Карамзин николай михайлович краткая биография для школьников. Николай карамзин

(1766 - 1826)

Родился 1 декабря (12 н.с.) в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование.

В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога". Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. Занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. С 1787 регулярно публиковал свои переводы "Времен года" Томсона, "Деревенских вечеров" Жанлис, трагедии У. Шекспира "Юлий Цезарь", трагедии Лессинга "Эмилия Галотти".

В 1789 в журнале "Детское чтение... " появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и Юлия". Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию.

Осенью возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного "Московского журнала", в котором была напечатана большая часть "Писем русского путешественника", повести "Лиодор", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Флор Силин", очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова Нелединского-Мелецкого и др. Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление- сентиментализм.

В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи - "Аглая" (ч. 1 - 2, 1794 - 95) и "Аониды" (ч. 1 - 3, 1796 - 99). Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести "Остров Борнгольм" (1793); "Сиерра-Морена" (1795); стихотворения "Меланхолия", "Послание к А. А. Плещееву" и др.

К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.

В 1802 - 1803 Карамзин издавал журнал "Вестник Европы", в котором преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть "Марфа Посадница". В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.

Стараясь воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою "Записку о древней и новой России" (1811), вызвав его раздражение. В 1819 подал новую записку - "Мнение русского гражданина", вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее осудил восстание декабристов. Однако Карамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений.

В 1803 через посредство М. Муравьева Карамзин получил официальное звание придворного историографа.

В 1804 он приступил к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца дней, но не завершил. В 1818 были изданы первые восемь томов "Истории" - величайшего научного и культурного подвига Карамзина. В 1821 вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824 - 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 22 мая (3 июня н.с.) 1826 в Петербурге.

Николай Карамзин – русский историк, писатель, поэт и прозаик. Он является автором «Истории государства Российского» – одного из первых обобщающих трудов по истории России, написанного в 12 томах.

Карамзин является крупнейшим русским литератором эпохи сентиментализма, прозванным «русским Стерном».

Кроме этого ему удалось совершить множество важных реформ в русском языке, а также ввести в обиход десятки новых слов.

Почувствовав уверенность в своих силах и окрыленный первым успехом, Николай Карамзин начинает активно заниматься писательской деятельностью. Из-под его пера выходит множество интересных и поучительных рассказов.

Вскоре Карамзин становится руководителем «Московского журнала», в котором публикуются произведения разных писателей и поэтов. До этого времени в Российской империи не было ни одного подобного издания.

Произведения Карамзина

Именно в «Московском журнале» Николай Карамзин опубликовал «Бедную Лизу», которая считается одним из лучших произведений в его биографии. После этого из-под его пера выходят «Аониды», «Мои безделки» и «Аглая».

Карамзин был невероятно работоспособным и талантливым человеком. Он успевал сочинять стихи, писать рецензии и статьи, участвовать в театральной жизни, а также изучать множество исторических документов.

Несмотря на то, что ему нравилось творчество и , он смотрел на поэзию, с другой стороны.

Николай Карамзин писал стихи в стиле европейского сентиментализма, благодаря чему стал лучшим русским поэтом, работающим в данном направлении.

В своих стихах он в первую очередь обращал внимание на духовное состояние человека, а не на его физическую оболочку.

В 1803 г. в биографии Карамзина произошло знаковое событие: именным указом император даровал Николаю Михайловичу Карамзину звание историографа; к званию тогда же было добавлено 2 тысячи рублей ежегодного жалования.

С этого времени Карамзин начала отходить от художественной литературы, и начал еще усерднее изучать исторические документами, в том числе и самые древние летописи.

В этот период биографии ему постоянно предлагали разные государственные посты, однако кроме Карамзина ничего не интересовало.

Тогда же им было написано несколько исторических книг, которые являлись лишь прелюдией к главному труду в его жизни.

