Теория потребностей С. Функнера. Анализ степени удовлетворенности потребителей в сфере коммунальных услуг

Все мы испытываем определенные потребности. Некоторые из них удовлетворяются полностью, некоторые частично, а некоторые и вовсе остаются не у дел. Чтобы восполнить образовавшийся вакуум человек начинает прибегать к особым механизмам – компенсации. Он или начинает отрицать само наличие у себя данной потребности или снижает ее актуальность или переносит свою энергию на другой уровень. И начинает получать удовлетворение от него.

Физиологические потребности.
Физиологические потребности, которые обычно принимаются в качестве отправной точки для теории мотивации, представляют собой так называемые физиологические влечения и желания. Физиологические потребности доминируют над всеми остальными a организме и являются основой мотивации человека. Таким образом, человек, который нуждается в пище, безопасности, любви и уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего остального. В это время все остальные потребности могут прекратить свое существование или быть отодвинутыми на задний план. Поэтому состояние всего организма можно охарактеризовать, как человек голоден, поскольку голод владеет сознанием почти безраздельно. Все силы организма начинают обслуживать удовлетворение потребности в пище, а возможности, которые нельзя задействовать для достижения этой цели отодвигаются на задний план. Т.е. желание купить новые туфли, или автомобиль, в экстремальной ситуации становятся второстепенными. Вместе с этим организм проявляет специфическую особенность, которая состоит в том, что во время, когда в человеке доминирует определяющая потребность, меняется философия его будущего. К сожалению, Интернет не может дать нам пищи в натуральном так сказать виде. Но он может обеспечить заработок, который и буден потрачен на продовольствие. То есть кода человеком овладевает, физиологические потребности пользователь большинство времени проводит в поисках работы. А, найдя ее на каком-нибудь сайте, полностью отдается процессу выкачивания денег.

Потребности в безопасности.
Следующая группа потребностей, потребности в безопасности, защищенности, стабильности, покровителе, защите, отсутствии страха, тревоги и хаоса, потребности в структуре, порядке, законе и ограничениях, покровителе. По Маслоу к этим потребностям применимо почти тоже, что и к физиологическим. Организм может быть полностью ими охвачен. Если в случае с голодом определялось, как человек стремящийся утолить голод, то в этом случае человек, стремящийся к безопасности. Здесь вновь все силы, интеллект, рецепторы служат в первую очередь инструментом для поиска безопасности. И вновь доминирующая цель – это определяющий фактор не только для видения мира и философии в настоящий момент, но и философии будущего и философии ценностей. Кстати физиологические потребности, находясь в удовлетворенном состоянии, сейчас недооцениваются. В обычной жизни обнаруживаются проявление потребностей в безопасности в стремлении получить стабильное место работы с гарантированной защитой, желание иметь сберегательный счет, страхование и т.д. или предпочтение знакомых вещей незнакомым, известное неизвестному. Стремление иметь религию или философию, которая организует вселенную и людей в логически содержательное целое. Потребности в безопасности могут стать актуальными, когда возникает угроза закону, порядку, властям общества. С этой точки зрения Интернет идеально подходит, для того чтобы почувствовать себя частицей целого. Всевозможные клубы по интересам с достаточно четкими правами и обязанностями добавляют уверенности в будущем. Модераторы и админы в таких клубах воспринимаются почти равными богу. Кстати сама регистрация уже подразумевает чувство некой защищенности, ведь посетитель переходит на легальное положение.

Потребности в любви и принадлежности.

Если физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, появляются потребности в привязанности и принадлежности.

Потребность в любви предполагает, как потребность давать, так и потребность получать любовь . Когда они неудовлетворенны, личность остро переживает отсутствие друзей или партнера. Человек будет жадно стремиться завязать отношения с людьми вообще, ради места в группе или семье и будет всеми силами стремиться к этой цели. Обретение всего этого будет для человека важнее всего на свете. И он даже может забыть, что когда-то голод был на первом плане, а любовь казалась нереальной и ненужной.

Теперь острая боль от одиночества, неприятия и недружелюбия сильнее всего остального и соответственно он будет думать, что был бы абсолютно счастлив, если в его жизни появилась любовь. Для человека очень важно чувствовать принадлежность, добрососедские отношения на одной территории, среди класса, компании, коллег, т.к. что их стремление сбиться в стаю держаться вместе, быть частью группы есть у них от природы. Самыми известными примерами подобных сообществ являются всевозможные сайты знакомств, чаты и конечно все виды «одноклассников». Все сайты, которые предлагают поиск забытых друзей и знакомых апеллируют именно к этой потребности.

Потребность в уважении.
Все люди в нашем обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной обычно высокой самооценке, в самоуважении, чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих. Эти потребности Маслоу разделяет на два класса.

К первому классу относятся сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность пред лицом внешнего мира, независимость и свобода.

Ко второму Маслоу относит, то, что называется хорошей репутацией или желанием престижа (определяя их как оценку или уважение со стороны других людей), а также статус, известность и славу, превосходство, признание внимание, значительность, чувство собственного достоинства или признательность.

Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувство уверенности в себе, своей ценности, силе, способностях и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствие на пути к удовлетворению ведут к появлению чувства неполноценности, слабости беспомощности. Эти чувства ведут за собой, подавленность или невротические склонности. Нужно учесть, что формирование самооценки на основе мнения других людей таит в себе опасность, т.к. она не учитывает реальные способности личности, ее компетентность. Наиболее стабильное и, следовательно, здоровое чувство самоуважения базируется на заслуженном уважении со стороны других людей, а не на показной славе и известности и неоправданной лести. Очень трудно отличать действительные компетентность и достижения в основе, которой лежат исключительная сила воли, целеустремленность и ответственность, от того, что дается естественным путем, без всякого труда. Одними врожденными качествами конституцией и биологической судьбой. Удовлетворению данной потребности так же помогают сайты знакомств, а так же различные форумы сообщества и все сайты устраивающие конкурсы и вводящие рейтинги посетителей для открытого показа. Следующая потребность, которая вступает в действие это:

Потребность в самоактуализации.
Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эта потребность и называется самоактуализацией. Она относиться к желанию людей реализовывать себя, проявлять в себе, то, что заложено в нем потенциально. Она может быть определена, как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен. Конкретное воплощение отличается значительным разнообразием. У одного это может быть желание быть непревзойденным родителем, у другого спортсменом. У самоактуализирующихся людей есть общие черты:

Восприятие реальности: проявляется в способности обнаруживать фальшь и нечестность и верно судить о других людях. Они гораздо легче и быстрее других выделяют новое, специфичное и конкретное из общего абстрактного и схематичного, следовательно, они более чем окружающие живут в реальном мире, а не в океане людских представлений, ожиданий, обобщений стереотипов, которые многие ошибочно принимают за действительность. Они с готовностью принимают неопознанное не чувствуя при этом никакого дискомфорта. Неизвестность даже влечет их больше, чем известное и привычное. Скажите, а вы узнали в этом описании активного пользователя сети, который переходит с одной страницы на другую с одного сайта на другой в поисках чего-то действительно своего?

Принятие: они принимают себя и собственные проявления без досады и огорчений, иногда даже не слишком задумываясь над тем или иным вопросом. Они способны принимать свою человеческую природу со всеми ее недостатками и несоответствиями идеалам, не ощущая при этом беспокойства. У их выражено отсутствие склонности к оборонительным реакциям. Неприятие искусственных приемов в других людях, лицемерие, хитрость, бравада, попытки произвести впечатление практически им несвойственны. Это те самые авторитеты на форумах и чатах к словам, которых относятся очень серьезно и с уважением. Но которые не обладают официальной властью.

Спонтанность: эти люди склонны проявлять спонтанность в поведении, мыслях и побуждениях. Их поведение отличается простотой и естественностью, им чужды наигранность и попытки произвести эффект.

Не нужно думать, что у них отсутствуют этические принципы. Это достаточно высоконравственные люди. Они работают, проявляют инициативу, но не в совсем обычном смысле. Мотивацией для них является личностный рост, самовыражение, созревание и развитие. Человек, находясь в Интернете, в конце концов, приходит к мысли, что мир многополярен и, следовательно, нет черного и белого, а существует только много цветов и оттенков повседневной реальности. И каждый человек вправе выбирать свою.

Центрирование на проблеме: как правило, сосредотачивают свое внимание на внешних задачах. Обычно они не представляют проблемы для самих себя, и поэтому не слишком о себе заботятся (что заметно отличается от склонности к интроспекции, присущей недостаточно уверенным в себе людям). Самоактуализирующиеся люди, как правило, выполняют некую миссию, определенную цель жизни, решают какую-либо внешнюю задачу, что отнимает у них много сил и времени.

Речь не обязательно идет о задаче, которую они сами себе поставили, это может быть проблема, разрешение которой они считают своим долгом, обязанностью. Можно сказать цель, которую человек должен, а не хочет достичь. Как правило, они не преследуют личной выгоды, они стремятся принести пользу всему человечеству, своему народу или членам своей семьи. Их неотъемлемые качества величие, нетривиальность, отсутствие мелочности. Им присущи широта взглядов, умение быть выше обыденных проблем, мыслить масштабно. Благодаря этим качествам создается атмосфера спокойствия и веры в преодоление преходящих проблем, облегчающая жизнь не только им, но и их близким. Это так называемые гении сети. Именно они выкладывают свои программы в общее пользование бесплатно. Именно им нужно сказать спасибо за новинки кино и медиа продукции. Именно им принадлежат всевозможные катологи програм, сетей и систем.

Склонность к уединению: Маслоу считает, что все самоактуализирующиеся люди могут быть в одиночестве без ущерба для себя и без ощущения дискомфорта. Более того, они практически все любят уединение. Они могут оставаться вне споров, ничуть не тревожась, тем, что вызывает у людей бурю эмоций. Им не составляет никакого труда сохранять спокойствие и невозмутимость, поэтому жизненные невзгоды и удары судьбы не вызывают у них реакций протеста, как у обычных людей. Они умеют сохранять достоинство и с честью выходят из самых сложных ситуаций. Это объясняется их склонностью самостоятельно интерпретировать ситуацию, не полагаясь на мнение окружающих. Они умеют отстраняться от ситуации и посмотреть на нее со стороны, даже если проблемы касаются их. У них крепкий сон, хороший аппетит, они могут улыбаться и смеяться в периоды тревог и волнений. В социальных взаимоотношениях такая отстраненность создает порой проблемы, люди воспринимают это качество как холодность, снобизм, отсутствие дружеского расположения и даже враждебность. Составляющими автономии являются способность принимать самостоятельные решения, самодисциплина, склонность действовать самостоятельно, а не быть орудием в чужих руках, сила, а не слабость. Правда, похоже на типичный портрет хакера? ведь именно им приписывают подобные черты.

