Интересные игры для первоклассников на перемене. Игры на переменке для первоклашек

Хотя уроки у первоклашек длятся недолго, все равно малыши успевают устать. А переменка – это то самое долгожданное время, когда можно наконец расслабиться и поиграть.

У моего Степки отличная учительница. На родительском собрании она попросила нас помочь ей и найти игры для детей, в которые они могут играть на переменках. Первоклашки еще не могут сами себя занять, просто носятся по школьным коридорам, поэтому их нужно организовать. Для этого и существуют игры на переменках.

Длинный хвост
Все ребята встают в круг. Ведущий предлагает всем поднять вверх правую руку и помахать ей.

Затем он начинает называть разных животных, а задача игроков поднимать и махать рукою но только в том случае, если у животного есть длинный хвост. Если хвоста нет или он короткий – руку поднимать не нужно.

Итак, ведущий называет:
Медведь (короткий)
Тигр (длинный)
Пантера (длинный)
Заяц (короткий)
Лошадь (длинный)
Овца (короткий)
Свинья (короткий)
Осел (длинный)

Светакостяирадима
В этой игре для детей нет проигравших и победителей, это просто веселое развлечение.

Все игроки также встают в круг. Задача каждого, как можно быстрее произнести свое имя, но не просто так, а когда дойдет очередь.

Выбирают игрока, с которого начинается игра. Он называет свое имя, следом за ним игрок, который стоит слева и так далее по кругу. Причем говорить нужно как можно быстрее.

Все игроки назвали свои имена? Игра продолжается, но в обратную сторону. Первый игрок опять называет свое имя, за ним тот игрок, что стоит справа…

Ну и самый сложный вариант, когда имена одновременно начинается и в правую и в левую сторону. То есть сначала говорит свои имя первый игрок, за ним игрок слева и игрок справа, потом их соседи… Получается, что игра идет сразу в двух направлениях.

Чайник с шишечкой
В игре принимают участие 5 человек (или несколько команд, в каждой из которых по 5 человек).

Между игроками распределяются роли:
Чайничек – он чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии
Крышечка – чертит в воздухе перед собой горизонтальную линию
Шишечка – сжимает руку в кулак
Дырочка – соединяет указательный и большой палец так, чтобы получился кружок
Пар – рисует руками перед собой в воздухе клубы дыма

Ведущий говорит текст:
Чайничек
С крышечкой
С шишечкой
С дырочкой
Из дырочки пар идет

Все слова ведущий произносит быстро. Затем говорит весь текст в обратном порядке:
Пар идет из дырочки
Дырочка в шишечке
Шишечка на крышечке
Крышечка на чайничке

Задача каждого игрока - вовремя показать нужное движение и не сбиться.

Надувная кукла
Эта игра для детей построена на одном из упражнений восточных единоборств. Суть ее в том, что чередуя напряжение и расслабление, за короткое время организм восстанавливается. То есть ребята после урока снова почувствуют прилив сил.

Итак, участники игры разбиваются на пары. Один "насос", второй "кукла".

По команде ведущего "насос" начинает надувать "куклу". То есть делает носом глубокий вдох и, наклоняясь вперед, ртом глубокий выдох, произнося при этом звук «ш-ш-ш».

Кукла сначала стоит расслабленная (спина ссутулена, руки висят вдоль тела, колени присогнуты). Но как только ее начинает накачивать насос, она наполняется воздухом: сначала распрямляет ноги, потом руки, затем выпрямляет спину и шею. Насос продолжает работать и куклу распирает воздух, то есть постепенно напрягаются ноги, руки, живот, шея…

Кукла вот-вот может лопнуть. Насос должен заметить этот момент и, повернув клапан (например, прикоснувшись к руке куклы) выпускает воздух. Кукла издает делает глубокий выдох на звуке «с-с-с» и постепенно опять расслабляется.

После этого насос и кукла меняются ролями.

Походка неандертальца
Все дети встают в круг и по команде ведущего начинают двигаться в одну сторону. При этом ведущий дает задание, изобразить походку:

Вора
- клоуна
- старой бабушки
- крадущейся кошки

Но больше всего малышей веселят походки типа "взбесившейся собаки" или "неандертальца". Я играл с сыном и его другом в эту игру во дворе. Они начинали корчить рожи и веселиться.