«История государства российского»

Его работа была по достоинству оценена всеми слоями общества. Представители элиты старались приобрести «Историю государства российского», чтобы впервые в жизни ознакомиться с подробной историей .

Встречи с писателем искали многие видные люди, а император открыто восхищался им. Здесь стоит заметить, что как историк, Николай Карамзин был сторонником абсолютной монархии.

Получив широкое признание и славу, Карамзин нуждался в тишине, чтобы продолжать плодотворно работать. Для этого ему было выделено отдельное жилье в Царском Селе, где историк мог заниматься своей деятельностью в комфортных условиях.

Книги Карамзина привлекали читателя ясностью и простотой изложения исторических событий. Описывая те или иные факты, он не забывал о красоте .

Труды Карамзина

За свою биографию Николай Карамзин выполнил немало переводов, среди которых было и произведение «Юлий Цезарь». Однако в этом направлении он работал недолго.

Стоить заметить, что Карамзину удалось коренным образом изменить русский литературный язык. Прежде всего, писатель стремился избавиться от устаревших церковно-славянских слов, а также видоизменить грамматику.

В качестве основы для своих преобразований Карамзин взял синтаксис и грамматику французского языка.

Итогом реформ Карамзина стало появление новых слов, которые до сих пор используются в повседневной жизни. Вот краткий перечень слов, введенных в русский язык Карамзиным:

Без этих и других слов сегодня уже сложно представить современный русский язык.

Интересен факт, что именно благодаря усилиям Николая Карамзина, в нашем алфавите появилась буква «ё». При этом следует признать, что далеко не всем нравились его реформы.

Многие критиковали его и пытались сделать все возможное, чтобы сохранить «старый» язык.

Однако вскоре Карамзина избрали членом Российской и Императорской Академии наук, признав, таким образом, его заслуги перед Отечеством.

Личная жизнь

В биографии Карамзина было две женщины, на которых он был женат. Первой его супругой стала Елизавета Протасова.

Она была очень грамотной и покладистой девушкой, однако часто болела. В 1802 г. через год после свадьбы у них родилась дочь София.


Екатерина Андреевна Колыванова, вторая жена Карамзина

После родов у Елизаветы начала прогрессировать горячка, от которой она впоследствии умерла. Ряд биографов считают, что повесть «Бедная Лиза» была написана в честь Протасовой.

Интересен факт, что дочь Карамзина София дружила с и .

Второй супругой Карамзина стала Екатерина Колыванова, являвшаяся внебрачной дочерью князя Вяземского.

В этом браке у них родилось 9 детей, трое из которых умерли в детстве.

Некоторые из детей достигли определенных высот в жизни.

Например, сын Владимир был очень остроумным и перспективным карьеристом. Позже он стал сенатором в Министерстве юстиции.

Самая младшая дочь Карамзина, Елизавета, никогда не была замужем, хотя обладала большим умом и была чрезвычайно доброй девушкой.

Похоронили Карамзина на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Фото Карамзина

В конце можете посмотреть несколько наиболее известных портретов Карамзина. Все сделаны с картин, а не с натуры.


Если вам понравилась краткая биография Карамзина, где мы кратко описали самое главное, – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Очень краткое содержание (в двух словах)

У главной героини Лизы, умер отец, мать была больна, поэтому они жили в бедности и ей приходилось много трудиться. Она не гнушалась любой работы и однажды поехала в Москву продавать ландыши. Там у неё купил цветы богатый молодой человек, который произвёл на неё хорошее впечатление. Его звали Эрастом и вскоре они стали встречаться. Через некоторое время, мать нашла для Лизы жениха, но Эраст поклялся ей, что любит её и она бросилась в его объятия. После этого случая, он её разлюбил. Эраст уехал в армию, пообещав к ней вернуться. Через пару месяцев, она неожиданно встречает его на улице. Он признаётся ей, что помолвлен и просит его больше не тревожить. В страшном горе она доходит до пруда и бросается в омут. Эраст всю жизнь был несчастен и считал себя виноватым в смерти Лизы.