Межличностные отношения: для самоактуализирующихся людей характерны более глубокие межличностные отношения, чем для большинства других взрослых людей. Они готовы проявить больше любви, внимания, участия. Их партнеры в целом гораздо здоровее и ближе к самоактуализации, чем среднестатистические. Это говорит о высокой избирательности в общении. Правильное мнение, не так ли? Ведь имея в сети больший выбор чем в реале, мы и выбирать, можем именно то, что захотим и того, кого захотим.

Таким образом, можно сказать, что Интернет способен удовлетворить все потребности, которые есть у человека. Главное не увлекаться Чтобы он не стал средством сверх компенсации и не затмил весь остальной реальный мир.

Потребности являются неотъемлемой частью реальной экономики, которая определяет механизм ее развития. Потребности - это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека.

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. В последние входят вкусовые предпочтения, воспитание, национальные, исторические предпосылки, географические условия .

Потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. В таком широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины.

Биология, например, изучает аспект потребностей, связанный с обменом веществ в живом организме и поддержанием его жизнедеятельности.

Психология рассматривает потребности как особое психическое состояние индивида, ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как результат несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности .

Общественные науки изучают социально-экономический аспект потребностей. Экономическая наука, в частности, исследует общественные потребности.

Общественные потребности - потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономических групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются .

Общественные потребности делятся на две крупные группы: потребности общества и населения (личные потребности).

Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п.

С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности. Производственные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в правлении производством на разных уровнях - цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом. Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители .

Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности.

Являясь категорией общественного сознания, личные потребности выступают и как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения межу людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг.

Личные потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Последняя, в конечном счете, всегда направлена на удовлетворение потребностей: осуществляя свою деятельность, человек стремиться полнее удовлетворить их. С другой стороны, сама эта деятельность выступает важнейшим фактором формирования личных потребностей. Чем она шире и многограннее, тем разнообразнее, богаче потребности человека и тем, в конечном счете, полнее они удовлетворяются .

Удовлетворение потребностей путем так называемого пассивного потребления, не связанного с активной деятельностью индивида как члена общества, экономического субъекта, неизбежно ведет к их обесцениванию.

Поэтому именно сама активная деятельность человека является фактором роста потребностей, их качественного совершенствования, стимулирует проявление закона возрастающих потребностей.

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так А. Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие).

Под первичными подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде т.д. Вторичные потребности главным образом связанны с духовной интеллектуальной деятельностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п.

Деление это в известной степени условно: роскошная одежда «нового русского» не обязательно связанна с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека .

Единство общественных потребностей (в том числе и личных), характеризующееся внутренними взаимосвязями, называется система потребностей.

Различают системы потребностей общества и населения. Каждая из них характеризуется определенным набором потребностей. Их удовлетворение необходимо для нормального функционирования общества в целом (система потребностей общества), отдельной личности или группы людей (система личных потребностей).

Система личных потребностей - иерархически организованная структура. В ней выделяются потребности первого порядка, их удовлетворение составляет основу жизнедеятельности человека. Потребности последующих порядков удовлетворяются после того, как наступает определенная степень насыщения потребностей первого порядка.

Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения .

Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования потребностей все более всесторонне развитого человека. Современная цивилизация знает множество различных потребностей. Они подразделяются на следующие виды:

Физиологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);

Потребность в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

Потребности в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; потребность в дружбе и любви);

Потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, приобретении определенного общественного положения);

Потребность в саморазвитии (совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Эти виды потребностей можно условно представить в виде пирамиды как видно на рис. 1. Такая иерархия потребностей предложена А. Маслоу. Согласно его теории, доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть полностью удовлетворены прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей .

Рис. 1.1.1. Иерархия потребностей человека

Для нас наибольший интерес представляют отличительные особенности человеческих потребностей. В связи с этим важно отметить, что в отношении верхнего предела роста нужд и запросов человек разительно отличается от любого животного, у которого конечное желание - удовлетворить только естественные биологические потребности. У людей такого ограничителя нет.

Характерной чертой человеческих потребностей является их эластичность - гибкость, растяжимость. Это предопределяет их быструю и значительную изменчивость.

В зависимости от характера, природы возникновения выделяют три их группы (класса) потребностей: физические, социальные и интеллектуальные.

Физические потребности связанны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также такие, как потребность в двигательной активности, в сне и т.д. Эти потребности задаются человеку самой природой. Тем не менее, характер производства, социальный строй и конкретный условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений. Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье и т. п.

Социальные потребности - возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т. д.

Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от физических, они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества .

Интеллектуальные потребности - рождаются разумом человека и связанны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности (в том числе и творческой самодеятельности) и т. д.

Как и социальные, они являются потребностями, созданными обществом, развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека, как личности.

Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой обществом индивидуальности .

В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой проявляются личные потребности, выделяют две группы личных потребностей - материальные и духовные.

Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т. п.) .

Духовные потребности связанны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. С этой точки зрения духовные потребности шире интеллектуальных. Их удовлетворение обеспечивает, если так можно сказать, духовное воспроизводство человека.

