оказывалась без работы. Такие «безработные» самураи (ронины) не получали рисового пайка, а жили в городах, занимаясь ремеслом и торговлей, что законом категорически запрещалось.
В этом несоответствии реальной жизни закону и проявлялось разложение феодализма. Проникновение же капиталистических отношений в страну тормозила политика насильственной изоляции Японии, которую сегуны проводили с XVII в. Целью этой политики было законсервировать существующий строй, не допустить иностранного влияния, которое могло порвать основы сложившихся отношений. Политика эта заключалась в том, что японцам запрещалось посещать другие страны и строить суда, пригодные для морских путешествий. Иностранные суда в японские гавани не допускались. Исключение было сделано лишь для купцов Голландии и Китая, но и то ограниченное: в одну из гаваней Японии за год разрешалось прибытие двух голландских и нескольких китайских судов, причем торговать и даже контактировать иностранцы могли не с населением, а только с государственными чиновниками.
Результатом изоляции стал хозяйственный застой Японии с конца XVII в. до буржуазной революции 1868 г. Более полутора веков посевная площадь, годовое производство риса и даже численность населения оставались на одном уровне.
Правда мануфактурное производство все же рождается в это время и делает первые шаги. Мануфактуры здесь возникали двумя путями.
Первый. В условиях натурального хозяйства крестьяне были вынуждены готовить ремесленные изделия у себя дома. Со временем появлялся скупщик и рождалась мануфактура, в основном по производству шелковых и хлопчатобумажных тканей.
Второй. Некоторый князья организуют металлургические и фарфоровые мануфактуры. Известно, что на княжеских мануфактурах работали даже самураи.

Развитие промышленности
Началом промышленного переворота и индустриализации Японии следует считать 70-е годы XIX в. когда силами государства создается фабрично-заводская промышленность.
Первые десятилетия после революции частные капиталы в промышленность не шли. Процесс первоначального накопления в Японии не закончился, капиталов не хватало, поэтому ссудный процент был в несколько раз выше, чем в развитых капиталистических странах, использовать капитал в сфере кредита было достаточно выгодно. Поэтому государству пришлось самому заняться строительством заводов на средства казны. Оно приглашает европейских инженеров, выписывает европейскую технику и строит «образцовые» предприятия. «Образцовые» - потому что они должны были служить образцом для частных предпринимателей.
Постепенно складываются условия для частного предпринимательства, и в 80-х годах государственные предприятия передаются в частные руки. Поскольку они передавались на очень льготных условиях, то их собственниками становятся люди, имевшие хорошие связи в правительственных кругах. Это были старые торгово-ростовщические дома и наиболее родовитые самураи.
Ход промышленного переворота тормозил избыток дешевой рабочей силы. Ее дешевизна уменьшала стимул к внедрению машин. Поэтому и к началу мировой войны переворот в Японии не был закончен: 40% предприятий оставалось еще на мануфактурной стадии, 60% населения было занято в сельском хозяйстве, а экспортировала Япония в основном сельскохозяйственную продукцию - чай и шелк-сырец.
Традиции азиатского способа производства отражались и на отношениях, складывающихся в промышленности. Здесь сохранялись полуфеодальные методы эксплуатации и «патернализм». В соответствии с традициями хозяин предприятия считался «отцом» и покровителем рабочих, контролировал все стороны их жизни, и на японских предприятиях практиковались физические наказания рабочих за проступки, связанные с производством. Естественно, такой порядок дополнительно понижал уровень заработной платы.

