Описание деревни СобакевичаДеревня была довольно велика; два леса, березовый и
сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее,
были у нее с право и слева.
Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво:
не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей, но
все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец
был обделан в такой крепкий дуб, кокай идет только на
мельницы да на корабли.
Все было упористо, без пошатки, в каком то крепком и
не уклюжем порядке
определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно
толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о
прочности... Деревенские избы мужиков тоже срублены были на
диво... все было пригнано плотно и как следует”.
Описание господского дома
Посреди деревни виднелся деревянный дом с мезонином, краснойкрышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, - дом вроде
тех, как стоят для военных поселений и немецких колонистов.
Фронтон не пришелся по середине дома… Не четыре колонны, как
было назначено, а только три. Двор окружен был крепкою и
непомерно толстою деревянною решеткой. На конюшне, сарае и
кухне были употреблены полновесные и толстые бревна,
определенные на вековое стояние.
На стенах висели картины греческих полководцев, гравированные во
весь рост. Потом следовала гераиня греческая Бобелина, у которой
одна нога казалось больше чем все туловище. У самого окна, весела
клетка из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками
очень похожий на Собакевича.
В комнатах все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и
имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу
гостиной стояло пузатое ореховое бюро на нелепых четырех ногах,
совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого
В доме С. на стенах висят картины, изображающие исключительно греческих героев, которые внешне похожи на хозяина дома. На С. похож и дрозд те
В доме С. на стенах висят картины, изображающие исключительногреческих героев, которые внешне похожи на хозяина дома. На С. похож и
дрозд темного цвета в крапинку, и пузатое ореховое бюро («совершенный
медведь»). В свою очередь и сам герой тоже похож на предмет – ноги его
как чугунные тумбы. С. – это тип русского кулака, крепкого, расчетливого
хозяина. Крестьянам его живется неплохо, надежно. То, что природная
мощь и деловитость превратились у С. в туповатую косность, скорее не
вина, а беда героя. .Собакевичу, и этим он
отличается от Плюшкина и
большинства других
помещиков, кроме разве что
Коробочки, присуща
некоторая хозяйственная
жилка: не разоряет
собственных крепостных,
добивается известного
порядка в хозяйстве, выгодно
продает Чичикову мертвые
души, отлично знает
деловые и человеческие
качества своих
крестьян.
Собакевич Михайло Семеныч – помещик, четвертый «продавец» мертвых душ. Само имя и внешность этого героя (напоминает «средней величины мед
ПОРТРЕТСобакевич Михайло Семеныч –
помещик, четвертый «продавец»
мертвых душ. Само имя и
внешность этого героя
(напоминает «средней
величины медведя», фрак на
нем «совершенно медвежьего»
цвета, ступает вкривь и вкось,
цвет лица «каленый, горячий»)
указывают на его могучесть его
натуры.
.
Описание внешнего вида помещика
Собакевич мало похож надругих помещиков. Это
расчетливый, прижимистый
хозяин, хитрый торгаш. Он чужд
мечтательному благодушию
Манилова, равно как и буйному
сумасбродству Ноздрева или
мелочному накопительству
Коробочки. Он немногословен,
обладает железной хваткой, себе
на уме, и мало найдется людей,
которым удалось бы его обмануть.
Автор называет Собакевича –
патриотом русского желудка!
Характер Собакевича великолепно схвачен писателем и раскрывается не только во внешности, но и в его манере говорить, двигаться, во всем укл
Характер Собакевича великолепно схваченписателем и раскрывается не только во
внешности, но и в его манере говорить,
двигаться, во всем укладе его жизни.
Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от "пузатого орехового бюро на пренелепых четырех ногах" и кончая последним стулом, удивительно тесн
Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от"пузатого орехового бюро на пренелепых четырех
ногах" и кончая последним стулом, удивительно
тесно срослась со своим хозяином и, казалось,
говорила: "Я тоже Собакевич. И я тоже очень похожа
на Собакевича".
Для Собакевича характерно в высшей степени враждебное отношение ко всему, что связано с духовным началом в человеческой жизни. В его глаза
Для Собакевича характерно в высшей степенивраждебное отношение ко всему, что связано с
духовным началом в человеческой жизни. В его
глазах просвещение, культура - все только выдумки,
никому не нужные и вредные.
