Презентация про собакевича мертвые души. Презентация по литературе "образ собакевича в поэме "мертвые души"

Описание деревни СобакевичаДеревня была довольно велика; два леса, березовый и
сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее,
были у нее с право и слева.
Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво:
не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей, но
все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец
был обделан в такой крепкий дуб, кокай идет только на
мельницы да на корабли.
Все было упористо, без пошатки, в каком то крепком и
не уклюжем порядке

Описание деревни и хозяйства помещика свидетельствует об
определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно
толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о
прочности... Деревенские избы мужиков тоже срублены были на
диво... все было пригнано плотно и как следует”.

Описание господского дома

Посреди деревни виднелся деревянный дом с мезонином, красной
крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, - дом вроде
тех, как стоят для военных поселений и немецких колонистов.
Фронтон не пришелся по середине дома… Не четыре колонны, как
было назначено, а только три. Двор окружен был крепкою и
непомерно толстою деревянною решеткой. На конюшне, сарае и
кухне были употреблены полновесные и толстые бревна,
определенные на вековое стояние.
На стенах висели картины греческих полководцев, гравированные во
весь рост. Потом следовала гераиня греческая Бобелина, у которой
одна нога казалось больше чем все туловище. У самого окна, весела
клетка из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками
очень похожий на Собакевича.
В комнатах все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и
имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу
гостиной стояло пузатое ореховое бюро на нелепых четырех ногах,
совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого

В доме С. на стенах висят картины, изображающие исключительно греческих героев, которые внешне похожи на хозяина дома. На С. похож и дрозд те

В доме С. на стенах висят картины, изображающие исключительно
греческих героев, которые внешне похожи на хозяина дома. На С. похож и
дрозд темного цвета в крапинку, и пузатое ореховое бюро («совершенный
медведь»). В свою очередь и сам герой тоже похож на предмет – ноги его
как чугунные тумбы. С. – это тип русского кулака, крепкого, расчетливого
хозяина. Крестьянам его живется неплохо, надежно. То, что природная
мощь и деловитость превратились у С. в туповатую косность, скорее не
вина, а беда героя. .

Собакевичу, и этим он
отличается от Плюшкина и
большинства других
помещиков, кроме разве что
Коробочки, присуща
некоторая хозяйственная
жилка: не разоряет
собственных крепостных,
добивается известного
порядка в хозяйстве, выгодно
продает Чичикову мертвые
души, отлично знает
деловые и человеческие
качества своих
крестьян.

Собакевич Михайло Семеныч – помещик, четвертый «продавец» мертвых душ. Само имя и внешность этого героя (напоминает «средней величины мед

ПОРТРЕТ
Собакевич Михайло Семеныч –
помещик, четвертый «продавец»
мертвых душ. Само имя и
внешность этого героя
(напоминает «средней
величины медведя», фрак на
нем «совершенно медвежьего»
цвета, ступает вкривь и вкось,
цвет лица «каленый, горячий»)
указывают на его могучесть его
натуры.
.

Описание внешнего вида помещика

Собакевич мало похож на
других помещиков. Это
расчетливый, прижимистый
хозяин, хитрый торгаш. Он чужд
мечтательному благодушию
Манилова, равно как и буйному
сумасбродству Ноздрева или
мелочному накопительству
Коробочки. Он немногословен,
обладает железной хваткой, себе
на уме, и мало найдется людей,
которым удалось бы его обмануть.
Автор называет Собакевича –
патриотом русского желудка!

Характер Собакевича великолепно схвачен писателем и раскрывается не только во внешности, но и в его манере говорить, двигаться, во всем укл

Характер Собакевича великолепно схвачен
писателем и раскрывается не только во
внешности, но и в его манере говорить,
двигаться, во всем укладе его жизни.

Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от "пузатого орехового бюро на пренелепых четырех ногах" и кончая последним стулом, удивительно тесн

Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от
"пузатого орехового бюро на пренелепых четырех
ногах" и кончая последним стулом, удивительно
тесно срослась со своим хозяином и, казалось,
говорила: "Я тоже Собакевич. И я тоже очень похожа
на Собакевича".

