Был ли выход у мадам бовари. Эмма Бовари из романа "Госпожа Бовари"

«Госпожа́ Бовари́» , или «Мада́м Бовари́» (фр. Madame Bovary ) - роман Гюстава Флобера , впервые напечатанный в 1856 году . Считается одним из шедевров мировой литературы .

Главная героиня романа - Эмма Бовари, жена врача, живущая не по средствам и заводящая внебрачные связи в надежде избавиться от пустоты и обыденности провинциальной жизни. Хотя сюжет романа довольно прост и даже банален, истинная ценность романа - в деталях и формах подачи сюжета. Флобер как писатель был известен своим стремлением довести каждое произведение до идеала, всегда стараясь подобрать верные слова.

История публикации, оценки

Роман печатался в парижском литературном журнале «Ревю де Пари» с 1 октября по 15 декабря 1856 года . После опубликования романа автор (а также ещё двое издателей романа) был обвинён в оскорблении морали и вместе с редактором журнала привлечён к суду в январе 1857 года . Скандальная известность произведения сделала его популярным, а оправдательный приговор от 7 февраля 1857 года сделал возможным последовавшее в том же году опубликование романа отдельной книгой. В настоящее время он считается не только одним из ключевых произведений реализма , но и одним из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще. В романе присутствуют черты литературного натурализма. Скепсис Флобера по отношению к человеку проявился в отсутствии типичных для традиционного романа положительных героев. Тщательная прорисовка характеров обусловила и очень длинную экспозицию романа, позволяющую лучше понять характер главной героини и, соответственно, мотивацию её поступков (в отличие от волюнтаризма в действиях героев сентименталистской и романтической литературы). Жёсткий детерминизм в поступках героев стал обязательной чертой французского романа в первой половине XIX века.

Флобер, препарирующий мадам Бовари. Карикатура 1869 года

Тщательность изображения характеров, точная до беспощадности прорисовка деталей (в романе точно и натуралистично показана смерть от отравления мышьяком, хлопоты по приготовлению трупа к погребению, когда изо рта умершей Эммы выливается грязная жидкость, и т. п.) были отмечены критикой как особенность писательской манеры Флобера. Это отразилось и в карикатуре, где Флобер изображён в фартуке анатома, подвергающим вскрытию тело Эммы Бовари.

Согласно проведённому в 2007 году опросу современных популярных авторов, роман «Госпожа Бовари» является одним из двух величайших романов всех времён (сразу после романа Льва Толстого «Анна Каренина ») . Тургенев в своё время отозвался об этом романе, как о самом лучшем произведении «во всём литературном мире».

По словам литературного критика Алексея Машевского , в романе нет положительных персонажей: нет героя, который мог бы быть воспринят читателем именно как герой. Можно сказать, что «смерть героя», провозвестником которой стал одноименный роман Ричарда Олдингтона , наступила ещё в XIX веке - в «Госпоже Бовари» .

Сюжет

Свадьба Эммы и Шарля

Я пять дней просидел над одной страницей…

В другом письме он фактически жалуется:

Я бьюсь над каждым предложением, а оно никак не складывается. Что за тяжёлое весло - моё перо!

Уже в процессе работы Флобер продолжал сбор материала. Он сам читал романы, которые любила читать Эмма Бовари, изучал симптомы и последствия отравления мышьяком . Широко известно, что он сам почувствовал себя плохо, описывая сцену отравления героини. Так он вспоминал об этом.

Мечты о неземной любви не всегда бывают безобидными, и яркий пример этому - красавица Эмма Бовари. Девушка, которая с юных лет грезила о романтическом герое, лишилась всего из-за нежелания посмотреть на собственную жизнь без неоправданных ожиданий. Любящий муж, покорная дочь и приятный дом не стали утешением для сердца, мечтавшего о рыцарях, поступках и опасных приключениях.

История создания персонажа

В 1851 году, после очередной неудачной попытки написать выдающееся литературное произведение, впал в продолжительное уныние. Из грустного состояния мужчину вывел редактор Максим дю Кан, порекомендовавший писателю попробовать собственные силы, создав роман, главная мысль которого будет прозаичнее.

Присутствовавший при разговоре поэт Луи Буйле напомнил Флоберу о трагедии, разыгравшейся с семьей Деламар. История, о которой упомянул знакомый, была хорошо известна Гюставу, мать писателя лично знала пострадавшую семью.