По твердому убеждению Собакевича, единственно важным делом жизни может быть только забота о собственном существовании и благополучии. Нас
По твердому убеждению Собакевича, единственноважным делом жизни может быть только забота
о собственном существовании и благополучии.
Насыщение желудка у него при любых
обстоятельствах (дома или в гостях - не важно)
всегда стоит
на первом плане.
Поза Собакевича в продолжение всего разговора с Чичиковым выдавала его звериную хватку хищника и стремительный бросок из засады добыче на
Поза Собакевича в продолжение всего разговора сЧичиковым выдавала его звериную хватку хищника и
стремительный бросок из засады добыче навстречу,
когда она оказывается в пределах досягаемости.
СОБАКЕВИЧ живет исключительно в современности, в 1820-х гг. С высоты своей мощи ОН видит, как измельчала окружающая его жизнь. Во время торга о
СОБАКЕВИЧ живетисключительно в
современности, в 1820-х гг.
С высоты своей мощи ОН видит,
как измельчала окружающая
его жизнь. Во время торга он
замечает: «…что это за люди?
мухи, а не люди», куда хуже
покойников.
СОБАКЕВИЧ занимает одно из
самых высоких мест в духовной
«иерархии» героев, потому что
у него, по мысли автора, много
шансов на возрождение.
От природы он наделен многими
хорошими качествами.
Отношение помещика к предложению Чичикова
- Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич оченьпросто, как бы речь идет о хлебе.
Извольте я готов продать.
«Черт возьми,- подумал Чичиков про себя,- этот уж
продает прежде, чем я заикнулся!»
- Чтобы не запрашивать с вас лишнего по сто рублей за
штуку! – сказал Собакевич.
После всех споров на счет цены, Чичиков сказал –
«кажется, между нами происходит, какое-то театральное
представление или комедия, иначе я не могу это
объяснить»
Собакевич ответил - вам понадобились души, я и продаю
вам, и будите раскаиваться, что не купили.
Отношение Чичикова к помещику
Сам Собакевич показался Чичикову похожим на медведясредней величины – его даже звали Михайлом
Семеновичем. На нем был надет медвежьего цвета фрак и
длинные панталоны. Ходил он неуклюже и постоянно
наступал кому-то на ноги. Телосложения он был довольно
крепкого, «шеей не ворочал вовсе» и редко смотрел на
человека, с которым разговаривал.
Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на
медном пятаке.
Купля продажа «мертвых душ»
Вся история купли продажи началась с того что- По сто!-вскричал Чичиков, разинув рот.
-А какая, однако ж, ваша цена???
-Моя цена, по восемь гривенок за штуку!
-Да че крупитесь? – ответил Собакевич. – другой
мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а
у меня что ядреный орех, все на отбор.
После всех споров Собакевич сказал: «Мое последнее
слово, пятьдесят рублей! Право, убыток себе, дешевле
нигде не купите такого хорошего народа!»Собакевич, как истый торговец, представлял свой товар
не просто как умерших людей, а как ценных мастеровых:
сапожников, плотников, кирпичников и т.д., как будто
забыв, что их уже нет. Наконец гость и хозяин сошлись в
цене и решили завтра же отправиться в город и
оформить купчую. Чичикову пришлось выплатить
задаток, но он потребовал расписку. Прощаясь, гость
попросил хозяина никому не говорить о сделке, и тот
согласился.
Вся история купли продажи началась с того что
Собакевич сказал – «да чтобы не запрашивать с вас
лишнего, по сто рублей за штуку!»Просьбу
Чичикова
Собакевич
воспринимает
спокойно, но
требует за
каждую
мертвую душу
по 100 рублей,
да еще и
нахваливает
свой товар, как
купец.Во время беседы с
Чичиковым Собакевич
даёт нелестные
характеристики общим
знакомым, всех называет
мошенниками.В отличие от Ноздрева
Собакевича нельзя причислить
людям, витающим в облаках. Этот
герой твёрдо стоит на земле, не
тешит себя иллюзиями, трезво
оценивает людей и жизнь, умеет
действовать и добиваться того,
чего хочет. Сам он отрицательно
относится ко всему, что связано с
культурой и просвещением:
«Просвещение - вредная
выдумка». Он хорошо понимает
окружающую обстановку и
понимает время, в которое он
живёт, знает людей. В отличие от
остальных помещиков он сразу
понял сущность Чичикова.