Для Собакевича характерно в высшей степени враждебное отношение ко всему, что связано с духовным началом в человеческой жизни. В его глаза

Для Собакевича характерно в высшей степени
враждебное отношение ко всему, что связано с
духовным началом в человеческой жизни. В его
глазах просвещение, культура - все только выдумки,
никому не нужные и вредные.

По твердому убеждению Собакевича, единственно важным делом жизни может быть только забота о собственном существовании и благополучии. Нас

По твердому убеждению Собакевича, единственно
важным делом жизни может быть только забота
о собственном существовании и благополучии.
Насыщение желудка у него при любых
обстоятельствах (дома или в гостях - не важно)
всегда стоит
на первом плане.

Поза Собакевича в продолжение всего разговора с Чичиковым выдавала его звериную хватку хищника и стремительный бросок из засады добыче на

Поза Собакевича в продолжение всего разговора с
Чичиковым выдавала его звериную хватку хищника и
стремительный бросок из засады добыче навстречу,
когда она оказывается в пределах досягаемости.

СОБАКЕВИЧ живет исключительно в современности, в 1820-х гг. С высоты своей мощи ОН видит, как измельчала окружающая его жизнь. Во время торга о

СОБАКЕВИЧ живет
исключительно в
современности, в 1820-х гг.
С высоты своей мощи ОН видит,
как измельчала окружающая
его жизнь. Во время торга он
замечает: «…что это за люди?
мухи, а не люди», куда хуже
покойников.
СОБАКЕВИЧ занимает одно из
самых высоких мест в духовной
«иерархии» героев, потому что
у него, по мысли автора, много
шансов на возрождение.
От природы он наделен многими
хорошими качествами.

Отношение помещика к предложению Чичикова

- Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич очень
просто, как бы речь идет о хлебе.
Извольте я готов продать.
«Черт возьми,- подумал Чичиков про себя,- этот уж
продает прежде, чем я заикнулся!»
- Чтобы не запрашивать с вас лишнего по сто рублей за
штуку! – сказал Собакевич.
После всех споров на счет цены, Чичиков сказал –
«кажется, между нами происходит, какое-то театральное
представление или комедия, иначе я не могу это
объяснить»
Собакевич ответил - вам понадобились души, я и продаю
вам, и будите раскаиваться, что не купили.

Отношение Чичикова к помещику

Сам Собакевич показался Чичикову похожим на медведя
средней величины – его даже звали Михайлом
Семеновичем. На нем был надет медвежьего цвета фрак и
длинные панталоны. Ходил он неуклюже и постоянно
наступал кому-то на ноги. Телосложения он был довольно
крепкого, «шеей не ворочал вовсе» и редко смотрел на
человека, с которым разговаривал.
Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на
медном пятаке.

Купля продажа «мертвых душ»

Вся история купли продажи началась с того что


- По сто!-вскричал Чичиков, разинув рот.
-А какая, однако ж, ваша цена???
-Моя цена, по восемь гривенок за штуку!
-Да че крупитесь? – ответил Собакевич. – другой
мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а
у меня что ядреный орех, все на отбор.
После всех споров Собакевич сказал: «Мое последнее
слово, пятьдесят рублей! Право, убыток себе, дешевле
нигде не купите такого хорошего народа!»

Собакевич, как истый торговец, представлял свой товар
не просто как умерших людей, а как ценных мастеровых:
сапожников, плотников, кирпичников и т.д., как будто
забыв, что их уже нет. Наконец гость и хозяин сошлись в
цене и решили завтра же отправиться в город и
оформить купчую. Чичикову пришлось выплатить
задаток, но он потребовал расписку. Прощаясь, гость
попросил хозяина никому не говорить о сделке, и тот
согласился.
Вся история купли продажи началась с того что
Собакевич сказал – «да чтобы не запрашивать с вас
лишнего, по сто рублей за штуку!»

Просьбу
Чичикова
Собакевич
воспринимает
спокойно, но
требует за
каждую
мертвую душу
по 100 рублей,
да еще и
нахваливает
свой товар, как
купец.

Во время беседы с
Чичиковым Собакевич
даёт нелестные
характеристики общим
знакомым, всех называет
мошенниками.