В зависимости от степени конкретизации все потребности подразделяются на общие и конкретные.

Общие потребности - потребности, вытекающие из какого-либо вида жизнедеятельности человека. К ним относятся, например, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т. д. Каждый вид общих потребностей может удовлетворяться различными наборами конкретных благ и услуг .

Конкретные потребности - потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги. Например, потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизорах, книгах и т. п.

Общие и конкретные потребности тесно взаимосвязаны между собой. Каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, складывается их них. С другой стороны, набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую. В зависимости количественной определенности и возможностей удовлетворения всю совокупность потребностей подразделяют на абсолютные, действительные, платежеспособные и удовлетворенные потребности .

Абсолютные потребности выражают желание обладать товарами. Они не ограничены возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстрактный характер, не связаны с конкретными предметами потребления.

Действительные потребности формируются в рамках достигнутого уровня производства. Они, как и абсолютные, не ограничены платежеспособными возможностями потребителей. Но в отличие от абсолютных носят конкретный характер, т. е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям.

Платежеспособные потребности определяются платежеспособными возможностями потребителей. Этим они отличаются от абсолютных и действительных потребностей. Но, как и абсолютные, платежеспособные потребности носят абстрактный характер, т. е. отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром. Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса .

Удовлетворенные потребности - потребности, которые фактически удовлетворяются благами и услугами. Удовлетворение их зависит от достигнутого уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей. Платежеспособные потребности превращаются в удовлетворенные потребности, когда на рынке есть достаточное количество товаров и услуг, соответствующих по своим потребительским свойствам требованиям покупателей. В противном случае они остаются неудовлетворенными .

По степени рациональности потребности разделяют на разумные и иррациональные. Разумные (рациональные) потребности - потребности, соответствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека, всестороннего гармоничного развития личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей с учетом особенностей его действия в конкретных условиях общественного воспроизводства.

Разумные потребности - категория, трудно поддающаяся количественному выражению. Тем не менее, размеры конкретных материальных потребностей можно условно определить с помощью рациональных норм и нормативов. Однако, все эти рациональные нормы и нормативы (за исключением, пожалуй, рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) носят весьма приблизительные и условный характер. Но за неимением ничего лучшего они все же используются сейчас для определения границ разумных потребностей в отдельных товарах, а так же для расчетов степени удовлетворения этих потребностей (хотя и носят в значительной мере условный характер) . Иррациональные потребности - потребности, выходящие за рамки разумных, принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы.

Таким образом, отдельные подобные потребности могут складываться у довольно широкого круга людей. Наибольшее распространение такой иррационализм получил по отношению к питанию. С этим связанно ожирение, нарушение обмена веществ в организме и появляющиеся по причине этого болезни. Сюда относятся и наркотики, относящиеся к «черному рынку». Легальная же продажа водки и сигарет приносит большие доходы и с экономической точки зрения не приносит вреда.

Понятие и природа человеческих потребностей.

Потребность – это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, которое оказывается возможным благодаря деятельности. Выявить причины этой активности, ее психологические формы и проявления означает охарактеризовать личность со стороны ее направленности и важнейших жизненных отношений.

Фрейд утверждал, что человек активен в результате того, что у него выявляются инстинктивные побуждения, унаследованные им от животных предков, и, прежде всего половой инстинкт и инстинкт самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаруживать себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты или влечения “цензуре”, что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу подсознательного, уходят в подполье, но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, они продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь в различные продукты деятельности человека.

Потребности людей постоянно развиваются, удовлетворение одних нужд и желаний вызывает появление других. С ростом разнообразия производства и вообще жизни общества изменяются потребности. Немаловажную роль в этом процессе играет не только технический и социальный прогресс , но и мода .

Развитие потребностей человека тесно связано с природой человеческих способностей. Люди умеют производить полезные эффекты при обработке вещества природы, использовании энергии и получении информации. Человек отличается любознательностью и потому потребностью в постоянном развитии знаний об окружающем мире и себе самом . Человек способен создавать новое, он – творческое существо, и потому нуждается в свободе для своей деятельности, в ресурсах – для разнообразных форм творчества, в социальной поддержке других членов общества.

Потребности человека имеют общественно-личный характер . Это находит выражение, во-первых, в том, что дажё для удовлетворения потребностей, которые имеют, казалось бы, узколичный характер используются результаты общественного разделения труда.

Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, нуждается в определенных условиях.

И, в-третьих, множество потребностей человека выражают не столько его узколичные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к которой принадлежит человек, совместно с которой он трудится, - потребности коллектива приобретают характер потребностей личности.

Объяснение потребностей через понятие мотива

Удовлетворение потребностей связано с мотивами деятельности человека. в научной теории понятие потребности обозначает не переживаемую человеком нужду, а постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому потребности выступают постоянным внутренним побудителем всякой активности (в том числе и человеческой деятельности). С этим тезисом также связан 4 этап реализации мотива – закрепление(когда многократное повторение ведёт к преобразованию мотива в черту характера, в постоянную побудительную потенцию).

Классификация потребностей

    Биологические (питание, вода, двиежение, продолжене рода).

    Социальные (труд, социальная активность,самореализация и самоутверждение в обществе).

    Духовные (познание,знание).

Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей. Биологические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою очередь, удовлетворение духовных потребностей (например, в знаниях) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, изменение собственного социального статуса). Половое влечение развивается в одну из самых тонких и возвышенных духовных потребностей – потребность индивидуальной любви.

Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение только мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности и общества, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятельности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.

Проблема потребностей у мыслителей античности Первые греческие философы стремились построить гармоничные отношения человека с миром. Они рассматривали человека как микрокосмос - миниатюрную копию огромного космоса (макрокосма), в которой представлены все силы Вселенной. Между природой, человеком и социальным миром существует некая гармония, и удовлетворение потребностей не должно нарушать ее. Так, первый греческий философ - Фалес из Милета (ок.625 г. - ок.547 г. до н.э.) говорил, что счастлив тот, “кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан”. Из других высказываний Фалеса видно, что он стремился научить индивида разумному поведению в человеческом сообществе, умению сочетать личные и общественные интересы, не удовлетворять индивидуальные потребности в ущерб согражданам .

Мыслители Древней Греции обозначили основные мировоззренческие проблемы, возникающие при формировании потребностей. Основоположник материалистического направления в западной философии Демокрит обратил внимание на возрастание потребностей, существование потребностей разумных и неразумных. “Насколько умнее человека животное, которое, имея потребность, знает размеры ее! - восклицал он. - Человек же не знает границ своих потребностей ”. Тут возвышение потребностей явно рассматривается как недостаток человека. Демокрит одним из первых стал доказывать, что для достижения счастья необходима не безудержная погоня за удовольствиями, а контроль над своими потребностями, разумное ограничение желаний: “Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным”, “Неумеренное желание свойственно ребенку, а не зрелому мужу”, “Сильные желания, направленные на достижение чего-нибудь одного, делают душу слепой по отношению ко всему прочему”. Греческий философ предлагает способ противодействия разрушению человеческой личности, возникающему из-за неудовлетворенности (или из-за ощущения неудовлетворенности) материальных потребностей. Неумеренной погоне за материальными благами древние мыслители противопоставляли стремление к благам духовным. “Людям следует больше заботиться о душе, чем о теле”, - утверждал Демокрит. По сохранившимся свидетельствам, он высоко ценил потребность в познании и утверждал, что скорее “предпочел бы найти одно причинное объяснение, чем приобрести себе персидский престол”. Античные мыслители считали материальные потребности менее важными, чем духовные. Это относилось и к материальной трудовой деятельности - зарождавшемуся инженерному, техническому творчеству. Материальный труд считался уделом рабов - низшего класса общества, который невозможно сравнивать со свободными аристократами.

Греческий философ Ксенофонт писал: “Людей можно сделать послушными и словом, указывая, что повиновение для них полезно. Для рабов же и такое воспитание, которое кажется чисто животным, весьма подходит, чтобы научить их повиноваться. Ибо, угождая влечениям их желудка, можно многого от них добиться. На честолюбивые натуры хорошо действует похвала, так как некоторые жаждут похвалы не меньше, чем другие пищу и питье”. Удовлетворение простейших физиологических потребностей рассматривалось как основная форма вознаграждения за рабский труд: “Для раба вознаграждением служит получаемая им пища”, “Рабам, приставленным к более благородным занятиям, нужно оказывать внимание, а рабов, занимающихся низким трудом, вдоволь кормить”, “Охоту к труду можно вызвать также более свободным режимом, более свободной мерой пищи и одежды”, “Начальников следует поощрять наградами и стараться, чтобы они имели рабынь для сожительства, от которых у них были бы дети”. Таким образом, дозирование степени удовлетворения биологических и социальных потребностей служило в условиях рабства эффективным механизмом управления трудом. Первая классификация человеческих потребностей была дана последователем Демокрита - древнегреческим атомистом Эпикуром “Надо принять во внимание, - писал он, - что, желания бывают одни - естественные, другие - пустые , и из числа естественных одни - необходимые, а другие - только естественные; а из числа необходимых одни - необходимы для счастья, другие - для спокойствия тела, третьи - для самой жизни”. Похожей классификацией фактически пользуются и современные ученые. В самом, деле, Эпикур сначала делит все потребности (которые он называет “желаниями”) на разумные (“естественные”) и неразумные (“пустые”). Затем разумные разделяются на необходимые и не являющиеся необходимыми. Необходимые, в свою очередь, разделены на необходимые для счастья, необходимые для человека как живого организма (тела) и, наконец, насущные (т.е. абсолютно необходимые, без удовлетворения которых жизнь в принципе невозможна). Данная классификация в основном соответствует современному учению о потребностях, которые принято подразделять на насущные (необходимые для самой жизни) и ненасущные (необходимые для счастья и необходимые для тела).

Потребности и способности

Потребности

Слова «потребность» и «способность» известны всем. Сейчас поймем, что за ними стоит. На бытовом уровне потребность – то, что человек хочет, а способность – то, что он может. В науке несколько сложней, но тоже просто. Потребность – постоянное противоречие между существующей ситуацией и постоянной необходимостью человека в чем-либо. (Например, человек хочет спать, у него потребность во сне сейчас – и он выспался. На данный конкретный момент потребность удовлетворена, но потенциальная потребность в сне осталась – человек все равно еще захочет спать). Для того, чтобы удовлетворить любую потребность, человек должен что-то делать. Отсюда следует, что Потребность – постоянный внутренний побудитель человека к действию, то есть – к активности.

