Большая энциклопедия нефти и газа

Иерархия потребностей - одна из наиболее известных теорий мотивации. Созданная Абрахамом Маслоу иерархия часто изображается в виде пирамиды, внизу которой расположены наши базовые, самые простые потребности, а наверху - наиболее сложные.

Основу пирамиды составляют потребности, которые Маслоу называл «дефицитными» (D-needs или deficiency needs ). Они возникают в результате отсутствия чего-то важного для нас, их удовлетворение гарантирует отсутствие неприятных ощущений и негативных последствий, а также позволяет переходить к более высокому уровню потребностей.

Выше располагаются так называемые «экзистенциальные» потребности (B-needs или being needs ), удовлетворение которых позволяет каждому из нас заниматься личностным ростом и реализацией своего потенциала.

Физиологические потребности

Основные физиологические потребности включают в себя то, без чего мы в принципе не сможем существовать. К этим самым физиологическим (или биологическим) потребностям относят потребности в:

  • пище;
  • воде;
  • воздухе;
  • гомеостазе (постоянстве внутреннего состояния).

Помимо базовых потребностей в пище, воздухе и постоянной комфортной температуре, мы нуждаемся в одежде и убежище. Сюда же Маслоу включил потребность в размножении, поскольку она очень важна для выживания вида.

Потребности в безопасности и защите

С каждым следующим уровнем потребности становятся всё сложнее Поэтому здесь уже на первый план выходят потребности в защите и безопасности. Человек стремится контролировать свою жизнь, поэтому потребность в безопасности и защите оказывает серьезное влияние на формирование поведения.

Эта потребность включает в себя желание финансовой независимости, здоровья, благополучия и т.д.

Найти работу, получить медицинскую страховку, выгодно вложить средства, переехать в более безопасный район - способы удовлетворить эту потребность и обрести уверенность в завтрашнем дне бывают самыми разными.

Вместе с физиологическими эта потребность формирует так называемую группу базовых потребностей.

Социальные потребности

К этой группе потребностей относят в первую очередь потребность в любви, признании и принадлежности. На этом уровне поведением человека управляет уже потребность в эмоциональной связи с другими людьми. Удовлетворить эту потребность могут:

  • дружба;
  • романтические отношения;
  • семья;
  • социальные связи и общение с единомышленниками.

Чтобы избежать одиночества, депрессии или тревожности, люди должны чувствовать себя любимыми, должны знать, что их принимают другие.
Наши отношения с друзьями, родственниками и любимыми людьми играют столь же важную роль, что и социализация, общение с другими людьми или участие в различных группах - клубах по интересам, религиозных обществах и т.д.

Потребности в престиже

На четвёртом уровне иерархии Маслоу находятся потребности в одобрении и уважении со стороны других. Когда потребности, расположенные на предыдущих уровнях, получают удовлетворение, поведение начинает мотивироваться желанием получать должное уважение.

В дополнение к потребностям в успехе и престиже, данная группа включает в себя такие факторы, как самооценка или личная значимость. Люди стремятся чувствовать, что делают значительный вклад в окружающий их мир и что другие люди их ценят.

Важную роль в удовлетворении потребностей этого типа играют профессиональная деятельность, академические или спортивные достижения, а также различные хобби и увлечения.

Люди, способные их удовлетворить путём формирования высокой самооценки и признания со стороны окружающих, обычно склонны чувствовать себя более уверенными в своих силах. Те же, кому не хватает самооценки или одобрения, обычно испытывают комплекс неполноценности.

Социальные и престижные потребности вместе образуют группу психологических потребностей в созданной Маслоу иерархии.

Духовные потребности

На самой вершине иерархии находятся духовные потребности, или потребности в самоактуализации. «Человек должен быть тем, кем он может быть», - говорил Маслоу, объясняя, почему для каждого из нас так важно реализовать свой потенциал.

Физиологические потребности

Классификация потребностей по А. Маслоу

Тема 4. Классификация потребностей в социально-психологическом аспекте

Контрольные вопросы

1. Каким образом взаимодействуют биологические и социальные потребности?

2. Каким образом современные организации удов­летворяют материальные и духовные потреб­ности?