Краткое содержание (подробно)

Повесть начинается с рассуждений автора о Москве­ её окрестностях, о том, как они хороши особенно башни Симонова монастыря. Отсюда виднеется вся Москва с многочисленными домами, церквями, пастбищами и рощами. На горизонте виднеются Воробьевы горы, и блистает златоглавый Данилов монастырь, окруженный густой зеленью древних вязов. Прогуливаясь среди развалин монастыря, автор думает про прежних обитателей и вспоминает о плачевной судьбе бедной девушки Лизы . Примерно в семидесяти саженях от монастыря располагается пустая полуразрушенная хижина, в которой девушка когда-то жила вместе со своей пожилой матерью.

Отец девушки был достойным человеком, любил работать и хорошо зарабатывал. Его считали зажиточным поселянином. После его смерти, жена с дочерью обеднели. Пожилая женщина с годами становилась слабее и уже не могла работать. Одна Лиза, не щадя себя, своей молодости и красоты, трудилась днями и ночами. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала ягоды и цветы, а затем продавала их в Москве. В целом, она росла очень нежной и благодарной дочерью.

Однажды весной, спустя два года после смерти отца, Лиза приехала в Москву продавать ландыши и встретила молодого человека. Он был красив, любезен и хорошо одет. Вместо привычных пяти копеек за цветы, он дал ей рубль. Однако Лиза отказалась брать так много и взяла только то, что полагалось. Он не настаивал, но просил впредь продавать все цветы только ему. Вернувшись домой, она рассказала об этом случае матери . Та похвалила её и сказала, что дочь правильно поступила.

На следующий день Лиза нарвала лучших ландышей и отправилась в Москву. Не увидев там молодого человека, она бросила все цветы в реку и с грустью вернулась домой. Следующим вечером незнакомец сам появился у ее дома. Он представился Эрастом и подтвердил, что в будущем собирается покупать у них все цветы, которые Лиза соберет. И девушке необязательно каждый день ездить в Москву, так как он сам может за ними заезжать. Старушку-мать обрадовало это известие, и она согласилась. Тем более молодой человек показался ей довольно любезным и учтивым.

Как оказалось, Эраст был богатым дворянином с добрым сердцем и изрядным умом, лишь немного ветреный и слабый. Он думал лишь о своих удовольствиях, вел неправильный образ жизни, искал легких забав в свете, а не найдя огорчался и сетовал на судьбу. Естественная красота и непорочность Лизы поначалу его сильно пленили. Ему показалось, что он нашел то, что давно искал. Так начались их долгие свидания, прогулки вдоль реки или под тенью дубов. Даже когда они обнимались, объятия их были чисты и наивны.

Прошло несколько недель. Казалось, их счастью ничто не может помешать. Но однажды вечером Лиза выглядела печальной. Она рассказала Эрасту, что к ней сватается какой-то богатый жених – сын зажиточного крестьянина. Мать не прочь, чтобы она вышла за него замуж. Молодой человек, недолго думая, пообещал девушке, что всегда будет о ней заботиться, после смерти матери заберет ее к себе, и они будут жить неразлучно до конца дней. Когда Лиза напомнила, что он дворянин, а она крестьянка, он сказал, что для него это не имеет никакого значения. Главное ее невинная и чистая душа. В этот миг Лиза бросилась в объятия Эраста, и они стали близки.

После этого Эраст изменился. Она больше не была для него символом непорочности. Его чувства к Лизе исчезли. Свидания изредка продолжались, но все изменилось. Лиза замечала в нем эти перемены и это ее огорчало. Он даже стал избегать ее. Однажды после пяти дней отсутствия, он пришел и сказал, что уходит на службу в армию. При этом, он оставил матери девушки деньги, чтобы Лиза ни в чем не нуждалась в его отсутствие. Он обещал вернуться и никогда с ней не расставаться. Лиза очень тяжело переживала разлуку с любимым, прощаясь, плакала. Каждый день она просыпалась с мыслью о любимом Эрасте и о том, как они счастливо заживут, когда он вернется.