Собакевич - это хитрый пройдоха,
наглый делец, которого трудно
провести. Всё окружающее он
оценивает лишь с точки зрения
своей выгоды.
Разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Образ помещика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»"
Цели:
разобрать образ помещика Собакевича для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;
развивать навыки анализа прозаического произведения, делать обобщающие выводы;
развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся, развитие речи, умение работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке;
работа с ключевыми понятиями;
Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо
ХОД УРОКА
1. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы.
Учитель: Каков сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души» и какие возможности он давал писателю для раскрытия идейного смысла произведения?
Ученик: Суть сюжета состоит в том, что делец-приобретатель Чичиков ездит по России, посещает усадьбы помещиков и скупает мертвые души. Сюжет был предложен Гоголю А.С.Пушкиным. Этот сюжет давал писателю возможность вслед за своим героем «путешествовать по России и показать широко жизнь России, разных помещиков».
2. Постановка проблемного вопроса:
– Как вы думаете, почему Н.В.Гоголь назвал свое произведение «мертвые души»?
3. Выдвижение гипотез:
– Гоголь назвал свою поэму потому, что в ней говорится о покупке мертвых душ»
– По-моему, Гоголь хочет показать, что помещики уже как бы отжили свое, они как бы мертвые.
ТЕМА-ИДЕЯ-ПРОБЛЕМА
Мы с вами знаем, что название художественного произведения не просто отражает его тему, не просто раскрывает его тему, но раскрывает его идейный смысл.
5. Анализ содержания 5-й главы поэмы Гоголя и образа Собакевича с целью решения проблемы.
Учитель:
Обратимся снова к Гоголю. Какой же смысл вкладывает он в название поэмы? Вдумаемся в это название. Какой смысл вкладываем мы в
понятие «душа
», когда говорим: «Это человек с душой», «Человек прекрасной души»?
– Душа – это прекрасные внутренние качества человека.
– Мы подразумеваем под этим понятием благородные стремления человека. Это внутренний, духовный мир человека.
Учитель: Давайте раскроем смысл названия поэмы на примере образа Собакевича. Каков его духовный мир, его стремления? Как описывает писатель усадьбу и внутреннее убранство комнат?
Под руководством учителя делают вывод, что через описание обстановки Гоголь характеризует Собакевича как человека, у которого нет вкуса, нет эстетического чувства.
Учитель: А как обрисована внешность Собакевича?
При пересказе учащимися соответствующих отрывков из главы учитель обращает внимание на художественные приемы обрисовки образа:
– Почему Гоголь так настойчиво подчеркивает сходство Собакевича с животными, с вещами?
Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод о том, что внешняя грубость Собакевича раскрывает низменность, животность его натуры. Гиперболическое сравнение с животными, с мебелью – это лирический прием, который подчеркивает, что ничего возвышенного у Собакевича нет.
Учитель:
Когда Чичиков приехал к Собакевичу, то несколько минут гость и хозяин молчали, тупо уставившись друг на друга. И даже ловкий в «светских» беседах Чичиков не знает, о чем говорить с хозяином дома, как прервать неловкое молчание.
Да и верно, о чем можно говорить с Собакевичем? О политике, искусстве, о судьбе России, о литературе? – Нет, этого оскотинившегося помещика не интересуют такие вопросы.
И все-таки, в какие-то моменты разговора обычно молчаливый Собакевич оживляется и даже становится красноречивым. Очевидно, речь зашла о том, что его интересует. Когда же и почему оживляется Собакевич?
Учащиеся рассказывают, что Собакевич оживляется, когда дело дошло до торга из-за мертвых душ. Даже Чичиков удивился: «Откуда только взялась прыть и дар речи?».
6. Выразительное чтение по ролям сцены торга Собакевича с Чичиковым.
Учитель: Какие интересы и стремления Собакевича раскрываются в той сцене?
Ученик: Главная цель жизни Собакевича – нажива. Он готов торговаться чем угодно и за мертвую душу запрашивает сто рублей.
Учитель: А что интересует Собакевича?
Ученик: Собакевич любит поесть. У него чудовищный аппетит. (Приводят примеры, пересказывая эпизоды «Завтрак у полицмейстера», «Обед у Собакевича»).
