"Волшебный холм". Евгения Лоцманова

В Коломне c 16 июня по 22 июля в культурном центре "Дом Озерова проходит первая персональная выставка 27-летней художницы-иллюстратора, выпускницы факультета графических искусств Московского университета печати Евгении Лоцмановой. Заранее прошу прощение за не качественные фотографии - рисунки висят под стеклом. Совсем немного иллюстраций я нашла в интернете.


На выставке представлены иллюстрации к сказкам Х.К. Андерсена, А.Н. Толстого, С. Писахова и К. Льюиса. О своей работе лучше всего может рассказать сама художница, поэтому ниже я приведу интервью, которое Евгения дала корреспонденту "Российской Газеты".

Как же получилось, что ты посвятила себя такой тяжелой мужской технике, как литография? Евгения Лоцманова: Литография позволяет экспериментировать с одним и тем же эскизом, варьируя цвета и дорабатывая его в поисках лучшего решения. И есть своя прелесть в нерукотворности напечатанной картинки, которая обычно получается немножечко не так, как предполагаешь.


Ты назвала свою выставку путешествием. Куда же мы отправимся? Евгения Лоцманова: Мы отправимся в путешествие по сказкам, созданным писателями разных стран. Они несут в себе и яркий национальный колорит, и дух того времени, когда они были созданы. Русские, европейские или восточные сказки требуют разного подхода, разных художественных ориентиров, будь то русский лубок и расписные прялки, иранская миниатюра или европейская живопись XVI -XIX веков.


Твои герои сказочны - таких в жизни не встретишь. Откуда же они к тебе приходят? Из снов, из детства?..Евгения Лоцманова: Да, в основном из детских впечатлений и каких-то смутных, но очень милых сердцу ассоциаций... Некоторых героев я рисую с самых близких людей. Например, с мамы.


Какие книги ты любила и любишь читать? Евгения Лоцманова: В детстве очень любила волшебные сказки и повести про животных. Позже читала много классики и приключенческой литературы вроде "Трех мушкетеров". Одна из любимейших книг сейчас - "Мастер и Маргарита" Булгакова. Всегда с удовольствием читаю мемуарную литературу, книги, написанные в эмиграции, воспоминания людей, переживших сложнейшие моменты нашей истории. Одна из последних прочитанных - воспоминания художницы Остроумовой-Лебедевой.

Когда ты почувствовала себя иллюстратором? Евгения Лоцманова: Все началось с чудесной картинки, нарисованной мамой к "Городу мастеров". У нее так здорово получалось, что мне захотелось нарисовать не хуже.

Твоя выставка - это целая сказочная страна. Как бы ты назвала эту страну? Евгения Лоцманова: Мне запомнились слова Ники Георгиевны Гольц, одной из моих любимейших иллюстраторов, сказанные на встрече с нами, студентами. Она сказала: не нужно никаких выдуманных стран, ведь все самое интересное и волшебное происходит рядом, надо просто это увидеть.


Говорят, что твои предки были иконописцами? Что ты о них знаешь и чувствуешь ли в себе, в своем искусстве, какую-то родовую преемственность? Евгения Лоцманова: К сожалению, знаю я не много. Мой прадедушка по материнской линии происходил из деревни Егорьевского уезда, где процветал иконописный промысел. В юности прадедушка продолжил семейные традиции, но после революции род занятий ему пришлось сменить. Наверное, и иконопись, и книжная иллюстрация - виды искусства, не слишком допускающие суету, включающие труд достаточно кропотливый, требующий "глубокого погружения" и напряженной душевной работы.


Кто твои любимые художники? Евгения Лоцманова: Люблю фламандскую и голландскую живопись, Питера Брейгеля Старшего, Рембрандта, Хальса, Вермера. С радостью обращаюсь ко многим мастерам европейской живописи вплоть до конца XIX в. В русском искусстве очень люблю Коровина, Кустодиева, Врубеля, всех "мирискусников". С душевным трепетом отношусь к "Азбуке" Бенуа и книжкам Билибина. И конечно, моя огромная и бесконечная радость - мастера советской книжной графики, чьи картинки нежно любимы с детства: Конашевич, Юрий Васнецов, Маврина, Устинов, Елисеев, Гольц и многие-многие другие. И особенно хочу сказать об иллюстрациях моего дорогого учителя Бориса Аркадьевича Диодорова, которые для меня уже в институте стали настоящим озарением.


Ты пишешь стихи, занимаешься пением, делаешь куклы... Евгения Лоцманова: Успеваю только маленькую часть от того, что хочется сделать. Но разные увлечения, я чувствую, питают друг друга. Пение русских народных песен вдохновляет на картинки к русским сказкам, если нет времени нарисовать явившийся вдруг образ, о нем где-нибудь в дороге можно написать стихотворение, а создание кукол, работа с объемом, с разными фактурами и материалами помогает легче лепить форму в рисунке.