  • Флобер настолько подробно описал смерть главной героини, что стал мишенью для циничных иллюстраций. Писателя изображали на карикатурах в форме ученого, исследующего сердце Эммы.
  • Несмотря на явную схожесть сюжета с трагическими событиями в семье Деламар, автор отрицал это влияние на историю создания персонажа Эммы.
  • Большим поклонником романа стал , который назвал «Госпожу Бовари» «лучшим, что случалось с литературным миром».

Цитаты

Я ни о чем не жалею. Никого не виню. И ничего не боюсь.
А я бы отдала тебе все, я бы все продала, я бы работала на тебя, пошла бы милостыню просить за одну твою улыбку, за один взгляд, только за то, чтобы услышать от тебя спасибо.
Во мне умерли все чувства.

Библиография

  • 1856 - «Госпожа Бовари»

Фильмография

  • 1933 - «Мадам Бовари» (Франция)
  • 1937 - «Мадам Бовари» (Германия)
  • 1947 - «Мадам Бовари» (Аргентина)
  • 1949 - «Мадам Бовари» (США)
  • 1969 - «Грехи мадам Бовари» (Италия)
  • 1989 - «Спаси и сохрани» (СССР)
  • 1991 - «Мадам Бовари» (Франция)
  • 2000 - «Мадам Бовари» (Великобритания)
  • 2014 - «Мадам Бовари» (США)

Наконец-то смогла выложить давно обещанный обзор пяти экранизаций романа. Все как всегда: картины расставлены по порядку от самой плохой до самой хорошей. Но должна сразу предупредить: ни один из этих фильмов не понравился мне настолько, чтобы оставить его в домашней коллекции. Так что «самая хорошая экранизация» - это лишь сравнительная характеристика. На самом деле они все скучные, просто некоторые сделаны добротно, а некоторые - шаляй-валяй.

Фильм 1933 года , режиссер Жан Ренуар

Для начала определимся со временем действия и возрастом персонажей. Основные события романа начинаются с переезда четы Бовари в Ионвиль и заканчиваются смертью Эммы. Эти два события разделяет пять лет. Точной датировки у Флобера нет, но детали позволяют приблизительно определить время переезда: госпожа Бовари в Ионвиле любит читать журнал «Иллюстрация», основанный в 1843 году, а во время сельскохозяйственной выставки упоминается правящий король. Это может быть только Луи-Филипп, правивший с 1830 по 1848 (дальше началась Вторая республика). В итоге получаем, что госпожа Бовари поселилась в Ионвиле между 1843 и 1848 годами.

На момент переезда докторской семьи в Ионвиль Эмме Бовари и Леону Дюпюи по 20 лет, Шарлю Бовари приблизительно 26 лет, Родольфу Буланже - 33 года, а Жюстену - 9 лет. На момент смерти Эммы всем, соответственно, на пять лет больше.

Сам фильм абсолютно никакой, я даже не знаю, как его охарактеризовать в целом, так что сразу перейду к деталям.

Действие картины слегка смещено по времени относительно первоисточника - Шарль и Эмма знакомятся в 1839, а основные события начинаются с 1841. Костюмы фэнтезийные, из «занавесок».

Как ни странно, ни в одном фильме на роль Эммы не пригласили действительно привлекательную актрису. Абсолютно у всех исполнительниц внешность мало того, что спорная, так еще и неподходящая для образа мадам Бовари. И страннее всего в этой роли смотрится Валентайн Тессьер. Актрисе 41 год, у нее здоровенный шнопак, оплывший овал лица, усталый взгляд, погрузневшая фигура (а на корсетах костюмеры сэкономили) и рыжие волосы. С такими исходными данными просто смешно изображать девушку восемнадцати лет, сводящую мужчин с ума истинно «брюнетистым» темпераментом и сочетанием поразительно белой кожи с черными волосами и глазами. А уж когда госпожа Бовари лежит в постели с Леоном, покуривая папироску, у актрисы такой видок, что единственная ассоциация, приходящая на ум - циничная усталая шлюха с клиентом. При всех своих недостатках шлюхой мадам Бовари точно не была.

С Шарлем Бовари в исполнении Пьера Ренуара все еще веселее:(Нет, я, конечно, понимаю, что «Казимир Алмазов - это имя, афиша, касса» и значительная часть зрителей попрется в кинотеатр ради возможности поглазеть на сына того самого Ренуара, да и семейный подряд весьма выгоден в материальном плане (режиссер фильма Жан Ренуар и Пьер Ренуар - родные братья), но актеру ж 48 лет - ему впору папашу Руо играть, а не молодого доктора! Впрочем, месье Бовари вообще не повезло с воплощениями, его все время пытаются сделать чуть ли не стариком. Такое впечатление, что книгу кинематографисты не читали.

