К какому жанру относится серенада. Жанры в музыке

франц. serenade, от итал. serenata, от sera - вечер; нем. Serenade, Ständchen

\1) Песня, представляющая собой обращение к возлюбленной. Истоком такой С. является вечерняя песня трубадуров (serena). Вок. С. была широко распространена в быту юж. романских народов. Она предназначалась для исполнения в вечернее или ночное время под окном возлюбленной; певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем подобного рода вок. С. вошла в оперу (серенада Дон Жуана из одноим. оперы Моцарта, серенада графа из оперы "Севильский цирюльник" Россини и др.), вместе со своей разновидностью - песней в честь возлюбленной, прославляющей её достоинства,- стала жанром камерной вок. музыки. Широко известны шубертовские "Вечерняя серенада" ("Stдndchen") на текст Л. Рельштаба (его "Утренняя серенада" во многом представляет тип "утренней песни" - см. Альборада), С. на текст Ф. Грильпарцера (для соло контральто, жен. хора и фп.); серенады имеются и среди песен Ф. Шуберта, не носящих этого названия (напр., песня "К Сильвии" - "An Sylvia"). В последующее время С. для голоса и фп. создавали Р. Шуман, И. Брамс, Э. Григ, М. И. Глинка ("Я здесь, Инезилья", "Ночной Зефир", "О дева чудная моя"), А. С. Даргомыжский ("Ночной зефир"), П. И. Чайковский ("Серенада Дон Жуана") и др. композиторы.

\2) Сольная инстр. пьеса, воспроизводящая характерные черты вок. серенады. Образцами С. могут служить No 36 из "Песен без слов" для фп. Мендельсона-Бартольди, С. из "Думок" для фп. трио Дворжака, С. для скрипки и фп. Аренского. Изредка особенности вок. С. имитируются и в ансамблевой музыке. Яркий пример - С. Andante cantabile из струн. квартета Й. Гайдна (Hob. III, No 17), где выделяются соло и аккомпанемент, воссоздающий звучание типичных для сопровождения старинной С. инструментов - мандолины, лютни, гитары.

\3) Циклич. ансамблевое инстр. произв., родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну. Первоначально С. создавались в честь к.-л. особы и предназначались для исполнения на открытом воздухе; в инстр. составе главенствующее положение занимали дух. инструменты. С. часто начинались и заканчивались маршами, как бы изображавшими приход и уход музыкантов. Примерно к 1770 С. утратила прикладное значение. Характерные черты С. - большее, чем в симфонии, количество частей (обычно 7-8), соединение в цикле частей, типичных для симфонии, с частями, типичными для сюиты; как правило, в С. присутствует менуэт, нередко 2-3 менуэта. По стилю С. ближе к сюите, чем к симфонии. Инстр. состав может быть как камерным (особенно в сюитах для дух. инструментов), так и оркестровым (используется преимущественно струн. оркестр).

В числе авторов инстр. циклич. С. - М. Гайдн, Л. и В. А. Моцарт (наиболее известные С. - "Хаффнеровская серенада" - "Haffner-Serenade", K.-V. 250, и "Маленькая ночная музыка" - "Eine kleine Nachtmusik", K.-V. 525), Л. Бетховен (op. 8 - для скрипки, альта и виолончели, ор. 25 - для флейты, скрипки и альта), И. Брамс (ор. 11 - для большого оркестра и ор. 16 - для малого), А. Дворжак (ор. 22 - для струн. оркестра, ор. 44 - для дух. инструментов, виолончели и контрабаса), X. Вольф ("Итальянская серенада" для малого оркестра), Я. Сибелиус (ор. 69 - 2 С. для скрипки и оркестра), П. И. Чайковский (ор. 48 - для струн. оркестра), А. К. Глазунов (ор. 7 и 11 - для симф. оркестра) и др.