Инстинкт и потребность. Их виды и взаимосвязь

В основе любой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт. Инстинкт – биологический, то есть природный фактор, присущий индивиду как живому существу.

Инстинкты можно поделить три группы:

1. Витальные (латынь – жизнь), то есть обеспечивающие жизнеде6ятельность организма (пища, размножение и т.п.);

2. Социальные – необходимость в отношениях между индивидами;

3. Интеллектуальные – необходимость в познании окружающего мира. (ориентировочный инстинкт)

Как я уже написала, инстинкты обуславливают потребности. Следовательно, и потребности можно поделить на аналогичные группы:

1. Биологические – потребность во всем, что обеспечивает жизнедеятельность;

2. Социальные – потребность в труде, самореализации, самоутверждении – словом, в том, что вытекает из людских взаимоотношений.

3. Духовные – потребности в познании, знании, культуре…

Мнимые и подлинные потребности

Также можно различать подлинные и мнимые потребности. Не останавливаясь на этом долго, скажу суть: Подлинные потребности – те, которые ведут к развитию личности. Мнимые или ложные – наоборот, ведут к деградации. Примеры по желанию найдете сами.

Способности

Способность – это индивидуальная особенность человека, от которой зависит успешность выполняемой им деятельности. При этом стоит иметь в виду, что способность –это не просто умение что-то делать хорошо, но и то насколько быстро, насколько полно, насколько прочно (в смысле длительности) сделано что-либо. Способности сейчас рассматриваются как синтез биологического и социального в человеке. Попросту говоря, способности закладываются генетически (есть генетические программы поведения, закодированные в молекулах ДНК), но развиваются только в процессе жизнедеятельности. Иными словами, генетически закладывается не сама способность, а способность иметь способность. Стало быть, развитие любой способности зависит от множества социальных факторов. Критерием для типологии способностей обычно выступают различные виды деятельности – наука, музыка, искусство. И способности выделяют – художественные, музыкальные, инженерные, литературные и т.д. Кроме того, в рамках психологии, выделяются и общие способности, отвечающие за успешность в различных видах деятельности. (то есть при наличии математических способностей у ученика, к примеру, успешно идет обучение математике, истории, физике, биологии…)

Талант и гениальность.

Как серединный и крайний вариант развития способностей различают талант и гениальность. Талант – это совокупность способностей, которая позволяет создать что-то, отличающееся совершенством, но в рамках уже имеющихся знаний или умений. Гениальность – это такая совокупность способностей или же способность, которая позволяет создать принципиально новое, то, аналогов чему еще не бывало.

Потребности и система ценностей

Итак, система ценностей, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. В целом можно сделать вывод, что потребности общества, группы людей или отдельного человека всегда находятся в глубокой связи с системами ценностей. И если охарактеризовать эту взаимосвязь в рамках сервисной деятельности, то необходимо сказать, что услуги востребованы только в том случае, если они гармонично вписываются в систему ценностей потенциальных потребителей или соответствуют по своему содержанию тому направлению, в котором она в данный момент изменяется.

Потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Общественные потребности делятся на две крупные группы: потребности общества и населения (личные потребности). Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п.

С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности.

Производственные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в правлении производством на разных уровнях - цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом.

Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители.

Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности.

Являясь категорией общественного сознания, личные потребности выступают и как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения межу людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг.

Единство общественных потребностей (в том числе и личных), характеризующееся внутренними взаимосвязями, называется система потребностей. Различают системы потребностей общества и населения. Каждая из них характеризуется определенным набором потребностей. Их удовлетворение необходимо для нормального функционирования общества в целом (система потребностей общества), отдельной личности или группы людей (система личных потребностей).

Система личных потребностей - иерархически организованная структура. В ней выделяются потребности первого порядка, их удовлетворение составляет основу жизнедеятельности человека. Потребности последующих порядков удовлетворяются после того, как наступает определенная степень насыщения потребностей первого порядка.

Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения.

Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования потребностей все более всесторонне развитого человека. Современная цивилизация знает множество различных потребностей.

Классификация потребностей характеризуется большим разнообразием.

В марксистской теории обычно выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные.

На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных потребностей - в пище, одежде, жилье. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами, например, ремонт автомобиля, консультация врача.

Духовные потребности удовлетворяются, например, занятием искусством, получением образования, нравственным совершенствованием. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.

По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей - потребностей, связанных с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они могут быть и материальными и духовными, но главное в них то, что они имеют общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.

В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от "низших" материальных до высших "духовных":

1) физиологические потребности (еда, одежда и т.д.);

2) потребность в безопасности (экологически чистые продукты, жилье, защита от боли, страха и т.д.);

3) социальные потребности (любовь, общение, дружба и т.д.);

4) потребность в уважении (самоуважение, достижение цели, признания);

5) потребность в самовыражении (саморазвитие, реализация способностей и т.д.).

Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние - к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Нуреев Р.М. в своих учебниках предлагает разделение потребностей на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и пр.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные - заменяемы. Деление экономических потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с развитием общества меняется.

Также существуют следующие классификации потребностей:

1) по субъектам удовлетворения:

а) индивидуальные (еда, отдых, жилье, образование);

б) коллективные (безопасность, экология);

в) общественные (снижение уровня безработицы, инфляция и т.д.);

2) по степени эластичности:

а) неэластичные - более жесткие, существующие в течение длительного периода (вода, еда);

б) эластичные - менее жесткие, близкие к духовным;

3) по степени реализации:

а) абсолютные - определяемые современным уровнем мировой экономики;

б) действительные - определяются уровнем развития экономики данной страны;

в) платежеспособные - потребности, определяемые соотношением собственных доходов и уровня цен;

4) по способу зарождения:

а) базисные - потребности, направленные на поддержание жизнеспособности человека (пища, воздух, защита от природных бедствий и др.);

б) цивилизационные - потребности, порожденные цивилизацией (связь, комфорт и др.).

Итак, потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом.

1.2 Закон возвышения потребностей

Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Здесь имеет место закон (принцип) возвышения потребностей. Закон возвышения потребностей - закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил и культуры. В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей, физические потребности всё более "облагораживаются" в том смысле, что в их возникновении и в определении способа их удовлетворения всё большую роль играют социально-культурные факторы. Этот закон действует и проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в том числе к совокупности личных потребностей всех членов общества, но не каждого отдельного его члена. Закон возвышения потребностей имеет место при любом социально-экономическом строе, но при различных исторических условиях выступает в разных формах. В досоциалистических классовых формациях этот закон действует в антагонистической форме. Сохраняется вопиющее социально-экономическое неравенство. Господствующие классы, владея основными средствами производства, монополизируют решающие сферы интеллектуальной деятельности и функции социально-экономического управления. Уделом эксплуатируемых классов является по преимуществу тяжёлый физический труд. В этих условиях закон возвышения потребностей осуществляется крайне неравномерно у разных классов общества. Преимущества оказываются на стороне эксплуататорских классов, чьи потребности растут с ростом их богатства и удовлетворяются в ущерб интересам народных масс. Однако и в обществах, основанных на эксплуатации, происходило определенное развитие способностей трудящихся, возвышение их потребностей. Но возможности удовлетворения потребностей трудящихся ограничивались здесь их социальным положением как эксплуатируемых и угнетённых. Капитализм в силу своего социально-экономического характера не создаёт условий для быстрого развития способностей трудящихся, сдерживает объективно вытекающий из совершенствования производства процесс развития рабочей силы. Социализм не может сразу ликвидировать социально-экономическое неравенство, сложившееся во всех сферах экономики, культуры, образования и общественно-политической деятельности за период многовекового развития общества на основе частной собственности. Однако он коренным образом изменяет характер развития членов общества, уничтожая частную и утверждая общественную собственность на средства производства. В этих условиях закон возвышения потребностей приобретает совершенно новые, присущие только социалистическому обществу, черты. Важнейшие из них следующие: всеобщность и всесторонность возвышения потребностей; постепенное социально-экономическое выравнивание их структуры; планомерность, непрерывность и быстрые темпы возвышения потребностей. Возможности для возвышения потребностей используются всеми членами общества на одних и тех же основаниях. При этом развиваются не только потребности, удовлетворение которых ведёт непосредственно к воспроизводству способности к труду, но и потребности, в результате удовлетворения которых человек становится культурнее в быту, творчески инициативнее, активнее в социальном отношении. С созданием материально-технической базы коммунизма и выравниванием социально-экономического положения людей в производстве происходит соответствующее выравнивание способностей к труду и структуры потребностей членов общества.

1.3 Проблема ограниченности ресурсов и необходимость удовлетворения растущих потребностей.

Нужды человека разнообразны, но фундаментом человеческих потребностей являются основные материальные потребности, удовлетворять которые призвана и способна экономика. Люди организуют производство тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей. Но экономические блага отличаются ресурсоемкостью, то есть на их производство затрачиваются определенные ресурсы. Они делятся на несколько видов:

Природные ресурсы – земля, леса, водные, климатические факторы и др. данный вид ресурса часто называют просто "земля", подразумевая при этом предоставленные природой блага. Например, в нашей стране имеются богатейшие природные ресурсы, которые активно вовлечены в хозяйственный оборот. Огромные природные богатства позволяют России занимать лидирующее место по производству многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Трудовые ресурсы – это количество трудоспособного населения, которое можно использовать в процессе создания экономических благ. Еще Аристотель и другие древние мыслители считали труд одним из важнейших факторов производства.

Производственные ресурсы (капитал) существуют в форме денег и средств производства.

Предпринимательские способности – это способности к организации и комбинированию факторов производства для достижения конкретных целей.

Информация – это процесс сбора, обработки и распространения знаний, которые необходимы для производства и реализации экономических благ, для ведения бизнеса. Сейчас ни одна из сторон человеческой жизни не может обойтись без этого знания.

Если рассматривать собственно производство, то в условиях ограниченных ресурсов возникает проблема выбора рационального соединения труда со средствами производства. Общество всегда располагает определенным ограниченным количеством труда, сырья, материалов, машин и оборудования, а также финансовых средств (денег). Это вынуждает делать выбор между различными вариантами их использования с целью производства тех или иных товаров.

Решение задач рационального использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов с целью получения максимального количества необходимых благ, в конечном счете, связано с экономическими потребностями каждого индивида, коллектива, социальных групп и общества в целом.