3. Раскройте различие между индивидуальными и общественными потребностями.

4. Раскройте взаимосвязь индивидуальных и обще­ственных потребностей.

5. Творчество - это процесс или результат?

6. Назовите составляющие творческой деятельности.

7. Дайте краткую характеристику этапов твор­ческой деятельности.

На поведение покупателœей огромное влияние оказыва­ет взаимодействие трех факторов: способность совершить покупку, возможность ее совершить и мотивация.

Под фактором ʼʼспособностьʼʼ: в данном случае подра­зумевается дееспособность, работоспособность, кредито­способность покупателя.

Под фактором ʼʼвозможностьʼʼ подразумевается вероят­ность, допустимость, достижимость, осуществимость, пра­во, реальность, удобный случай приобретения товара.

Центральный вопрос фактора ʼʼмотивацияʼʼ: а вот если есть физическая возможность и знание о товаре, купит ли его потребитель?

В случае если, анализируя потребности, человек дает ответ на вопрос, почему он действует или не действует опре­делœенным образом, то при анализе мотивов дается ответ на вопрос ʼʼзачем?ʼʼ.

Человеку свойственно испытывать множество по­требностей, некоторые из них являются биологическими и обусловлены физиологическими причинами (голодом, жаждой), остальные относятся к психологическим и за­ключаются в желании признания, уважения, духовной близости.

Большинство потребностей второй категории не на­столько сильны, чтобы побудить человека к безотлага­тельным действиям.

Когда потребности достигают достаточного уровня интенсивности, они становятся мотивом. Мотив - это потребность, достигшая такого уровня интенсивности, что побуждает человека совершать действия, направленные на ее удовлетворение. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, мотив - побужде­ние к деятельности, связанное с удовлетворением потреб­ностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определя­ющих ее направленность.

Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определœенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентри­ровано на достижении цели.

Следует отметить, что существует огромное количест­во разнообразных человеческих потребностей, тех целœей, которые, г понимании каждого человека, приводят к удовлетворению его потребностей, а также типов пове­дения, при достижении этих целœей.

Анализируя эту проблему, Стефен Керрол и Генри Тоси отмечают: ʼʼСтруктура потребностей человека определяет­ся его местом в социальной структуре или ранее приобре­тенным опытом. Следовательно, между людьми сущест­вует множество различий в отношении тех потребностей, которые для них важны. Что еще более важно, так это го, что есть множество путей и способов удовлетворения потребностей конкретного типа. К примеру, потребность в утверждении собственного ʼʼяʼʼ одного человека можно удовлетворить, признав его лучшим работником отдела. А удовлетворить аналогичную потребность кого-то друго­го означает признать лучшим фасон его одежды, объяснив всœем, что он одевается лучше всœех других в группе.

Конкретный способ, которым человек может удовле­творить свою конкретную потребность, определяется им, исходя из жизненного опыта. Мы узнаем опытным путем, что некоторые ситуации являются более желательными (вознаграждаемыми), чем другие, и стремимся именно к ним. Других ситуаций мы стараемся избегатьʼʼ .

Единой общепризнанной классификации потребнос­тей не существует. Психологи даже были вынуждены отказаться от составления их полного списка, так как человеческие потребности очень многочисленны, они постоянно изменяются, возникают и исчезают.

Самая известная попытка систематизировать по­требности - иерархия потребностей А. Маслоу. Базовые (т. е. основные, наиболее общие и фундаментальные) потребности он расположил в виде пятиступенчатой пи­рамиды, начиная с насущных, без которых человеческий организм не может физически существовать, и кончая наиболее сложными - социальными.

Подход А. Маслоу к мотивации основан на четырех предпосылках:

Все люди имеют одинаковый набор мотивов в си­лу наследственности и социального взаимодей­ствия.

Некоторые мотивы более фундаментальны или более значимы, чем другие.

Базовые мотивы должны быть удовлетворены хотя бы в минимальной степени, перед тем как активизируются другие мотивы.

После удовлетворения базовых мотивов начинают действовать более высокие мотивы.


Рис. 4.1. Классификация потребностей по А. Маслоу

Иерархия потребностей по А. Маслоу представлена в виде пирамиды на рис. 4.1.

