Возникновение сказочно-былинного жанра живописи принято относить ко второй половине 19 века. Появление этого нового направления в связано с возросшим интересом не только художников, но русской образованной общественности вообще к национально-самобытным истокам нашей страны.
Культурная ситуация
Еще в начале столетия между несколькими кругами интеллигенции возникли острые споры относительно путей развития нашей страны. Некоторые говорили о том, что государство принадлежит к числу европейских держав и что у него общий с ними путь развития. Другие же, напротив, полагали, что Россия должна идти по собственному оригинальному и уникальному пути развития, чему искали подтверждения в примерах древней истории.
Предпосылки появления жанра
Подобные дискуссии были весьма плодотворны не только для общественно-политической мысли, но и для состояния культуры вообще. Сказочно-былинный жанр появился, если можно так выразиться, на волне вышеуказанных философских течений и направлений. Вместе с тем, он стал естественным результатом развития русского изобразительного искусства, в котором историческая тематика традиционно занимала одно из ведущих мест. Еще в 18-19 веках многие художники запечатлели на своих полотнах картины из древнерусской истории, что послужило толчком для интереса и к русским народным сказкам, былинам, старинным преданиям. Ведь многие древнерусские сюжеты были овеяны былинной романтикой, что придавало им такую привлекательность.
Особенности композиций
Сказочно-былинный жанр во второй половине 19 века занял одно из ведущих мест в изобразительном искусстве. Это новое направление имело свои В первую очередь большинство изображений отличались красочностью и необыкновенной выразительностью. Если вспомнить наиболее известные произведения в данном жанре, то они поражают богатством цветовой гаммы и оттенков. Это объясняется стремлением живописцев придать изображениям пластичность и вместе с тем привлечь к ним внимание публики.
Во-вторых, сказочно-былинный жанр отличался масштабностью и монументальностью. Это связано с тематикой сюжетов. Дело в том, что художники, как правило, выбирали объектом для своих полотен героические сюжеты из прошлого страны и очень часто останавливались на тех сюжетах былин, которые особенно отвечали их задумкам. Например, картина «Три богатыря» отличается необыкновенной серьезностью и торжественностью. Она выполнена в духе древнерусских сказаний и былин, прославляя подвиги защитников русской земли.
Образы
Сказочно-былинный жанр имеет еще ту характерную особенность, что авторы, работающие в данном направлении, выбирали объектом изображения наиболее выразительные образы и сюжеты, которые так или иначе отражали самые известные страницы прошлого, а также передавали дух древней эпохи. Наиболее частый образ в живописи данного направления - это богатырь, воин, защитник русской земли. Например, полотно «Витязь на распутье» является одновременно и отражением старинных преданий и вместе с тем показывает то, как автор представлял себе эпоху Древней Руси. Вместе с тем картина имеет отсылки к народным сказкам: на полотне изображен витязь, который выбирает себе дорогу, читая надпись на камне. Соединение сказочного, былинного и исторического элементов удивительно гармонично сошлись в данной картине. Данный принцип вообще характерен для творчества Васнецова, что и обеспечило его картинам такую популярность.
Сказочно-былинный жанр в изобразительном искусстве занял одно из ведущих мест в отечественной живописи. Еще один образ, характерный для него, - это Особенно популярны были сказочные героини, например, Василиса Премудрая или Царевна-лебедь. Эти женские образы были самыми популярными в сказках, поэтому неудивительно, что авторы так часто к ним обращались.
Еще один образ - это сказитель. Например, одна из самых известных картина Васнецова, - это полотно «Баян», которое изображает древнерусского певца-гусляра, рассказывающего воинам старинное предание. Характерно, что именно этот герой стал предметом для изображения. Обращение к его образу весьма показательно в том смысле, что художники понимали, что именно благодаря таким сказителям до нас дошли эти былины, сказки и предания.
Связь с музыкой
Сказочно-былинный во многом получил толчок к развитию благодаря тому, что в рассматриваемое время многие композиторы при написании опер обращались к древнерусской тематике. Разумеется, что мотивы сказок, былин и старинных преданий также присутствовали в их произведениях. Очень часто художники писали декорации в соответствующем духе, что способствовало расцвету изучаемого жанра. В качестве примера опер подобного рода можно назвать музыкальные сочинения Римского-Корсакова, который очень часто обращался к исторической, былинной и сказочной тематике. Другие композиторы также привлекали эти сюжеты в своих работах (например, Стравинский). Эти сочинения пользовались большой популярностью на Западе, что послужило толчком для развития данного направления и в живописи.