В отличие от Ноздрева
Собакевича нельзя причислить
людям, витающим в облаках. Этот
герой твёрдо стоит на земле, не
тешит себя иллюзиями, трезво
оценивает людей и жизнь, умеет
действовать и добиваться того,
чего хочет. Сам он отрицательно
относится ко всему, что связано с
культурой и просвещением:
«Просвещение - вредная
выдумка». Он хорошо понимает
окружающую обстановку и
понимает время, в которое он
живёт, знает людей. В отличие от
остальных помещиков он сразу
понял сущность Чичикова.
Собакевич - это хитрый пройдоха,
наглый делец, которого трудно
провести. Всё окружающее он
оценивает лишь с точки зрения
своей выгоды.

Разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Образ помещика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»"

Цели:

    разобрать образ помещика Собакевича для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;

    развивать навыки анализа прозаического произведения, делать обобщающие выводы;

    развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся, развитие речи, умение работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке;

    работа с ключевыми понятиями;

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо

ХОД УРОКА

1. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы.

Учитель: Каков сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души» и какие возможности он давал писателю для раскрытия идейного смысла произведения?

Ученик: Суть сюжета состоит в том, что делец-приобретатель Чичиков ездит по России, посещает усадьбы помещиков и скупает мертвые души. Сюжет был предложен Гоголю А.С.Пушкиным. Этот сюжет давал писателю возможность вслед за своим героем «путешествовать по России и показать широко жизнь России, разных помещиков».

2. Постановка проблемного вопроса:

Как вы думаете, почему Н.В.Гоголь назвал свое произведение «мертвые души»?

3. Выдвижение гипотез:

Гоголь назвал свою поэму потому, что в ней говорится о покупке мертвых душ»
– По-моему, Гоголь хочет показать, что помещики уже как бы отжили свое, они как бы мертвые.

ТЕМА-ИДЕЯ-ПРОБЛЕМА

Мы с вами знаем, что название художественного произведения не просто отражает его тему, не просто раскрывает его тему, но раскрывает его идейный смысл.

5. Анализ содержания 5-й главы поэмы Гоголя и образа Собакевича с целью решения проблемы.

Учитель: Обратимся снова к Гоголю. Какой же смысл вкладывает он в название поэмы? Вдумаемся в это название. Какой смысл вкладываем мы в понятие «душа », когда говорим: «Это человек с душой», «Человек прекрасной души»?
– Душа – это прекрасные внутренние качества человека.
– Мы подразумеваем под этим понятием благородные стремления человека. Это внутренний, духовный мир человека.

Учитель: Давайте раскроем смысл названия поэмы на примере образа Собакевича. Каков его духовный мир, его стремления? Как описывает писатель усадьбу и внутреннее убранство комнат?

Под руководством учителя делают вывод, что через описание обстановки Гоголь характеризует Собакевича как человека, у которого нет вкуса, нет эстетического чувства.

Учитель: А как обрисована внешность Собакевича?

При пересказе учащимися соответствующих отрывков из главы учитель обращает внимание на художественные приемы обрисовки образа:

Почему Гоголь так настойчиво подчеркивает сходство Собакевича с животными, с вещами?

Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод о том, что внешняя грубость Собакевича раскрывает низменность, животность его натуры. Гиперболическое сравнение с животными, с мебелью – это лирический прием, который подчеркивает, что ничего возвышенного у Собакевича нет.

Учитель: Когда Чичиков приехал к Собакевичу, то несколько минут гость и хозяин молчали, тупо уставившись друг на друга. И даже ловкий в «светских» беседах Чичиков не знает, о чем говорить с хозяином дома, как прервать неловкое молчание.
Да и верно, о чем можно говорить с Собакевичем? О политике, искусстве, о судьбе России, о литературе? – Нет, этого оскотинившегося помещика не интересуют такие вопросы.
И все-таки, в какие-то моменты разговора обычно молчаливый Собакевич оживляется и даже становится красноречивым. Очевидно, речь зашла о том, что его интересует. Когда же и почему оживляется Собакевич?

Учащиеся рассказывают, что Собакевич оживляется, когда дело дошло до торга из-за мертвых душ. Даже Чичиков удивился: «Откуда только взялась прыть и дар речи?».

6. Выразительное чтение по ролям сцены торга Собакевича с Чичиковым.

Учитель: Какие интересы и стремления Собакевича раскрываются в той сцене?