Прошло пару месяцев. Однажды Лиза отправилась в Москву купить розовой воды, которой ее мать лечила глаза. На одной из широких улиц она увидела своего возлюбленного, проезжающего в роскошной карете. Карета остановилась у большого дома. Когда Эраст вышел, он почувствовал на себе объятия Лизы. Ни говоря, ни слова, он отвел девушку в кабинет, где рассказал, что обстоятельства переменились, и теперь он помолвлен. Сказав это, он дал ей сто рублей и просил больше не беспокоить.

Не успев опомниться, Лиза оказалась на улице. Не в силах поверить услышанному, она брела куда глаза глядят. Выйдя из города, она все брела, пока не оказалась на берегу глубокого пруда. Когда-то у этого пруда она прогуливалась с любимым. Воспоминания о былом повергли ее в глубокую задумчивость. По дороге шла соседская девочка. Завидев ее, Лиза отдала ей все деньги, которые у нее были, и просила передать их матери. Также просила поцеловать ее и попросить, чтобы простила бедную дочь. Затем она бросилась в воды пруда, и спасти ее уже не смогли. Ее погребли тут же, под сенью вековых дубов.

Узнав о страшной смети дочери, старушка-мать не выдержала удара и тоже скончалась и хижина опустела. Эраст до конца жизни был несчастен и считал себя убийцей девушки. На самом деле, он не обманул её, когда сказал, что уходит на службу. Однако там он много играл в карты и вел легкомысленный образ жизни. В итоге он проиграл все состояние и вынужден был жениться на богатой вдове, которая давно была в него влюблена. Всю жизнь Эраст раскаивался в содеянном. Он сам поведал автору эту печальную историю и привел его к могиле Лизы. Автор заканчивает повесть словами: “Теперь, может быть, они уже помирились”.

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 г. в Симбирске (на средней Волге), в семье провинциальных дворян. Он получил хорошее среднее образование в частной школе немца – профессора Московского университета. После школы он чуть было не стал беспутным, ищущим одних развлечений дворянчиком, но тут он встретил И. П. Тургенева, видного масона , который увел его со стези порока и познакомил с Новиковым . Эти масонские влияния сыграли главную роль в оформлении мировоззрения Карамзина. Их смутно-религиозные, сентиментальные, космополитические идеи вымостили путь к пониманию Руссо и Гердера . Карамзин начал писать для новиковских журналов. Первой его работой был перевод шекспировского Юлия Цезаря (1787). Перевел он также и Времена года Томсона.

В 1789 г. Карамзин уехал за границу и провел там, странствуя по Германии, Швейцарии, Франции и Англии, около полутора лет. Вернувшись в Москву, он стал издавать ежемесячник Московский журнал (1791–1792), с которого и начинается новое движение. Большая часть помещенных в нем материалов принадлежала перу самого издателя.

Николай Михайлович Карамзин. Портрет кисти Тропинина

Главным его произведением, там напечатанным, были Письма русского путешественника (см. краткое содержание и анализ), принятые публикой чуть ли не как откровение: ее взору явилась новая, просвещенная, космополитическая чувствительность и восхитительно новый стиль (см. статью Карамзин как реформатор русского литературного языка). Карамзин стал вождем и самой выдающейся литературной фигурой своего поколения.

Повесть начинается с описания Москвы: «мрачных готических башен монастыря», реки, рыбачьих лодок и «грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи» и везут хлеб (зерно) в алчную Москву. На другом берегу реки пасутся стада, а еще дальше — «блистает златоглавый Данилов монастырь, почти на краю горизонта синеются Воробьевы горы». Вдали виднеется «село Коломенское с высоким дворцом своим».

