Характеристика субъектов и объектов социально-педагогической деятельности

В структуре деятельности следует различать субъект и объ­ект деятельности.

Субъект - тот, кто осуществляет деятельность, объект - это то, на что она направлена. Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.

Объектом могут быть природные материалы, различные предме­ты, сферы или области жизни людей.

Деятельность человека имеет следующую структуру:

Потребность;

Средства,

Действия,

Результаг.

Упрощенно структуру человеческой деятельности можно представить следующим образом:

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Иными словами, потребность - это нужда в чем-либо Потребность обычно направлена на какой-либо пред­мет (например, голод - это нужда в пище). Потребности можно разделить на три группы (по Л.Н.Боголюбову):

- биологические, или естественные, физиологические (нужда в питании, воде, дыхании, теплообмене, движении, самоохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);

- социальные, порожденные обществом (самореализация, самоутверждение, общественное признание достоинств лично­сти);

- идеальные, или духовные (познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования).


Приведенная классификация не единственная в научной ли­тературе. Американский психолог А.Маслоу выделил следую­щие потребности:

- физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыха­нии, одежде, жилище, отдыхе и т.д.;

- экзистенциальные (от лат. «существование»): в безопас­ности своего существования, постоянстве условий жизнедея­тельн ости, уверенности в завтрашнем дне;

- социальные: в социальных связях, общении, привязанно­сти, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

- престижные: в самоуважении, уважении со стороны дру­гих, признании, достижении успеха и высокой оценки, служеб­ном росте;

- духовные: в самоактуализации, самовыражении. Согласно теории Маслоу первые два типа потребностей - первичные (врожденные), следующие три - вторичные (приоб­ретенные).


Потребности человека проявляются в мотивах деятельности. Мотив (с фр. «побудительная причина, повод к какому-либо действию») - побуждение к деятельности, связанное с удовле­творением потребности, осознаваемая причина, которой обу­словлен выбор действий и поступков. Психологи под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать:


Потребности;

Социальные установки;

Убеждения;

Интересы;

Увлечения и эмоции;

Идеалы людей.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом являются со­циальные установки - общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объ­екта (например, человек либо расположен к созданию семьи, либо не расположен).

Важнейшую роль в мотивах деятельности играют убежде­ния - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы (что-то объективно значимое, нужное для индивида, группы или общества).

С интересами связаны идеалы. Общественный идеал - это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека (на­пример, вначале в голове художника возникает образ, затем он материализуется). Когда цель определена, ее достижения или неуспех деятельности зависят от средств.

Средства - совокупность элементов, необходимых для дос­тижения цели. Средства должны соответствовать цели.

Любая деятельность состоит из отдельных действий.

Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920) разработал клас­сификацию действий на основе зависимости от их мотивов

Характеристика субъектов и объектов социально-педагогической деятельности

Основные понятия : социальная деятельность, социально-педагогическая деятельность, субъект деятельности, объект деятельности, групповой субъект социально-педагогической деятельности, критерии эффективности субъекта социально-педагогической деятельности, результативность деятельности, показатели успешности субъекта социально-педагогической деятельности.

Любая социальная деятельность невозможна без участия субъекта, являющегося инициатором социального воздействия, равно как и без объекта – лица, на которое направлено это воздействие.

В отличие от субъекта объект представляет собой пассивную, инициируемую сторону деятельности, то, на что направлена деятельная способность субъекта. Под такое абстрактное определение объекта деятельности подпадают не только съеденная человеком котлета, но и вилка в руках едока, не только срубленное лесорубом дерево, но и использованный для этого топор. Иными словами, важен не только "предмет", но и "орудие" труда, которые различаются в данном случае лишь как "опосредствующий" и "опосредствованный" объекты деятельности. В качестве объектов могут выступать любые явления окружающей нас действительности, в том числе и живые люди.

Социально-педагогическая деятельность в условиях городского социума представляется как многоплановая и многоуровневая активность специалистов, как правило, педагогического профиля по разрешению текущих и хронических проблем социализации личности или социальной группы на основе активного использования ресурсов и потенциальных возможностей социума, в том числе и самой личности (группы).

При рассмотрении субъекта и объекта социально-педагогической деятельности важно уяснить трактовку: "специалисты, как правило, педагогического профиля". При первом приближении это закрепляет положение о том, что субъектом социально-педагогической деятельности являются преимущественно специалисты педагогического профиля, но могут ими и не быть. Учитывая тот факт, что реальная практика подчеркивает значимость и целесообразность социально-педагогической функции субъектов в других сферах жизнедеятельности общества, следует отметить, что она выходит далеко за пределы педагогической деятельности, расширяя диапазон своего проникновения в другие виды профессиональной деятельности. Субъектами социально-педагогической деятельности могут быть специалисты различного профиля, использующие в своей основной деятельности возможности педагогического потенциала социума для совершенствования уровня обученности или воспитанности своих сотрудников или собственного самосовершенствования при помощи потенциала социума. Этим подчеркивается тот факт, что социально-педагогическую деятельность в виде функций своей основной деятельности могут выполнять специалисты непедагогического профиля, скажем, психологи, медики, юристы, аниматоры, руководители трудовых коллективов и т.д., т.е. представители различных ведомств и организаций.