Физиологические потребности: еда, вода, сон и др.
Размещено на реф.рф
Пока эти мотивы минимально не удовлетворены, другие мотивы не активируются.

Потребности в безопасности: стремление к защищенности, стабильности, знакомому окружению.

Потребности в любви и принадлежности: желание любви, дружбы, принадлежности к группе.

Потребности в уважении: желание статуса, превосходства, достижений, уважения, престижа.

Потребность в самоактуализации: стать тем, кем человек способен стать, обогащение опыта.

В своей концепции А. Маслоу не только рассматривает психологические черты личности, но и устанавливает их связь с окружающей социальной средой. Удовлетворение базовых потребностей всœех пяти ступеней прямо зависит от общественной системы, господствующих в ней поли­тических взглядов и культурных традиций.

Дадим более подробную характеристику базовых потребностей с использованием материала современной социологии и психологии.

Первый, наиболее фундаментальный пласт базовых потребностей человека - физиологические потребности (первичные, насущные, витальные), удовлетворение кото­рых крайне важно для поддержания жизни. Это потребность в еде, жилище, одежде. По своему происхождению они носят биологический характер, хотя и удовлетворяются всœегда какими-либо социально обусловленными способа­ми, сложившимися в какой-либо культуре.

При этом определœение насущных физиологических по­требностей, как потребностей в еде, одежде и жилище, требует уточнений. К примеру, для многих африканцев по­требность в пище должна быть удовлетворена только на ми­нимальном уровне и превращается в вопрос жизни и смерти, а представители среднего класса в благополучных запад­ных странах в настоящее время ее почти не замечают.

Тем не менее в современном мире достаточно часто возникает депривация - т. е. недостаточное удовлетворение физиологических потребностей. Депривация потребностей ведет к фрустрации - сложному психическому состоянию гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния. Длительная фрустрация насущных потребностей вызывает глубинные изменения в мировоззрении, а затем и в психическом здоровье отдельных людей и целых слоев общества.

Подводя итог, следует отметить, что всœе виды сервисной деятельности неизбежно должны принимать во внимание физиологические, в т.ч. насущные, потребности человеческого организма. Тонкое и грамотное удовлетворение физиологических потребностей, создание комфортных условий для клиента (в том числе в контактной зоне) всœегда является мощным фактором повышения эффективности и конкурентоспособности сервисной длительности.

Физиологические потребности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Физиологические потребности" 2014, 2015.

Абрахам Маслоу

МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ

Перевод А.М. Татлыбаевой

Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.)
N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999
Терминологическая правка В.Данченко
К.: PSYLIB, 2004

Глава 4

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

В этой главе я попытаюсь сформулировать позитивную теорию мотивации, которая удовлетворяла бы теоретическим требованиям, изложенным в предыдущей главе, и вместе с тем соответствовала бы уже имеющимся эмпирическим данным, как клиническим, так и экспериментальным. Моя теория во многом опирается на клинический опыт, но в то же самое время, как мне представляется, достойно продолжает функционалистскую традицию Джеймса и Дьюи; кроме того, она вобрала в себя лучшие черты холизма Вертхаймера, Гольдштейна и гештальт-психологии, а также динамический подход Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера. Я склонен назвать эту теорию холистическо-динамической по названиям интегрированных в ней подходов.

БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Физиологические потребности

За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами. В настоящее время мы стоим перед необходимостью пересмотреть устоявшееся представление об этих потребностях, и эта необходимость продиктована результатами последних исследований, проводившихся по двум направлениям. Мы говорим здесь, во-первых, об исследованиях в рамках концепции гомеостаза, и, во-вторых, об исследованиях, посвященных проблеме аппетита (предпочтения одной пищи другой), продемонстрировавших нам, что аппетит можно рассматривать в качестве индикатора актуальной потребности, как свидетельство того или иного дефицита в организме.

Концепция гомеостаза предполагает, что организм автоматически совершает определенные усилия, направленные на поддержание постоянства внутренней среды, нормального состава крови. Кэннон (78) описал этот процесс с точки зрения: 1) водного содержания крови, 2) солевого баланса, 3) содержания сахара, 4) белкового баланса, 5) содержания жиров, 6) содержания кальция, 7) содержания кислорода, 8) водородного показателя (кислотно-щелочной баланс) и 9) постоянства температуры крови. Очевидно, что этот перечень можно расширить, включив в него другие минералы, гормоны, витамины и т.д.

Проблеме аппетита посвящено исследование Янга (491, 492), он попытался связать аппетит с соматическими потребностями. По его мнению, если организм ощущает нехватку каких-то химических веществ, то индивидуум будет чувствовать своеобразный, парциальный голод по недостающему элементу, или, иначе говоря, специфический аппетит.



Вновь и вновь мы убеждаемся в невозможности и бессмысленности создания перечней фундаментальных физиологических потребностей; совершенно очевидно, что круг и количество потребностей, оказавшихся в том или ином перечне, зависит лишь от тенденциозности и скрупулезности его составителя. Пока у нас нет оснований зачислить все физиологические потребности в. разряд гомеостатических. Мы не располагаем достоверными данными, убедительно доказавшими бы нам, что половое желание, зимняя спячка, потребность в движении и материнское поведение, наблюдаемые у животных, хоть как-то связаны с гомеостазом. Мало того. при создании подобного перечня мы оставляем за рамками каталогизации широкий спектр потребностей, связанных с чувственными удовольствиями (со вкусовыми ощущениями, запахами, прикосновениями, поглаживаниями), которые также, вероятно, физиологичны по своей природе и каждое из которых может быть целью мотивированного поведения. Пока не найдено объяснения парадоксальному факту, заключающемуся в том, что организму присущи одновременно и тенденция к инерции, лени, минимальной затрате усилий , и потребность в активности, стимуляции, возбуждении.

В предыдущей главе я указывал, что физиологическую потребность, или позыв, нельзя рассматривать в качестве образца потребности или мотива, она не отражает законы, которым подчиняются потребности, а служит скорее исключением из правила. Позыв специфичен и имеет вполне определенную соматическую локализацию. Позывы почти не взаимодействуют друг с другом, с прочими мотивами и с организмом в целом. Хотя последнее утверждение нельзя распространить на все физиологические позывы (исключениями в данном случае служат усталость, тяга ко сну, материнские реакции), но оно неоспоримо в отношении классических разновидностей позывов, таких как голод, жажда, сексуальный позыв.

Считаю нужным вновь подчеркнуть, что любая физиологическая потребность и любой акт консумматорного поведения, связанный с ней, могут быть использованы для удовлетворения любой другой потребности. Так, человек может ощущать голод, но, на самом деле, это может быть не столько потребность в белке или в витаминах, сколько стремление к комфорту, к безопасности. И наоборот, не секрет, что стаканом воды и парой сигарет можно на некоторое время заглушить чувство голода.

Вряд ли кто-нибудь возьмется оспорить тот факт, что физиологические потребности – самые жизненноважные, самые мощные из всех потребностей, что они обладают самой большой движущей силой по сравнению со всеми прочими потребностями. На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим прежде всего потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный.

Если все потребности индивидуума не удовлетворены, если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком; в этом случае для характеристики такого человека достаточно будет сказать, что он голоден, ибо его сознание практически полностью захвачено голодом. В такой ситуации организм все свои силы и возможности направляет на утоление голода; структура и взаимодействие возможностей организма определяются одной-единственной целью. Его рецепторы и эффекторы, его ум, память, привычки – все превращается в инструмент утоления голода. Те способности организма, которые не приближают его к желанной цели, до поры дремлют или отмирают. Желание писать стихи, приобрести автомобиль, интерес к родной истории, страсть к желтым ботинкам – все эти интересы и желания либо блекнут, либо пропадают вовсе. Человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды. Он мечтает только о еде, он вспоминает только еду, он думает только о еде, он способен воспринять только вид еды и способен слушать только разговоры о еде, он реагирует только на еду, он жаждет только еды. Привычки и предпочтения, избирательность и привередливость, обычно сопровождающие физиологические позывы, придающие индивидуальную окраску пищевому и сексуальному поведению человека, настолько задавлены, заглушены, что в данном случае (но только в данном, конкретном случае) можно говорить о голом пищевом позыве и о чисто пищевом поведении, преследующем одну-единственную цель – цель избавления от чувства голода.