Учитель:
Следует подчеркнуть, что Собакевич не только не стыдится своего болезненного обжорства, а гордится этим. Он даже считает, что умение поесть – главное достоинство русского человека.
Разные бывают патриоты
. Они дорожат историей своей страны, другой – культурой, третьему дороги военные победы родной страны. А Собакевич, как видите, патриот особого рода. Его нельзя назвать патриотом России – это патриот русского желудка.
В разговоре с Чичиковым Собакевич доказал себя хорошим хозяином.
Он хорошо знает деловые качества своих крестьян.
Сравните, как живут крестьяне у Собакевича и у Манилова?
Ученики: У Собакевича крестьяне живут в достатке, он заботится о том, чтоб они жили лучше.
(Пересказывают соответствующие эпизоды глав 2и 5)
Учитель: Можно ли из этих фактов сделать вывод, что Собакевич заботится о своих крестьянах?
Ученик: Гоголь сам в авторской характеристике указывает, что Собакевич «не обижает» крестьян, потому что это ему выгодно. Он дерет с крестьян три шкуры. Ему мало барщины, он по 500 рублей оброка требует с крестьянина.
Учитель:
У Собакевича взгляды крепостника.
Крестьяне для него – рабы
, источник дохода, товар. Он упрекает Чичикова, что у него «душа человеческая все равно, что пареная репа», и тут же цинично добавляет: «Уж хоть три рублика дайте».
Но, может быть, столь жестоко Собакевич относится только к крепостным, а к людям своего круга – иное отношение?
Ученик : Собакевич ненавидит всех людей. Можно привести в пример отзыв Собакевича о чиновниках города. Собакевич – это кулак, он готов каждому наступить на ногу, зажать, задавить человека.
Учитель резюмирует: Вот каков духовный мир Собакевича: отсутствие всяких высоких стремлений и интересов, благородных чувств. Мир наживы, мир собственности убивает все прекрасное в человеке. Гоголь гиперболически рисует уродство и нелепость Собакевича, подчеркивая этим его мертводушие. ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРБОЛА? (давайте вспомним)
Класс под руководством учителя попытается назвать общие черты всех помещиков, записывая их на доске и в тетрадях:
а) низкий культурный уровень;
б) отсутствие интеллектуальных запросов;
в) стремление к обогащению;
г) жестокость в обращении с крепостными;
д) нравственная нечистоплотность;
е) отсутствие понятия о патриотизме.
8. Подведение итогов беседы. Решение проблемы
Учитель: Как бы вы теперь объяснили смысл названия поэмы?
Ученик: Гоголь называет мертвыми душами помещиков, у которых отсутствует прекрасные человеческие черты, чувства, стремления.
9. МЫ ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТАТЬ НАД ОБРАЗАМИ ПОМЕЩИКОВ! Домашнее задание ПРОЧИТАТЬ ГЛАВУ 6. О ПЛЮШКИНЕ. (привести в порядок сравнительную таблицу о помещиках)
Собакевич. Портрет «Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»; весьма похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».
Слайд 14 из презентации «Помещики в «Мёртвых душах»» . Размер архива с презентацией 607 КБ.Литература 9 класс
краткое содержание других презентаций«Тема любви у Бунина» - Любовь в произведениях Бунина. Тема любви. Капитанская дочка. Тема любви в творчестве И. Бунина. Глоссарий. Анализ произведений И.Бунина. Солнечный удар. Великое счастье. Дети. Счастье. Тема любви в рассказах И.А.Бунина. Тайна «Чаша жизни». Любовь.
«Паустовский «Простая клеёнка»» - Основные сюжетные элементы. «Алые паруса» Пиросмани. Любовь. Константин Паустовский «Простая клеенка». Алые паруса. Словесный тематический ряд. Простая клеенка. Жираф. «Мозаика» Кавказа. Повесть о жизни. Закончи предложения. Время в рассказе Паустовского. Лучшее платье. Счастье. День рождения Пиросмани. Клеенки Пиросмани. Музыкальность градации. О чем произведение Паустовского. Приобщение учащихся к творчеству.
«Анализ стихотворения «Утёс»» - Труды по этимологии. Группы слов. Морщина. Тема. Лингвистика (наука о русском языке). Группы слов по значению. Этимологический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс». Исконных слов в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утёс» не оказалось. Исследуемая область. Индоевропейская языковая семья. Ночь. Происхождение слов. Части речи. Утес.