Реализация целей любой профессиональной деятельности, как правило, осуществляется субъектом, имеющим индивидуальную или групповую основу. Что же касается социальной деятельности, как правило, имеющей групповой характер, то каждый участник такого вида деятельности может быть ее субъектом. В силу этого в практике социальной деятельности выделяют три группы субъектов: к первой группе относятся виды профессиональной деятельности, имеющие ярко выраженный субъект в лице специалиста соответствующей квалификации; вторую группу субъектов отличают виды деятельности, имеющие субъект, отражающий групповой характер деятельности; третья группа субъектов ориентирована на комплексный характер инициации деятельности, содержащей в себе и индивидуальный и групповой аспекты ее организации. Что касается социально-педагогической деятельности, то ее субъекта следует отнести к третьей группе, отражающей и индивидуальный, и коллективный характер причастности к деятельности. Рассмотрим представленную группу субъектов на примере социально-педагогической деятельности.

Субъектом социально-педагогической деятельности может быть как отдельный специалист, так и группа специалистов, решающих социально-педагогические проблемы отдельной личности или группы. Им может быть любое должностное лицо, использующее педагогические возможности социума для разрешения проблем личности или социальной группы.

В каждом социальном действии могут быть выделены два обязательных структурных компонента: субъект действия, или тот, кто действует, и объект действия, или то, на что или на кого направлена деятельная способность субъекта.

Перейдем теперь к рассмотрению наиболее общих механизмов деятельности – причин, побуждающих субъекта воздействовать на объект, последовательности его усилий и возможных результатов его активности.

В роли субъекта деятельности может выступать как конкретный индивид, так и социальная группа или общество в целом.

Субъект социально-педагогической деятельности можно рассматривать интегративно – как совокупность субъектов, должностных лиц, штатно выполняющих социально-педагогическую работу, и тогда главным субъектом становится социальный педагог, или функционально – как совокупность субъектов, должностных лиц, участвующих в ней частично, внештатно, т.е. выполняющих по совместительству лишь определенные ее функции, реализуемые в интересах и в рамках своих обязанностей, и этой работой занимаются практически все специалисты любого социального учреждения, в том числе образовательного, медицинского, правового, социокультурного, и их руководители.

В качестве примера возьмем обычного педагога школы. Любой педагог, наряду с выполнением своих непосредственных обязанностей, призванных для реализации педагогической деятельности, может выполнять социально-педагогическую функцию в случае использования потенциальных возможностей социума для достижения педагогических целей. В таком случае он превращается, по сути, в социального педагога. Опыт работы классных руководителей в общеобразовательной школе подтверждает правоту этих выводов, так как они активно используют потенциальные возможности семьи как социального института для работы, например со слабоуспевающими учащимися или учащимися с признаками школьной дезадаптации. Например, классный руководитель использует воспитательный потенциал семьи для влияния на нерадивого учащегося. Если рассматривать семью как социальный институт, имеющий свой воспитательный потенциал, то можно с полной уверенностью сказать, что классный руководитель использует воспитательный потенциал социума на уровне семьи, а значит, реализует социально-педагогическую функцию в своей педагогической деятельности. Но вот незадача, классный руководитель обратился за помощью к семье с целью ее влияния на учащегося, а семья оказывается педагогически несостоятельной и не имеет необходимого воспитательного потенциала. Что остается делать классному руководителю: первый вариант – развернуться и продолжать собственное воздействие на учащегося привычными традиционными педагогическими методами, включая административные ресурсы школы, педсовета и т.д. В данном случае классный руководитель поступает как обычный педагог-администратор, опирающийся в решении педагогических проблем на свои собственные силы; второй вариант – классный руководитель со взглядом на перспективу займется восстановлением воспитательного потенциала семьи в целях задействования его по назначению и в последующем вместе с семьей разрешением проблемы учащегося. Да, это более длительный, но при этом более верный, грамотный и гарантированный путь решения проблемы. В данном случае классный руководитель выполняет социально-педагогическую функцию, заключающуюся в восстановлении (развитии) воспитательного потенциала социума на уровне одного из социальных институтов – семьи учащегося. Он поступает как профессионал, трезво оценивая собственные возможности, возможности школы и самой семьи.

Вы скажете – классный или не классный, все равно руководитель, а любому руководителю свойственна функция установления связи с другими социальными институтами. Но в чем же суть социально-педагогической функции обычного учителя? Чем она отличается от обычной педагогической функции обучать и воспитывать детей в процессе урока? Скажем, учитель химии проводит урок с учащимися 9 класса по проблеме переработки нефтепродуктов. Он может использовать классические учебники по химии, специальную литературу, последней моды специальное оборудование. Он реализует педагогическую функцию – дает знания, формирует навыки и умения специалистов нефтяной промышленности, проводит профориентацию на эту профессию и т.д. Но вот другая картина: учитель, готовясь к уроку по данной проблеме химии, связался с руководством нефтеперегонного завода, менеджерами по продажам, или их музейными работниками и пригласил их представителей на урок но химии или, наоборот, договорился о проведении очередного урока на этом предприятии и встрече учащихся с лучшими специалистами этого завода, которые расскажут об особенностях производственного процесса, покажут образцы продукции, пояснят дальнейший ход движения этой продукции по рынку и т.д. Очевидно, что этот урок пройдет более эффективно и с лучшей воспринимаемостью, а значит, и усвояемостью. Этому способствовало использование учителем химии педагогического потенциала завода как социального института, как элемента социума. В этом случае учитель химии, далекий от социальной педагогики человек, использует социально-педагогический подход в своей профессиональной деятельности, прежде всего для повышения ее эффективности. Но лучше, если он это будет делать осознанно, со знанием дела, тогда можно планировать результат, а не ожидать, что получится.