В качестве еще одной специфической характеристики организма, подчиненного единственной потребности, можно назвать специфическое изменение личной философии будущего. Человеку, измученному голодом, раем покажется такое место, где можно до отвала наесться. Ему кажется, что если бы он мог не думать о хлебе насущном, то он был бы совершенно счастлив и не пожелал бы ничего другого. Саму жизнь он мыслит в терминах еды, все остальное, не имеющее отношения к предмету его вожделений, воспринимается им как несущественное, второстепенное. Он считает бессмыслицей такие вещи как любовь, свобода, братство, уважение, его философия предельно проста и выражается присказкой: "Любовью сыт не будешь". О голодном нельзя сказать: "Не хлебом единым жив человек", потому что голодный человек живет именно хлебом и только хлебом.

Приведенный мною пример, конечно же, относится к разряду экстремальных, и, хотя он не лишен реальности, все-таки это скорее исключение, нежели правило. В мирной жизни, в нормально функционирующем обществе экстремальные условия уже по самому определению – редкость. Несмотря на всю банальность этого положения, считаю нужным остановиться на нем особо, хотя бы потому, что есть две причины, подталкивающие нас к его забвению Первая причина связана с крысами. Физиологическая мотивация у крыс представлена очень ярко, а поскольку большая часть экспериментов по изучению мотивации проводится именно на этих животных, то исследователь иногда оказывается не в состоянии противостоять соблазну научного обобщения. Таким образом выводы, сделанные специалистами по крысам, переносятся на человека. Вторая причина связана с недопониманием того факта, что культура сама по себе служит инструментом адаптации, и что одна из главных ее функций заключается в том, чтобы создать такие условия, при которых индивидуум все реже и реже испытывал бы экстремальные физиологические позывы. В большинстве известных нам культур хронический, чрезвычайный голод есть скорее редкостью, нежели закономерностью. Во всяком случае, сказанное справедливо для Соединенных Штатов Америки. Если мы слышим от среднего американца "я голоден", то мы понимаем, что он скорее испытывает аппетит, нежели голод. Настоящий голод он может испытать только в каких-то крайних, чрезвычайных обстоятельствах, не больше двух-трех раз за всю свою жизнь.

Если при изучении человеческой мотивации мы ограничим себя экстремальными проявлениями воплощения физиологических позывов, то мы рискуем оставить без внимания высшие человеческие мотивы, что неизбежно породит однобокое представление о возможностях человека и его природе. Слеп тот исследователь, который, рассуждая о человеческих целях и желаниях, основывает свои доводы только на наблюдениях за поведением человека в условиях экстремальной физиологической депривации и рассматривает это поведение как типичное. Перефразируя уже упомянутую поговорку, можно сказать, что человек и действительно живет одним лишь хлебом, но только тогда, когда у него нет этого хлеба. Но что происходит с его желаниями, когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи?

А происходит вот что – у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности , и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут же занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности. Именно это я и имею в виду, когда заявляю, что человеческие потребности организованы иерархически.

Такая постановка вопроса имеет далеко идущие последствия. Приняв наш взгляд на вещи, теория мотивации получает право пользоваться, наряду с концепцией депривации, не менее убедительной концепцией удовлетворения. В соответствии с этой концепцией удовлетворение потребности освобождает организм от гнета потребностей физиологического уровня и открывает дорогу потребностям социального уровня. Если физиологические потребности постоянно и регулярно удовлетворяются, если достижение связанных с ними парциальных целей не представляет проблемы для организма, то эти потребности перестают активно воздействовать на поведение человека. Они переходят в разряд потенциальных, оставляя за собой право на возвращение, но только в том случае, если возникнет угроза их удовлетворению. Удовлетворенная страсть перестает быть страстью. Энергией обладает лишь неудовлетворенное желание, неудовлетворенная потребность. Например, удовлетворенная потребность в еде, утоленный голод уже не играет никакой роли в текущей динамике поведения индивидуума.

Этот тезис в некоторой степени опирается на гипотезу, о которой мы поговорим подробнее ниже, и суть которой состоит в том, что степень индивидуальной устойчивости к депривации той или иной потребности зависит от полноты и регулярности удовлетворения этой потребности в прошлом.