Думаю, если эту игру проводить на переменке, после нее надо успеть провести более тихую игру, чтобы ребята успокоились перед уроком. Например, такую:

Гипнотезер
В нее я сам любил играть в школе. Нужно только найти себе пару.

Двое становятся друг напротив друга, на расстоянии, примерно 1 метра. Один закрывает глаза (подглядывать нельзя!), второй начинает медленно протягивать к нему руку. Когда человеку, у которого закрыты глаза, покажется, что рука партнера вот-вот коснется его, он должен сказать: «Стоп!». Только теперь можно открывать глаза и проверять, вовремя ли он сказал слово.

Лапы, ноги, хвост
В этой игре для детей главное - внимание. До начала игры ребятам объясняют, что каждое слово должно быть подтверждено действием.

На слово «лапы» - нужно поднять руку
На слово «ноги» - нужно поднять ногу
На слово «хвост» - повернуться к водящему спиной

Все ребята стоят в кругу, ведущий в центре. Он медленно ходит по кругу, потом неожиданно останавливается около какого-то игрока и говорит:
- лапы

Или:
- ноги

Или:
-хвост

Однако выполнять условленное движение должен не тот человек, около которого остановился ведущий, а игроки, которые стоят около него.

Так, игрок справа при слове «лапы» должен поднять правую руку, а игрок слева – левую

При слове «ноги» - игрок справа поднять правую ногу, а игрок слева – левую

Самая простая команда «хвост», потому что оба игрока и справа и слева просто поворачиваются спиной к ведущему.
Тот, кто сбился, выбывает из игры.

Горячая картошка
И снова все дети собираются в круг. Ведущий начинает действие с воображаемым предметом. Например, делает вид, что перебрасывает с ладони на ладонь горячую картошку. Сосед справа подхватывает это движение, повторяет, добавляет что-то свое. Дальше по цепочке направо это движение идет-идет-идет и опять доходит до того, кто движение начал. Переговариваться во время игры нельзя.

Когда движение возвращается к первому игроку, он говорит, что он хотел этим движением изобразить. Также и другие участники рассказывают, что делали они.

Интересно, что в процессе игры, как правило, происходит трансформация. Так, первый якобы передает горячую картошку, а последний - носок, выловленный из лужи.

Игры для первоклассников

Андриевская Наталья Ильинична, учитель начальных классов, КГУ «Гимназия «БЭСТ», город Петропавловск, Республика Казахстан.
Описание работы: данный материал предназначен для учителей начальных классов. Он может быть использован на уроках, на переменах, на школьных праздниках и внеклассных мероприятиях. У ребёнка, при поступлении в первый класс, могут возникнуть трудности. Игра – хороший способ для установления отношений со сверстниками, повышения самооценки ребёнка и создания положительной мотивации.
Цель: создание условий для успешной адаптации первоклассников
Задачи:
поддерживать ребёнка в его стремлении стать школьником;
развивать речь учащихся и активный словарный запас, развивать коммуникативную культуру;
воспитывать любовь и уважение к школе, к учителям, одноклассникам.

1. Игра «Для чего ходят в школу?»
А сейчас давайте поиграем.
Я сейчас хочу узнать, а знаете ли вы для, чего ребята ходят в школу?
Если то, что я скажу – правильно, вы хлопаете в ладоши. Если неправильно – топните ногой.
В школу ходят, чтобы играть.
В школу ходят, чтобы читать.
В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте.
В школу ходят, чтобы дружить.
В школу ходят, чтобы считать.
В школу ходят, чтобы писать.
В школу ходят, чтобы учиться.
В школу ходят, чтобы драться.
В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на уроке.
В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам.
В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами.
В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.