Часто говорят, что дети равнодушны к книгам, к чтению, что скоро книга умрет. Что бы ты ответила таким скептикам? Евгения Лоцманова: С помощью компьютерных технологий можно получить информацию, но скорее всего она будет калейдоскопичной. Книга же способна нести целостный художественный образ, который будет воспитывать вкус ребенка, являясь понятным, уютным и осязаемым домиком для слов и персонажей, живущих и действующих в ней, как актеры в спектакле, играемом для одного маленького зрителя и для самых близких его людей.









Нас иногда упрекают: у вас одни переиздания, а сейчас никто не хочет издавать современных молодых художников. Если честно, читать это обидно: наше издательство издает довольно много таких книг (много, учитывая, что мы маленькое частное издательство). Книги - разные, что-то дань эскперименту, что-то попроще. За последние пару лет у нас были изданы книги с иллюстрациями: Виктории Кирдий, Ксении Лавровой, Галины Зинько, Ольги Фадеевой, Лины Эйтмантите-Валужене, Елены Базановой, Лизы Бухаловой, Ольги Ионайтис, Галины Лавренко, Людмилы Пипченко, Екатерины Плаксиной, Полины Яковлевой. Если кто чего упустил - милости просим изучать на сайт
Возможно такое ощущение складывается потому, что я довольно редко рассказываю про эти книги в данном ЖЖ, но это из серии однобокости информации:) - с этими книгами работает наша питерская редакция, это их специализация, а я просто обычно "не в курсе".

Сейчас мы активно работаем с новой серией "Образ Речи". По нашему замыслу в эту серию будут входить книги современных художников, как признанных мэтров, так и совсем молодых; как совсем новые проекты, так и переработанные художником специально для этой серии. Так уже вышли "Невский проспект" с Михаилом Бычковым, "Путешествие на Тандадрику" и "Про то, чего не может быть" с Игорем Олейниковым, "Ёжка идёт в школу" с Евгением Антоненковым.
Сейчас у нас готовятся две книги: "Девочка-свеча" Юлии Гуковой и "Волшебный холм" Евгении Лоцмановой .

Для молодой художницы Евгении Лоцмановой это будет всего лишь вторая изданная книга.
первая была вот эта (думаю, многие ее заметили)

Итак, редкая сказка Г.Х. Андерсена "Волшебный холм".
В основе иллюстраций - дипломная работа художницы, но значительно переработанная для этого издания.
Рисунки в редкой на сегодняшний день технике - литографии.






Это пока просто иллюстрации, вне макета.
Больше ничего не знаю, это книга нашей питерской редакции, ближе к выходу информация будет на сайте.

Ну, а о художнице можно немножечко прочитать здесь
Дом для слов и персонажей
Интервью Евгении Лоцмановой
"Литография позволяет экспериментировать с одним и тем же эскизом, варьируя цвета и дорабатывая его в поисках лучшего решения. И есть своя прелесть в нерукотворности напечатанной картинки, которая обычно получается немножечко не так, как предполагаешь..."


"Сказочный лес"

30 января в Культурном центре «Дом Озерова» состоялось открытие выставки книжной графики «Сказочный лес» , автором которой является художник-иллюстратор Евгения Лоцманова . Основой этой выставки стали иллюстрации к сказке «Волшебный холм» Х. К. Андерсена.Для молодой художницы Евгении Лоцмановой «Волшебный холм» – это вторая изданная книга с ее иллюстрациями, которые просто «оживили» эту сказку, и не могут не вызывать восхищения.

В основе иллюстраций этой сказочной книги – дипломная работа художницы, но значительно переработанная для этого издания. «Перелистав» страницы этой книги на экране и выслушав краткое содержание сказки, все пришедшие на открытие наверняка захотели прочитать это раннее произведение датского сказочника и поняли, как много значит для книги художник-иллюстратор. Рисунки книги сделаны в редкой на сегодняшний день технике, которую принято считать «тяжелой мужской техникой» – литографии. Из короткого фильма, который прокомментировала сама Евгения Лоцманова, все смогли узнать о трудоемком процессе создания литографии.

Евгении была задана масса вопросов. Обстоятельно отвечая на них, молодая художница очаровала всех своими ответами.По словам Евгении, каждая картина – это отражение души автора, немного детской и наивной; это внутренний диалог со зрителем, приглашение вернуться в прекрасный мир детства.

В этот вечер Евгения принимала поздравления от директора Детской художественной школы им.Народного художника России М.Г. Абакумова Василия Алексеевича Бека, ведь Евгения является выпускницей этой школы. Много добрых слов и воспоминаний было от преподавателя этой школы Надежды Александровны Семеновой. Коломенский художник Геннадий Митрофанович Савинов выразил надежду, что Евгения ещё не раз вернётся в Коломну и удивит её жителей своим творчеством, ведь иллюстрация детской книги для неё сродни дыханию – без него невозможно жить.Кроме тогохудожник и краевед Алексей Алексеевич Фёдоров предложил Евгении посвятить следующие работы Коломне, проиллюстрировав знаменитое произведение И. И. Лажечникова «Беленькие, чёрненькие и серенькие». Сама Евгения особо благодарила свою маму, Наталью Николаевну, которая является для нее творческим и духовным вдохновителем.