Cтраница 1


Физиологические потребности - это базисные потребности в пище, воде, тепле, крыше над головой и т.п., обеспечивающие выживание человека и его потомков.  

Физиологические потребности размещаются на ее нижних уровнях, а потребность в самоутверждении - на верхнем. Трудно ожидать, что мы сможем удовлетворить все свои потребности. Следовательно, осуществляется выбор подмножества потребностей. Такое подмножество мы определяем как желание. Далее необходимо установить степень стремления, которая во многом предопределяет уровень достигнутого, или наши ожидания в удовлетворении потребностей. Развитое в последние годы теоретическое исследование вопросов, связанных со степенью стремления, выходит за рамки книги.  

Физиологическая потребность в воде для человека составляет в среднем 2 5 л в сутки. Из этого количества 1 л приходится на питьевую воду, 1 2 л - на поступающую с пищей и 0 3 л - на воду, образующуюся в организме в процессе обмена веществ. Однако в зависимости от условий внешней среды, характера мышечной работы эта потребность может меняться. Чем тяжелее работа, выполняемая человеком, тем он больше потеет и больше потребуется воды, количество которой может доходить до б л в день и больше. Так, при работе в южных пустынях человек может выпивать до 11л воды в день. При этом до 90 % выпитой воды выделяется в виде пота.  

Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.  

Физиологические потребности также влияют на учение.  

Физиологические потребности носят объективный характер, они непреодолимы. Если желудок пуст, пишет Дж. Гэлбрейт, то невозможно убедить человека в том, что он нуждается не в пище, а в развлечениях. Иначе обстоит дело с психологическими потребностями. Они порождаются в сфере сознания, а потому все средства, способные оказать воздействие на сознание, одновременно могут стать средствами воздействия на эти потребности.  

Если физиологические потребности испытывают большое влияние экономических факторов и тем, собственно, получают свое социальное оформление, то духовные, интеллектуальные нужды, роль которых в жизни общества интенсивно расширяется, в существенной мере зависят от развития общества, культуры, технического прогресса и социальных отношений.  

Удовлетворение физиологических потребностей приводит к возникновению потребности в безопасности, защите, порядке, освобождении от страха; 3) потребность в любви. Сытые и находящиеся в безопасности люди ощущают потребность в друзьях, в семье, в принадлежности к определенной группе. Такого рода потребности называются социальными; 4) потребность в уважении. Эта группа потребностей связана с чувством самоуважения, с признанием окружающими (статус, престиж, слава, успех, внимание); 5) потребность в самореализации. Классификация потребностей предложена в 1943 г. психологом Абрахамом Маслоу.  

Установление физиологических потребностей организма в пищевых веществах и незаменимых факторах питания является лишь одной стороной решения проблемы, заключающейся в максимальном приближении условий питания к оптимальной формуле. Решение второй стороны этой проблемы требует точного знания химического состава пищевых продуктов. Этим задачам посвящается и настоящая книга.  


Маслоу лежат физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно само физическое существование, далее следуют безопасность, любовь и уважение. Высшим же уровнем иерархии является самореализация, при которой набор потребностей индивида определяется им самим. Согласно этой схеме человек может взойти на более высокий уровень только после того, как будут удовлетворены его потребности более низкого уровня.  

Как и физиологические потребности, они относятся к числу базовых, основополагающих. Эти потребности понимают в расширительном смысле: безопасность от физических и психологических угроз, а также уверенность в том, что физиологические потребности в будущем будут удовлетворены.  

В нашем обществе физиологические потребности н потребность в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства люден. Только действительно бесправные и беднейшие слои населении руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управлений вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучпшми мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней.  

По мере насыщения физиологических потребностей, удовольствия человека определяются общением. Критерием истины становится локальное мнение окружающих. По мере насыщения потребностей общества, оно становится все более субъективным и идеалистическим.  

Новые данные о физиологической потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, а также выяснение закономерностей ассимиляции пищи в условиях нарушенного болезнью обмена веществ на всех этапах метаболического конвейера позволили максимально сбалансировать химический состав диет и их энергетическую ценность.