«Тема любви» - Тема вечной любви в произведениях русской и зарубежной литературы. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Произведения о вечной любви. А. Куприн «Гранатовый браслет». И. Тургенев “Отцы и дети”. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Ромео и Джульетта. Стендаль «Красное и черное». Биография Стефани Майер. Роман «Новолуние».
«Сатира в повести «Собачье сердце»» - Сатирическое изображение хозяев нового времени. Трагическая судьба писателя. Чем отличается сатира от юмора. Смех над собой. Члены домкома. Пьеса “Ревизор”. Какое отношение сложилось к собаке. Средства сатиры. Профессор Преображенский. Викторина. Вспомните русских писателей и поэтов. Моменты. Персонаж романа «Мастер и Маргарита». Письменный стол М. А. Булгакова. Собачье сердце. Собаки. Учёная голова.
«Сказочники» - Отличительные черты сказок Европы. Ознакомление с биографиями Ш.Перро. Новый материал. Значение сказок. Великие сказочники Европы. Сказочники Европы и современный читатель. Сказка и сегодня нужна нам. Знание европейских сказок. Сказки Г.Х. Андерсена. Сказки Ш. Перро. Ганс Христиан Андерсен. Шарль Перро. Сказки Э.Т.А. Гофмана. Эрнст Теодор Амадей Гофман.
«Мёртвые души»
Помещик Собакевич
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img1.jpg)
Визитная карточка.
Помещик Собакевич Михайло Семенович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах, будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img2.jpg)
Собакевич
Художник
П. Боклевский,
1875 год
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img3.jpg)
Собакевич
Художники Кукрыниксы,
1937 - 1939
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img4.jpg)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img5.jpg)
Деревня Собакевича
Художник А. Лаптев
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img6.jpg)
Чичиков у Собакевичей
Художник
А. А. Агин
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img7.jpg)
Чичиков у Собакевичей
Художник
А. А. Агин
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img8.jpg)
Чичиков и Собакевич
Художник
А. А. Агин
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img9.jpg)
Чичиков и Собакевич
Художник
А. А. Агин
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img10.jpg)
Черты характера
- Кулачество,
- человеконенавистничество,
- мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки),
- грубость,
- прижимистость.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img11.jpg)
Работа Бехтиной Натальи
1996 год
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img12.jpg)
Работа Фроловой Надежды
1998 год
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img13.jpg)
Работа Козлова Сергея
1998 год
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img14.jpg)
Работа Князькиной Людмилы
1998 год
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img15.jpg)
Работа Князькиной Людмилы
1998 год
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img16.jpg)
Работа Прытковой Екатерины
2003 – 04 уч. год
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img17.jpg)
Новая ступень человеческого падения – «чёртов кулак» Собакевич. Гоголь пишет, что, казалось, в теле этого человека вовсе не было души. Собакевич тяготит к старым крепостным формам ведения хозяйства, ненавидит город и просвещение. Смысл жизни видит в страсти к наживе. Помимо барщины применяет и оброк. «Портретом русского желудка» назвал его Гоголь: еда – вторая страсть Собакевича.
Собакевич – настоящий помещик, торгаш и скопидом. Он нагл и напорист. Автор сравнивает его с медведем.
Собакевич также образ нарицательный. Главные его качества – корыстолюбие, узость интересов.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img18.jpg)
Использованная литература
- Н. В Гоголь «Мёртвые души», Москва «Олимп. ППП», 1993 год
- Слайд-комплект презентаций к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Автор работы - Вшивкова Валентина Михайловна, МОУ Лебяженская СОШ
- http://ru.wikipedia.org Википедия, свободная энциклопедия
- http://www.gogol.niv.ru/soch/gogol1.htm.Сайт «Николай Васильевич Гоголь».
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
- Сайт по литературе «Российского Общеобразовательного Портала».
- Иллюстрации русских художников к поэме «Мёртвые души».
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/2/6/9/269a9dec9cc17bd9842b9d3b06f055b5d638320f/img19.jpg)
- Волкова Елена Аркадьевна
- Учитель русского языка и литературы (1 квалификационная категория)
- МОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»
- Тетюшский район
- Республика Татарстан
- Февраль 2010 года