Изящные иллюстрации Евгении Лоцмановой позволили всем пришедшим на вернисаж погрузиться в дивный мир книжной иллюстрации. Вместе с автором зрители посетили «Сказочный лес», созданный замечательной художницей, иллюстратором Евгенией Лоцмановой.

Выставка «Сказочный лес» Евгении Лоцмановой станет настоящим подарком для коломенцев и гостей нашего города. Из неё каждый из нас сможет почерпнуть те эмоции и чувства, которые остались на страницах прекрасных сказок, когда-то щедро украсивших наше детство.

По традиции, в День работника культуры, в Кремле вручают премии людям, посвятившим своё творчество подрастающим поколениям, а также тем, кто, несмотря на собственные молодые годы, уже сказал свое значимое слово в искусстве.

Часть лауреатов – уже признанные мастера, другим – едва за тридцать. Но их достижения в области изобразительного искусства и музыки неоспоримы. Те, кто получает награды в этот день, вносят огромный вклад в формирование в обществе нравственных ценностей и моральных ориентиров .

Евгения Николаевна Лоцманова – лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2015 года. Премия присуждена за вклад в развитие отечественного искусства иллюстрации.

Евгения Лоцманова – художник-иллюстратор. Её работы отличает удивительная притягательность, доброе и светлое отношение к героям, внимательное отношение к тексту. Иллюстрации выполнены в технике цветной литографии с использованием тяжёлого литографского камня, что требует большого терпения и физической силы.

Е. Лоцманова - достойный продолжатель традиций отечественной книжной иллюстрации, наследия Т.Мавриной, Ю.Васнецова, Е.Рачёва, Б.Диодорова. Но у молодой художницы неповторимый собственный стиль.

«К сожалению, сейчас многие талантливые молодые иллюстраторы уходят из профессии в силу жизненных и материальных трудностей. И эта награда, я уверена, сможет показать, что профессия иллюстратора почётна, значима и поддерживается государством на самом высоком уровне», – подчеркнула лауреат.

Елена Андреевна Чебурашкина – лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2015 года. Премия присуждена за вклад в развитие отечественного дизайна и художественного образования.

Впервые среди награжденных данной премией не литератор и не музыкант, а представитель прикладной профессии - дизайнер. Елена Чебурашкина выпускница и преподаватель кафедры «Художественное проектирование мебели» МГХПУ им. С.Г. Строганова , ведёт дисциплины «Проект» и «Эргономика в мебели», читает лекции по истории дизайна мебели 20-го века. Елена занимается дизайном интерьеров детских садов, разрабатывает уникальную мебель для детсадов, которая одновременно является средством развития и развлечения ребенка. На её столах можно рисовать, а игровая зона легко превращается в детскую спальню.

"Огромное спасибо моему любящему мужу, моим терпеливым детям, маме и папе. Мама, папа, спасибо за то, что воспитали меня такой. Возможно, хотя бы теперь вы перестанете называть меня маленькой пигалицей", - сказала в своей речи Елена Чебурашкина.

kremlin.ru

"Иллюстратор – сам себе режиссёр, декоратор и актёр. Я проживаю жизнь своих персонажей, передаю характер. Искусство книжной иллюстрации очень родственно театру, иногда хочется, чтобы персонажи выпрыгнули из книги и начали разговаривать".

Лоцманова Евгения

Евгения Лоцманова (р. 1989) - молодой московский художник, выпускница факультета графических искусств Московского университета печати.

Евгения родилась и училась в Коломне, посещала художественную школу. Рисовать начала с раннего детства. Очень любила изображать сказочных персонажей, маленьких зверушек, которые очень часто встречаются в русских народных сказках. В 2002 году поступила в Московский государственный университет печати на факультет книжной графики, так увлечение стало профессией. Все её работы выполнены в лучших традициях русской школы иллюстрации. Сейчас Евгения живёт в Москве.

Трудиться над созданием рисунков к “Сорочьим сказкам” художница начала давно, ещё в 2004 году, но результат появился только через восемь лет. Это связано с выбором техники исполнения, очень сложной и трудоёмкой – литографией. На создание одной картинки, по признанию самой Евгении Лоцмановой, у неё уходит от одного до нескольких месяцев. (Литография – писание, черчение и художественное рисование на камне чернилами и карандашом особого состава, а также процарапывание иглой, с последующей печатью оттисков на бумаге.)

Вот что сама Евгения рассказывает о работе над “Сорочьими сказками”:

" Сказки Толстого люблю с детства. У него очень сочный русский язык. Здорово почувствовать то время, деревенский быт с избушками, гуляющими гусями во дворе, с конями, гумном, колодцем. Хотелось всё это показать. А литография – очень необычная техника – интересно создавать один эскиз, а потом по-разному варьировать цвет. Это увлекательный художественный процесс, при котором получаются разные эффекты".