Третий пример – учитель-гуманитарий для лучшего усвоения учащимися учебного материала и для формирования патриотических качеств личности может активно использовать в учебном процессе потенциальные возможности собственного школьного музея как социального института. В данном случае он реализует социально-педагогическую функцию. А если работник школьного музея постоянно проводит работу с конкретной группой учащихся, отличающихся особыми потребностями, и использует для этой целевой работы специальные экспонаты, музейные материалы, то он реализует в своей деятельности социально-педагогическую функцию и его по праву можно называть социальным педагогом. В то же время любой социальный педагог, увлекающийся административными методами воздействия на личность при обучении или воспитании и не использующий потенциальные возможности социума для разрешения личностных проблем, превращается в обычного педагога.

Субъектом может быть любой работник образования, например, преподаватель вуза, включающий в свою профессиональную деятельность ознакомление студентов с потенциалом социума, его возможностями применительно к конкретной учебной дисциплине и ее разделов; формирующий умения поиска оптимальных вариантов реализации педагогического потенциала социума; развивающий навыки анализа получаемой информации от различных источников социума; анализирующий эффективность использования потенциала социума студентами и оценивающий их работу.

Таким образом, деятельность всех субъектов организации социальнопедагогической деятельности (классного руководителя, учителя-предметника, работника школьного музея, педагога, тьютора, представителей социальных институтов) направлена на создание необходимых условий развития и самореализации личности в конкретном социуме.

Кроме отдельных лиц субъектом социально-педагогической деятельности могут выступать и социальные учреждения, предприятия, организации, агентства, фонды и др. Таким образом, в каждом конкретном учреждении, где специалисты реализуют совместно или самостоятельно в силу своих профессиональных потребностей социально-педагогическую функцию, имеют место элементы социально-педагоги ческой деятельности. А, значит, есть группа специалистов, создающая и развивающая целеполагание социально-педагогической деятельности и сохраняющая соответствующие ее атрибуты: принципы, методы, средства и формы, т.е. носителей ее потенциала.

Объединение этих единомышленников в единое русло, в единый профессиональный процесс является важнейшей задачей формирования социально-педагогической службы учреждения. Основой объединения специалистов различного профиля в социально-педагогическую службу учреждения является причастность их к реализации социально-педагогической функции в процессе выполнения своей профессиональной деятельности. Это может быть и руководитель образовательного учреждения, и заместитель по учебной, воспитательной работе, классный руководитель, учитель-предметник, психолог, медик, юрист, воспитатель образовательного учреждения, активно использующие в решении своих профессиональных задач потенциал социума.

В реальной практике существует расхожее заблуждение – отождествление социально-педагогической деятельности с деятельностью социального педагога. Он выступает лишь основным звеном (субъектом) в этом виде деятельности, осуществляемой объединением различных должностных лиц. Организатором такого объединения выступает штатный социальный педагог – сотрудник образовательного учреждения, который создает условия для социального и профессионального саморазвития обучающихся (воспитанников), организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма с учетом педагогических ресурсов и возможностей социума, исторических и культурных традиций города и т.д.

Основным субъектом, организатором социально-педагогической деятельности является социальный педагог, имеющий среднее специальное или высшее профессиональное социально-педагогическое образование. На него возлагается ответственность организации социально-педагогической деятельности специалистов различного профиля в рамках целей и задач образовательного учреждения. Фактически он является организатором и основным ответственным лицом за результаты этого вида социальной деятельности. Он в соответствии с принципом единоначалия несет персональную ответственность за результаты коллективных усилий. В силу того, что социально-педагогическая деятельность по своей природе является совместной деятельностью, значит ее субъектом могут быть как отдельный специалист, так и другие, причастные к этому делу специалисты, даже другого профиля. Учитывая ее групповой характер, следует вместе с целью соотносить и субъекта деятельности, который объединяет совместные усилия специалистов различного профиля.

Основной задачей социального педагога образовательного учреждения является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением.

Обязанности социального педагога образовательного учреждения может выполнять работник, квалификация которого подтверждается дипломом о профессиональном педагогическом образовании, сертификатом социального педагога.

Социальный педагог взаимодействует с руководителем образовательного учреждения, учителем, педагогом-психологом, валеологом, педагогом-организатором, воспитателем, обучающимися (воспитанниками) и их родителями (лицами, их заменяющими).

В социально-педагогической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли – организатора, посредника, мобилизатора, оценщика, брокера, активиста, диагноста, аниматора, катализатора, воспитателя и т.д. При этом способность выступать в различных ролях относится к числу умений, которыми должен обладать специалист. Успешность его действий определяется его способностью выполнять эти роли и умением адаптироваться в нужный момент к каждой из них. В функциональном назначении любого социального педагога на первое место выдвигается его "умение создавать и развивать отношения между людьми, между человеком и его окружением", "умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами".

Объектами социально-педагогической деятельности являются как отдельные личности, так и целые группы людей, нуждающихся в помощи социума, использовании его потенциальных возможностей для самореализации, но не имеющих доступа к его ресурсам и возможностям по различным причинам.

Объект (от позднелат. objiectum – предмет, от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объективная реальность, существующая независимо от человека и его сознания, выступает как объект для познающего индивида в формах деятельности, языка и знаний, выработанных в ходе исторического развития общества.