2. Игра «Один или хором»
Вы знаете, что на уроке, при желании ответить, нужно поднимать руку. Но это делается не всегда. Бывают такие ответы, где ученики отвечают все вместе, хором, не поднимая руки. А сейчас я вам буду задавать вопросы. На одни вопросы нужно будет отвечать хором, на другие нет. Будьте внимательны.
Скажите хором, сколько будет 1 + 4 ?
Скажите вместе: у какого животного длинный хобот?
Кто из вас знает, какие грибы растут в лесу?
Листья опадают, когда это бывает?
Какие марки легковых машин вы знаете?
Как зовут сказочного героя с длинным носом? Скажите дружно.
Ваша любимая игрушка?
Хором: какой день недели будет после понедельника?
Какие имена мальчиков вы знаете?
Какие имена девочек вы знаете?
Закончите предложение: Птицы умеют летать, а рыбы …
Дружно: как меня зовут?
Кем вы хотите стать? (последний вопрос -ловушка, на него нельзя отвечать хором)

3. Игра «Урок или перемена»
Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены.
На уроках и переменах школьники ведут по-разному.
Сейчас я буду называть разные действия, а вы показывайте, когда это делают школьники – на уроке или на перемене. Если на уроке - сели красиво, спина прямая, руки перед собой. Если на перемене, то показываем движение руками.
Читать.
Играть.
Разговаривать с друзьями.
Просить у друга ластик.
Писать в тетради.
Отвечать на вопросы учителя.
Решать задачки.
Готовиться к уроку.
Есть яблоко.

4. Игра «Да - Нет»
Внимательно послушайте вопросы и дайте правильный ответ: либо – «Да», либо - «Нет».
Будем вытирать руки о шторы?
Будем держать в порядке свои книжки и тетрадки?
Можно писать прямо на стенах?
Нужно носить сменную обувь?
Надо драться на переменах?
Будем опаздывать на урок?
Будем стараться хорошо учиться?

5. Игра в слова
На каждую букву имени ученика, надо придумать подходящее слово.
ТИМУР
Т - талантливый
И - интеллигентный
М - мудрый
У - умелый
Р – радостный

Можно вместо имени использовать значимые для школьников слова.
ШКОЛА
Ш - шаг к знаниям
К - культура
О - открытия
Л - любознательность
А - активность

6. Игра «Злой волшебник»
В одной сказочной стране злой волшебник заколдовал добрые сказки. Почти все слова разлетелись по миру. А волшебник стёр названия добрых сказок. Остались только самые сильные слова. Угадайте сказку.
Дед
Баба
курочка
яичко
мышка
(Курочка Ряба)

Коза
козлята
волк
кузнец
съел
(Волк и семеро козлят)

Муха
денежка
базар
гости
паук
комар
(Муха-цокотуха)

7. Игра «Восстанови поговорки»
Век живи, … (век учись).
Ученье – свет, …(а неученье - тьма).
Земля освещается солнцем, … (а человек - знанием).
Терпение и труд … (всё перетрут).

Игра - одна из форм познавательной деятельности, и задача взрослого - правильно направить эту познавательную деятельность и осуществлять контроль над тем, как она проходит. Детям, пошедшим в первый класс, зачастую бывает сложно сразу включиться в работу: они пока неусидчивы, да и энергии у них хоть отбавляй. Поэтому на переменах первоклашки носятся, прыгают, кричат и галдят. А можно использовать время, отведенное на отдых между уроками, с пользой: например, поиграть с первоклашками в полезные и интересные развивающие игры.

Игры для первоклассников на перемене - важный способ отдыха, физической и эмоциональной разрядки: маленьким детям очень сложно сидеть 45 минут тихо, при этом сохраняя внимание и сосредоточенность.

Для чего нужны игры на переменах?

Игры для первоклассников преследуют несколько целей:

  • коммуникативную ( - общаются, знакомятся, учатся быть вежливыми друг с другом, изучают простейшие правила поведения в социуме);
  • физической разрядки (малышам довольно тяжело сидеть целый урок на одном месте, подвижные игры выступают для них в роли своеобразной физкульт-минутки);
  • снятия зрительного напряжения;
  • переключения внимания, психической и умственной разрядки (игра - хороший способ дать отдых мозгу ребенка и потренировать реакцию);
  • психологичесую - такая смена деятельности укрепляет здоровье, поднимает настроение детям и формирует у них положительное отношение к школе и учебе.

Подвижные и развивающие игры для первоклассников на перемене

Свободный номер

Дети встают в плотный круг лицом к центру и рассчитываются по порядку. Водящий стает в центр и называет громко любые номера. Эти номера должны быстро поменяться друг с другом местами, а водящий в это время - занять одно из освободившихся мест. Тот, кому места не досталось, становится водящим.