А вот Элена Мансон, играющая первую жену доктора, неожиданно на десять лет моложе своей героини (ей 35). Впрочем, роль у нее эпизодическая, лицо крупно не показывают, да и качество пленки оставляет желать лучшего, так что в данном случае возраст актрисы не особо важен: худая, некрасивая, а остального и не разглядишь. Кстати, это единственная экранизация, в которой первую мадам Бовари показали в кадре.

Вот возраст актера Фернана Фабра полностью совпадает с возрастом Родольфа - ему на момент знакомства с Эммой 34 года. Первый любовник героини в этой постановке очень специфичен: этакий претенциозный хлюст с манерами карточного шулера. Когда я читала книгу, совсем иначе представляла себе Буланже. Но должна признать, что именно такой человек мог бы вусмерть поразить «существо с воображением дятла». Так что этот Родольф оказался ближе к книжному образу, нежели мои фантазии. Да, пожалуй, это лучший Родольф из всех.

Леон тут черноволос, хотя и недурен собой, и значительно старше, чем следует (Даниэлю Лекуртуа 31 год). Впрочем, по сравнению с исполнителями главных ролей - это мелочь.

Виконт - главная эротическая греза мадам Бовари - превратился в лысого бородатого старичка.

Роль Жюстена совсем уж проходная, а играет его парень лет 20.

Фильм 1949 года , режиссер Винсенте Миннелли

Основную канву произведения сохранили, но характеры поменяли практически все, мотивацию героев - тоже. Это единственный вариант, в котором мне жаль хоть кого-то, кроме маленькой Берты: тут Шарль Бовари заслуживает определенного уважения и даже сочувствия.

Костюмы в стиле «Голливудский шик» - ни к истории, ни к логике отношения не имеют. Особенно впечатляет норковая доха, которую Эмма таскает на себе, хотя в первоисточнике четко сказано, что температура в Нормандии не опускается ниже ноля.

Дженнифер Джонс - еще одна актриса, которой не дает покоя тот факт, что не она сыграла Скарлетт. Плевать, что страна другая, плевать, что время другое, что характер другой и предлагаемые обстоятельства тоже другие - мы все равно будем копировать мимику и жесты Вивьен Ли. Актрисе 30 лет (на мой взгляд, пять лет разницы с героиней - все равно многовато, но хоть не двадцать - уже хорошо), она темноволоса и темноглаза, но внешность у нее какая-то грубоватая, несимпатичная.

Шарль Бовари в свои почти сорок (Ван Хефлину 39, а выглядит он на сорок с гаком) еще не был женат, и Эмма становится его первой супругой. Он очень порядочный и благородный человек. Наверное, поэтому сценарист сохранил ему жизнь.

Родольфа играет красавец Луи Журдан - чудо как хорош! - ему всего 28 лет, но выглядит актер немного постарше, как раз лет на 35.

Леон светловолос и светлоглаз, но выглядит лет на 40. Я очень удивилась, узнав, что Альфу Челлину тут всего 29.

Роль виконта объединили с ролью Родольфа, а вот Жюстена подобрали хорошо - Ларри Симсу всего 15.

Фильм 2000 года , режиссер Тим Файвелл

У этого фильма есть два (помимо скуки, но об этом я уже говорила) огромных недостатка: отсебятина и секс. Про непонятно зачем вставленную отсебятину говорить бессмысленно - придется полфильма пересказывать, лучше я расскажу, чем мне не угодили «постельные» сцены.

Казалось бы, материал вполне оправдывает использование интимных сцен: это не «Джен Эйр» с викторианской моралью, это рассказ о любовных отношениях страстной француженки. Но тут-то и таится засада: сексуальные переживания - это такое же выразительное средство, как и все прочие, а потому режиссер, включающий в неспециализированный фильм сексуальные сцены, должен отдавать себе отчет, зачем он это делает и что хочет с их помощью выразить. А когда сексятинка носит характер вставного музыкального номера, и ее исключение из видеоряда ничего не меняет в восприятии картины, выразительное средство утрачивает смысл, ибо ничего не дает ни уму, ни сердцу. Сымитировать половой акт - плевое дело, вот обыграть его и сделать незаменимой деталью повествования - задача непростая. Впрочем, кое-какие подвижки в эту сторону у постановщика были: он попытался обыграть секс в экипаже и даже использовал для этого интересные находки, но к тому моменту съемочная группа уже полностью себя дискредитировала, наглядно продемонстрировав, что зрителей держат за идиотов - когда мадам Бовари впервые появляется на экране обнаженной, на ее теле четко видны следы от купальника… Эта халтура поставила жирный крест на всех усилиях костюмеров и декораторов создать видимость 19 века (а костюмы, к слову, тут вполне качественные). После такой лажи любые попытки придать тупому перепихону высокохудожественный вид обречены на провал.