Рассказчик повествует о том, что часто приходит в «опустевший монастырь» и вспоминает о прошлом. Но чаще всего его привлекает к стенам монастыря «воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы».

Рассказчику дороги именно «те предметы, которые трогают его сердце и заставляют проливать слезы нежной скорби».

Около тридцати лет тому назад (относительно времени качала повествования) неподалеку от монастырской стены в бедной хижине жила девушка Лиза со своей старушкой-матерью. Отец ее, простой работящий человек, умер. Лизе тогда было всего пятнадцать лет. Мать с дочерью привыкли надеяться на кормильца и вскорости обеднели.

Они были вынуждены отдать землю, на которой прежде трудился отец, внаем. Мать Лизы была очень расстроена смертью мужа, плакала и с каждым днем становилась слабее. Она не могла работать. Любящая дочь Лиза, несмотря на юный возраст, неутомимо работала, чтобы прокормить мать. Однако иногда и она не могла сдержать слез.

Прошло два года после смерти отца Лизы. Однажды весной девушка собрала ландыши и пришла в Москву продавать букетики. На улице ей встретился молодой человек приятного вида. Лиза приглянулась горожанину. Услышав, что девушка продает букетик ландышей всего за пять копеек, молодой человек сказал, что это очень дешево, и предложил ей рубль за букет. Скромная Лиза покраснела и отказалась. Тогда этот юноша дал ей пять копеек, но признался, что хотел бы всегда покупать у нее цветы. Так в разговоре он узнал, где живет Лиза.

Придя домой, Лиза по обыкновению обо всем рассказала матери. Та всполошилась и предположила, что это, возможно, был какой-то дурной человек. Лиза стала возражать, ведь этот юноша пришелся ей по сердцу. Мать с тревогой поучает дочку, что все же «лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Бедная женщина всегда ставит свечу перед образом, когда Лиза уходит в город, так как у нее «сердце не на месте». В городе множество соблазнов, которые неизвестны юной и неопытной девушке.

Чрезмерная забота матери не возмутила покорную и любящую дочь, «у Лизы навернулись на глаза слезы; она поцеловала мать».

На другой день Лиза опять собрала ландыши, пошла в Москву и целый день прождала молодого человека. Никому она не продавала цветов, ждала своего единственного покупателя. Но он так и не появился. Ближе к вечеру Лиза выбросила увядшие цветы в реку.

Однако на следующий день молодой человек объявился под окнами их дома. Он попросил напиться, и Лиза дала ему молока.

Юноша произвел хорошее впечатление на мать Лизы, которая рассказала ему о «своем горе и утешении — о смерти мужа и о милых свойствах дочери своей». Лиза и молодой человек долго смотрели друг на друга. В конце концов гость договорился, чтобы старушка никому, кроме него, не продавала рукоделия Лизы (полотно и вязаные чулки).

Перед уходом молодой человек представился: его звали Эрастом. После его ухода старушка стала вздыхать, что было бы хорошо, если бы и жених Лизы был такой же.

«Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».

Милая, простая, неиспорченная Лиза с первого взгляда понравилась ему, «ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало».

Лиза после встречи с Эрастом плохо спит ночью, утром идет на берег Москвы-реки и задумчиво смотрит на воду. Стараясь как-то утешиться, девушка наблюдает за пастухами, потом ее внимание привлекает лодка.

Кто же в лодке? Эраст. Он выходит на берег, подходит к девушке и говорит, что полюбил ее. Лиза отвечает, что и она любит его.

Молодые люди клянутся любить друг друга всегда. Два часа проходит в нежных излияниях. Лиза вспоминает, что надо возвращаться домой. Наивная красавица говорит, что мать обрадуется, узнав, что Эраст и Лиза поклялись друг другу во взаимной любви. Однако молодой человек велел матери ничего не рассказывать.