Ученик: Главная цель жизни Собакевича – нажива. Он готов торговаться чем угодно и за мертвую душу запрашивает сто рублей.

Учитель: А что интересует Собакевича?

Ученик: Собакевич любит поесть. У него чудовищный аппетит. (Приводят примеры, пересказывая эпизоды «Завтрак у полицмейстера», «Обед у Собакевича»).

Учитель: Следует подчеркнуть, что Собакевич не только не стыдится своего болезненного обжорства, а гордится этим. Он даже считает, что умение поесть – главное достоинство русского человека.
Разные бывают патриоты . Они дорожат историей своей страны, другой – культурой, третьему дороги военные победы родной страны. А Собакевич, как видите, патриот особого рода. Его нельзя назвать патриотом России – это патриот русского желудка.
В разговоре с Чичиковым Собакевич доказал себя хорошим хозяином.
Он хорошо знает деловые качества своих крестьян.
Сравните, как живут крестьяне у Собакевича и у Манилова?

Ученики: У Собакевича крестьяне живут в достатке, он заботится о том, чтоб они жили лучше.

(Пересказывают соответствующие эпизоды глав 2и 5)

Учитель: Можно ли из этих фактов сделать вывод, что Собакевич заботится о своих крестьянах?

Ученик: Гоголь сам в авторской характеристике указывает, что Собакевич «не обижает» крестьян, потому что это ему выгодно. Он дерет с крестьян три шкуры. Ему мало барщины, он по 500 рублей оброка требует с крестьянина.

Учитель: У Собакевича взгляды крепостника. Крестьяне для него – рабы , источник дохода, товар. Он упрекает Чичикова, что у него «душа человеческая все равно, что пареная репа», и тут же цинично добавляет: «Уж хоть три рублика дайте».
Но, может быть, столь жестоко Собакевич относится только к крепостным, а к людям своего круга – иное отношение?

Ученик : Собакевич ненавидит всех людей. Можно привести в пример отзыв Собакевича о чиновниках города. Собакевич – это кулак, он готов каждому наступить на ногу, зажать, задавить человека.

Учитель резюмирует: Вот каков духовный мир Собакевича: отсутствие всяких высоких стремлений и интересов, благородных чувств. Мир наживы, мир собственности убивает все прекрасное в человеке. Гоголь гиперболически рисует уродство и нелепость Собакевича, подчеркивая этим его мертводушие. ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРБОЛА? (давайте вспомним)

Класс под руководством учителя попытается назвать общие черты всех помещиков, записывая их на доске и в тетрадях:

а) низкий культурный уровень;
б) отсутствие интеллектуальных запросов;
в) стремление к обогащению;
г) жестокость в обращении с крепостными;
д) нравственная нечистоплотность;
е) отсутствие понятия о патриотизме.

8. Подведение итогов беседы. Решение проблемы

Учитель: Как бы вы теперь объяснили смысл названия поэмы?

Ученик: Гоголь называет мертвыми душами помещиков, у которых отсутствует прекрасные человеческие черты, чувства, стремления.

9. МЫ ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТАТЬ НАД ОБРАЗАМИ ПОМЕЩИКОВ! Домашнее задание ПРОЧИТАТЬ ГЛАВУ 6. О ПЛЮШКИНЕ. (привести в порядок сравнительную таблицу о помещиках)

Собакевич. Портрет «Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»; весьма похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и за­крыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

Слайд 14 из презентации «Помещики в «Мёртвых душах»» . Размер архива с презентацией 607 КБ.

Литература 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Тема любви у Бунина» - Любовь в произведениях Бунина. Тема любви. Капитанская дочка. Тема любви в творчестве И. Бунина. Глоссарий. Анализ произведений И.Бунина. Солнечный удар. Великое счастье. Дети. Счастье. Тема любви в рассказах И.А.Бунина. Тайна «Чаша жизни». Любовь.

«Паустовский «Простая клеёнка»» - Основные сюжетные элементы. «Алые паруса» Пиросмани. Любовь. Константин Паустовский «Простая клеенка». Алые паруса. Словесный тематический ряд. Простая клеенка. Жираф. «Мозаика» Кавказа. Повесть о жизни. Закончи предложения. Время в рассказе Паустовского. Лучшее платье. Счастье. День рождения Пиросмани. Клеенки Пиросмани. Музыкальность градации. О чем произведение Паустовского. Приобщение учащихся к творчеству.