Впрочем, есть у этой картины и определенные достоинства помимо костюмов: ее создатели, по крайней мере, читали роман Флобера. Актеров хотя бы попытались привести в соответствие с первоисточником. Правда, Эмму это не спасло: она некрасива, до жути похожа на рабыню Изауру, старовата (Фрэнсис О’Коннор 33 года), с морщинками вокруг глаз и увядшей грудью.

А вот Шарль Бовари выглядит довольно свежо, хотя Хью Бонневиллю 37 лет. Ему прикрыли нижнюю часть лица курчавой бородкой, он полноват, как и должно быть по книге, смотрит на жену и дочку добродушно и с огромной любовью. Да, таким вполне мог бы быть доктор Бовари.

Первая жена Шарля умерла от чахотки еще до его знакомства с Эммой.

Грег Уайз внешне вполне подходит на роль Родольфа: интересный, темноволосый, даже лет ему ровно столько, сколько нужно, но вот по актерским качествам он, увы, не тянет на эту роль - Буланже в его исполнении абсолютно никакой, даже выражение лица практически не меняется.

Хью Дэнси, играющему Леона, 25 лет, он светленький, хорошенький и в его лице есть что-то щенячье. Это лучший Леон из всех, почти по книге.

Виконт здесь просто замечательный: высокий, стройный, осанистый, с огневым взглядом и аристократическими манерами. Его играет профессиональный танцовщик Адам Купер. Какое наслаждение смотреть, как он танцует вальс с мадам Бовари. По-моему, это лучшая сцена во всем фильме!

Жюстена здесь играет Джо Робертс - 16-летний парнишка. Впрочем, ролька опять проходная.

Госпожа Майя , режиссер Кетан Мехта

Как ни странно, создатели фильма, весьма вольно отнесшись к букве романа, сумели сохранить дух произведения. Даже извечная индийская привязанность к музыкальным номерам в данном случае сыграла положительную роль.

Индия. Судя по костюмам - самое начало 80-х. Сорокалетний женатый доктор Чару Даз приезжает по вызову в огромный, некогда роскошный, а ныне запущенный и постепенно разрушающийся дворец. Там живет получившая европейское образование Майя со своим стареньким отцом.

Доктор заинтересовался необычным поведением Майи, а вскоре и влюбился. Как раз вовремя умерла жена врача, и он женился на Майе.

Девушка оказалась шизофреничкой. Ей постоянно были нужны новые острые впечатления. Ради них Майя связалась сначала с богатым соседом Рудрой,

а затем и с молоденьким парнем из соседнего города - Лалитом.

Никаких аналогов виконта в этой постановке нет, зато есть пропущенная в остальных экранизациях тема первой любви подростка к шикарной жене соседа.

Концовку переделали в мистически-сказочную. Кстати, меня очень удивило, что в фильме показали обнаженную женщину: мне казалось, что в Индии это не принято. Да, в отличии от версии 2000-го года, здесь интимная сцена вполне уместна.

Фильм 1991 года , режиссер Клод Шаброль

Это самый близкий к первоисточнику вариант с прекрасными актерами, хоть и подобранными бездумно.

Костюмы смешанные: часть вполне исторична, а часть - фэнтезийна.

Изабель Юппер 38 лет, она стара для роли Эммы, рыжеволоса и светлоглаза. Внешность актрисы позволяет сделать хоть красотку, хоть страшилище, режиссер предпочел ее уродовать - Эмма ходит с тенями под глазами, высветленными бровями и ресницами, за исключением нескольких моментов, когда глаза актрисе подкрашивают и мадам Бовари моментально становится хорошенькой.

Шарля Бовари играет Жан-Франсуа Бальме. Он очень тонкий актер и играет прекрасно, но ему 45 лет. Этим все сказано.

Кристофу Малавуа почти сорок. У него специфическая, немного аморфная внешность, напоминающая Анатолия Васильева в фильме «Экипаж». Такой типаж совсем не вяжется с образом Родольфа.

Люка Бельво тридцать, и внешность у него для Леона Дюпюи малость потасканная.

На роль виконта Клод Шаброль взял своего сына Томаса. В итоге эротическая мечта приняла облик плюгавенького очкарика.

Роль Жюстена исполняет тридцатилетний Ив Верховен. Надо ли говорить, что к роману этот персонаж не имеет почти никакого отношения.