Особенности японского империализма
Итак, Япония вступила на путь капитализма тогда, когда мир уже переходил к империализму. Поэтому японский капитализм рождался сразу в империалистической форме, приобретал черты империализма. Империализм здесь возник до завершения промышленного переворота, при сохранении многих пережитков азиатского способа производства. Поэтому японский империализм принято относить к типу военно-феодального.
В чем проявились особенности японского империализма как военно-феодального?
Во-первых, в особой форме монополий - дзайбацу. Это были не совсем монополии, потому что они возникли не в ходе конкурентной борьбы и концентрации производства, а при раздаче государственных предприятий в частные руки. Люди, имевшие хорошие связи, могли захватить целую группу предприятий. Вот такая группа предприятий в одних руках и называлась дзайбацу.
Это были не совсем монополии, потому что они ничего не монополизировали. Это были в основном конгломераты, состоящие из предприятий разных отраслей.
Первое место среди дзайбацу занимала компания Мицуи. В ее состав входили банк, текстильные, горные, торговые предприятия. На втором по значению месте находилась компания Мицубиси. В ее состав входили судоходные и судостроительные предприятия, угольные шахты.
Во-вторых, Япония начинает колониальную экспансию, когда сама еще находится в положении полуколонии, когда экономически колонии ей были не нужны. Промышленный переворот еще не закончился, и экспортировала Япония, как уже сказано, в основном сельскохозяйственную продукцию, которую не везут в колонии.
Но у власти в Японии находились самураи - военно-феодальная каста. Самурайское правительство испытывало давление со стороны массы разоренных при капитализации пенсий самураев, которые предполагали, что лишь война может поправить и укрепить их положение. Иначе говоря, Японии были нужны не рынки сбыта и источники сырья, а война и новые земли.
Япония не стала колонией. Неравноправные договоры, которые ставили Японию в положение полуколонии, были аннулированы в 90-х годах. Японию спасло соперничество держав на Дальнем Востоке. Объектом соперничества была не маленькая Япония, а большой Китай, но Япония был важной стратегической позицией на подступах к Китаю, и каждая из держав не могла допустить, чтобы эту позицию занял соперник. Используя это обстоятельство, Япония не только избежала участи колонии, но и сама постаралась участвовать в разделе Китая.
Уже в 90-х годах в результате войны с Китаем она отбирает у него Тайвань, Пескадорские острова и подчиняет своему влиянию Корею. В результате Русско-японской войны 1904-1905 гг. она получает Кванту некую область с Порт-Артуром, половину Сахалина, а еще через два года заключает с царским правительством договор о разделе Манчжурии на сферы влияния.

В развитии хозяйства Японии в послевоенное время различают три этапа. 1946 - 1951 гг. были периодом восстановления. За время войны Япония потеряла почти 25% производственных фондов. Спад производства в 1945 г. составил 63%. Уровень инфляции в 1945 - 1950 гг. достиг 7000%. Правительство продолжало вмешиваться во все сферы экономики. Для того чтобы не было голода, страна импортировала продукты питания. Японии запрещалось участвовать в международной торговле. Импорт контролировали правительство и верховное командование союзнических сил.

Важная роль в восстановлении японской экономики принадлежала государственному регулированию, прогрессивным реформам - земельной, в сфере трудовых отношений, ликвидации головных компаний. Началом государственного регулирования стало замораживание банковских депозитов, деноминация иены, новая система фиксированных цен и внедрение нового налога на собственность. Были созданы Комитет экономической стабилизации и Банк реконструкции Японии. Используя такие экономические инструменты, как нормирование стратегических товаров, политику приоритетных отраслей, в которые принудительно направлялась 1/2 инвестиционных ресурсов коммерческих банков, ограничение субсидий размерами государственных фондов, запрет на повышение заработной платы выше инфляционного уровня, фиксирование обменного курса иены, правительству удалось уменьшить инфляцию. Нормализации государственных финансов и восстановлению механизма воспроизводства способствовала линия Дж. Доджа, которому президент США Г. Трумэн поручил возглавить преобразования в Японии. Стабилизационная политика предусматривала единый обменный курс валюты (360 иен за 1 долл.), улучшение организации и управления на предприятиях, постепенный запрет субсидий на экспорт и производство, отмена контроля над ценами, уравнивания их с мировыми, внедрение принципов свободного рынка. Внешняя торговля была денационализирована. Вместе с тем внешние финансовые сделки контролировались. Для регулирования денежных потоков через границу была создана бюджетная система иностранной валюты и принят закон об иностранных инвестициях.

В течение 1946 -1950 гг. изменилась структура японской акционерной собственности. В ходе "декартелизации" были ликвидированы главные компании и установлен государственный контроль за слиянием компаний и картелированием (антимонопольный закон 1947 г.). Способствовало росту промышленного производства и развитию внутреннего рынка земельная реформа 40-х годов, которая обусловила индустриализацию села, появление нового трудового законодательства, повышение жизненного уровня.

Довоенный уровень промышленного производства в Японии был превышен в 1951 г. В течение первой половины 50-х годов темпы роста замедлились, поскольку производственные мощности достигли возможного максимума. Вторая половина 50-х - 60-х годов стали периодом обновления и расширения производственных мощностей, их модернизации. Определяющим признаком Японии в этот период были высокие темпы экономического роста.

