Как рисуют слепые художники методика. Арт-терапевтическая техника «слепой художник»

Лиза Фиттипальди

Жизнерадостные и живописные полотна Лизы Фиттипальди (Lisa Fittipaldi) обычно очень нравятся зрителям. Но простое удовольствие от разглядывания картин сменяется изумлением и даже шоком, когда люди узнают о том, что автор этих картин лишена зрения. Слепая художница? Не увидев работы Лизы, в такое трудно поверить. Но творчество этого автора в который раз доказывает, что талант и сила человеческого духа могут не просто многое – иногда они творят невозможное.

Женщина перестала видеть в 1993 году, а спустя два года взяла в руки кисти. Дипломированный бухгалтер и финансовый аналитик, Лиза вместе со зрением потеряла работу, независимость и смысл жизни. Ее затяжная депрессия длилась больше года, пока однажды муж не принес ей детский акварельный набор.
Не имея никакого художественного образования, Лиза Фиттипальди столкнулась со множеством трудностей. Она не могла изучать технику живописи, наблюдая за действиями учителя, не могла видеть картины. Но это не остановило женщину, и взамен она придумала собственную систему обучения: прослушивала аудиоверсии книг об искусстве и посещала вместе с мужем знаменитые музеи, для которых она никогда не находила времени в своей предыдущей жизни. Для того чтобы ориентироваться в композиции будущей картины, Лиза натягивала на холст сетки из веревок, но со временем научилась обходиться и без них.
Критики и другие художники не раз говорили Лизе, что она сколько угодно может рисовать абстракции или цветы, но ей никогда не стать настоящей художницей, поскольку ей не под силу изображать людей и сцены из уличной жизни. Это был вызов, и Фиттипальди ответила на него достойно. В 1998 году она нарисовала первую уличную сцену и с тех пор делает это постоянно. При этом для всех остается загадкой, как Лизе удается рисовать, не видя красок и холста; художница утверждает, что это непонятно даже ей самой.
Работы Лизы Фиттипальди регулярно выставляются в галереях по всему миру. Кроме того, она является автором книги "A Brush with Darkness", в которой художница описывает, как она училась рисовать, будучи слепой.

Из всех инвалидных заболеваний именно слепота считается самой сложной в своих особенностях. Некоторые слабовидящие опускают руки, но есть и те, кто вопреки своему недугу продолжают бороться и творить. Яркое тому доказательство – 4 художника, не оставившие свою профессию.

KEITH SALMON

Британский художник Кит Сэлмон долгое время путешествовал по разным частям Соединенного Королевства – от Уэльса до Шотландии, контрастные ландшафты и природа которых вдохновили художника на создание своих ярких работ. Несколько лет назад художнику диагностировали диабетическую ретинопатию, вследствие которой он ослеп, однако это только способствовало развитию его художественного видения. Его пейзажи красивы, абстрактны и узнаваемы по использованию яркого цвета.

JOHN BRAMBLITT

Джон Брамблитт – американский художник, чьи работы, оформлены яркими массивами цвета и классической американской иконографией. Он ослеп десять лет назад из-за осложнений от эпилепсии, но это не остановило его от творчества, более того – художник стал вдохновляющей фигурой для всех инвалидов в своем родном штате Техас.


SARGY MANN

В свои тридцать лет британский художник Сарджи Манн начал слепнуть от катаракты, но не смотря на это он еще один художник, не оставивший свое призвание. Его упорство окупилось, сегодня его полотна продают более, чем за £ 50,000. Художник говорил, что, став слепым, его произведения стали более сложными и таинственными. Художник, к сожалению, скончался 5 апреля 2015 .


JEFF HANSON

Сильный цветовая палитра и сложная техника – то, что сразу бросается в глаза, увидев работы американского художника Джеффа Хэнсона. Используя повторяющиеся геометрические фигуры, он черпает вдохновение из мира природы.


На первый взгляд картины, представленные в этой статье, кажутся не стоящими того, чтобы обращать на них особое внимание. Вещь, которая может заставить присмотреться к ним получше – это история их автора, слепого харьковского художника Дмитрия Дидоренко.


Дмитрий не был слепым от рождения: он потерял зрение, подорвавшись на старой немецкой мине во время поиска останков солдат, пропавших без вести на Второй мировой войне. До этого Дидоренко уже был известен как художник, но случившая трагедия перечеркнула все его надежды на дальнейшее будущее. Чтобы вывести Дмитрия из депрессии, один из его друзей предложил организовать выставку старых работ художника. Именно это событие подтолкнуло нашего героя к тому, чтобы снова взяться за кисть, - он хотел доказать, что все еще является художником, пусть даже потерявшим зрение. Вначале его работы мало чем напоминали картины, но многие часы практики дали свои результаты: Дмитрий снова стал рисовать.



«Когда я впервые увидела работы Дмитрия Дидоренко, то мне стало стыдно за то, как часто мы жалуемся на жизнь и на ее несправедливость по отношению к нам, – говорит Валентина Мызгина, директор Харьковского художественного музея. – Ведь все это время мы продолжаем видеть мир вокруг нас, а Дмитрий не может его видеть, но не жалуется, а работает».



Художник признается, что сюжеты картин приходят к нему сами, иногда даже снятся, а ему только остается выбирать из них самые лучшие. И самое главное для него – видеть результаты своей работы, как бы парадоксально это ни звучало: «Я ведь вижу то, что рисую, также четко и разборчиво, как и другие. С той лишь разницей, что я при этом не пользуюсь глазами, а пользуюсь сердцем».