Шарль, Эмма, Родольф, Жюстен

Несмотря на мискастинг, это все равно самая толковая и добротная экранизация «Госпожи Бовари».

Язык оригинала: Оригинал издан:

«Госпожа Бовари» (Мадам Бовари , фр. Madame Bovary ) - роман Гюстава Флобера , впервые напечатанный в 1856 году . Считается одним из шедевров мировой литературы .

Главная героиня романа - Эмма Бовари, жена врача, живущая не по средствам и заводящая внебрачные связи в надежде избавиться от пустоты и обыденности провинциальной жизни. Хотя сюжет романа довольно прост и даже банален, истинная ценность романа - в деталях и формах подачи сюжета. Флобер как писатель был известен своим стремлением довести каждое произведение до идеала, всегда стараясь подобрать верные слова.

Роман печатался в парижском литературном журнале «Ревю де Пари » с 1 октября по 15 декабря 1856 года . После опубликования романа автор (а также ещё двое издателей романа) был обвинён в оскорблении морали и вместе с редактором журнала привлечён к суду в январе 1857 года . Скандальная известность произведения сделала его популярным, а оправдательный приговор от 7 февраля 1857 года сделал возможным последовавшее в том же году опубликование романа отдельной книгой. В настоящее время он считается не только одним из ключевых произведений реализма , но и одним из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще. В романе присутствуют черты литературного натурализма. Скепсис Флобера по отношению к человеку проявился в отсутствии типичных для традиционного романа положительных героев. Тщательная прорисовка характеров обусловила и очень длинную экспозицию романа, позволяющую лучше понять характер главной героини и, соответственно, мотивацию её поступков (в отличие от волюнтаризма в действиях героев сентименталистской и романтической литературы). Жёсткий детерминизм в поступках героев стал обязательной чертой французского романа первой пол. XIX в. Колорит провинциальной жизни, в которой сконденсировались все уродства буржуазной культуры, позволяет отнести Флобера к числу писателей, ориентированных на «антипровинциальную» тематику. Тщательность изображения характеров, точная до беспощадности прорисовка деталей (в романе точно и натуралистично показана смерть от отравления мышьяком, хлопоты по приготовлению трупа к погребению, когда изо рта умершей Эммы выливается грязная жидкость, и т. п.) были отмечены критикой как особенность писательской манеры Флобера. Это отразилось и в карикатуре, где Флобер изображён в фартуке анатома, подвергающим вскрытию тело Эммы Бовари.

Согласно проведённому в 2007 году опросу современных популярных авторов, роман «Госпожа Бовари» является одним из двух величайших романов всех времён (сразу после романа Льва Толстого «Анна Каренина ») . Тургенев в своё время отозвался об этом романе как о самом лучшем произведении «во всём литературном мире».

Сюжет

Свадьба Эммы и Шарля.

Шарль Бовари, закончив колледж, по решению матери начинает учиться медицине. Однако он оказывается не очень смышлён, и только природная старательность и помощь матери позволяют ему сдать экзамен и получить место врача в Тосте - провинциальном французском городке в Нормандии . Стараниями матери же он женится на местной вдове, малопривлекательной, но обеспеченной женщине, которой уже за сорок. Однажды, отправившись по вызову к местному фермеру, Шарль знакомится с дочерью фермера, Эммой Руо, симпатичной девушкой, к которой у него возникает влечение.

После смерти жены Шарль начинает общаться с Эммой и через какое-то время решается просить её руки. Её давно овдовевший отец даёт согласие и устраивает пышную свадьбу . Но когда молодые начинают жить вместе, Эмма очень быстро понимает, что не любит Шарля. Однако он её любит и по-настоящему с ней счастлив. Она тяготится семейной жизнью в глухой провинции и в надежде что-то изменить настаивает на переезде в другой город. Однако это не помогает, и даже рождение ребёнка, девочки, ничего не меняет в её отношении к жизни.

На новом месте она встречает поклонника, Леона Дюпюи, с которым у неё возникают отношения, пока платонические. Но Леон мечтает о столичной жизни и через некоторое время уезжает в Париж . Через некоторое время Эмма знакомится с Родольфом Буланже, весьма состоятельным человеком и известным ловеласом. Он начинает за ней ухаживать, и они становятся любовниками. Во время этой связи она начинает влезать в долги и тратить деньги без разрешения мужа. Отношения заканчиваются, когда она начинает мечтать и готовиться к побегу от мужа за границу с любовником и дочкой. Родольфа не устраивает такое развитие событий, и он разрывает связь, что Эмма переносит очень тяжело.