\4) Сочинение для пения с инстр., б. ч. орк. сопровождением, создававшееся в 17-18 вв. в странах Зап. Европы в честь к.-л. придв. торжеств (свадьбы, дня рождения или именин коронованной особы) и исполнявшееся в костюмах и со скромным декорационным оформлением. В таких С. обычно привлекались аллегорич. тексты. Как правило, помимо обозначения жанра, они носят и определ. названия, отвечающие содержанию текста. Эти С. сближаются, с одной стороны, с писавшимися в честь подобных же событий операми (типа оперы "Золотое яблоко" - "Il pomo d"oro" Чести), с другой - с торжеств. кантатами. В числе подобных С. - "Ацис и Галатея" ("Acis und Galathea") Генделя (3 редакции), "Свадьба Геракла и Эбы" ("Le nozze d"Ercole e d"Ebe") Глюка. На Западе театрализованная С. обозначается исключительно итальянским термином serenate, который прежде применялся и к С. других родов.

Франц Петер Шуберт (1797 - 1828) - гениальный австрийский композитор. Он прожил всего-навсего 31 год, и на его могиле известный поэт того времени Грильпарцер написал: "Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды". Тем не менее, даже за этот короткий отведенный ему срок, композитор написал множество замечательных произведений. Именно благодаря Шуберту жанр песни вошел в классическую музыку и получил свою форму. Жанр, ранее считавшийся незначительным, композитор возвел в степень художественного совершенства. Шуберт является автором более 600 песен, в том числе, на стихи Иоганна Вольфганга фон Гёте, Генриха Гейне и других знаменитых немецких поэтов.
Франц Шуберт - Серенада

Речь пойдет о песне Шуберта "Standchen" (она же "Serenade", она же "Вечерняя Серенада") из сборника "Schwanengesang" ("Лебединая песня", 1828).
Серенада - одно из произведений, опубликованных вскоре после смерти Шуберта. Многие его произведения, что называется, пылились в столе, а его семья и друзья не догадывались о подлинных масштабах его музыкального наследия.
Leise flehen meine Lieder
Durch die Nacht zu dir...

Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной...

Shtil antloyfn mayne lider
durkh der nakht tsi dir...
Для начала, познакомимся с музыкой гениального композитора. Вот мелодия этой песни в фортепианном переложении Ференца Листа и исполнении Сергея Васильевича Рахманинова.
Шуберт–Лист (Рахманинов) - Серенада

Интересно, что Людвиг Рельштаб переслал Бетховену ряд своих стихотворений, рассчитывая, что композитор положит их на музыку. Последний, однако, лежал в это время на смертном одре. Шиндлер сообщает, что после смерти Бетховена он передал стихотворения Шуберту. По свидетельству русского поэта Н. П. Огарева, Рельштаб остался недоволен шубертовскими песнями на его тексты. Описывая встречу за ужином с Ф. Листом и Л. Рельштабом в 1842 году в Берлине, Огарев замечает: "За ужином был поэт Рельштаб – несносное существо. Сухой критик. "Вечерняя серенада" ("Standchen") - его лучшее произведение. Он уверяет, что Шуберт испортил его стихи. Дурак нестерпимый". Но в мемуарах "Из моей жизни", изданных в 1861 году, Рельштаб не высказывает какого-либо порицания шубертовским песням. Возможно, сказалась возросшая известность песен Шуберта, с которой поэту пришлось считаться.

Замечательный лирический поэт Николай Платонович Огарев (1813 - 1877) перевел это стихотворение на русский язык.
Николай Огарев, "Serenade"

Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной.
В рощу легкою стопою
Ты приди, друг мой.

При луне шумят уныло
Листья в поздний час,
И никто, о друг мой милый,
Не услышит нас.

Слышишь, в роще зазвучали
Песни соловья,
Звуки их полны печали,
Молят за меня.

В них понятно все томленье,
Вся тоска любви,
И наводят умиленье
На душу они,

Дай же доступ их призванью
Ты душе своей
И на тайное свиданье
Ты приди скорей!