Под потребностью следует понимать желание человека потреблять различные блага. Но поскольку количество благ, которые он желает потребить, в принципе, не ограничено, то ему приходится ранжировать их по степени необходимости. Так, насущные нужды человека, такие как еда, одежда, относят к потребностям первого порядка, организацию досуга – к потребностям второго порядка и т.д. Иначе говоря, человеку свойственно расставлять свои потребности в определенном порядке. Такая расстановка объясняется тем, что любое благо имеет свою цену. При этом немаловажным критерием оценки блага является его качество.

Экономические ресурсы, которые может использовать человечество в целом, отдельные страны, предприятия, домашние хозяйства и отдельные предприниматели для удовлетворения своих потребностей, ограничены. Но экономическая теория различает понятия абсолютная и относительная ограниченность.

Абсолютная ограниченность ресурсов связана с недостаточностью ресурсов для удовлетворения всех потребностей членов общества одновременно.

Относительная ограниченность ресурсов характеризуется тем, что для удовлетворения определенных, ограниченных потребностей ресурсов достаточно. Ограниченность ресурсов может быть различной. Прежде всего, это естественная ограниченность ресурсов, имеющихся в природе, неодинаковое соотношение количества этих ресурсов. Ограниченность охватывает и ресурсы, созданные человеком. Это касается не только запасов ресурсов, имеющихся в данный момент, но и возможностей, имеющихся для их восполнения в данных условиях.

В зависимости от возможности пополнить их запасы, ресурсы подразделяются на воспроизводимые и невоспроизводимые. Объемы и степень восполняемости запасов различных ресурсов характеризуются ограниченностью их относительно друг друга и потребностей в этих ресурсах. Ограниченность ресурсов относительно друг друга характеризуется категорией редкости, а ограниченность относительно потребностей в них – категорией недостаточности.

Поэтому, если мы будем пытаться одновременно удовлетворить все потребности людей, столкнемся с абсолютной непреодолимой ограниченностью ресурсов. Если же мы ограничим круг потребностей, то ограниченность ресурсов становится относительной. Любое экономическое действие, направленное на удовлетворение потребностей, означает выбор этих потребностей, одной или нескольких из всех возможных и подлежащих удовлетворению в данный момент. Следовательно, это превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, а производство в экономику.

Выбор идет между экономическими вариантами использования ресурсов, которые проявляются в наилучшем соотношении затрат и результатов. Известно, что каждый ресурс может быть применен для удовлетворения различных потребностей, а также различной может быть и технология его использования. Исходя из этого, смыслом или содержанием выбора как экономической категории выступает поиск наилучшего варианта применения ресурсов из всех возможных. К сожалению, доход человека ограничен, поэтому потребитель вынужден совершать покупки в соответствии со своим бюджетным ограничением. Следовательно, рациональный потребитель должен так распределить свои доходы, чтобы максимально удовлетворить свои потребности при условии ограниченного дохода. Учитывая тот факт, что потребителю необходимы многие блага, возникает задача оптимизации потребительского выбора. При недостаточности запаса благ для полного насыщения необходимо приостановить потребление всех благ на уровнях, где интенсивность удовлетворения от их потребления становится одинаковой. Выбор путей использования ограниченных ресурсов рационален в том случае, если он обеспечивает минимизацию издержек и максимизацию полезного эффекта. Только тогда будет обеспечено оптимальное функционирование экономической системы любого уровня. Теория оптимальности является стержнем развития экономической теории и практики, хотя и не сводится к ней. Критерием оптимальности вступает целевая функция благосостояния, т.е. максимизация удовлетворения потребностей.

Таким образом, в экономической действительности разным по количеству, качеству и структуре, постоянно меняющимся потребностям противостоят ограниченные по количеству и разнообразию ресурсы (как естественные, так и создаваемые трудом), необходимые для удовлетворения потребностей субъекта и нации в целом. Именно поэтому нация может позволить себе производить только необходимые блага, и суть теории оптимальности заключается в том, чтобы найти пути и методы максимального удовлетворения потребностей при минимизации затрат ресурсов.

Чтобы минимизировать используемые ресурсы, необходимо решить: что производить, для кого и каким образом.

Решение проблемы «что производить?» покажет, какие из взаимоконкурирующих благ и в каком количестве следует производить в национальной экономике с тем, чтобы удовлетворить как текущие потребности, так и создать условия для удовлетворения потребностей в будущем. Результатом решения этой проблемы являются характеристики отраслевой структуры национальной экономики, которые определяют структуру потребления.

Решение проблемы «для кого производить?» учитывает наличие социальных слоев, имеющих разный уровень доходов, которые смогут приобрести произведенные товары. Результат такого решения - социальная структура сферы распределения и потребления.

Оставшаяся проблема - «как, каким образом производить?» - означает, что необходима определенность в отношении выбора технологии количества и качества ресурсов, используемых в процессе производства.

Производство конкретных благ и услуг означает отказ от производства остальных, альтернативных благ. Получением этих благ субъекту и нации в целом приходится жертвовать ради получения выбранных благ и услуг. В этой ситуации экономический субъект оценивает полезный эффект, который он получает от каждого альтернативного варианта. Его выбор укажет на ту альтернативу, полезный эффект от реализации которой будет максимальным. Реализуя выбранный вариант, субъект отказывается от остальных вариантов, в том числе и от наилучшей, среди всех нереализуемых. Полезный эффект от наилучшей от нереализованных альтернативных возможностей называется альтернативными издержками.