Структурные изменения хозяйства заключались прежде всего в развитии промышленности. Основным ее направлением было формирование сначала базовых отраслей тяжелой промышленности, затем производство наукоемкой продукции. В общем производстве уменьшилась доля электроэнергетики и добычи каменного угля. По-прежнему прослеживалась тенденция роста тяжелой промышленности.

Первостепенное значение приобрело развитие радиоэлектроники, приборо- и судостроение, производство искусственных каучука, смол, волокон, пластмасс, энерго- и материалосберегающего оборудования. Япония заняла второе место после США в использовании ЭВМ, выпуска автомобилей. Возросла роль атомных электростанций. Замедлились темпы развития текстильной и пищевой промышленности.

Важное место в японской экономике традиционно занимала непроизводственная сфера. После войны благоприятным фактором стало аграрное перенаселение. Рабочая сила, которую не могла поглотить промышленность, шла в сферу услуг и торговлю. Для нее было характерным множество небольших предприятий.

Заметной движущей силой экономического развития Японии был рост капитальных вложений. По масштабам обновления производственных фондов Японии принадлежало первое место в мире.

Качественное обновление японского хозяйства было связано с развитием научно-технического прогресса. Процесс развертывания НИОКР в Японии имеет свою специфику. Слабый собственный научный потенциал компенсировался внедрением зарубежного научно-технического опыта.

Значительную роль в быстром развитии хозяйства имела дешевая рабочая сила японских рабочих.

Укрепили свои позиции японские монополии. Возобновили деятельность финансово-промышленные группы, возникли новые. Особенностью экономики была ее двойственная структура - параллельное существование большой, малой и средней промышленности.

Чрезвычайно большое значение в послевоенной Японии имела регулятивная роль государства в экономической сфере. На протяжении 50-х годов разрабатывались трехлетний, два пятилетних, шестилетний планы развития хозяйства. Они определяли цели, условия развития, выявляли "узкие" места экономики, с учетом чего проводилась государственная политика и распределялись государственные инвестиции.

Экономическая деятельность осуществлялась на принципах частной инициативы посредством рыночного механизма и механизма цен. Государство стало крупным производителем и потребителем промышленной продукции.

Кредитно-финансовые меры государство осуществляло через японский банк и специализированные государственные кредитно-финансовые институты, государственный бюджет.

Реализация курса на индустриализацию, форсированное развитие отраслей, которые определяли технический прогресс, вывели Японию на второе место в мировой индустрии.

В 70-80-х годах Япония занимала в промышленном мировом производстве второе место после США. Пик "японского чуда" прошел. Во всем мире наступили неблагоприятные конъюнктурные условия. В 1973-1974гг. на мировых рынках цены на нефть выросли в 4 раза. Поскольку экономика Японии на 3/4 зависела от привозной нефти, то в хозяйстве страны воцарилась настоящая паника. Для того чтобы выйти из кризиса, Япония увеличила вывоз товаров. Ежегодно в США японцы реализовывали до 2 млн. автомобилей. Второй путь, который должен был вывести Японию из застоя, - изменение экономической стратегии или курс на всестороннее развитие новейших, наукоемких отраслей: производство ЭВМ, роботов, тонких химических соединений, станков с программным управлением, очистных сооружений, оборудования связи, атомных электростанций. Япония тратила на научные исследования значительную долю ВНП, сократив расходы на прежние традиционные отрасли - судостроение, металлургию, нефтехимию. Благодаря этому, преодолев кризисные явления, она сохранила за собой в 70-80-х годах второе место среди экономически развитых стран мира. Для того чтобы не допускать резких спадов в динамичном развитии своего хозяйства, правительство Японии утвердило план государственного регулирования национальной экономики.