Впервые этот перевод появился в составе повести И. И. Панаева "Актеон" (1841). Перевод, как можно видеть из сравнения двух текстов, достаточно вольный. И действительно, сам Огарев считал свое произведение связанным в гораздо большей мере с музыкальной интерпретацией, чем с поэтическим оригиналом. Поэтому неудивительно, что стихи Огарева с музыкой Шуберта тоже стали знаменитой песней, в которой нерасторжимы нега ночи и тепло души, чистота воздуха и искренность любовного восторга. Тихие мерные гармонические созвучия фортепиано сопровождают певучую, полную чувства мелодию. Воздушный звуковой фон резонирует призывной песне и, подобно эху, имитирует мелодические концовки.
Вот она в исполнении великого лирического тенора Ивана Семеновича Козловского

Серенада это первоначально музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви; большей частью песня в честь возлюбленной, обычно включающая мотив приглашения на свидание, любовный призыв. Вокальная серенада с аккомпанементом на лютне, мандолине или гитаре, была распространена в быту южных романских народов; истоки ее - серена, в отличие от которой в серенаде тема запретной любви стала необязательной. В среднеевропейских странах 17-18 века особенное распространение получила инструментальная серенада, которая первоначально также исполнялась под открытым небом. Твердых стихотворных форм серенада не выработала. Со временем она вошла в оперу («Дон Жуан», 1787, В.А.Моцарта; «Севильский цирюльник», 1816, Дж.Россини и др.), стала жанром камерной вокальной музыки.

Отголоски жанра серенады слышатся в творчестве французского драматурга Э.Ростана (монолог Персине в комедии «Романтики», 1894,1,9; признание Сирано в любви к Роксане - «Сирано де Бержерак», 1898, III, 7). В лирике А.А.Фета есть два стихотворения под названием «Серенада» (1840, 1844), включающие главные атрибуты вечерней приветственной песни: «сладострастную темноту», «звенящие» струны, «звуки песнопенья», «трепещущее сердце» поэта, письмо любви, упавшее через перила балкона. Приближается к форме серенады стихотворение А.С.Пушкина «Я здесь, Инезилья…» (1830).

Слово серенада произошла от французского serenade.

Во всех видах искусств существует деление произведений по жанрам. Для каждого из них характерны свои основные признаки. Отличаются они друг от друга особенностями содержания и формы. Сегодня мы поговорим о музыкально-поэтических жанрах: это романс, баллада, элегия и серенада.

Романс
Cлово романс уводит нас в средние века в Испанию. В те далекие времена, помимо повседневного обычного языка существовал другой – латинский. На нем ученые писали книги, исполнялись церковные молитвы. Изучали его и в наших дореволюционных гимназиях. Латынь была признана официальным языком католической церкви. Хотя этот язык был широко распространен, доступен он был не многим. Латынь знали только люди грамотные, а их в то время было невероятно мало. И тогда, наряду с церковными сочинениями на латинском языке, стали появляться песни и стихи народного склада, которые исполнялись на романском (испанском) языке. Отсюда и название «романс». Из Испании романсы быстро распространились по всей Европе, а в конце XVIII века появились в России. Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название закрепилось.

Ранние русские романсы называют бытовыми. Композиторы часто использовали в них крестьянскую народную мелодию, поэтому во многих бытовых романсах живет душа народной песни.

Создателями русского бытового романса являются композиторы первой половины XIX века. Песня – романс неизменная сфера творчества А. А. Алябьева. Его лирика с большой глубиной отражает повседневный мир переживаний современника, которому были свойственны трагическое восприятие жизни, ощущение одиночества, тоски, отчаяния, чувство гражданского протеста, а также бескорыстной дружбы, воскресающей надежды возвышенной любви. Необычайно широк круг поэтов, на стихи которых Алябьев создавал свои романсы. Среди них Пушкин, Дельвиг, Жуковский, поэты-декабристы Грибоедов, Вяземский и другие. Очень многие романсы композитора (всего их 180) можно отнести к ряду самых выдающихся образцов вокального творчества, например, «Я вижу образ твой», «Два ворона», «Не говори: любовь пройдет», а знаменитый «Соловей» является жемчужиной алябьевской лирики.

Яркое явление в русской камерной вокальной музыке – А. Е. Варламов. Его искусство, неразрывно связанное с народными истоками, с городской песенной культурой, выделяется как одна из вершин русского бытового романса. Сочинения Варламова были на редкость популярны. Милый «Красный сарафан» пелся «всеми сословиями» и даже получил воплощение в изобразительном искусстве: появился лубок – своеобразная иллюстрация к варламовской песне. Многие романсы композитора как характерный элемент быта введены в произведения целого ряда писателей: Гоголя, Тургенева, Некрасова, Лескова, Бунина и даже Голсуорси. Содержание романсов Варламова не ограничивалось лирическими сюжетами. Здесь и патриотическая тематика («Парус»), и тема природы («Горные вершины», «Листья шумели уныло»), и тема искусства («Мечта об Италии», «Поэт», «Внутренняя музыка»). Романсы Варламова охватывают широкий по эмоциональному диапазону круг образов – от светлых до глубоко драматичных.

Народно-бытовая линия русского романса нашла свое самобытное продолжение в вокальной лирике А. А. Гурилева. К этому жанру он шел, как и все его современники, от русской поэзии, затрагивая в ней то, что казалось ему близким. Глубокой проникновенностью отличается песня «Однозвучно гремит колокольчик». С поэтической грустью передает композитор образы дальней дороги, «родные звуки» унылой песни ямщика. В своем творчестве Гурилев постоянно обращался к образам русских девушек, то задумчивых и печальных, то грациозно-кокетливых. Жанр «женского портрета» с проникновенным лиризмом воссоздан в романсах «Бедная девушка ты», «Еще на заре моих дней», «Беглянка». Написанные в тонкой прозрачной манере, они напоминают портретные миниатюры 30-40х годов – изящные акварели, выполненные художниками. Песенная мелодика Гурилева созвучна трехдольным размерам русской поэзии – анапесту, амфибрахию, дактилю. Плавность вальсового движения в сочетании с песенными интонациями придает сочинениям этого композитора оттенок мягкой чувствительности.

Младший современник Алябьева, Гурилева, Варламова – М. И. Глинка. Вокальная лирика была для него постоянной спутницей творческой жизни. Композитор завершил длительный период становления камерной вокальной культуры и обобщил на самом высоком уровне ее жанровые традиции. Глинка стремился к усложнению фактуры, к широкой концертности, виртуозности. Его романсы требуют от исполнителя тонкого и совершенного мастерства. В них использованы богатейшие возможности певческого голоса, разнообразные приемы вокальной выразительности – широкая кантилена, экспрессивная декламация, тембровое богатство, тонкая градация динамических оттенков. Глинка чутко откликался на все яркие поэтические явления. Его привлекали стихи Дельвига, романтические сочинения Жуковского, творчество Лермонтова и русского поэта-самородка Кольцова. Но ближе всего была Глинке муза Пушкина. Близость их творчества рождена внутренним родством художественных натур. Они открыли миру все духовное богатство родного народа. Музыка пушкинского стиха подсказывала композитору пластичность и гибкость мелодии, а под влиянием ритмики русского стихосложения выстраивалась четкая ясная музыкальная форма романса. Глинка тщательно работал над лирическими стихотворениями Пушкина и достиг гармонии «чувства и мысли», «формы и содержания». Всего композитор написал десять романсов на стихи поэта. Среди них: «Признание», «В крови горит», «Ночной зефир», «Адель» и другие.

Главенствует среди «пушкинских романсов» знаменитое послание к А.П. Керн – «Я помню чудное мгновенье». Это шедевр зрелой камерной лирики. Глинка создал в своих романсах высокие, совершенные образцы вокального стиля.
Многие считают, что романс – это всегда лирическое произведение, потому что рассказывает о самом личном, сокровенном. Однако, это не совсем так. За время своего существования он научился показывать различные стороны человеческой жизни. У Даргомыжского есть романс «Титулярный советник». Это маленький сатирический рассказ про бедного чиновника и важную генеральскую дочь. В другом романсе «Червяк» звучит живая интонация униженного маленького человека, который не привык говорить во весь голос. Волнующее драматическое повествование о солдате, не стерпевшем обиды, нанесенной ему офицером, мы слышим в романсе «Старый капрал». Все эти персонажи можно найти в литературе тех лет и у Гоголя («Шинель», «Записки сумасшедшего»), и у Достоевского («Бедные люди»).

Бывают романсы и без слов. Их «поет» музыкальный инструмент – скрипка, виолончель, рояль, которые как бы подражают поющему человеческому голосу. Называются они инструментальными.
К жанру вокального и инструментального романса обращались многие русские композиторы: Римский-Корсаков, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Шостакович.

Баллада

Баллада – это повествование фантастического или драматического характера. Само слово произошло от итальянского «балляре», что означает танцевать. Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни. В середине века баллады превратились в песни повествовательного склада. Рассказывалось в них об исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах. Самой распространенной темой немецких баллад было обличение богачей, которые обманывали народ и наживались за его счет. А в английских балладах, которые возникли из крестьянских героических песен, рассказывалось о добром заступнике бедняков Робине Гуде. Был период, когда баллада переродилась в чисто литературный жанр. Она стала стихами, но в них сохранилась напевность ритма, и читались они нараспев.

В русском искусстве баллады сначала появляются в поэзии в эпоху романтизма. Этим жанром особенно увлекался В.А. Жуковский. Он был мастером стихотворного перевода и сделал достоянием русской литературы многие жемчужины мирового поэтического искусства. Его баллады стали основой музыкальных произведений. Вслед за поэтами к этому жанру обращаются композиторы: Мусоргский («Забытый»), Бородин («Море»), А. Г. Рубинштейн («Баллада»).
Одно из замечательных вокальных произведений Ф. Шуберта – баллада «Лесной царь» на слова Гете в переводе Жуковского. Она передает драматическую сцену – скачущего на коне через ночной лес с больным ребенком отца. Мальчику чудится сказочное существо, которое гонится за ним и манит к себе. Это лесной царь. Музыка пронизана тревогой и беспокойством.

Баллада, как и романс, может быть инструментальным произведением. Первым стал их сочинять польский композитор Ф. Шопен. Четыре его баллады – взволнованное, возвышенное повествование о событиях и людях. Замечательную балладу для фортепиано написал Э. Григ. Это рассказ о Норвегии, о природе, о временах легендарных походов викингов. Широко известны баллады Ф. Листа, И. Брамса, А. Лядова.

Элегия

Родина элегии – Древняя Греция. Название произошло от греческого (elegos) – жалоба, и в начале обозначало поэтическое произведение, содержанием которого была именно жалоба, обычно на неразделенную любовь. Позднее это слово приобрело более широкое значение. Так стали называть поэтические, а затем и музыкальные произведения задумчивого, печального, скорбного характера.

В конце XVIII века в русской музыке распространена вокальная элегия, как правило связанная с любовной тематикой, мотивами одиночества, утраты, тоски. Таковы элегии Глинки «Сомнение», «Не искушай меня без нужды», Бородина «Для берегов отчизны дальней». С середины XIX века развивается инструментальная элегия. Очень выразительны фортепианные элегии Рахманинова, Калиникова.

Серенада

Серенадами назывались приветственные песни, которые исполнялись ночью перед балконом прекрасной дамы. Это слово в переводе с итальянского «al sereno» - означает «на открытом воздухе».
Зародилась серенада под теплым синим небом Италии и Испании. Исполняли ее под аккомпанемент струнных щипковых инструментов, чаще всего лютни или гитары.

В XVII – XVIII веках серенадами называли произведения для небольшого оркестра. Такие серенады часто сочиняли по заказу знатных лиц композиторы Гайдн и Моцарт.

В XIX веке привлекает к себе вокальная серенада. Но это уже не песня, которую исполнял кавалер перед домом возлюбленной, а романс, предназначенный для концертного исполнения. Очень популярны: серенада Шуберта «Песнь моя», Чайковского «Спи дитя…», Глинки «Я здесь, Инезилья». Содержание вокальных серенад осталось традиционным.

Лариса Путинцева.

Эталоном поведения влюбленного мужчины считалось в средневековые времена исполнение песни для понравившейся особы под ее окном или балконом. Как появилась такая традиция, сложно сказать. Однако некоторые сведения о правилах ее исполнения сохранились. Что такое серенада, кто пел ее?

Песни бродячих музыкантов

Владение тайной сложения звуков в приятную слуху мелодию, исполнение оной на музыкальных инструментах во все века уважались и приветствовались во всех странах мира. Талантливые поэты и певцы ходили по городам и поселкам, радуя и удивляя жителей своим искусством. В разных местностях их называли по-своему:

  • древнегреческих странствующих поэтов - рапсодами;
  • певцов североевропейских народов - бардами;
  • в Испании, Италии - трубадурами;
  • в Англии и Франции - менестрелями.

Путешествуя, музыканты не только зарабатывали себе на жизнь, развлекая общество своими выступлениями. Они знакомились с обычаями и творчеством в других странах, переносили некоторые элементы культуры от одного народа к другому.

Что такое серенада в музыке?

Определение однозначно сообщает, что это любовная песня, исполняемая трубадуром на открытом воздухе. Под сопровождение мандолины, лютни или гитары свои изысканные и благородные чувства к прекрасным дамам выражали рыцари. Некоторые из них могли вечерами напролет выводить голосовые рулады о любви без устали. В противовес утренним воспеваниям, альборадам, серенады пелись по вечерам, что и отразилось в названии жанра.

Рыцарские времена закончились, а романтическая традиция ночных любовных концертов осталась. А если поклонник дамы не обладал вокальными и поэтическими талантами, ему не возбранялось нанять для выражения своих чувств трубадура или целый ансамбль профессионалов.

В дальнейшем появилась музыка в любовном стиле, написанная для небольших оркестров. Обычно такое сопровождение заказывали более знатные и богатые влюбленные.

В дальнейшем, когда традиции несколько изменились, на вопрос о том, что такое серенада, можно было ответить, что это спокойные мелодии в исполнении камерного оркестра, сопровождающие почтенный семейный отдых на свежем воздухе.

Как изменилось искусство трубадуров?

В свое время на заказ писали серенады для оркестра Гайдн и Моцарт. Затем жанр, постепенно угасая, трансформировался в серенада в музыке сегодня? Это вокальное произведение для исполнения в сопровождении камерного оркестра. Среди наиболее популярных композиций назовем «Серенаду» Ф. Шуберта, слова которой взывают о любви: «Песнь моя, лети с мольбою в час ночной…»

Романтичные традиции для приватного ночного концерта

Как для рыцаря, так и для любого влюбленного существовал неписаный свод правил поведения, своеобразный сценарий. Ведь что такое серенада, знала не только каждая девушка Музыку слышали жители окрестных домов, поэтому все должно было происходить соответственно традициям. Притом дамы не просто сидели на своих балконах, созерцая происходящее. Они могли громко вздыхать и подбадривать певца или освистать и прогнать. Итак, рыцарю (поклоннику, решившемуся на открытое выражение симпатии) полагалось:

  • научиться петь под гитару и слагать стихи;
  • одеться соответствующим случаю образом;
  • запастись букетом свежих цветов;
  • встать под балконом дамы или под ее окном в пределах слышимости и видимости;
  • взять первые аккорды и дождаться какой-то реакции «предмета обожания» (шевеления занавесей, громкого вздоха или возгласа одобрения);
  • начать представление, восхваляя ее красоту, стройность стана, доброту души и свою любовь к обладательнице всего этого.

Что такое серенада? Это приватное общение влюбленных в средние века. Если номер и его исполнитель (заказчик песни) понравится даме, она покажется в окне или выйдет на балкон, кинет рыцарю многозначительный взгляд, цветок или (тайком от чужих глаз) Рыцарь обязан подняться по ней, независимо от высоты, с которой она была спущена. В любом случае заготовленный букет необходимо подарить даме, хотя бы забросив его в окно.

Если песня трубадура, серенада, музыкальная композиция в исполнении ансамбля не вдохновляла девушку, она могла осмеять исполнение, отвернуться и уйти, громко хлопнув дверью.

Настойчивый поклонник появится утром и споет любимой альбораду.