Материализм исходит из того, что материальный объект познания и практической деятельности существует до, вне и независимо от деятельности субъекта. Идеализм, напротив, изображает объект познания только как продукт деятельности субъекта, как продукт сознания и воли человека (субъективный идеализм) или надмирового существа, "абсолютного субъекта" (объективный идеализм). Домарксистский материализм рассматривал отношение субъекта и объекта в познании как отношение, в котором субъект пассивно воспринимает воздействие от объекта. Идеализм, как правило, односторонне подчеркивал и абсолютизировал активную роль сознания.

Объектом может быть природный предмет, тот или иной социальный институт, сам человек, поскольку он не сводится ни к природному, ни к социальному бытию. Объектом деятельности может оказаться и сам субъект, если его активность направлена на самопознание и самоизменение.

Однако утверждать, что ее объектами являются исключительно отдельные индивиды или их группы, значит существенно сузить понимание сущности этого сложного явления. Исходя из посылки, что объектом социально-педагогической деятельности является все, на что направлена активность и репродуктивное внимание субъекта, можно утверждать, что к объектам социально-педагогической деятельности относятся отдельные люди, группы, а также те созданные ими социальные явления, составляющие нередко смысл их жизнедеятельности. Это могут быть в целом теоретические основы социальной педагогики как науки или виды, средства, формы и методы воспитания, на которые направлена активность специалиста с целью их совершенствования; проблемы социализации личности, а также формы и средства их разрешения; социум или его педагогический потенциал, реализующийся субъектом деятельности для разрешения проблем социализации личности; взаимодействие отдельных индивидов, социальных институтов или личностные качества индивида и т.д.; различного рода проблемы социализации личности, требующие вмешательства субъекта деятельности.

Социально-педагогическая деятельность направлена на разрешение различных проблем личности или группы, имеющих социально-педагогическое содержание. Это прежде всего проблемы самореализации; проблемы формирования социальных потребностей и способностей; ослабление или устранение девиантностей, проблемы зависимостей различной этимологии; проблемы социальной, профессиональной, школьной дезадаптации; проблемы различных уровней социализации личности; проблемы формирования здорового образа жизни и др.

Социально-педагогический подход требует использования возможностей социума при реализации целей профессиональной деятельности. Причем эту деятельность необходимо сделать целенаправленной, научно обоснованной, педагогически организованной системой построения отношений объекта с окружающей социальной средой, с ее многофакторным воздействием на личность.

Каждое из обозначенных направлений разрешения проблем объекта социально-педагогической деятельности неизбежно ставит вопрос о сущности самих проблем личности.

Объекты социально-педагогической деятельности и их проблемы самый сложный элемент системы социально-педагогической деятельности, нормальное функционирование которой нуждается в самых разных услугах, которые порой ей не оказываются социальными службами. По некоторым оценкам специалистов, количество клиентов, обращающихся по одному и тому же поводу в разные учреждения, весьма велико и составляет от 25 до более 50%. Возможными причинами этого, как установлено исследованием клиентов ряда регионов России, является то, что только 1 /3 их проблем решается при помощи специалистов, с 1/3 проблем справляются сам клиент и время, а более 1/3 из них трансформируются в тяжелые для него последствия и переходят в хронические формы, вызывая серьезные последствия. Так, по зарубежным источникам известно, что повышение безработицы в результате сокращения кадров только на 1% приводит к повышению количества преступлений на 6%, а количество суицидов возрастает на 7%.

Объектами социально-педагогической деятельности являются самые различные категории населения, представляющие всевозможные возрастные и этнические группы, классы и т.д., ими могут быть и отдельные сообщества и организации. Применительно к основным группам социально-педагогических проблем сегодня наиболее выделяются следующие группы клиентов:

а) в сфере реализации социальных потребностей детей и взрослых педагогически запущенные дети, различные категории подростков с признаками социальной дезадаптации, лица, подвергшиеся насилию, и другие, наиболее распространенными проблемами которых являются нарушение права собственности, плохое обращение с детьми, изоляция, эмоциональное отвержение и побеги детей из семей и т.д.;

б) в сфере социальных отношений – одинокие граждане и граждане, частично утратившие способность к взаимодействию с социальной средой в связи с болезнью, инвалидностью, беспризорные несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации; лица, пострадавшие от физического или психологического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных конфликтов; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и др.; их проблемы связаны с устройством в социальные учреждения, с контролем за средствами клиента и их прохождением при обслуживании, с адаптацией в социальном окружении, с обеспечением гарантий непрерывности процесса оказания услуг по уходу, с обеспечением соответствия услуг нуждам клиента в зависимости от изменений в различные периоды жизни и т.д.;

в) в сфере профессионального самоопределения – лица, ищущие или потерявшие работу и испытывающие затруднения в выборе профессии, подростки с асоциальным и неадекватным поведением, выпускники учебных заведений и учреждений интернатного типа, а также другие категории граждан, временно оказавшихся в трудных социальных обстоятельствах; суть их проблем заключается в переподготовке, трудоустройстве, социально-педагогической адаптации, морально-эмоциональной, физической, психолого-педагогической и других видах поддержки человека.

Объектами социально-педагогической деятельности являются как отдельные личности, так и целые группы людей, стремящиеся реализовать или развивать потенциал социума в разрешении проблем социализации личности.

Таким образом, сущность субъектности и объектности выражается в способности человека управлять своими действиями в социуме, реально практически преобразовывать действительность, планировать способы социальных взаимодействий, реализовывать намеченные программы, оценивать результаты своих действий.