Современный монетаризм

На этапе информационно-технологической революции индустриальные страны мира сделали значительный скачок в своем развитии. На этом этапе формируются новые взгляды относительно эффективного роста и появляются новые экономические школы. С начала 80-х годов в развитых капиталистических странах господствует неоконсерватизм, который охватывает три основных направления новой неоклассики:

1) монетаризм, связанный с регулированием экономики через сферу денежно-кредитного обращения. Только последовательная политика обеспечения хозяйства деньгами, по мнению монетаристов, может создать уверенность экономических агентов в неинфляционном развитии экономики и способствовать равномерному инвестированию с минимальным риском;

2) экономическую теорию предложения, согласно которой чрезмерное повышение налогов лишает предпринимателей стимулов к инвестированию и приводит, таким образом, к падению производства и подрыву финансовой базы, а снижение налоговых ставок является достаточным условием для стимулирования предпринимательской активности и инициативы;

3) теорию рациональных ожиданий, согласно которой экономические агенты в любом случае не оправдывают надежды властных структур, потому что заранее учитывают намерения власти и нейтрализуют своими мерами (повышением или снижением цен) политику правительства. Решительно против Дж. М. Кейнса и кейнсианцев выступил Милтон Фридмен, представитель чикагской школы. В экономической литературе это выступление получил название неоклассической (монетаристской) контрреволюции (в противовес кейнсианской революции). В широком смысле монетаризм - это все экономические доктрины, которые предоставляют деньгам первостепенное значение и связанные с разработкой денежно-кредитной политики, направленной на регулирование денежной массы в обращении. Именно такие концепции реализуются сегодня в различных формах в хозяйственной политике США и других развитых стран. Таким образом, "монетаристское возрождение" не было случайным ответом на жесткую инфляцию 70-х годов или просто реакцией на кризис кейнсианства. В основе современных монетаристских концепций лежит количественная теория денег, возникшая еще в XVI в. и согласно которой уровень товарных цен тем выше, чем больше денег в обращении. Монетаризм значительно расширил возможности неоклассической теории, добавив к ней эмпирические исследования на основе экономико-статистических моделей.

Вывод о решающем влиянии денежных факторов на общеэкономические процессы был обоснован М. Фридменом и А. Шварцем в работе "Монетарная история Соединенных Штатов, 1867-1960" и сформулирован так:

Изменение количества денежного запаса тесно связано с изменениями экономической активности, денежного дохода и цен;

Связь между денежными и экономическими сдвигами была (в определенные годы) стабильной;

Денежные изменения часто имели независимое происхождение, а не являлись отражением изменений экономической активности.

Новые монетаристские подходы сводятся к следующим основным положениям:

1) критике вмешательства государства в экономику (речь идет не о принципиальном отрицании государственного вмешательства, а о неприятии конкретной экономической политики, которая базируется на кейнсианских методах государственного регулирования);

2) ставке на политику регулирования денежной массы как основной инструмент управления экономикой;

3) провозглашение частного предпринимательства единственной движущей силой экономического развития;

4) реабилитации закона Сэя, в результате чего кейнсианская концепция управления спросом должна уступить место теории, ориентированой на предложение.

В сфере практической реализации монетаристских концепций можно выделить несколько элементов, а именно: перестройку бюджетного механизма, отказ от бюджетного влияния на производство, уменьшение бюджетных расходов, дерегулирование определенных сфер хозяйства, ослабление юридической регламентации хозяйственной деятельности, приватизации отдельных секторов экономики, сокращение социальной инфраструктуры и социальных программ.

Экономическая теория предложения изучает влияние бюджетно-налоговых рычагов на предпринимательскую активность и эффективность хозяйственной деятельности. Основные положения концепции экономики предложения:

Ориентация экономики на производство и предложение;

Сокращение налогообложения производителей с целью высвобождения части прибыли для инвестирования;

Сокращение налогообложения физических лиц для стимулирования сбережений населения;

Приватизация;

Сокращение государственных расходов в социальной сфере;

Регулирование предложения денежной массы;

Невмешательство государства в экономику.

Уровень производства, согласно неоклассической теории, зависит от предложения труда и капитала.

Предложение труда определяется выбором индивидов между трудом и досугом. Известно, что рост налогов на заработную плату означает ее фактическое уменьшение и приводит к сокращению предложения труда. Система государственных социальных пособий, в частности по безработице, также снижает привлекательность труда, сокращая количество желающих работать. Поэтому уменьшение предельного налогообложения трудовых доходов способствует расширению предложения рабочей силы уже работающих и стимулирует привлечение дополнительных работников, для которых предельная полезность получаемой заработной платы будет превышать предельную полезность досуга. Таким образом, прирост трудовых ресурсов будет обеспечивать дальнейший процесс накопления капитала, а в итоге - повышение нормы накопления и ускорения экономического роста в целом по экономике.

