Охотник залюбовался мальчиками Герои «Бежина луга» - крестьянские. Презентация на тему "И.С

«Базаров Отцы и дети» - Критики о романе. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Урок-Семинар. А.П. Чехов. И.С. Тургенев. Что за роскошь «Отцы и дети»! -В теперешнее время полезнее всего отрицать - мы отрицаем. П.П. Кирсанов и Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Боже мой! по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

«Роман Отцы и дети» - Марьино. Портретная характеристика. Один день в Марьино. Начало третьего сочинения. Мастерство Тургенева в создании образов романа. И.Левитан «Берёзовая роща». Итоги изучения романа. Консультация третья. Начало второго сочинения. Задание 1. Неотправленное письмо Базарова. Страница дневника Базарова.

«Герои Бежин луг» - В.А.Маковский.1879. Ночное. Ильюшу отличает умение увлекательно рассказывать страшные истории. Средства художественной выразительности. - Гляньте – ка, гляньте – ка, ребятки, гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся! Павлуша. И.С. Тургенев. Герои рассказа. Что сближает Костю с другими ребятами?

«Тургенев Бежин луг» - Урок по теме: «Волшебная красота и сила русского слова». Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов: верхний край облачка «засверкает змейками», «хлынули играющие лучи», «тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка». «Бежин луг» - самый поэтический и волшебный рассказ «Записок охотника».

«Тургенев Отцы и дети» - МОУ СОШ № 2 ЗАТО п. Солнечный Оловянникова Елена Петровна. История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович Николай Петрович Старики Базаровы Аркадий, Кукшина и Ситников. Ю.В. Лебедев. Аркадий Кирсанов. 5 группа. Николай Петрович Кирсанов. 4 группа. А. Панаева. Павел Петрович Николай Петрович Старики Базаровы Одинцова Кукшина и Ситников.

«Тургенев писатель» - ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич 28 октября (9 ноября) 1818 г. Творчество И.С.Тургенева. Творчество писателя. Биография писателя. И снова работа. До августа 1839 Тургенев живет в Берлине. Связь с русскими революционерами. П.Л.Лавров. Цели урока: Произведения писателя. Урок по литературе в 10 классе. Последние годы жизни.

Всего в теме 43 презентации

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Презентация по литературе на тему: «И. С. Тургенев и его произведение «Бежин луг» Выполнила: учитель МБОУ «Лицея города Климовска» Бычкова Юлия Фёдоровна

2 слайд

Описание слайда:

Иван Сергеевич Тургенев Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель, поэт, переводчик. Один из классиков мировой литературы.

3 слайд

Описание слайда:

На первых порах поэтическое творчество Тургенева развивалось под знаком романтизма, позднее в нем преобладают реалистические черты. Оказал большое влияние на русскую и мировую литературу. Выдающийся мастер психологического анализа, описания картин природы. Родился в городе Орле, в среднепоместной дворянской семье. Учился в частном пансионе в Москве, затем в университетах - Московском, Петербургском, Берлинском. Свой литературный путь Тургенев начал как поэт.

4 слайд

Описание слайда:

В 1880 году писатель принимает участие в пушкинских торжествах, приуроченных к открытию первого памятника поэту в Москве, устроенных Обществом любителей российской словесности.

5 слайд

Описание слайда:

«Бежин луг» В «Записки охотника» И.С.Тургенева входит рассказ «Бежин луг». Рассказ ведется от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбившимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рассказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благодаря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа - природа и герой в их гармоничном единстве.

6 слайд

Описание слайда:

Тема эта очень важна для всего сборника в целом. В замысле его народное и детское объединяются, как два особых отношения к жизни. И чудесные истории, которые рассказывают мальчики в ночном, содержат в себе приметы реальной крестьянской жизни и поэтический вымысел маленьких художников слова. Новаторской чертой Тургенева было постепенное, неторопливое вхождение в мир природы и в мир человека.

7 слайд

Описание слайда:

Тургенев видит в природе простоту и величие: она «никогда ничем не щеголяет, не кокетничает» и «добродушна в своих прихотях». Но она и неиссякаемый источник поэтической, творческой силы именно потому, что не раскрывает себя до конца. На этом строится и «Бежин луг», и «Записки охотника» в целом. И это останется во всей дальнейшей работе Тургенева-реалиста. В «Бежин луге» еще и детская чистота и свобода воображения, пронзительность детского взгляда на мир.