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >Психология


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра организации раскрытия и расследования преступлений

Юридическая психология

РЕФЕРАТ

по теме: «Человек как субъект и объект деятельности следователя»

профессор

Артемов А.Ю.

Белгород – 2008

ЛИТЕРАТУРА

Основная

    Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПБ., 2001.

    Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 2002.

    Немов Р.С. Психология. - В 2-х т. - М., 1994.

    Романов В.В. Юридическая психология. - М., 2001.

    Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – М., 2001.

    Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М., 1999.

Дополнительная

    Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.,1976.

    Бодалев А.А. Психология личности. - М., 1990.

    Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.

    Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981.

    Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

Введение

Личность - фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер.

Понятие личности нередко заимствуется из психологии, трансформируется представителями различных, в том числе и правовых, наук (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и др.), широко использующих их применительно к субъектам различных правоотношений.

Характерной чертой употребления данного понятия в юридической литературе является более расширительное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии), некоторое его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек.

Неоднозначность данной проблемы усугубляется еще и тем, что в психологической науке до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение, распространены различные, порой противоположные подходы к раскрытию ее структуры и содержания.

Одним из важнейших вопросов в рамках данной темы является вопрос о роли и месте личности в деятельности органов внутренних дел – выступает ли она в качестве объекта или субъекта взаимодействия и взаимоотношений.

Целью данной лекции является рассмотрение основных понятий, связанных с проблемой личности, факторами ее формирования. В ходе лекции будут также раскрыты вопросы, имеющие важнейшее значение для процесса профессионального становления – это вопросы профессионально важных качеств следователя, необходимых для эффективного решения служебных задач.

Вопрос 1. Понятие личности и ее психологическая структура.

Психология, изучая человека, называет его по разному: индивид, индивидуальность, субъект, личность. Каждое из этих понятий имеет свое содержание. Термин «индивид» используется, если человек рассматривается как представитель человеческого рода, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип в последующем его индивидные, генотипические свойства получают дальней шее развитие.

Каждый индивид, человек обладает неповторимыми особенностями, отличающими его от других. Нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей - каждый человек уникален, своеобразен, неповторим в своей индивидуальности. Кстати, индивидуальностью обладают не только люди, но и животные.

Постепенно включаясь в систему существующих в обществе отношений (сначала в семье, потом в школе и т.д.), человек подвергается неизбежному воздействию окружающей его социальной среды, в той или иной мере адаптируется к ней, к социальным условием своего бытия. То есть происходит посте-пенный процесс его социализации, формирования его личности. Вот почему считается, что человек не рождается личностью, а ею становится, и о человеке как о личности можно говорить, лишь начиная с некоторого этапа его жизнедеятельности. Таким образом, если понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, то понятие «личность» - на связь человека с обществом, с социальной средой. Когда индивид

Сознательно и целенаправленно выполняет определенную деятельность, познает и преобразует в процессе этой деятельности окружающий мир, то его называют субъектом.

В психологии нет единого определения личности. Существуют различные подходы к ее характеристики:

Личность - субъект и объект общественных отношений (Г.А. Ковалев)

Субъект деятельности (А.Н. Леонтьев) в дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем (К.К. Платонов)

Совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (С.Л. Рубинштейн)

Именно определение Рубинштейна отражает понимание личности как единого целого (биологического, психического и социального), когда внешние причины, социальный опыт человека, действуют, преломляясь через внутренние условия, его психику, сознание.

Что же является источниками развития личности? В истории психологии существовали различные подходы к решению этого вопроса. Основными являлись биогенетическая теория, согласно которой источники развития человека заложены в нем самом наследственностью, процесс развития происходит спонтанно, а обучение, воспитание, социальная среда могут лишь несколько ускорить или замедлить этот процесс биологического созревания; и ооциологизаторская теория, по которой источники развития человека находятся в окружающих социальных условиях и становление человека происходит под их влиянием.

Обе эти крайние точки зрения на процесс развития чело-века абсолютизируют один из факторов, исключая собственную активность человека. В действительности личность - не просто результат биологического созревания или отпечаток условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого преобразуется и окружающая действительность, и он сам.

Основу личности составляет ее структура - относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Психологи включают разные компоненты в структуру личности. Рассмотрим одну из структур личности - структуру личности К.К. Платонова. Он включает следующие компоненты:

Направленность

Социальный опыт (знание, умение, навыки)

Психические процессы (познавательные, эмоционально-волевые)

Психические свойства (темперамент, характер)

Половые различия

Возрастные особенности.

В личности выделяют следующие сферы: потребностно-мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую, индивидуальных особенностей. Изучению познавательной, эмоционально-волевой сфер буду посвящены специальные лекции. В рамках данной темы мы рассмотрим потребностно-мотивационную сферу и сферу индивидуальных особенностей.

Вопрос 2. Психологическая характеристика потребностно-мотивационной и индивидуальной сфер.

Источником активности личности являются потребности. Потребности - это нужда в чем-то или ком-то. Выделяют различные виды потребностей:

По происхождению: естественные и культурные и по предмету: материальные и идеальные. Потребности характеризуются следующими особенностями:

1. предметность (потребность - это всегда нужда в чем-то, ком-то)

2. конкретное содержание потребность приобретает в зависимости от условий и способов ее удовлетворения

3.воспроизведение потребности (после удовлетворения потребность возникает вновь)

4. развиваются потребности через их удовлетворение

5. индивидуальные особенности определяются тремя параметрами:

Сила - значимость данной потребности для человека, ее актуальность, чистота возникновения (более сильные потребности - более значимы, чаще возникают, доминируют над другими, их удовлетворение необходимо в первую очередь)

Количество - число разнообразных потребностей, имеющихся у человека

Качество (своеобразие) - предметы, с помощью которых можно удовлетворить данную потребность и предпочитаемый способ удовлетворения.