Предложение капитала (объема инвестиций), согласно неоклассическими представлениям, является функцией сбережений, решение о которых зависят от выбора индивиду между потреблением сегодня или в будущем. Стимулировать принятие решения о сбережениях могут такие поощрительные меры экономической политики как: снижение налогов на прибыль корпораций и введение в отношении них налоговых и амортизационных льгот. При этом четко определяются два пути ускорения инвестиционного процесса:

1) формирование дополнительных источников внутренних ресурсов накопления за увеличения амортизационных отчислений;

2) привлечение внешних инвестиционных ресурсов путем увеличения рыночной стоимости активов корпораций - рост уровня выплачиваемых дивидендов и привлекательности корпоративных ценных бумаг.

Одним из вариантов новой неоклассики является теория рациональных ожиданий, которая полностью игнорировала государственное вмешательство. Американские экономисты Р. Лукас, Т. Сарджент, Н. Уоллес утверждают, что экономический индивид не только пассивно адаптируется к предыдущему опыту, но и активно использует большой объем текущей информации для точного предсказания тенденций хозяйственного развития. Любые попытки повлиять на процесс воспроизводства посредством систематической государственной макроэкономической политики идеологи рациональных ожиданий оценивают как бесплодные не только в долгосрочном, но и в краткосрочном аспекте. Главная ставка делается на возрождение веры в возможность рационального поведения экономических агентов в условиях, когда государство играет роль только источника информации.

Эта теория изучает прежде инфляционные ожидания и поэтому в определенной степени опирается на теорию адаптивных ожиданий, согласно которой ожидания будущей инфляции формируется на основе предыдущих и текущих уровней инфляции и является относительно постоянным. Однако, теория рациональных ожиданий имеет существенное отличие: индивиды, действующие рационально, не только анализируют "вчера" и "сегодня", но и могут предвидеть и «прогнозировать" завтра ", используя всю доступную информацию.

Теория рациональных ожиданий хорошо аргументирована в теоретическом плане и подкреплена серьезной математической базой, но практической ценности не получила.

Таким образом, экономические теории, которые развивались в конце ХХ и начале ХХI века, занимались проблемами неопределенности рыночной среды, ожиданий и неполноты информации. Их целью является создание адекватных и эффективных методов государственного регулирования.

Неоконсерватизм

Неоконсервативный подход к перестройке регулирования экономики предполагает, что конкуренция, рынок вместе с частномонопополистическими элементами планирования приобретают приоритетное значение, а непосредственное вмешательство государства в процесс производства, распределения и перераспределения должно уменьшиться. Однако в его рамках обосновывается необходимость усиления роли государства в обеспечении стратегических предпосылок развития и повышения конкурентоспособности страны, что особенно важно в динамичных условиях научно-технической революции.

Экономические кризисы 1975 и 1980 гг. породили политический и идеологический кризисы. В результате в странах Запада на авансцену выдвинулся неоконсерватизм (НК). В Великобритании к власти пришла Маргарет Тэтчер, а в США - Рональд Рейган. НК царил со второй половины 70-х до начала 90-х годов, т.е. почти 20 лет. С приходом Билла Клинтона в США началась перестройка.

НК - буквально означает сохранение старых ценностей на новом этапе. НК в широком смысле - это мировоззрение в целом, общая идеология. Выделим наиболее важные ценности НК.

Первой ценностью НК является ориентирование на моногамную семью. Дело в том, что в 60-е годы на Западе прошла сексуальная революция. Западные социологи насчитали несколько десятков форм брака. Причиной этого они считали сексуальную революцию, которая разрушает западные традиционные ценности. Вторая ценность НК - ориентация на церковную идеологию, веру в бога. В 60-е годы наблюдалась тенденция равнодушия к религии. Сегодня религиозность на Западе в почете. Даже в армии церковь сейчас играет важную роль. Третья ценность НК - усиленное воспитание молодежи на патриотических началах. Наконец, четвертая ценность НК - акцент на права и свободы, воспитание духа предприимчивости, расчет на собственные силы, а не на государство.

Нас интересует прежде всего НК в экономической области. Он характеризуется следующими ценностями: во-первых, это упор на частную собственность и рыночную конкуренцию, на собственную предприимчивость. Неоконсерваторы объясняют кризиса 1975 и 1980 гг. чрезмерным регулированием экономики. Это нашло свое выражение в очень высоких налогах с целью реализации социальных программ. Самые высокие ставки налогов были в Швеции - до 75%, в США - 55%, в Англии - 35% (на наибольшую долю доходов). По мнению идеологов НК, такие высокие ставки налогов полностью сводят к нулю стимулы заниматься бизнесом. В результате - растет теневая экономика, а государство провоцирует рост мафиозных структур.

Во-вторых, по мнению идеологов НК, государство проводит очень широкие социальные программы. Эти программы порождают социальное иждивенчество. По мнению неоконсерваторов, при Дж.Кенеди в 60-е годы создалась обстановка расхолаживания, что также ведет к падению престижа экономики.

Для выхода из сложившейся ситуации, неоконсерваторы предлагали, во-первых, приватизировать государственный сектор экономики (по этому пути пошло правительство консерваторов Великобритании под руководством М. Тэтчер) и, во-вторых, снизить долю валового национального продукта, который перераспределяется, через госбюджет. Ими приводились следующие статистические данные: в 70-х годах через госбюджет перераспределялось 30% ВПН, а в 80-х годах - 36%. Фактически конкретные рекомендации НК сводились к снижению налогов и социальных расходов. Одним словом, необходимо снизить общий уровень регулирования экономики и возродить лозунг свободного предпринимательства. В этом заключается суть НК в экономической области.

В начале 60-х - середине 70-х годов начался новый этап научно-технической революции (НТР) - революция в технологии или технологическая революция, результатом которой явились компьютеризация, роботизация и миниатюризация производства. Западными экономистами была найдена граница управляемости высокосложными производствами и экономическими системами. Экономические системы 50-60-х годов характеризовались немногочисленными крупными предприятиями, которые превосходили по всем показателям мелкий бизнес. Но результаты технологической революции (компьютеризации и т.д.) оказались применимы и на мелких предприятиях, которые стали эффективнее, чем крупные малоподвижные производства. В результате в 70-е годы мелкий бизнес начал выигрывать. В сложившейся ситуации, стало сложно управлять экономикой из единого экономического центра. Сегодня многомиллионная номенклатура выпускаемых изделий, очень подвижная. Через 2-3 года она обновляется наполовину. Пора объективно перенести акцент от централизации к автономизации.

Назовем и второй рациональный момент, который уловили неоконсерваторы. Они исходили из понимания того, что человеческий труд - дело нелегкое. Он не может быть первой жизненной потребностью. В человеке не заложена потребность трудиться. Поэтому, по мнению НК, экономическая система должна быть всегда достаточно жесткой.

Есть, однако, и негативные моменты в НК в экономической области. Первый момент. Если П. Самуэльсон ставил на первый план смешанную экономику (неоклассический синтез), то НК сделали крен исключительно на частную собственность. Они предлагали приватизировать железные дороги, городской транспорт, строить частные тюрьмы и так далее. Второй момент. НК поставили вопрос о том, что все безработные - это добровольные безработные (идея позаимствована у Л. Вальраса). Дж. М. Кейнс же считал, что в основном безработицы - вынужденное явление. Третий момент - отношение к социальным расходам. НК поставили вопрос о том, что социальные расходы разлагают всю экономическую систему. Но человеческому обществу объективно присуща система социальных гарантий, особенно для пенсионеров, инвалидов и детей малоимущих родителей. Кстати, за период правления НК ни в одной западной стране социальные расходы не сократились.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные центры экономического соперничества.

2. Основные характеристики научно-информационной революции.

3. Современные направления развития экономической мысли.

4. Стратегии развития новых индустриальных стран.

Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Япония.

    Экономическое и политическое положение Японии после второй мировой войны. Послевоенное урегулирование в оккупированной Японии.

    Война в Корее и ее влияние на экономическое развитие Японии.

    Японское «политическое чудо».

    Экономическое развитие Японии. Утверждение самостоятельной роли Японии в мире.

1. Экономическое и политическое положение Японии после второй мировой войны. Послевоенное урегулирование в оккупированной Японии.

В отличие от Германии, оккупированной союзниками в ходе боев на ее собственной территории, Япония была оккупирована через две недели после капитуляции. При этом США воспрепятствовали созданию зон оккупации стран-победителей в Японии. Поскольку соотношение сил СССР и западных держав на Дальнем Востоке было совершенно иным, чем в Европе, а советский вклад в разгром Японии был внесен лишь на последнем этапе Тихоокеанской войны в условиях фактически начавшейся «холодной войны», Москва была вынуждена с этим согласиться. В результате американские войска под командованием генерала Макартура оккупировали Японию единолично, хотя формально представляли интересы всех стран, воевавших с Японией.

Подписав безоговорочную капитуляцию, Япония тем самым как минимум приняла условия Потсдамской Декларации. Перед победившими Японию державами стояла задача такого послевоенного урегулирования в этой стране, которое предотвратило бы возрождения ее как агрессивной силы. Это было возможно только посредством демократизации, ликвидации помещичьего землевладения как источника самурайского авантюризма, роспуска монополистических группировок - дзайбацу как источника агрессии, демилитаризации и наказания военных преступников в назидание на будущее.

Практически все вышеперечисленные задачи были решены на первом этапе оккупации (1945-47 гг.) благодаря относительному единству среди стран-победителей. В эти годы общественное мнение США помнило вероломство и жестокость японской военщины и поддерживало курс на максимальное ослабление Японии как возможного в будущем противника. В Японии была введена одна из самых демократических в мире буржуазных Конституций, написанная специалистами Пропагандистского отдела штаба Макартура и переведенная на японский (сами японские юристы подготовили несколько крайне реакционных вариантов Конституции, с которыми страны-победители не могли согласиться). Не решившись на ликвидацию института Императорской власти, авторы Конституции ограничили ее декоративными функциями.Конституцияпровозглашает отказ Японии от решения внешнеполитических проблем военным путем и запрещает ей иметь Вооруженные силы. Проведенной по настоянию держав аграрной реформой завершился начатыйв эпоху Мэйдзипроцесс дефеодализации.

Преобразования 1945-47 гг. освободили японский империализм от его угрожающих военно-феодальных характеристик, открыли возможность буржуазно-демократического развития. Однако США не спешили с подписанием Мирного Договора и прекращением оккупации: их устраивало эластичное бездоговорное положение Японии в условиях «холодной войны». На втором этапе оккупации (1948-51 гг.) Вашингтон делает ставку на превращение Японии в своего союзника на Дальнем Востоке (вместо гоминдановского Китая, доживающего последние дни). С этой целью США создают благоприятные условия для деятельности проамериканских сил и осложняют возможности левых партий Японии, После проведения ряда профилактических мероприятий, обеспечивающих лояльность японского правительства, Вашингтон вынес на Сан-Францисскую конференцию 1951 г. проект Мирного Договора победителей с Японией. На конференции, созванной в разгар корейской войны, неизбежно должны были возникнуть разногласия по тексту Договора.

Всего в работе мирной конференции участвовало 52 страны. Ряд стран пострадавших от японской агрессии в наибольшей степени, приглашены не были (КНР, КНДР, МНР, ДРВ), Индия и Бирма отказались от участия, но были представлены все латиноамериканские страны и Люксембург. Поскольку проамериканское большинство конференции не желало вносить поправки в подготовленный госдепартаментом проект Договора, советская делегация покинула ее и мирного Договора между СССР (Россией) и Японией до сих пор нет.

По Сан-Францисскому Договору Япония отказывалась от ряда захваченных и приобретенных ею территорий (Курил, Ю. Сахалина, Тайваня и др.), но без указания стран, которым эти острова передавались. Архипелаг Рюкю(островаОкинава) оставался под административным управлением США. Предусматривалась выплата репараций Японией жертвам ее агрессии, но без указания размера репараций и порядка их выплаты (предлагалось решать этот вопрос на основе двусторонней договоренности). Мирный договор, как ни странно, не предусматривал вывода американских оккупационных войск с японской территории. В нем не было даже конституционных положений о демократизации и военных ограничениях на Японию. Таким образом, после 6 лет оккупации в результате Сан-Францисской конференции, Япония превратилась в субъекта «холодной войны» на стороне США. Японская буржуазия сознательно пошла на ущемление своего суверенитета в политической области в обмен на американские рынки сырья и сбыта в сфере экономической. Многосторонний Сан-Францисский договор после закрытия Конференции был дополнен двусторонним японо-американским Пактом безопасности. В соответствии с его статьями США брали на себя обеспечение «безопасности Дальнего Востока» и получали право пресечения «внутренних беспорядков» на японской территории. Пакт был бессрочным без права одностороннего выхода из него Японии. США не были обязаны консультироваться с Токио по вопросам использования американских войск, дислоцированных в Японии, для обеспечения возложенных на них задач.