«Анализ стихотворения «Утёс»» - Труды по этимологии. Группы слов. Морщина. Тема. Лингвистика (наука о русском языке). Группы слов по значению. Этимологический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс». Исконных слов в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утёс» не оказалось. Исследуемая область. Индоевропейская языковая семья. Ночь. Происхождение слов. Части речи. Утес.

«Тема любви» - Тема вечной любви в произведениях русской и зарубежной литературы. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Произведения о вечной любви. А. Куприн «Гранатовый браслет». И. Тургенев “Отцы и дети”. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Ромео и Джульетта. Стендаль «Красное и черное». Биография Стефани Майер. Роман «Новолуние».

«Сатира в повести «Собачье сердце»» - Сатирическое изображение хозяев нового времени. Трагическая судьба писателя. Чем отличается сатира от юмора. Смех над собой. Члены домкома. Пьеса “Ревизор”. Какое отношение сложилось к собаке. Средства сатиры. Профессор Преображенский. Викторина. Вспомните русских писателей и поэтов. Моменты. Персонаж романа «Мастер и Маргарита». Письменный стол М. А. Булгакова. Собачье сердце. Собаки. Учёная голова.

«Сказочники» - Отличительные черты сказок Европы. Ознакомление с биографиями Ш.Перро. Новый материал. Значение сказок. Великие сказочники Европы. Сказочники Европы и современный читатель. Сказка и сегодня нужна нам. Знание европейских сказок. Сказки Г.Х. Андерсена. Сказки Ш. Перро. Ганс Христиан Андерсен. Шарль Перро. Сказки Э.Т.А. Гофмана. Эрнст Теодор Амадей Гофман.

«Мёртвые души»

Помещик Собакевич


Визитная карточка.

Помещик Собакевич Михайло Семенович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах, будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.


Собакевич

Художник

П. Боклевский,

1875 год


Собакевич

Художники Кукрыниксы,

1937 - 1939



Деревня Собакевича

Художник А. Лаптев


Чичиков у Собакевичей

Художник

А. А. Агин


Чичиков у Собакевичей

Художник

А. А. Агин


Чичиков и Собакевич

Художник

А. А. Агин


Чичиков и Собакевич

Художник

А. А. Агин


Черты характера

  • Кулачество,
  • человеконенавистничество,
  • мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки),
  • грубость,
  • прижимистость.

Работа Бехтиной Натальи

1996 год


Работа Фроловой Надежды

1998 год


Работа Козлова Сергея

1998 год


Работа Князькиной Людмилы

1998 год


Работа Князькиной Людмилы

1998 год


Работа Прытковой Екатерины

2003 – 04 уч. год


Новая ступень человеческого падения – «чёртов кулак» Собакевич. Гоголь пишет, что, казалось, в теле этого человека вовсе не было души. Собакевич тяготит к старым крепостным формам ведения хозяйства, ненавидит город и просвещение. Смысл жизни видит в страсти к наживе. Помимо барщины применяет и оброк. «Портретом русского желудка» назвал его Гоголь: еда – вторая страсть Собакевича.

Собакевич – настоящий помещик, торгаш и скопидом. Он нагл и напорист. Автор сравнивает его с медведем.

Собакевич также образ нарицательный. Главные его качества – корыстолюбие, узость интересов.


Использованная литература

  • Н. В Гоголь «Мёртвые души», Москва «Олимп. ППП», 1993 год
  • Слайд-комплект презентаций к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Автор работы - Вшивкова Валентина Михайловна, МОУ Лебяженская СОШ
  • http://ru.wikipedia.org Википедия, свободная энциклопедия
  • http://www.gogol.niv.ru/soch/gogol1.htm.Сайт «Николай Васильевич Гоголь».
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Сайт по литературе «Российского Общеобразовательного Портала».
  • Иллюстрации русских художников к поэме «Мёртвые души».

  • Волкова Елена Аркадьевна
  • Учитель русского языка и литературы (1 квалификационная категория)
  • МОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»
  • Тетюшский район
  • Республика Татарстан
  • Февраль 2010 года