Потребности могут проявляться в различных формах:

Интерес (направленность личности на предметы и явле-ния действительности, получение знаний о них)

Склонность (стремление заниматься определенной деятельностью, сочетание устойчивого интереса со стремлением самому действовать в этом направлении)

Убеждение (сочетание интереса, склонности, чувств и высокой степени осознания, система убеждений образует мировоззрение)

Идеал (образ, которым руководствуется человек в своих действиях и который определяет план самовоспитания)

Познание личности всегда было и продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в психологии. Все социально-психологические теории пытаются ответить на вопросы: что формирует личность? почему существуют индивидуальные различия? как происходит развитие личности? какие происходят изменения личности на протяжении жизни человека?

Существует очень много разнообразных подходов к классификации теорий и концепций личности. Основаниями для классификации могут быть, например, способ объяснения поведения, способ получения данных о личности, структура личности, различные возрастные периоды в развитии личности и др.

Рассмотрим в общих чертах некоторые из теорий личности, сложившихся во второй половине XX в.

В соответствии с бихевиористской теорией личность – это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Изменяя их, можно программировать человека на требуемое поведение. Основоположник этой теории – американский ученый Д. Уотсон – видел задачу психологии в том, чтобы научиться «просчитывать» и программировать поведение человека.

Согласно теории черт (Г. Олпорт, Р. Кеттелл) люди отличаются друг от друга набором и степенью развитости у них отдельных личностных черт (или мотивов), которые действуют в данный момент и стимулируют поведение человека. Описание личности можно получить на основе, например, тестологического обследования или обобщения наблюдений за данной личностью. Результаты исследования позволили Кеттеллу создать шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF), получивший большую популярность во всем мире.

По теории социального научения (А. Л. Бандура и др.) основной причиной индивидуального различия людей является осуждение или одобрение поступков человека другими людьми. Развитие личности происходит условно-рефлекторно в результате наблюдения за поведением окружающих и подражания им.

Одной из наиболее распространенных теорий личности является психоаналитическая теория (З. Фрейд). Впоследствии на ее базе возник целый ряд теорий, который условно можно назвать «теории неофрейдизма». Работая в клинике неврозов известного французского невролога Ж. Шарко, Фрейд познакомился с терапией неврозов. Впоследствии он отошел от гипнотического внушения и перешел к исследованию и интерпретации сновидений, ассоциаций, оговорок, описок, что и явилось основой метода психоанализа. Согласно его теории поведение личности определяется потребностями. Раскрывая характер взаимодействия этих потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд выделяет в структуре личности три компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»).

«Оно» – бессознательная часть психики, сосредоточие биологически врожденных, бессознательных инстинктов. «Оно» подчиняется принципу получения удовольствия и принципу сохранения внутреннего равновесия.

«Сверх-я» – это носитель моральных стандартов общества, его культурных норм, та часть личности, которая играет роль внутреннего критика человека, своего рода «цензора», его совести.

«Я » старается установить гармонию, равновесие между «Оно» и «Сверх-я», подчиняется нормам и требованиям реальности.

Приведем типы характеров (его акцентуации), выделенные Е. А. Личко, и их характеристики:

циклоидный – чередование смены настроений от приподнятого до подавленного;

гипертимный – подвижность, повышенная психическая активность, жажда деятельности, привычка разбрасываться, не доводить начатое до завершения;

лабилъный – крайняя изменчивость настроения, большая зависимость от сиюминутного настроения;

астенический – повышенная мнительность, капризность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям;

сенситивный – повышенная чувствительность, застенчивость, робость;

психастенический – ускоренное и раннее интеллектуальное развитие, склонность к самоанализу, высокая тревожность, нерешительность, постоянные сомнения;

шизоидный – замкнутость, сдержанность во внешнем проявлении чувств, трудности в установлении эмоциональных контактов;

эпилептоидный – жестокость, властность, себялюбие, конфликтность, педантичность;

застревающий (паранойялъный1 – подозрительность, повышенная обидчивость, стремление к доминированию, конфликтность;

истероидный – эгоцентризм, склонность к лидерству, авантюристичность, тщеславие;

дистимный – склонность к депрессиям, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни;

неустойчивый – склонность к праздности, тяга к развлечениям, умение легко устанавливать контакты с окружающими, поверхностное общение;

конформный – подчинение мнению других, приспособленчество, зачастую консерватизм.

В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, И. Ф. Лесгафта, А. З. Лазурского, Б. Г. Ананьева и др.

5. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, обладающее рядом признаков: наличие усилий и продуманного плана для выполнения того или иного волевого акта; усиленное внимание к такому поведенческому действию; отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; состояние оптимальной мобилизованности личности, концентрации в нужном направлении. Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;

настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;

выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;

решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

смелость – умение побороть страх и идти на оправданный риск, несмотря на наличие опасности;

самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

организованностъ – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

Волевые действия подразделяются на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествуют осознание его мотивов, возникновение намерения осуществить этот волевой акт, составление плана, учет последствий и т. д.

6. Чувства отражают устойчивое отношение человека к какому-либо конкретному объекту (реальному или воображаемому). Они возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека, менялись только способы выражения чувств в зависимости от той или иной исторической эпохи. Чувства всегда сугубо индивидуальны. То, что у одного человека вызывает одну гамму чувств, у другого может вызвать совершенно другие эмоции.

3. Субъект деятельности

Категория «субъекта» является одной из важнейших как на общефилософском, научном, так и на чисто практическом уровне. Она раскрывает качество активности человека, выявляет его роль в мире, способность к деятельности, самоопределению и развитию. Начиная с 20-х гг. XX в. отечественной психологией разрабатывается субъектный подход к изучению личности, раскрывается методологическая роль этой категории для определения предмета психологии, выявления специфики сознания, деятельности. Разработка такого подхода связана с именами С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Б. Г. Ананьева.

Человек – существо социальное, его эволюция и социальное развитие возможны благодаря тому, что он способен выступать в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Наличие сознания – высшей формы психического развития, определяющей возможность познания объективной реальности и формирования целенаправленного поведения, – является главной чертой человека как субъекта деятельности, отличающей его от остальных представителей животного мира. Человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. По мере развития социума последовательно изменялся состав и виды деятельности: собирательство, охота, земледелие, производство, управление, политика, образование, военная служба и т. д. Эти виды деятельности распределены в структуре общества между людьми как единицами общества, образуя огромную взаимосвязанную систему.

Таким образом, вид деятельности человека непосредственно связан с его статусом в обществе и определяет характер отношений между людьми как носителями своего статуса. Поэтому человек всегда является одновременно и субъектом предметной деятельности, и субъектом социальных отношений между людьми. Заняв определенную нишу в обществе (рабочий, врач, учитель и т. д.), человек не только является субъектом конкретной деятельности, но и выполняет одновременно целый комплекс ролей по отношению к другим членам социума.

Статус определяет качество и уровень социального положения человека в обществе, соответствующего официально закрепленным за этим статусом обязанностям и полномочиям, либо место в неформальной иерархии отношений, признанной достаточно широким слоем общества.

Как отмечает Б. Г. Ананьев, все компоненты, характеризующие человека, тесно связаны друг с другом. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества. Однако формирование личности является настолько сложным и неоднозначным процессом, что при изучении этой проблемы необходимо учитывать, что личность – это социальное качество индивида, в котором человек предстает как член общества, вне которого это качество не существует. Объективным основанием появления и развития личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается. Кроме того, формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом с помощью специальных институтов, в первую очередь – через систему воспитания и образования.

Одно из сущностных пониманий культуры заключается в определении культуры как деятельности человека , в результате которой созидаются и используются, сохраняются и передается последующим поколениям культурные ценности.

В пределах духовной деятельности принято дифференцировать социально-культурную деятельность, направленную на:

 процесс создания ценностей культуры;

 процесс освоения ценностей культуры;

 процесс сохранения ценностей культуры;

 процесс распространения ценностей культуры;

 процесс формирования культурной среды как необходимого пространства для осуществления социально-культурной деятельности.

Со­циально-культурная деятельность является разно­видностью культурной деятельности, осуществляемой тремя социальными субъектами – создателями, хранителями и пользо­вателями культурных ценностей. Это: 1) личность, социализированный индивид; 2) формаль­но организованные или неформальные социальные группы; 3) социум, общество в целом. Следовательно, в зависимости от субъекта, культурная деятельность подразделяется на индивидуальную (начальный источник всех культурных новаций, которые возникают и созревают в сознании человека), группо­вую и массовую (коллективная оценка и отбор, распрост­ранение, хранение предлагаемых индиви­дами новаций в социальном времени и пространстве). Индивидуально-культурная деятель­ность (ИКД) - культурная деятельность индивидуального субъекта по: а) созда­нию культурных ценностей (самореали­зация личности); б) саморазвитию лично­го духовного и физического потенциала (индивидуализация личности); в) освоению знаний, умений и норм культурного ис­пользования природных ценностей, па­мятников культуры и духовных культур­ных ценностей (социализация личности). Социально-культурная деятельность (СКД) - культурная деятельность соци­альных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) обоб­ществлению культурных новаций; б) раз­витию способностей индивидов и обслу­живание их творческой деятельности; в) социальной коммуникации, т.е. распрос­транению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.

В силовом поле субъектно-объектных отношений можно выделить следующие виды социально-культурной деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, культуротворческая, коммуникативная.

2.Виды деятельности. Субъект и объект деятельности.

Основные виды:

* Игра – превращает в цель сам процесс, но не его результат.

* Общение – такой вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями и материальными предметами (коммуникация).

* Труд – разновидность социальной деятельности человека, направленной на преобразование среды его существования.

Материальная деятельность – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.

Духовная деятельность – создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей.

Управленческая деятельность – обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни, регулирование связей между людьми, их деятельностью, общественными отношениями.

Социальная деятельность – воспроизводство, сохранение полноценной, здоровой жизни, стимулирование активности человека.

Естественно, что человеческая деятельность невозможна без человека, который выступает в качестве ее основного структурного компонента, именуемого "субъект". Под субъектом понимается активная, "инициирующая сторона" целенаправленной деятельности, носитель деятельностной способности, с которым связаны ее пусковые и регулятивные механизмы, т.е. того, кто принимает решение о начале деятельности и контролирует ее ход. Социальная деятельность невозможна без участия человека-субъекта, которое может быть как непосредственным, когда люди вкладывают в деятельность собственную физическую энергию, так и опосредствованным, когда они доверяют определенные функции машинам.

В отличие от субъекта объект представляет собой пассивную, инициируемую сторону деятельности, то, на что направлена деятельная способность субъекта. В качестве объектов могут выступать любые явления окружающей нас действительности, в том числе и живые люди.

    Социальные законы прогресса человечества

Социальный прогресс – направленный процесс, в ходе которого становится более совершенным устройство общества и реализуются определенные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания. Социальный прогресс основывается на следующих представлениях:

1. прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим;

3. о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;

4. о различии между типичными, необходимыми стадиями процесса;

5. об эндогенных причинах, вызывающих самодвижение (саморазвитие) процесса;

6. о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса, который не может быть остановлен или отвергнут;

7. об улучшении, усовершенствовании каждой последующей стадии развития.

Понятие прогресса опирается на какую-нибудь ценность или совокупность ценностей. Иногда само представление о прогрессе как таковом - выступает в роли ценности. Прогресс таким образом сам по себе, безотносительно к каким-либо ценностям пытается наполнить смыслом жизнь и историю, и от его имени выносятся вердикты. Однако движение без цели, движение в никуда бессмысленно.

    Признаки культурной деятельности человека.

Одно из сущностных пониманий культуры заключается в определении культуры как деятельности человека, в результате которой созидаются и используются, сохраняются и передается последующим поколениям культурные ценности. Деятельность человека проявляется как способ его бытия, охватывающего и материально-практическое созидание, и духовное постижение мира; это осознаваемое, целенаправленное, свободное и творчески вариативное проявление активности; это процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами, создание условий для существования и развития общественного субъекта (общества в целом, группы, личности).

К основным критериям культурной деятельности человека можно отнести символичность, смыслопологание, коммуникативность, регламентированность, созидательность. Рассмотрим эти критерии.

Символичность. Первым критерием культурной деятельности следует считать способность посылать и воспринимать трансцендентные (т.е. сверхреальные) указания, или, точнее, символичность поступков. Слова, позы, звуки, мускульное напряжение, пространственно-временные перемещения, манипуляции с окружающими предметами только тогда обретают культурно-человеческое значение, когда не замыкаются в пределах природной объективности, но предполагают и иные измерения, т.е. объединяют в себе то, с чем мы сталкиваемся как существа природные, и то, что апеллирует к нам как существам надприродным, культурным.

Смыслополагание. Культура наделяет любой факт, как человеческий, так и входящий в орбиту человеческой жизни, смыслом, сущностью, значением. Соответственно, культурная деятельность с неизбежностью должна учитывать это обстоятельство и потому носить осмысленный характер. Действенные акты производятся не автономно, сами по себе, но всегда полагаются в общей ценностной структуре. Коммуникативность. Деятельность субъекта культуры всегда предусматривает адресата, человека или группу людей, способных адекватно, т.е. на том же уровне восприятия, откликнуться на плоды творческих усилий. Благодаря этому возникает специфически человеческое общение между индивидами, формируется сообщество людей, некоторая их совокупность, а не просто собрание разрозненных существ, волей случая находящихся в одном месте и в одно время. Регламентированность. Любое общество вырабатывает те конкретные формы, в которые облекается культурная деятельность, и вне которых она неприемлема. Такие формы варьируются в зависимости от времени и места. Они не остаются неизменными. В значительной степени история культуры как раз и является историей таких регламентированных и в то же время бесконечно меняющихся коммуникативных форм выражения. Созидательность. Культурная деятельность – всегда созидательный акт, в котором объективируется творческий потенциал человека. Созидательность может быть предельно традиционной или выражать собой открытый протест против традиции, быть средством активной борьбы с насилием отживших старых форм. Однако культурная деятельность направлена не на разрушение и уничтожение существующего, а на утверждение нового - на созидание иных культурных форм, привлечение внимания к неизвестным ранее возможностям человека и человеческого общества, открытие неведомых прежде горизонтов.

Все перечисленные выше характеристики субъекта культуры и черты культурной деятельности в равной степени относятся как к индивиду, так и к сообществу.

    Коллективная деятельность - важное условие культурного процесса

Коллективная деятельность предполагает координацию и интеграцию деятельности отдельных членов коллектива. Эта задача обеспечивается в коллективе руководителем, ибо управление производством непосредственно связано с управлением людьми. Эффективность управленческой деятельности, естественно, оценивается пo производственным результатам. Высокие трудовые показатели коллективов в большой степени зависят от личных качеств руководителей, и потому проблема психологии личности является важной проблемой в области управления.

Культурный процесс - изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами.

    Социокультурное пространство – среда обеспечения социокультурного развития.

Социокультурное пространство инфраструктура социальных, культурных объектов, среда создания, накопления, сохранения, и развития социокультурных отношений, знаний, умений, ценностей, норм, форм общения.

Социокультурное пространство может рассматривается как внешняя среда , в которой концентрируются люди, средства производства, материальные структуры, обеспечивающие необходимую для общества интенсивность процессов социокультурного развития.

В качестве самостоятельной, самоценной общекультурной системы выделяется к ультурная среда , состоящая из художественно-ценностных элементов и имеющая собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Объектно-предметная основа культурной среды человека – учреждения культуры. Учреждения культуры представляют собой образную модель организации культурного пространства.