Известные полотна
Картины сказочно-былинного жанра занимают видное место не только в ряду работ исторической тематики, но и в изобразительном искусстве вообще. Кроме вышеперечисленных работ, следует назвать полотна, посвященные исключительно сюжетам из древнерусских народных сказок. Например, картина «Иван царевич и серый волк» является в этом отношении шедевром. Сказочные и исторические элементы соединились в этой работе автора в таком гармоничном единстве, что, глядя на нее, трудно отличить сказочное от реального.
Еще один пример в данном ряду - картина того же автора «Аленушка». Известно, что он писал ее с простой крестьянской девушки, что и придает полотну такую яркость и выразительность. Несомненным преимуществом работ данного направления является тот факт, что в них мотивы сказок, былин и преданий имели такую живую и выразительную окраску, что сюжеты получали историческое звучание и воспринимались как часть культурного прошлого.
Представители
Художники сказочно-былинного жанра имеют мировое признание. Их работы являются достойным вкладом не только в отечественную, но и мировую культуру. Кроме Васнецова в данном ряду следует указать еще и Билибина. Он прославился тем, что писал рисунки на сказочную тематику. Особенной популярностью пользуются его иллюстрации к знаменитой «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Его работы отличаются яркостью и богатством красок, и по внешнему виду очень похожи на кадры из мультфильмов. В этом отношении автор пережил свое время: его рисунки и поныне используются в качестве эталона для создания мультипликаций.
Врубель также обращался к сказочным сюжетам. Известна его картина «Царевна-лебедь», написанная на основе той же сказки. Стиль этого художника весьма оригинален и специфичен и потому сильно отличается от работ его предшественников. Его краски несколько размыты и приглушены, в отличие от ярких рисунков Билибина.
Значение жанра
Сказочно-былинный жанр (7 класс) занимает видное место в учебном процессе в школе. Уже в среднем звене учащихся знакомят с главными работами в данном направлении. Причем их можно показывать как на уроках истории, так и на литературе. Эти работы помогают в наглядной форме продемонстрировать как особенности творчества художника, так и специфику древнерусского общества. Очень часто на основе них изучают быт, одежду, жилища, культуру тех далеких времен. Кроме того, в этом возрасте школьники очень живо воспринимают яркие образы, и поэтому картины вышеуказанных мастеров следует анализировать в контексте произведений древнерусской литературы. Это был важнейший этап в развитии отечественной живописи, который следует выделять как отдельный период в изобразительном искусстве.
Сказочно-былинный жанр. (мифологический жанр)
- От греческого (my thos) – предание.
- Жанр изобразительного искусства, посвящённый событиям и героям, о которых рассказывают мифы,легенды, предания.
- Мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, Джорджоне, фресок Рафаэля.
- С. Боттичелли « Весна»
- Джорджоне «Поклонение пастухов»
- Рафаэль
- « Видение Иезекииля»
- Васнецов Виктор Михайлович
- (1848-1926г.)
- выдающийся русский художник, мастер живописи,создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.
- Этюд к « Алёнушке»
- «Иван царевич на сером волке»
- «Царевна-лягушка»
- Встреча Олега с кудесником
- Кощей Бессмертный
- Является ярким представителем «модерна» в русской графике, создал орнаментально –декоративный графически выразительный
- « билибинский стиль» книжной иллюстрации, основанный на стилизации мотивов народного лубка, вышивок, резьбы по дереву.
- « Вольга»
- Творчество Михаила Александровича Врубеля - одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.
- Врубель Михаил Александрович
- (1856-1910г.)
- …За морем царевна есть,
- Что не можно глаз отвесть:
- Днём свет божий затмевает,
- Ночью землю освещает
- Месяц под косой блестит,
- А во лбу звезда горит.
- А.С. Пушкин
- «33 богатыря»
- «Восточная сказка»
- «Царевна Волхова»
- «Гадалка»
- «Богатырь»
- 1. вариант
- Кто из братьев Васнецовых создал картину «Богатыри»: Виктор или Аполлинарий?
- По проекту какого русского художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи?
- Сидящий, летящий, поверженный…И всё один и тот же персонаж одного и того же художника, только картины разные. Назовите художника и персонаж.
- 2. вариант
- Кто из братьев Васнецовых написал картины «Московский Кремль при Иване Калите» и «Московский Кремль при Дмитрии Донском»: Виктор или Аполлинарий?
- В 1896 г. Павлу Михайловичу Третьякову присвоили высокое звание «Почётный гражданин Москвы». Какой художник расписывал эту грамоту?
- Назовите российского художника,автора картины «Царевна Лебедь».
- Виктор Васнецов.
- Виктора Михайловича Васнецова.
- Врубель Михаил Александрович.
- Аполлинарий Васнецов.
- Виктор Васнецов.
- Врубель Михаил Александрович.
- Вопросы:
- Чем различаются картины И.Билибина, и В.Васнецова?
- Кто основные герои картин(люди или сказочные герои) ?
Тема былин вошла в русское изобразительное искусство в середине XIX века, когда в русской культуре возник интерес к народному творчеству и фольклору.
Популярность сказочно-былинному жанру живописи добавили русские композиторы, которые обращались в музыкальных произведениях к тематике былин. Художники писали декорации к этим операм и это способствовало расцвету сказочно-былинного жанра.
Для сказочно-былинного жанра характерны красочность и необыкновенная выразительность; масштабность и монументальность. Богатырь, воин, защитник русской земли - самый популярный образ в живописи былинного жанра.
Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое Древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры.
Яркие представители сказочно-былинного жанра - Иван Билибин, Михаил Врубель и Виктор Васнецов .
Покупка былинного жанра в галерее Арт СПб
Предлагаем выбрать и купить в нашем интернет магазине картины современных художников былинного жанра. В разделе распродажа вы можете купить прекрасное произведение искусства былинного жанра по очень привлекательной стоимости. В разделе мы рекомендуем вы можете купить былинную картину, которая является высокопрофессиональным произведением искусства музейного уровня.Если вы не нашли нужную вам былинную картину, то художники нашей галереи могут написать ее с вашего любимого фото в любой технике или стиле.
Мы можем доставить картину с оплатой при получении в любой город России. По Москве и Санкт-Петербургу быстрая и бесплатная доставка!
Заказать понравившуюся былинную картину можно через форму оформления заказа или по телефонам (812) 209-25-75 и (495) 109-35-75
10 причин купить былинную картину в нашей галерее
- постоянно пополняющийся большой ассортимент былинных пейзажей в разных стилях, техниках и ценовом диапазоне
- былинные картины от профессиональных художников из С-Петербурга, Москвы и др. регионов
- стоимость произведений ниже, чем в художественных галереях и салонах
- гарантированная скидка для постоянных клиентов
- быстрый и удобный выбор багета для картины в былинном жанре
- вы можете получить профессиональную консультацию и помощь в выборе картин былинного жанра
- гарантируем честность, пунктуальность и порядочность
- у нас вы купите былинную картину от оригинального автора, поскольку мы следим за авторским правом
- все виды оплаты, качественная и удобная доставка в любой город
- быстрое изготовление рамы на картину
Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Содержание своих картин он черпал из прекрасного, романтического мира народной фантазии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Виктор Михайлович Васнецов 1848 - 1926 Сказочно – былинный жанр в живописи
Автопортрет
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 - член Товарищества передвижных художественных выставок.
Художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!» Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картине «Царь Иван Васильевич Грозный»
Картина «Царь Иван Васильевич Грозный»
Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, oдeтый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах, спускался по крутой лестнице. Его облик был величественен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев. Строго выдержанная цветогамма картины создавала впечатление монументальности.
После побоища Игоря Святославича с половцами
В картине «После побоища Игоря Святославича с половцами», художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения Родине.
Витязь на распутье
Сумеречная степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь
Богатыри
В картине «Богатыри»любимые народом герои русских былин предстают как защитники своего народа. В сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа воплощенa в картине Васнецова богатырская застава дpeвнeй Руси. В лаконичном пейзаже ощутимо переданы просторы, необъятность русских полей.
Аленушка
Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина « Аленушка » - образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки.
Любовь к фольклору, к русской народной сказке Васнецов пронес через всю жизнь. Полна поэтической сказочности его картина «Ковер-самолет» (1880). Силуэт ковра, распростертого, как диковинная птица, и пустынные степи далеко внизу, и удачливый Иванушка - все это волнует воображение зрителя, вызывая в нем любимые с детства образы.
Ковер- самолет
Из картин Васнецова на сказочные сюжеты известны «Иван-царевич на сером волке», «Три царевны подземного царства», «Спящая царевна», «Снегурочка» и другие.
Иван-Царевич на Сером Волке
Снегурочка - персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.
Снегурочка
Картина « Спящая царевна » переносит нас в самую настоящую сказку. Яркие сочные краски только подчеркивают необычность происходящего перед нами. Расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов - все это похоже на детский радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание - заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья - все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется.
Спящая царевна
Картина «Три царевны подземного царства» изображает трех царевен: золота, драгоценных камней и каменного угля - таинственных земных недр. Она написана на сюжет одноименной сказки. Крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел царство золотое, драгоценных камней и железное и вывел на землю царевен этих царств. Васнецов изображает трех царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатство недр Земли.
Три царевны подземного царства
БОЯН (Баян), русский песнотворец 11 - 12 вв., слагавший песни-славы в честь подвигов князей. Впервые упомянут в "Слове о полку Игореве. Баян запечатлен художником во время «магического процесса» - исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, на его лице выделяются большие горящие глаза, направленные куда-то вдаль... Окружившие его воины олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию.
Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Содержание своих картин он черпал из прекрасного, романтического мира народной фантазии.
Слайд 2
Что узнаем
Что такое сказочно-былинный (мифологический) жанр. Познакомимся с картинами известных художников, которые работали в сказочно-былинном (мифологическом) жанре. В. М. Васнецов. Царевна – Несмеяна.
Слайд 3
Сказочно- былинный (мифологический) жанр
Сказочно- былинный (мифологический) жанр – это жанр изобразительного искусства, включающий в себя картины, написанные на сюжеты мифов, легенд, преданий, былин и сказок. Жанр зародился в средневековом искусстве, когда древнегреческие мифы перестали быть верованиями, а стали литературными рассказами. М. Врубель Пан.
Слайд 4
Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926)
В развитии русской культуры очень значима роль В. М. Васнецова. Его называют «певцом русской сказки». Он написал много картин на сказочные и былинные сюжеты. Они производят на зрителя огромное впечатление. Давайте их рассмотрим. В. М. Васнецов. Автопортрет.
Слайд 5
В. М. Васнецов. Богатыри.
Какое чувство вызывает у вас картина?
Слайд 6
Витязь на распутье
О чём задумался витязь?
Слайд 7
Алёнушка
Почему грустит Алёнушка? Одно из лучших произведений художника, создающее сказочный образ сестрицы Алёнушки. Тёмный лес на втором плане, тёмная холодная вода подчёркивают печаль девушки, её беззащитность
Слайд 8
Иван царевич на сером волке.
Сквозь мрачный зловещий лес мчит Серый Волк Ивана – царевича с Василисой Прекрасной. Не просто иллюстрация к знакомой с детства сказке, но и сказ о дружбе и товариществе, любви и верности. Так же картина полна оптимизма, ведь даже в таком мрачном лесу есть нежная цветущая яблонька.
Слайд 9
Баба-Яга
Слайд 10
Кощей Бессмертный
Слайд 11
Ковёр - самолёт
Слайд 12
Царевна - лягушка
Слайд 13
Снегурочка
Слайд 14
Михаил Врубель (1856-1910)
Врубель во всём опережал своё время. Он открыл новые возможности цвета, научился передавать объём с использованием многочисленных ломающихся граней. Это позволило ему так гениально написать своих сказочных героев. М. Врубель. Автопортрет.
Слайд 15
М. А. Врубель. Демон.
Какой демон у Врубеля? Жестокий, мягкий, свободный, задумчивый, лиричный, злобный, сильный, погружённый, печальный, бунтующий.
Слайд 16
Царевна – лебедь
Какой момент из сказки запечатлел художник? Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь». Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на нежном оперении, переливаясь радужными красками. Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза; в них щемящая тоска одиночества.
Слайд 17
«Пан»
В картине "Пан» греческий бог превращается в русского лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж - безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца...
Слайд 18
ИванЯковлевичБилибин(1876 –1942)
Иван Яковлевич Билибин – известный русский график-иллюстратор и театральный художник. «Билибинский стиль», характерный для его книжных иллюстраций, основан на символах русского народного творчества. Иллюстрации И. Я. Билибина к сказкам и былинам воссоздают фантастический и сказочный мир.
Слайд 19
Иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Обратите внимание на орнамент по краю рисунка, взятый из народных орнаментов
Слайд 20
Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке»
Слайд 21
Иллюстрация к сказке
К какой сказке сделана иллюстрация? Почему художник выбрал для данного рисунка такую рамку?
Слайд 22
ВасильевКонстантин Алексеевич
Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) - русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров. Необыкновенное дарование, богатый духовный мир и полученное образование позволили Константину Васильеву оставить свой, ни с чем несравнимый, след в русской живописи. Его полотна легко узнаваемы