Окончательно отойти от подавленного состояния ей удаётся лишь тогда, когда она снова встречает вернувшегося из столицы Леона Дюпюи, который возобновляет свои ухаживания. Она пытается отказать ему, но не может. Эмма и Леон впервые вступают в связь в нанятой ими для экскурсии по Руану карете. В дальнейшем отношения с новым любовником вынуждают её обманывать мужа, вплетая всё больше и больше лжи в семейную жизнь. Но она запутывается не только во лжи, но и в долгах, наделанных при помощи владельца лавки господина Лере. Это оказывается хуже всего. Когда ростовщик уже не хочет ждать и обращается в суд с целью изъять в счёт долга имущество супругов, Эмма, пытаясь найти выход, обращается к любовнику, к другим знакомым, даже к Родольфу, прежнему любовнику, но безуспешно.

Отчаявшись, она тайком от аптекаря, господина Омэ, берёт в аптеке мышьяк , который тут же принимает. Вскоре ей становится плохо. Ни муж, ни приглашённый знаменитый врач ничем не могут ей помочь, и вскоре Эмма умирает. После её смерти Шарлю открывается правда о количестве наделанных ею долгов, а затем - и о наличии отношений с другими мужчинами. Потрясённый, он оказывается не в силах это пережить и вскоре умирает.

История создания

Идея романа была подана Флоберу в 1851 году . Он только что прочёл для друзей первый вариант другого своего произведения - «Искушение Святого Антония», и был ими раскритикован. В связи с этим один из друзей писателя, Максим дю Кан, редактор «La Revue de Paris», предложил ему избавиться от поэтического и высокопарного слога. Для этого дю Кан посоветовал выбрать реалистичный и даже будничный сюжет, связанный с событиями в жизни обычных людей, современных Флоберу французских мещан. Сам же сюжет был подсказан писателю ещё одним другом, Луи Буйле (именно ему посвящён роман), который напомнил Флоберу о событиях, связанных с семьёй Деламар.

Эжен Деламар учился хирургии под руководством отца Флобера - Ахилла Клефоаса. Не обладая никакими талантами, он смог занять место врача лишь в глухой французской провинции, где женился на вдове , женщине старше его. После смерти жены он встретил молодую девушку по имени Дельфина Кутюрье, ставшую затем его второй женой. Романтическая натура Дельфины не вынесла, однако, скуки провинциальной мещанской жизни. Она начала тратить деньги мужа на дорогие наряды, а затем и изменять ему с многочисленными любовниками. Мужа предупреждали о возможных изменах жены, но он в это не поверил. В возрасте 27 лет, запутавшись в долгах и теряя внимание со стороны мужчин, она покончила с собой. После смерти Дельфины мужу открылась правда о её долгах и подробности её измен. Он не смог этого вынести и через год также скончался.

Флоберу была знакома эта история - его мать поддерживала контакты с семьёй Деламар. Он ухватился за идею романа, изучил жизнь прототипа , и в том же году принялся за работу, которая оказалась, однако, мучительно тяжёлой. Флобер писал роман почти пять лет, порой затрачивая на отдельные эпизоды целые недели и даже месяцы. Об этом остались письменные свидетельства самого писателя. Так, в январе 1853-го он писал Луизе Коле:

Я пять дней просидел над одной страницей…

В другом письме он фактически жалуется:

Я бьюсь над каждым предложением, а оно никак не складывается. Что за тяжёлое весло - моё перо!

Уже в процессе работы Флобер продолжал сбор материала. Он сам читал романы, которые любила читать Эмма Бовари, изучал симптомы и последствия отравления мышьяком . Широко известно, что он сам почувствовал себя плохо, описывая сцену отравления героини. Так он вспоминал об этом:

Когда я описывал сцену отравления Эммы Бовари, я так явственно ощущал вкус мышьяка и чувствовал себя настолько действительно отравленным, что перенёс два приступа тошноты, совершенно реальных, один за другим, и изверг из желудка весь обед.

В ходе работы Флобер неоднократно переделывал свой труд. Рукопись романа, которая в настоящее время хранится в муниципальной библиотеке

Gustave Flaubert

Французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова». Наиболее известен как автор романа «Мадам Бовари».

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в городе Руане в мелкой буржуазной семье. Его отец был хирургом в больнице Руана, а мать дочерью врача. Он был младшим ребёнком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшие сестра и брат. Двое других детей не выжили. Детство писатель провёл безрадостно в темной квартире врача.

Писатель учился в Королевском колледже и лицее в Руане, начиная с 1832 года. Там он встретил Эрнеста Шевалье, с которым основал издание «Искусство и прогресс» в 1834 году. В этом издании он впервые напечатал свой первый публичный текст.

В 1849 году он завершил первую редакцию «Искушения святого Антония» - философской драмы, над которой впоследствии работал всю жизнь. В мировоззренческом отношении она проникнута идеями разочарования в возможностях познания, что проиллюстрировано столкновением разных религиозных направлений и соответствующих доктрин.

«Г оспожа Бовари» или «Мадам Бовари » – история создания романа


Madame Bovary

Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Госпожа Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Свой роман писатель попытался сделать реалистическим и психологичным. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали». Роман оказался одним из важнейших предвестников литературного натурализма.

Роман печатался в парижском литературном журнале «Ревю де Пари» с 1 октября по 15 декабря 1856 года. После опубликования романа автор (а также ещё двое издателей романа) был обвинён в оскорблении морали и вместе с редактором журнала привлечён к суду в январе 1857 года. Скандальная известность произведения сделала его популярным, а оправдательный приговор от 7 февраля 1857 года сделал возможным последовавшее в том же году опубликование романа отдельной книгой. В настоящее время он считается не только одним из ключевых произведений реализма, но и одним из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще.

Идея романа была подана Флоберу в 1851 году. Он только что прочёл для друзей первый вариант другого своего произведения - «Искушение Святого Антония» - и был ими раскритикован. В связи с этим один из друзей писателя, Максим дю Кан, редактор «La Revue de Paris», предложил ему избавиться от поэтического и высокопарного слога. Для этого дю Кан посоветовал выбрать реалистичный и даже будничный сюжет, связанный с событиями в жизни обычных людей, современных Флоберу французских мещан. Сам же сюжет был подсказан писателю ещё одним другом, Луи Буйле (именно ему посвящён роман), который напомнил Флоберу о событиях, связанных с семьёй Деламар.

Флоберу была знакома эта история - его мать поддерживала контакты с семьёй Деламар. Он ухватился за идею романа, изучил жизнь прототипа и в том же году принялся за работу, которая оказалась, однако, мучительно тяжёлой. Флобер писал роман почти пять лет, порой затрачивая на отдельные эпизоды целые недели и даже месяцы.

Г лавные персонажи романа

Шарль Бовари

Скучный, усидчивый тугодум, без обаяния, остроумия, образования, но с полным набором банальных идей и правил. Он мещанин, но при этом еще и трогательное, жалкое существо.

ЭММА РУО

Дочь зажиточного крестьянина с фермы Берто, жена доктора Шарля Бовари. Супружеская пара приезжает в маленький провинциальный город Ионвиль. Эмма, получившая воспитание в монастыре, отличается романтическим и возвышенным представлением о жизни. Но жизнь оказывается совсем иной. Муж ее - обыкновенный провинциальный лекарь, недалекий в умственном отношении человек, «разговоры которого были плоски, как уличная панель». Это становится причиной того, что Эмма бросается на поиски любовных романтических приключений. Ее любовники - Родольф Буланже и клерк Леон Дюпюи - пошляки, эгоисты, бросающие Эмму ради личных выгод.

Реальный прототип - Дельфина Дела-мар, жена лекаря из города Ри близ Руана, умершая в возрасте 26 лет, отравившись мышьяком. Впрочем, сам писатель уверял, что «все действующие лица его книги - вымышленные». Тема женщины, скучающей в браке и обнаруживающей «романтические» стремления, возникает в раннем рассказе Флобера «Страсть и добродетель» (1837), затем в первом романе, названном «Воспитание чувств».

«Г оспожа Бовари» краткое содержание романа

Шарль Бовари, закончив колледж, по решению матери начинает учиться медицине. Однако он оказывается не очень смышлён, и только природная старательность и помощь матери позволяют ему сдать экзамен и получить место врача в Тосте - провинциальном французском городке в Нормандии. Стараниями матери же он женится на местной вдове, малопривлекательной, но обеспеченной женщине, которой уже за сорок. Однажды, отправившись по вызову к местному фермеру, Шарль знакомится с дочерью фермера, Эммой Руо, симпатичной девушкой, к которой у него возникает влечение.