8 слайд

Описание слайда:

И.С.Тургенев стремился к наибольшей выразительности и сюжетной завершенности образа Павла. Он добивался глубокого, художественно острого проникновения во взаимоотношениях природы и человека, используя при этом элементы фантастики и раскрывая тему «природа и герой» в соответствии с народным поэтическим миропониманием.

9 слайд

Описание слайда:

Вот как автор описывает мальчиков из рассказа: ПАВЛУША Смелый, храбрый (один в ночи скачет на волка, не боится ночных звуков), трудолюбивый и заботливый (готовит ужин для всех мальчиков), ответственный (бесстрашно сторожит табун лошадей в ночи, это его обязанность), скромный (не хвастается своей смелостью, не выставляет её напоказ), скептически слушает других (не верит в правдивость услышанных им страшных историй, поверий), внимателен к природе (знает, как кричат цапли, квакают лягушки, куда летят куличики), имеет авторитет среди других детей (его внимательно слушают, ему доверяют, верят.) Симпатии И.С.Тургеньева на его стороне.

10 слайд

Описание слайда:

Федя Самый старший из детей. Мало говорит, он тоже не верит в реальность рассказов мальчиков, потому что старше, потому что больше знает, может быть, лучше образован. Он важничает, сам не рассказывает ничего, а только «распоряжается», «разрешая» кому-то говорить. Внешне выделяется, заметно, что он из зажиточной крестьянской семьи (недаром автор замечает, что в ночное он отправился ради забавы).

11 слайд

Описание слайда:

Илюша Мальчик с богатым воображением, очень впечатлительный, поэтому искренне верит в то, что рассказывает. Мастерски рассказывает «страшные» истории, с увлечением. Знает их много, почти все рассказывает он: и про русалку, и про оборотня, и про домового, и про покойника…

12 слайд

Описание слайда:

Костя Ранимый, впечатлительный, тихий мальчик; внимательно слушает рассказы товарищей: пугливый, робкий, немногословный.

«Образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир» в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» Учитель литературы: Свитнева Е.Н. МОУ ООШ №6 г. Аткарск Цели. 1. Содержательная. Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать и обобщать; развивать навыки составления характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста. 2. Деятельностная. Составить и проанализировать портретные характеристики мальчиков. Показать, как автор относится к своим героям. Выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют детей; развивать у учащихся внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы. «Ночное» Обсудите в группах вопрос: - Как рассказчик относится к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? - Как мы об этом узнаём? Тема урока: « Образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир » ОБРАЗ, -а, мн. -ы, -ов, муж. 1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. 2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий ). В образе кого-н. (в виде кого-н.). 3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый образ матери. 4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами. 5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль). Бежин луг и река Снежеди Тульская область Составляем план описания внешности человека 1.Возраст мальчика. 2. Внешний вид. 3. Выражение лица 4. Одежда. Узнай своего героя. Найди соответствия. Работа по тексту по группам. Федя из богатой семьи. Стр. 171-172 учебник. Павлуша: одежда состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов, что говорило о его семье, как о бедной. Стр. 172 учебник. Таким же бедным показан мальчик Костя. СТР. 173 учебник. Что общего у этих детей? (Мальчики очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать. Они – деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они – дети крепостных крестьян и для них не существует школ). Что использует автор для изображения героев? Вывод: для раскрытия образа героев автор использует портретную характеристику героев Составление кластеров: «Черты характера»

  • Павлуша- смелый, уверенный, умный.
  • Костя-задумчивый, печальный, любопытный.
  • Федя – гордый, любопытный.
  • Илюша – смирный, спокойный, пугливый, заботливый.
  • Ваня – тихий.
  • Россказни – измышления, выдумки. Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях, о событиях прошлых лет.
  • Поверье – суеверное предание, убеждение).
  • Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ.
  • Былички – народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами.
Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Вывод: значит, вторым элементом раскрытия образа является речь, рассказы мальчиков. Рефлексия Вопросы: Итак, какую задачу мы с вами ставили? Удалось решить поставленную задачу? Что было трудно выполнить, что интересно? Каким способом?
  • Как вы оцениваете результат работы класса? Свою работу?
  • Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?
Домашнее задание
  • 1) Сравните рассказ Кости о русалке с балладой М. Ю. Лермонтова «Морская царевна». Что делает рассказ мальчика похожим на балладу?
  • 2) Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.
  • 3) Сочините свою быличку.
Спасибо за работу!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883)

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Варвара Петровна Сергей Николаевич Родители Тургенева

И.С. Тургенев в возрасте 12 лет. И.С. Тургенев в возрасте 7 лет

Спасское было в то время настоящим барским имением. Широкие, длинные аллеи из исполинских лип и берез вели с разных сторон к господской усадьбе... За домом тянулся обширный, роскошный сад, густые, темные аллеи которого шли уступами к прудам, окаймлявшим сад и всю усадьбу.