Колокольчик

Дети встают в круг и берутся за руки, двое игроков становятся внутрь круга. Одному из них дают колокольчик, а второму завязывают глаза - он должен ловить первого, ориентируясь на звон колокольчика, а первый - убегать.

Игра на внимание

Педагог (ведущий) сначала объясняет детям правила: он будет вставать и садиться, при этом одновременно говорить детям сесть или встать, а они должны выполнять команду, даже если сам педагог делает в это время другое (говорит: «Встаньте!», а сам садится). Те, кто ошибается, выбывают из игры, а игра с каждым выбывшим становится все быстрее и быстрее.

Ручеек

Играет нечетное количество детей. Все встают попарно друг за другом, держа друг друга за руки высоко над головами, образуя живой коридор. Водящий быстро проходит через коридор, хватает одного человека и встает в конец, а его ребенок без пары становится водящим.

Съедобное-несъедобное

Игроки садятся или встают рядом друг с другом, а ведущий кидает мяч, громко называя слова: если слово «съедобное», то игрок ловит мяч, а если несъедобное, то отбивает. Постепенно игра должна ускоряться.

Глухой телефон

Две команды игроков соревнуются в том, какая из них правильнее донесет по телефону загаданное слово: ведущий загадывает его и тихо говорит на ушко 1-му игроку, а он также на ушко сообщает его следующему и так до последнего, который вслух называет то, что услышал.

Узнавалки

Дети встают в круг, водящий - в центре с завязанными глазами. Водящий крутится на месте, дети тоже идут по кругу, потом кто-нибудь кричит «стоп», и водящий должен с закрытыми глазами найти того, кто сказал «стоп», и узнать его на ощупь.

Нужно ли помогать первокласснику?

Некоторые детки считают недопустимым, чтобы рядом с ним во время выполнения уроков сидел кто-нибудь из родителей, бабушка или дедушка. Однако, по мнению специалистов, контроль за первоклассником необходим. Следует проверить, все ли у него получается, справляется ли он с заданием.

Как правило, труднее всего ученику дается письмо , что объясняется недостаточно развитой ловкостью рук из-за несовершенства функций мелких мышц пальцев и кистей. Поэтому целесообразно систематически совершенствовать быстроту и координацию движений кистей рук не только в период подготовки ребенка к поступлению в школу, но и во время обучения в первом классе. Для этого необходимы несложные специальные упражнения, которые выполняются в игровой манере ежедневно многократно.

Больше всего дети любят игры и упражнения с мячом.

Ребенка учат перекладывать и перебрасывать мяч из одной руки в другую, подбрасывать его на разную высоту, ловить сначала двумя, а затем одной рукой. Усложняя упражнение, можно предложить ребенку ловить мяч после выполнения дополнительных движений (хлопка, поворота, приседания). Для развития ловкости пальцев подходят такие движения, как сильное сжимание в кулаки разведенных пальцев вытянутых вперед рук, задержка в этом положении на 2—3 секунды с последующим расслаблением и встряхиванием кистей; попеременное сгибание в кулак пальцев одной, а затем другой руки (пальцы одной руки распрямляются, другой — сгибаются); попеременное сгибание и разгибание переплетенных пальцев соединенных вместе ладоней; постукивание кончиками пальцев по твердой поверхности в течение 0,5—1 минуты; поочередное касание большим пальцем остальных, с постепенным возрастанием темпа выполнения и силы надавливания; сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах; вращательные движения кистей в лучезапястных суставах; потряхивание расслабленными кистями.

Некоторые родители болезненно относятся к неудачам первоклассника, нервничают, когда у него что-нибудь не получается. Их волнение и плохое настроение передаются ученику, вследствие чего положение еще более ухудшается. Совершенно не обоснованны и даже вредны попытки родителей в погоне за лучшей успеваемостью ученика значительно увеличивать по собственному усмотрению объем текста для письма, количество математических примеров для решения. Этого делать не рекомендуется, так как дополнительная работа сокращает время отдыха ребенка, он будет уставать,и от этого интерес к учебе да и к посещению школы снизится.

И уж, конечно, ничего нельзя делать вместо ученика . Если он не знает, как выполнить то или иное задание, ему нужно рассказать, показать, растолковать, но пусть он делает его сам, иначе у ребенка будет воспитываться иждивенческое поведение.