После смерти жены Шарль начинает общаться с Эммой и через какое-то время решается просить её руки. Её давно овдовевший отец даёт согласие и устраивает пышную свадьбу. Но когда молодые начинают жить вместе, Эмма очень быстро понимает, что больше не любит Шарля и что до этого она вообще не знала, что такое любовь. Однако он её любит без памяти и по-настоящему с ней счастлив. Она тяготится семейной жизнью в глухой провинции и в надежде что-то изменить настаивает на переезде в другой (также провинциальный) город Ионвиль. Это не помогает, и даже рождение ребёнка от Шарля не вызывает у неё трепетных чувств (сцена, когда она, унывающая от тягости жизни, в порыве негодования толкает дочку, а та ударяется, что не вызывает сожаления у матери).

В Ионвиле она встречает студента, помощника нотариуса Леона Дюпюи, с которым они подолгу разговаривают о прелестях столичной жизни на обедах в трактире, куда Эмма приходит с мужем. У них возникает обоюдное влечение. Но Леон мечтает о столичной жизни и через некоторое время уезжает в Париж продолжать обучение. Через некоторое время Эмма знакомится с Родольфом Буланже, состоятельным человеком и известным ловеласом. Он начинает за ней ухаживать, говоря слова о любви, которых ей так недоставало от Шарля, и они становятся любовниками в лесу, «под носом» у ничего не подозревающего влюбленного мужа, который сам купил Эмме лошадь, чтобы она совершала полезные прогулки на лошади с Родольфом в тот самый лес. Желая сделать Родольфу приятное и подарить ему дорогой хлыстик, она постепенно влезает в долги, подписывая векселя Лере, пронырливому лавочнику, и тратя деньги без разрешения мужа. Эмма и Родольф счастливы вместе, они часто тайно встречаются и начинают готовиться к побегу от мужа. Однако Родольф, человек холостой, не готов пойти на это и разрывает связь, написав письмо, прочитав которое Эмма заболевает и надолго слегает в постель.

Постепенно она поправляется, окончательно же отойти от подавленного состояния ей удаётся лишь тогда, когда в Руане, довольно крупном городе рядом с Ионвилем, она встречает вернувшегося из столицы Леона. Эмма и Леон впервые вступают в связь после посещения руанского собора (Эмма пытается отказать, не приходить в собор, но в конце концов не перебарывает себя и приходит) в нанятой ими карете, которая полдня носилась по Руану, составляя загадку для местных жителей. В дальнейшем отношения с новым любовником вынуждают её обманывать мужа, говорить, что по четвергам она берет занятия по фортепиано у женщины в Руане. Она запутывается в долгах, наделанных при помощи лавочника Лере.

Обманом выудив у Шарля доверенность на распоряжение имуществом, Эмма тайно продаёт его приносившее небольшой доход поместье (это откроется Шарлю и его матери позже). Когда Лере, собрав векселя, подписанные Эммой, просит своего приятеля подать в суд, который постановляет изъять в счёт долга имущество супругов, Эмма, пытаясь найти выход, обращается к Леону (он отказывается рисковать ради своей любовницы, воруя несколько тысяч франков из конторы), к ионвильскому нотариусу (который хочет вступить с ней в связь, но ей отвратителен). В конце концов она приходит к бывшему любовнику Родольфу, который так жестоко поступил с ней, но тот требуемой суммы не имеет, а продавать вещицы (составляющие обстановку его интерьера) ради неё не намерен.

Отчаявшись, она тайком в аптеке господина Оме принимает мышьяк, после чего приходит домой. Вскоре ей становится плохо, она лежит в кровати. Ни муж, ни приглашённый знаменитый врач ничем не могут ей помочь, и Эмма умирает. После её смерти Шарлю открывается правда о количестве наделанных ею долгов, даже об изменах - но он продолжает страдать по ней, разрывает отношения с матерью, хранит её вещи. Он даже встречается с Родольфом (отправившись продать лошадь) и принимает приглашение Родольфа выпить с ним. Родольф видит, что Шарль знает об измене жены, и Шарль говорит, что не обижается, в результате чего Родольф признаёт в душе Шарля ничтожеством. На следующий день Шарль умирает у себя в саду, его застаёт там маленькая дочка, которую затем передают матери Шарля. Через год она умирает, и девочке приходится идти на прядильную фабрику, чтобы заработать на пропитание.

Причина гибели Эммы заключается не только в разладе между мечтой и действительностью, но и обусловлена той гнетущей буржуазной средой, в которой живут персонажи Флобера. Образ главной героини романа сложен и противоречив. Монастырское образование и косное мещанское окружение обусловили ограниченность ее кругозора.

Источники – Википедия, rlspace.com, Всесочинения.ру, Литературка.инфо.

Гюстав Флобер – «Госпожа Бовари» – краткое содержание романа (мировая классика) обновлено: 8 декабря, 2016 автором: сайт