«Записки охотника» - цикл рассказов и очерков о жизни русской деревни и русском крестьянине. Основной темой «Записок» были взаимоотношения помещиков и крестьян. Автор сборника рассказов выносит суровый приговор крепостному праву. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева.

Очерк - разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. ОЧЕРК: АВТОР = РАССКАЗЧИК

Кто он – рассказчик?

«Бежин луг» - самый поэтический и волшебный ОЧЕРК «Записок охотника»

Вопросы по прочитанному Почему очерк называется «Бежин луг»? Кого вы можете назвать главными героями произведения? Какова композиция очерка? Определите временные рамки в произведении.

Композиция очерка Прекрасный июльский день (погода установилась надолго): А) «Кроткая заря»; Б) знойный полдень; В) спокойный закат.

Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами: «сверкающие обагренные кусты», «красные, золотые потоки молодого, горячего света». Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов: верхний край облачка «засверкает змейками», «хлынули играющие лучи», «тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка».

Композиция очерка 2. Скитания охотника: А) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»); Б) теперь путь найден («…нужно вправо взять…»); В) «заблудился совершенно» («пошел наудалую»).

Композиция очерка 3. У костра в ночном: А) костер в ночи; Б) пять деревенских мальчиков; В) … Д/з: продолжить составление плана, посчитать, сколько всего «страшилок» рассказывают ребята.

Композиция очерка 3. У костра в ночном: А) костер в ночи; Б) пять деревенских мальчиков; В) рассказ Ильюши о случае на кустарной бумажной фабрике; Г) рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила»; Д) рассказы о псаре Ермиле и оборотне; Е) неожиданная тревога;

Композиция очерка Ж) рассказ Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне; З) рассказ Павлуши о «предвидении»; И) рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе); К) разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном; Л) рассказ Кости об утонувшем Васе; М) возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»).

Композиция очерка 4. Наступило утро: А) рассвет; Б) мальчики возвращаются с табуном. Эпилог: смерть Павлуши

В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.

Случай, история, предание, легенда, небылица, поверье, быличка… «Так может быть» «так должно быть» «так было» совершившийся факт Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Павлуша Ильюша 1. Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет) 1. Описание внешности, одежды, манеры держаться (портрет) 2. Какие истории он рассказывает? 2. Какие истории он рассказывает? 3. Откуда узнал Павлуша то, о чем он рассказал? 3. Откуда знал Илюша то, о чем он рассказывал у костра? 4. Как относится он к своим рассказам? 4. Как относится он к своим рассказам? 5. Как относится он к чужим рассказам (Ильюши, Кости)? 5. Как относится он к чужим рассказам? 6. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра? 6. Как он относится ко всему, что происходит у костра? 7. Можем ли мы судить о том, как относится к Павлуше автор? Согласны ли мы с ним? 7. Что говорит автор об Илюше? Нравится ли он ему? Какое он вызывает отношение к себе?

Почему рассказ заканчивается эпилогом – гибелью Павлуши? Как это связано со всем рассказом и финалом (прекрасное утро)?

Домашнее задание Напишите рассказ об одном из героев очерка



И.з.Суриков «В ночном» Летний вечер. за лесами солнышко уж село; На краю далёком неба Зорька заалела; Но и та потухла.


Топот В поле раздаётся. То табун коней в ночное По полям несётся. Ухватя коней за гриву, скачут дети в поле. То-то радость и веселье, То-то детям воля!


По траве высокой кони на просторе бродят; собралися дети в кучку, разговор заводят.


И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой;

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

И какие-то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.



Тема: «Духовный мир мальчиков в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»» Цель: 1)найти связь между портретами и рассказами мальчиков 2)Показать богатство духовного мира крестьянских детей


Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.


  • Россказни- измышления, выдумки.
  • Предание-переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.
  • Поверье- идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.
  • Былички-народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами.